Введение 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1 Понятие творческого воображения в психолого-педагогической
литературе 7
1.2 Внеурочная деятельность как основа развития творческого
воображения младших школьников 21
Выводы по I главе 26
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 27
2.1 Выявление уровня сформированности развития творческого
воображения младших школьников 27
2.2 Разработка и внедрение комплекса занятий во внеурочной
деятельности, направленного на развитие творческого воображения младших школьников 35
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментального исследования 40
Выводы по II главе 45
Заключение 46
Список используемой литературы 48
Приложение 53
Проблема развития творческого воображения школьников является актуальной в современном мире. В ХХ1 веке в новых социально-экономических условиях растет значение образования. Возрастает роль творческой личности, которая характеризуется гибким и продуктивным мышлением, развитым активным воображением. Это требует создания новых образовательных концепций, а также разработки новых методов и средств, которые позволяют реализовать эти концепции. Вследствие этого необходимо разрабатывать новые адекватные средства формирования творческого воображения, так как прежние не отвечают образовательной модели нового века. В связи с этим перед современной школой встает важная задача развития творческого воображения подрастающего поколения.
Детский возраст является началом становления психических процессов важных для дальнейшего развития личности. Поэтому очень важно развитие ребенка в самом начале его учебной деятельности. У учеников младших классов происходит интенсивное развитие во всех психических сферах: интеллекте, воображении, мышлении, восприятии, памяти, внимании. Поэтому требования к начальному обучению в школе все более возрастают, что дает ориентировку на дальнейшее развитие методов и приемов школьного обучения.
Проблема развития творческого воображения и творческого мышления интересует многих авторов. Исследованием детского творчества и воображения занимались такие ученые, как Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, А.М. Матюшкин, Дж. Гилфорд, П. Торренс.
В современном образовании во внеурочной деятельности все более используется системный подход в обучении. В рамках художественно- творческой направленности применяются различные виды деятельности: рисование, нетрадиционные техники рисования, лепка, бумагопластика, оригами, пластилинография, конструирование.
Но на данный момент не существует специальных программ, которые были бы направлены на последовательное и обоснованное формирование и развитие творческого воображения у детей начальных классов.
Возникает противоречие между потребностью на практике развивать творческое воображение у младших школьников и отсутствием программ и планов занятий по внеурочной деятельности, позволяющих сформировать творческое воображение у учащихся.
Данное противоречие определяет проблему исследования - каково влияние внеурочной деятельности на развитие творческого воображения младших школьников?
Цель - экспериментальным путем доказать эффективность комплекса занятий, направленных на развитие творческого воображения младших школьников.
Объект - процесс развития творческого воображения младших школьников.
Предмет - творческое воображение младших школьников во внеурочной деятельности.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Выявить критерии и уровни развития творческого воображения у младших школьников.
3. Разработать и внедрить во внеурочную деятельность комплекс занятий, направленный на развитие творческого воображения у детей начальных классов.
4. Провести контрольный срез и обобщить результаты.
Гипотеза: можно предположить, что процесс развития творческого воображения младшего школьника будет эффективнее, если:
- творческая деятельность младших школьников организована с учетом всестороннего подхода;
- создана творческая, психологически комфортная атмосфера для младшего школьника;
- использованы разнообразные виды художественно-творческой деятельности младших школьников;
- применен комплекс творческих заданий.
Использовались следующие методы: анализ теоретической и научно-методической литературы по теме исследования; психолого-педагогический эксперимент; анализ и обобщение полученных данных.
База исследования: исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №59 г.о. Тольятти.
Практическая значимость: результаты проведенного исследования могут быть применены учителями начальных классов во внеурочной деятельности.
Новизна исследования: обосновано влияние процесса внеурочной деятельности на развитие творческого воображения младших школьников.
Структура бакалаврской работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения. Работа иллюстрируется таблицами и рисунками.
Целью исследования было выявить и доказать эффективность условий, направленных на реализацию процесса развития творческого воображения у младших школьников во внеурочной деятельности.
Для достижения поставленной цели на начальном этапе была проанализирована психолого-педагогическая литература по теме исследования. Развитие творческого воображения младших школьников - сложный и многосторонний процесс. В ходе анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования было определено понятие «воображение», «творческое воображение», «внеурочная деятельность». Творческое воображение - это особый вид воображения, который направлен на создание новых образов, составляющего основу творчества. Особенность творческого воображения состоит в том, что оно является процессом сознательным в своей основе. Возможность образного предвидения результатов собственных действий придают направленность творческому воображению.
В ходе опытно-экспериментальной работы нами были определены критерии развития творческого воображения и подобраны диагностические методики для определения уровня развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста. Экспериментальное исследование выявило, что у большинства детей уровень творческого воображения находится на низком или среднем уровне. В связи с этим, на формирующем этапе эксперимента был внедрен во внеурочную деятельность комплекс занятий, направленный на развитии творческого воображения у учеников начальных классов. Работа во время внеурочных занятий была организована с учетом всестороннего подхода; была создана творческая, психологически комфортная атмосфера; были использованы различные виды художественно-творческой деятельности младших школьников.
Далее была проведена контрольная диагностика уровня развития творческого воображения у младших школьников. При сравнении данных на констатирующем и контрольном этапах, выявлена положительная динамика уровня развития творческого воображения у младших школьников. В экспериментальной группе высокий уровень повысился с 17% до 33%, показатель среднего уровня развития творческого воображения незначительно уменьшился с 62% до 61%, а показатель низкого уровня снизился с 21% до 6%. Результаты контрольной диагностики показали эффективность проведенных внеурочных занятий с младшими школьниками.
