Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №131» комбинированного вида комитета по образованию города Барнаула.
Выборка: 10 старших дошкольников от 5 лет 8 месяцев до 6 лет 9 месяцев с общим недоразвитием речи.
Есть приложение.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 7
1.1 Слуховая память и ее развитие в онтогенезе 7
1.2 Особенности слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 13
1.3 Методики диагностики слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 19
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 24
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 25
2.1 Организация и методики изучения слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 25
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования 29
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОв 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 38
Актуальность исследования. Многочисленные наблюдения и исследования памяти в старшем дошкольном возрасте убедительно показывают, что недоразвитие мнемических функций оказывают влияние на развитие способности запоминать нужную информацию в полном объеме. В старшем дошкольном возрасте происходит активное формирование всех психических процессов. Именно в этот период у детей преобладают непроизвольные словесные мнемические процессы, появляется универсальный способ заучивания.
Характерной особенностью слуховой памяти старших дошкольников является запоминание информации в той форме, в которой он воспринимается на слух. При изучении словесного материала старшими дошкольниками запоминаются слова, как они их слышат. При этом смысловое содержание материала в процессе заучивания, хотя полностью и не теряет своего значения, но как бы отходит на второй план. Особое значение имеет развитие слуховой памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (далее – ОНР), так как она создает, сохраняет и обогащает знания, умения и навыки, без чего немыслима не только успешная образовательная деятельность старших дошкольников с ОНР, но и их социализация.
Актуальность исследования проблемы развития слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с ОНР обусловлена ее значимостью в социальном и практическом аспектах, а также недостаточной разработкой в научно-теоретическом и методическом планах. Характеристика закономерностей развития слуховой памяти у старших дошкольников с ОНР позволит определить, влияет ли дефект на процесс ее формирования и развития, а также найти правильные пути ее развития и коррекции.
Степень изученности. Механизм развития памяти представлен научными трудами У. Джеймса, С. А. Изюмовой, А. Н. Леонтьева, Т. П. Зинченко и др. Н. В. Москвина, Д. А. Муллер и др. раскрыли особенности памяти как психического процесса. Т. И. Дубровина, М. М. Мишина, А. Д. Остромецкая и др. определили сущность и особенности развития слуховой памяти применительно к детям старшего дошкольного возраста. Е. Н. Селезнева, А. А. Тараканова, Л. В. Черемошкина и др. проанализировали особенности развития слуховой памяти у старших дошкольников с ОНР. Однако, несмотря на достаточное количество научных трудов, посвященным исследованию особенностей развития памяти у старших дошкольников с ОНР, проблема развития такого вида памяти, как слуховая в старшем дошкольном возрасте при общем недоразвитии речи не теряет своей актуальности и требует дополнительных исследований.
В настоящее время существует противоречие между необходимостью развития слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в условиях дошкольной образовательной организации и отсутствие единых методологических подходов к обследованию слуховой памяти у дошкольников с ОНР.
Проблема исследования: каковы особенности слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Цель исследования – изучить особенности развития слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «слуховая память» и онтогенетические аспекты её формирования.
2. Охарактеризовать особенности развития слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Подобрать методики для обследования слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
4. Проанализировать результаты исследования по изучению особенностей развития слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект исследования – слуховая память.
Предмет исследования – особенности объема слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза: у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи слуховая кратковременная и долговременная память не развита, наблюдаются нарушения в слуховой памяти по различению неречевых звуков.
Методы: теоретические – теоретический анализ научных источников, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение; эмпирические – тестирование, количественный и качественный анализ результатов диагностики.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- подходы к памяти как психическому процессу – У. Джеймса, Т. П. Зинченко, А.Н. Леонтьева и др.;
- подходы к развитию слуховой памяти в старшем дошкольном возрасте с развитием в норме – А. Н. Белова, С. А. Изюмова и др.;
- подходы к развитию слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи – В. И. Долгова, А. А. Тараканова и др.;
Этапы исследования:
Первый этап – организационно-подготовительный – изучалась специальная литература по проблеме исследования; определялись задачи исследования, понятийный аппарат.
