Объект исследования - ООО «Макро Групп» (г. Санкт-Петербург).
Основной вид деятельности - оптовая торговля электронным и телекоммуникационным оборудованием и его запасными частями.
Проведен анализ экономических показателей за 2021-2022 годы.
Есть приложения (в том числе скрины бухгалтерской отчетности).
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ 6
1.1 Понятие, классификация и виды цен 6
1.2 Факторы, влияющие на цену 9
1.3 Методы ценообразования 11
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «МАКРО ГРУПП» И ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 14
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Макро Групп» 14
2.2 Анализ системы ценообразования и оценка ее эффективности 16
2.3 Система рекомендаций по совершенствованию ценовой политики 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
ПРИЛОЖЕНИЯ 30
Вопросы ценообразования играют значимую роль в системе управления современным предприятием. Ценовая политика определяет виды и порядок формирования цен на товары и услуги, от ценовой политики зависит спрос на товары и услуги и размер конечных финансовых результатов. Можно согласиться с утверждением о том, что ценообразование – это один из факторов повышения конкурентоспособности и деловой активности современной коммерческой организации.
Проблема выбора наиболее оптимальной ценовой политики остается актуальной для многих организаций. Ценовая политика должна базироваться на изучении рынка, спроса и предложения, на исследовании цен на аналогичные товары и услуги, предлагаемые конкурентами. Ценовая политика должна быть гибкой и адаптироваться к изменения внешней среды и предпочтений потребителей. Систематическое исследование факторов, влияющих на ценовую политику и систему ценообразования в целом, позволит разработать организации такую систему цен, которая обеспечит улучшение результатов финансово-хозяйственной деятельности и экономического положения организации в целом.
Резюмируя вышесказанное, следует сделать вывод о том, что от выбора системы ценообразования, зависит конкурентоспособность предприятия, размер прибыли, рентабельности, уровень деловой активности и многие другие важнейшие экономические показатели организации. Исследования механизма ценообразования и изучение факторов, влияющих на цены, позволит сформировать рекомендации по улучшению результатов деятельности.
Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по совершенствованию системы ценообразования на основании исследования видов цен и факторов на них влияющих на примере организации ООО «Макро Групп».
Для реализации поставленной цели в работе требуется решить следующий ряд задач:
1. изучить понятие, классификацию и виды цены;
2. охарактеризовать факторы, влияющие на цены и ознакомиться с методами ценообразования;
3. представить организационно-экономическую характеристику организации и исследовать систему ценообразования коммерческой организации;
4. определить направления совершенствования системы ценообразования и влияние ценовой политики на финансовые результаты деятельности исследуемой организации.
Объектом исследования является коммерческая организация ООО «Макро Групп».
Предметом исследования стала система ценообразования.
Для выполнения работы были использованы методы анализа, сравнения, описания, наблюдения, опроса, системного анализа. Для повышения наглядности полученных результатов исследования был широко использован табличный и графический методы исследования.
Информационной базой выполнения курсовой работы стали учебники, учебные пособия, монографии по ценообразованию, экономике организации, менеджменту и маркетингу. Также для более глубокого изучения темы были использованы статьи, опубликованные в периодических изданиях. Для изучения видов цен и системы ценообразования исследуемой организации была использована отчетность предприятия и его отдельные бухгалтерские документы, отражающие порядок определения цены.
Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что предложенная система рекомендаций приведет к улучшению результатов финансово-хозяйственной деятельности и будет способствовать повышению деловой активности.
Структура курсовой работы включает в себя введение, основную часть, заключение и список использованных источников. Основная часть состоит из двух глав. Первая глава носит теоретический характер и раскрывает основные термины и определения. В данной главе представлено определены цены, ее значение для предприятия, приведена классификация цен. В теоретической части также представлена классификация цен и действующие методы ценообразования.
На основании изученных теоретических основ выполнена практическая часть курсовой работы на примере организации ООО «Макро Групп». В практической части изучена действующая система ценообразования и представлена оценка ее эффективности. Также в данной главе определены недостатки действующей системы ценообразования и меры по их устранению.
