ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. МЕСТО И РОЛЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ ......6
РАЗДЕЛ II. ВИДЫ И ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ.........12
РАЗДЕЛ III. КЛЮЧЕВЫЕ ЗАДАЧИ И ОРИЕНТИРЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА НА УРОВНЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ……………… 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 29
Актуальность темы исследования. Проблематика развития и расширения сферы среднего и малого предпринимательства на территории России в течение последних нескольких лет приобретает особенно острый характер. Коммерческие организации, являющиеся средними и малыми хозяйственными субъектами, представляют собой крайне значимые компоненты экономики РФ, без которых устойчивое развитие государства не представляется возможным.
Практика иных стран свидетельствует о том, что без данного экономического сектора не представляется стабильный рост всей экономической системы, потому что именно он детерминирует динамику развития экономики, уровень качества и структурную организацию порядка 40-50% ВВП (валового внутреннего продукта).
Безусловно, сделать рыночную экономику по-настоящему эффективной нельзя без целостного комплекса бизнес-формирований, потому что именно благодаря им граждане получают возможность извлекать из своей деятельности финансовую прибыль, а государственная сторона – получает возможность извлекать доход в виде налоговых сборов. Потому формирование и сохранение оптимальных условий, стимулирующих процесс развития организаций среднего и малого предпринимательства, - это крайне значимая с точки зрения государства задача.
Дополнительно следует привести уточнение о том, что процесс развития средних и малых бизнес-субъектов способствует наращению уровня самостоятельности граждан, обеспечивает им уверенность в будущем, оказывает благотворное воздействие на эмоциональные настроения социума и, что особенно важно, способствует наращению общего уровня качества функционирования социального механизма.
В настоящее время государство оказывает значительное содействие развитию среднего и малого предпринимательства. Однако, властные структуры муниципального (местного) уровня обладают меньшим значением в данном процессе, что обуславливается отсутствием достаточного объема ресурсов, хотя данный властный уровень по положению в структуре социальной системы, представляется наиболее близким населению.
Из сказанного выше вытекает потребность в предоставлении конкретных ресурсов государства для оказания содействия развитию организациям среднего и малого предпринимательства на местах. Нужно указать на то, что такой подход дополнительно даст возможность нарастить уровень качества и оперативности предоставляемой поддержки.
Таким образом, одной из ключевых задач госвласти представляется не просто непосредственное содействие развитию среднего и малого бизнеса в стране, что, конечно же, нужно, а формирование оптимальной для муниципальных образований среды, в которой осуществлялось бы содействие развитию организаций среднего и малого предпринимательства.
Анализ степени изученности. Особенной важностью в рамках оценки касающихся поддержки среднего и малого предпринимательства в РФ аспектов, определении ключевых задач и ориентиров поддержки малого бизнеса на уровне государственной политики, обладают результаты исследований и выводы таких представителей научной среды, как Бухвальд Е.М., Евсеева О.А., Гришина Я.С., Галимов Г.А. и пр.
Проблема исследования заключается в раскрытии видов государственной поддержки малого и среднего бизнеса в РФ, а также в выделении ключевых ориентиров и ключевых задач государственной политики в данной части.
Объект курсовой работы – сектор организаций малого и среднего предпринимательства Российской Федерации.
Предмет курсовой работы – перспективные направления и проблемные сферы развития институтов господдержки среднего и малого бизнеса на территории Российской Федерации.
Цель курсовой работы заключается в раскрытии методологических подходов и принципов господдержки среднего и малого предпринимательства.
Реализация данной цели возможна посредствам решения следующих задач:
1. Проанализировать и раскрыть роль и место среднего и малого бизнеса в современной экономической системе.
2. Определить разновидность и основные проблемы господдержки среднего и малого предпринимательства на территории Российской Федерации.
3. Выделить основные ориентиры и задачи господдержки среднего и малого предпринимательства на уровне политики государства.
Теоретико-методологическая основа. Для разрешения поставленных задач, использован целый комплекс научно обоснованных методологических подходов, заимствованных из экономической доктрины, включая формально-логический подход, сопоставительный анализ, методику синтеза, методику системного анализ.
Эмпирическая база курсовой работы настоящей исследовательской работы представлена нормативными правовыми актами, которые обеспечивают праворегламентацию вопросов и аспектов определения продуктивности господдержки малого и среднего предпринимательства, а также источниками, отражающими эффективность господдержки по определенным направлениям.
Структура курсовой работы. Данная курсовая работа состоит из введения, трёх разделов, заключения и списка источников литературы.
К сожалению, в данном исследовании не удалось охватить все аспекты государственной поддержки малого и среднего бизнеса, т.к. это требует большего времени и опыта. Вместе с тем, в рамках работы были выделены основные особенности господдержки предприятий МСП в РФ.
Начнем с того, что в первую очередь должны быть выработаны системные предложения по улучшению условий для ведения предпринимательской деятельности в РФ, а не только защищаться интересы отдельных предпринимателей. Надо проанализировать действующую в стране и в отдельных ее регионах систему государственной поддержки малого и среднего бизнеса, которая разрабатывалась уже давно, так как жизнь меняется и то, что было актуально пять лет назад, сейчас уже не работает и требует многих доработок и пересмотра некоторых частей системы государственной поддержки.
Также можно создать в каждом субъекте РФ экспертный совет, в который войдут предприниматели и общественники, которые могли бы заниматься подготовкой экспертных заключений и помогать в работе по наиболее перспективным направлениям, (например: вопросы снижения административных барьеров, развитие молодежного предпринимательства, тарифное регулирования, лицензирования и другие).