Второй этап – содержательно-технологический – выявлялись критерии, показатели и уровни развития слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Осуществлялась обработка эмпирических данных, формулировали выводы по результатам проведенного исследования.
Третий этап – заключительно-обобщающий – систематизировались и обобщались итоги экспериментальной работы, оформлялись результаты исследования.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №131» комбинированного вида комитета по образованию города Барнаула.
Выборка: в эксперименте участвовало 10 старших дошкольников от 5 лет 8 месяцев до 6 лет 9 месяцев с общим недоразвитием речи.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников, приложения.
Память человека способна хранить информацию и забывать ее. Хранением информации считается процесс длительного ее удержания в собственной памяти. Процесс забывания считается более значимым для психиатрии. Ведь целью забывания является потеря или уменьшение объема сохраненного в памяти материала. Данный процесс сопровождается невозможностью произношения утраченной информации. Забывание может мешать узнаванию новой и важной информации. Считается, что чаще всего забывается та информация, которая не играет важной роли для человека.
Слуховая память работает вне зависимости от желания индивида. Данный вид памяти условен, так как удерживает только физические признаки без их семантического кодирования. Эти признаки равны объёму восприятия. Сенсорная копия информации обладает большой ёмкостью. В процессе переработки часть сигналов стирается из памяти вследствие быстрого угасания, разрушения и маскировки информативных следов на сенсорном уровне.
В ходе экспериментального исследования было установлено, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР слухоречевая память развита в основном на среднем (50%) и низком (5%) уровнях, слуховая память – на среднем (3%) и низком (70%) уровнях. У детей с ОНР дефицит слухоречевой памяти проявлялся и в неточном воспроизведении заданного порядка слов. Согласно результатам диагностики, старшим дошкольникам с ОНР легче дается выполнение заданий с использованием речевого материала, задание с использованием неречевого материала дети выполнили значительно хуже. Следовательно, в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР необходимо подбирать игры и упражнения на основе неречевого материала (музыкальные инструменты, голоса птиц и другие звуки окружающего мира).
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Бадаева, В. И. Обследование познавательного развития детей школьного возраста с ОВЗ / В.И. Бадаева // Дефектология. – 2019. – №4. – С. 58-61.
2. Барсукова, И. Т. Память как психический процесс / И. Т. Барсукова // Мир психологии. – 2015. – №4. – С. 85-88.
3. Белова, А. П. Природа индивидуальных различий рабочей памяти / А. П. Белова, С. Б. Малых // Специальное образование – 2018 – №2. – 2013. – Т. 6. – № 3. – С. 51-64
4. Будникова, Т. Л. Особенности развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР / Т. Л. Будникова, А. В. Бурцева // Новая наука : Теоретический и практический взгляд. – 2020. – № 1. – С. 78-81
5. Грачева, И. А. Особенности психокоррекционной работы в условиях интеграции старших дошкольников с ОНР в ДОУ / И. А. Грачева // Школьный логопед. – 2019. – №1 (28). – C. 38-42.
6. Джеймс, У. Память / У. Джеймс. – Санкт-Петербург : Питер. 2017. – 269 с.
7. Долгова, В. И. Диагностико-аналитическая деятельность специального психолога / В. И. Долгова, Е. Г. Капитанец, О. А. Шумакова. – Челябинск : Изд-во «АТОКСО», 2018. – 116 с.
8. Долгова, В. И. Коррекционно-психологическая работа специального психолога / В. И. Долгова, Е. Г. Капитанец, О. А. Шумакова. – Челябинск : Изд-во «АТОКСО», 2018. – 104 с.
9. Дубровина, Т. И. Формирование слухоречевой памяти в системе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у старших дошкольников с ЗПР : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.03 / Т. И. Дубровина. – Москва, 2015. – 176 с.
10. Зинченко, Т. П. Непроизвольное запоминание / Т. П. Зинченко. – Москва : Директмедиа Паблишинг, 2018. – 717 с.