Завершают работу заключение и список использованных источников.
По результатам изучения теоретических и практических основ ценообразования можно сделать следующие выводы.
Цена представляет собой важнейший инструмент регулирования взаимоотношений экономических субъектов и предполагает денежное выражение стоимости определенного товара или услуг. На практике наиболее распространен принцип классификации цен в зависимости от характера обслуживаемого оборота. Различают оптовые цены производителя, отпускные цены, закупочные цены и розничные цены. Порядок формирования цен в рамках отдельного предприятия закреплен в ценовой политики. Для повышения эффективности работы коммерческие организации формируют ценовую стратегию, применяют различного рода вариации цен.
Изучение совокупности факторов, влияющих на цену товара, позволяет сделать вывод о том, что конечная цена зависит от множества внешних и внутренних факторов. На цену влияет фактор затрат , фактор конкурентоспособности, ценности, общественного мнения, полезности, стимулирования сбыта. На цену можно влиять путем использовать активной сбытовой политики, за счет формирования положительного имиджа организации в глазах потребителя.
Для определения цены реализации товара используются затратные методы, рыночные методы и параметрические методы определения конечной цены. Для определения окончательной цены реализации и выбора стратегии ценообразования требуется изучить влияние различных факторов и определить наиболее оптимальный метод определения цены. Выбор метода ценообразования должен базироваться на глубоком и детальном маркетинговом исследовании и анализе результатов финансово-хозяйственной деятельности.
Организационно-экономическая характеристика организации ООО «Макро Групп» позволяет сделать вывод о том, что исследуемая организация успешно специализируется на оптовой торговле электронными компонентами ведущих представителей различных отраслей промышленности. Центральный офис расположен в г. Санкт-Петербурге. Организационно-правовая форма – общество с ограниченной ответственности. Работы организации осуществляется на основании действующего законодательства и Устава. Для управления финансовой деятельностью предусмотрена финансовая служба. Вопросам ценообразования занимается специалист финансовой службы. Экономист уполномочен осуществлять разработку и оценку эффективности ценовой политики ООО «Макро Групп». Финансовые показатели демонстрируют положительную динамику за последние два года. Рост выручки в 2022 году составил 22,8 %. Можно говорить об успешности работы исследуемой компании на рынке.
Анализ экономических показателей работы ООО «Макро Групп» позволяет сделать вывод о том, что выручка организации на протяжении анализируемого периода увеличивается. Объем реализации в 2022 году составил 988583 тыс. рублей против 804516 тыс. рублей в 2021 году. Рентабельность продаж по данным 2022 года составила 5,5 %.
Ценовая политика ООО «Макро Групп» – это стратегия определения цен на предлагаемые потребителю товары. В стратегическом плане ценовая политика представляет собой долгосрочную политику в области установления цен с выбором основного параметра (целевой функции), который становится главным ориентиром ценообразования.
Ознакомление с порядком ценообразования позволяет выделить преимущества и недостатки. В качестве преимуществ системы ценообразования можно отметить тот факт, что определение цены базируется на всестороннем исследовании деятельности организации, на анализе финансовых показателей и ситуации на рынке, на основании цен конкурентов. Учет совокупности различных факторов, влияющие на определение цены, позволяет сделать вывод, что ООО «Макро Групп» использует рациональный и объективный подход к определению цены.
В качестве недостатка можно отметить нерегулярность мониторинга цен и отсутствие единого документа, определяющего порядок ценообразования в организации. Цены определяются автоматически, на ряд товаров цены определяются расчетным путем и отображаются в бухгалтерских справках-расчетах.
Преимущественно размер цены на зависит от закупочной цены. Уместно говорить о том, что все положения ценообразования должны быть закреплены в единой ценовой политике организации.