В последние годы областными органами власти осуществляется активная поддержка малого и среднего бизнеса. В результате растет количество малых предприятий, что влечет за собой создание новых рабочих мест и как следствие увеличение суммы налоговых поступлений в бюджет, а в свою очередь от предпринимателей общество ждет повышения уровня социальной ответственности.
Именно общие усилия бизнеса и власти в этом направлении будут способствовать модернизации экономики, формированию среднего класса, повышению качества жизни общества в целом. Количество занятых в этом секторе экономики к 2020 году должно превысить половину всего активного населения страны.
Можно, конечно, многое позаимствовать у других стран, которые имеют колоссальный опыт в вопросах поддержки малого и среднего предпринимательства, таких как США и Япония, но проблема в том, что заимствования не всегда хороши. России требуются изменения и улучшения, которые будут основаны на исторических предпосылках нашей страны. В процессе своего развития малые и средние предприятия сталкиваются с рядом проблем, таких как: неустойчивость государственной политики, административные барьеры, незащищенность прав собственности, несовершенство законодательства и многие другие.
Перечисленные выше теоретические аспекты государственной поддержки малого предпринимательства позволили сделать вывод, что мер поддержки малого предпринимательства достаточно много, но не все они осуществляются на должном уровне. Поэтому целесообразно обратить внимание на те направления, которые были выделены в настоящей исследовательской работе.
1. Анализ развития и состояние малого и среднего бизнеса в мире. Статья опубликована в журнале «Экономика, предпринимательство и право» № 4 (4) за 2011 год, cтр. 3-12. // Калинин А.В.
2. Актуальные вопросы российского и международного регулирования и поддержки предпринимательской деятельности. // Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство» № 09 (207) за 2012 год, cтр. 36-40 // Голик.Р.И.
3. Большухина И.С. Финансовый механизм государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в России: проблемы и перспективы развития // Финансы и кредит. 2014. № 40 (616). С. 17-26.
4. Бондаренко Г.В., Свечинская Т.А. Элементы региональной экономической политики в контексте регулирования деятельности малого бизнеса // Экономика и предпринимательство. 2016. № 5 (70). С. 626-629.
5. Бородушко И.В. Государственные программы развития малого бизнеса в России и их реализация // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. 2016. № 3 (32). С. 65-69.
6. Бочарова О.Н. Перспективные направления развития малого и среднего бизнеса в новых условиях // Социально-экономические явления и процессы. 2014. Т. 9. № 6. С. 11-15.
7. Бухвальд Е.М. Правовые и институциональные проблемы государственной политики развития и поддержки малого и среднего предпринимательства // Вестник Финансового университета. 2016. Т. 20. № 3. С. 6-18.
8. Вадковский А.А. Венчурное финансирование малого и среднего бизнеса в странах ЕС // Инновации и инвестиции. 2015. № 6. С. 30-32
9. Васильева О.Н., Сафрыгина Е.К. Поддержка МСП в текущих экономических условиях - на чём государству лучше сосредоточить усилия? // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2016. № 1. С. 81-91.
10. Ващенко А.Н., Горбунова Е.Г. Труд и трудовые отношения в малом бизнесе: современные подходы в научных исследованиях // Современная экономика: проблемы и решения. 2014. № 4 (52). С. 52-61.
11. Галимова Г.А. Проблемы использования показателей фискальной и налоговой нагрузки в регулировании экономики // Евразийский юридический журнал. 2016. № 10 (101). С. 315-317.
12. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в РФ, ее текущие задачи, проблемы и перспективы. Интервью Председателя Правления ОАО «МСП Банк» Сергея Крюкова радиостанции «Эхо Москвы»
13. Гришина Я.С. Механизм гражданско-правовой защиты социальных предпринимателей: тенденции и перспективы развития // Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. 2014. Т. 3. № 59. С. 9-17.
14. Гусева Г.В. Особенности взаимодействия малого и крупного бизнеса в России // Baikal Research Journal. 2016. Т. 7. № 2. С. 17
15. Давудгаджиева Р.Д. Оценка эффективности камеральных проверок малого бизнеса // Современное общество и власть. 2016. № 3 (9). С. 197-200.
16. Дзуцева Г.Н., Ибрагимова А.А. Организационно-экономический механизм государственного регулирования малого бизнеса // Проблемы науки. 2016. № 6 (7). С. 40-42.
17. Драбенко В.А., Шигин Е.Ю. Комплекс срочных мер поддержки малого и среднего предпринимательства в условиях кризиса // Журнал правовых и экономических исследований. 2015. № 4. С. 83-86.
18. Евсеева О.А. Потенциал развития промышленного предприятия малого и среднего бизнеса в условиях глобальной экономики: определение и управление // Россия в глобальном мире. 2013. № 3 (26). С. 126-135.
19. Звездина Т.М. Некоторые проблемы правового регулирования малого и среднего предпринимательства в условиях вступления России в ВТО // Бизнес, менеджмент и право. 2013. № 1 (27). С. 66-70.
20. Иванова Е.В. Государственное регулирование малого и среднего бизнеса в России // World science: problems and innovations: сборник статей победителей V международной научно-практической конференции. 2016. С. 174-176.
21. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2009 г. № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства»
22. Муниципальная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства на территории ЗАТО Железногорск на 2009-2011 годы»
23. «Проблемы развития малого бизнеса в России » Т.И. Головастова
24. Современное российское предпринимательство. Роль малого и среднего предпринимательства в экономике страны. Статья опубликована в журнале «Креативная экономика» № 5 (17) за 2008 год
25. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в России» от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