11. Зуева, В. А. Обзор генов и генетических мутаций, вызывающих речевые патологии / В. А. Зуева // Школьный логопед. – 2018. – № 1. – С. 32-37.
12. Иванова, А. С. Исследование слухоречевой памяти у детей с ОНР / А. С. Иванова, Е. П. Андреева // Молодой ученый. – 2016. – №21. – С. 819-822.
13. Изюмова, С. А. Мнемические способности и усвоение знаний / С. А. Изюмова // Психологические исследования. – 2016. – №4. – С. 71-75.
14. Калягин, В. А. Качество речи старших дошкольников с ОНР / В. А. Калягин // Специальная психология. – 2019. – № 3/4. – С. 78-90.
15. Кучина, В. Н. Память старших дошкольников : классификация видов, их значение и характеристики / В. Н. Кучина // В мире научных открытий Материалы XVII Международной научно-практической конференции. Центр научной мысли, 2015. – С. 48-51.
16. Левченко, И. Ю. Особенности памяти старших дошкольников с ОНР / И. Ю. Левченко, Т. И. Дубровина // Коррекционная педагогика. – 2017. – №2. – С. 5-12.
17. Леонтьев, А. Н. Очерки психологии детей / А. Н. Леонтьев / Под ред. А. Н. Леонтьева. – Москва : Издательство «Академия», 2016. – 210 с.
18. Михайлова, Е. А. Формирование предпосылок оптически грамотного чтения и письма у детей с речевой патологией / Е. А. Михайлова, Н. В. Ванифатьева, Л. А. Соколова // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. – 2017. – № 1. – С. 81-83.
19. Мишина, М. М. Внедрение психологических мнемотехник с целью развития памяти дошкольников / М. М. Мишина // Социально-психологические проблемы современной семьи Сборник статей VIII Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Под общей редакцией И.В. Ткаченко, 2018. – С. 74-79.
20. Москвина, Н. В. Латеральные профили и некоторые особенности мнестических и речевых функций человека / Н. В. Москвина : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.02 . – Уфа, 2010. – 189 c.
21. Муллер, Д. А. Память и мнемотехника / Д. А. Муллер // Старт в науке, 2016. – № 3. – С. 82-83.
22. Остромецкая, А. Д. Гендерные различия памяти / А. Д. Остромецкая // Современные проблемы в науке и образовании глазами молодых ученых сборник научных статей, 2016. – С. 45-47.
23. Пацуло, Е. В. К вопросу поиска эффективных путей коррекции связной речи детей с ограниченными возможностями здоровья / Е. В. Пацуло, Н. В. Пасечникова // Школьный логопед. – 2018. – № 1. – С. 69-72.
24. Пиаже, Ж. Интеллект и сенсомоторные функции / Ж. Пиаже. – Москва : Международная педагогическая академия, 2018. – 680 с.
25. Полянская, Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста : Учебно-методическое пособие / Т. Б. Полянская. – Санкт-Петербург : ПРЕСС, 2019. – 64 с.
26. Селезнева, Е. Н. Комплексное сопровождение развития старших дошкольников с ОНР / Е. Н. Селезнева // Открытый урок : методики, сценарии и примеры. – 2017. – № 9. – С. 68-71.
27. Тараканова, А. А. Специфические особенности мыслительных операций у старших дошкольников с ОНР / А. А. Тараканова // Сибирский педагогический журнал, 2018. – № 5. – С. 139-145.
28. Фотекова, Т. А. Роль факторов среды в формировании высших психических функций в старшем дошкольном возрасте / Т. А. Фотекова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Хакас. гос. ун-т им. Н. Ф. Катанова. – Абакан : Бригантина, 2015. – 204 с.
29. Хофман, И. Активная память. Экспериментальные исследования и теории человеческой памяти / И. Хофман. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 312 с.
30. Черемошкина, Л. В. Психология мнемических способностей : диссертация доктора психол. наук / Л. В. Черемошкина. – Ярославль, 2016. – 587 с.