Предложенная совокупность мер позволит добиться значительного улучшения процесса ценообразования в ООО «МакроГрупп», повысит качество управления организацией в целом. Для улучшения деятельности требуется сформировать и закрепить в едином документе ценовую политику ООО «Макро Групп». Требуется ужесточить систему контроля за показателями эффективности ценовой политики ООО «Макро Групп». Показатели должны быть четко определены и прописаны в соответствующих локальных нормативных актах. При определении цен необходимо расширить порядок применения маркетинговых исследований. В настоящий момент также требуется доработка сайта с предоставлением основных цен на товары.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования от 01.07.2020) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) (ред. от 16.04.2022): Федеральный закон от 30.11.1994 №51-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации. 1994 г. № 32. Ст. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) ( с изм. и доп., вступ. в силу с 25.02.2022): Федеральный закон от 26.01.1996 №14-ФЗ (ред. от 01.07.2021 с изм от. 08.07.2021)// Собрание законодательства Российской Федерации. 1994 г. № 32. Ст. 3301.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации : ч. 2 от 05.08.2000 № 117–ФЗ ; ред. от 01.10.2021 Электронный ресурс. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 05.05.023)
5. Баздникин, А.С. Цены и ценообразование / А.С. Баздникин. – М.: Юрайт, 2018 – 332 с
6. Дубаневич Л.Э. Возможности и пути совершенствования ценовой политики коммерческого предприятия / Л.Э. Дубаневич // Социально-экономические и гуманитарные науки: сб. науч. статей. – Санкт-Петербург,2022. – С. 37–40.
7. Завьялов, А.А. Понятие цены и ценовая политика предприятия / А.А. Завьялов // Аллея науки. – 2019. – №7. – С. 486–490.
8. Кубединова, Р.Р. Понятие рыночного равновесия в рыночной цене / Р.Р. Кубединов // Национальные экономические системы в контексте трансформации глобального экономического пространства: сб. науч. статей. – Симферополь, 2023. – С. 350-353.
9. Лазурин Е.А. Современное ценообразование: учебное пособие / Лазурин Е.А., Неклюдов В.А., Сироткин С.А. – Ярославль: ООО «ПКФ «СОЮЗ-ПРЕСС», 2020. – 76 с
10. Магомедов А. М. Экономика организации. Учебник для СПО. — М.: Юрайт. 2019. 324 с.
11. Нажмутдинова С.А. Ценовая политика и ценообразование в организации / С.А. Нажмутдинова // Наука: общество, экономика, право. – 2020. –– №5. – С. 51–55.
12. Новашина Т. С., Карпунин В. И., Косорукова И. В. Экономика и финансы предприятия. Учебник. — М.: Синергия. 2020. 336 с.
13. Острецова, А.В. Понятие цены и процесс ценообразования / А.В. Острецова // Вектор экономики. – 2023. – №2. – С.31–39
14. Ольховская Г.В. Управление ценообразованием в инновационном процессе / Г.В. Ольховская // Инновационные научные исследования: сб. науч. статей. – Казань,2019. – С. 19–23.
15. Сандо, В.Д. Стратегии и методы ценообразования в современных экономических условиях / В.Д. Сандо // Аллея науки. – 2021. – №4. – С. 12–19.
16. Ходжамбабердиев А. Цена, ее виды, факторы, влияющие на цену / А. Ходжамбабердиев // В науке. – 2023. – №3. – С.15–17.
17. Чувакова, С.Г. Стратегический маркетинг: учебник / С.Г. Чуваков. – М.: Дашков и К., 2018. – 272 с.
18. Черчилль, Браун: Маркетинговые исследования: учебник. 5-е изд. / Пер. с англ. под ред. Г. Л. Багиева. — СПб.: Питер, 2022. — 704 с.
19. Чернова Е.С. Понятие инструментов стимулирования сбыта и их в комплексе маркетинга / Е.С. Чернова // Актуальные вопросы права, экономики и управления: сб. науч. статей. – Пенза,2019. – С. 107–111
20. Шабыкова Н.Э. К вопросу о практических методах управления ассортиментной политикой в организации / Н.Э. Шабыкова // Экономика и управление: современные вызовы: сб. науч. статей. — Улан-Удэ,2019.— С.418–425.
21. Шуляк, П.Н. Ценообразование / П.Н. Шуляк. - Москва: Огни, 2020. – 216 c.