Таким образом, цель данного исследования была достигнута; выполнены все поставленные задачи, а гипотеза нашла свое подтверждение.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб пособие для студентов вузов. М. : Акад. Проект, 2015. 490 с.
2. Артемьева Т. И. Методологический аспект проблемы способностей. М. : Наука, 1977. 360 с.
3. Банников В.Н. Народное искусство и художественное творчество // Начальная школа. 2016, № 10. С. 16-21.
4. Бекиш М.А. Приемы, используемые на уроках и во внеурочной деятельности // Начальная школа. 2015, № 11. С. 56-59.
5. Барышева Т.А. Креативность. Диагностика и развитие: Монография. СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. 268 с.
6. Барышева Т.А. Структура, диагностика и методы развития художественно-творческих способностей. СПб. : Питер, 2015. 360 с.
7. Богоявленская, Д.Б. Одаренность: природа и диагностика. М. : АНО «ЦНПРО», 2014. 208с.
8. Божович А.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб. : Питер, 2008. 398 с.
9. Боровик О. Развиваем воображение // «Дошкольное образование». 2001. №1. С. 49-52.
10. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М. : Воронеж, 1996. 153 с.
11. Виноградова, Н.Ф. Все о младшем школьнике. М. : Вентана-Граф, 2015. 400с.
12. Волгуснова В.А. Специфические особенности развития творческого воображения у младших школьников // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2014. Том 20. С. 44-47.
13. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. : Просвещение, 2014. 99 с.
14. Выготский Л.С. Лекции по психологии. СПб. : Питер, 2003. 144 с.
15. Выготский, Л.С. Психология искусства. М. : Азбука, 2016. 448с.
16. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти тт. Т.1. Вопросы теории и истории психологии. М. : Педагогика, 2015 г. 488 с.
17. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта / Психология мышления; под. ред. А.М. Матюшкина. М. : Прогресс, 1965. 534 с.
18. Гильбух Ю.З. Умственно одаренный ребенок. Киев: Академия. 2002. 144 с.
19. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / под ред. И.В. Дубровиной. М. : Владос, 2007. 235 с.
20. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб. : Питер, 2007. 653 с.
21. Дудецкий А.Я. Теоретические основы воображения и творчества. Смоленск: Смоленск, 2004. 368 с.
22. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. М. : Международный образовательный и психологический колледж, 1996. 197 с.
23. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. М. : Владос, 2002. 269 с.
24. Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии: Учеб. пособие для студентов психол. специальностей и направлений / под. Ред. Л.Ф. Обуховой, Г.В. Бурменской. М. : Гардарики, 2001 г. 622 с.
25. Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: учебное пособие для вузов; М. : Академический проект, Фонд «Мир», 2007. 208 с. (Высшая школа).
26. Игнатьев Е.И. Вопросы психологии и труда, трудового обучения и воспитания. Ярославль. 1966 г. 279 с.
27. Ильенков Э.В. Идеальное. Мышление. Сознание. Материалы международной научной конференции «Ильенковские чтения - 2014». М. : Изд-во СГУ, 2014 г. 379 с.
28. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2015. 512 с.
29. Иманмурзаева, А.У. Декоративно-прикладное искусство как условие формирования эстетического отношения младших школьников // Молодой учитель. 2017. № 1. С. 456-458.
30. Клименко В.В. Психологические тесты таланта. Харьков: Фолио, 2015 г. 414 с.
31. Козубовский В.М. Общая психология: Познавательные процессы. Учебное пособие. Минск: Педагогика, 2017 г. 287 с.
32. Кравцева И.Ю. Художественное творчество учащихся во внеурочной деятельности // Начальная школа. 2014. №1. С. 85-89.
33. Крутецкий В.А. Психология. М. : Просвещение, 2006. 225 с.
34. Кузнецова, О.Г. Развитие творческого мышления младших
школьников на уроках трудового обучения с использованием нетрадиционных материалов. - М., 2014. [Электронный ресурс]: Режим доступа: URL:
http://festival.1september.ru/articles/311590/
35. Кузьмичева, Н.В. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-4 классов «Волшебные бумажные ленты» // Образование и воспитание. 2015. № 2. С. 29-37.
36. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М.: Просвещение, 2014. 335 с.
37. Кулк И.Н. Психология искусства М. : Гуманитарный Центр, 2014. 560с.
38. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов. СПб. : Питер , 2014 г. 583 с.
39. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческих способностей. М. : Знание, 1981. 96 с.
40. Меркулова Н.В. Развитие креативности взрослых и детей в процессе совместной художественной деятельности // Начальная школа плюс до и после. 2014. №6. С. 73-75.
41. Мотков О.И. Развитие творчества у детей // Дополнительное образование. 2000. №4. С. 9-13.
42. Мотков О.И. Природа личности. М. : ГУП Воскресенская типография, 2007. 248 с.
43. Мухина В.С. Возрастная психология. М. : Наука, 2007. 456 с.
44. Мухомедеева, Е.Ф. Программа внеурочной деятельности: оптимизационная модель // Воспитание и дополнительное образование. 2014. № 1. С.8-15.
45. Немов Р.С. Психология: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М. :Владос, 2010. 687 с.
46. Никитин О.Д. Креативное отношение личности к себе и миру в художественно-творческой деятельности // Педагогика искусства. 2015. №11. С. 47-55.
47. Новикова Н.А. Творческий подход в художественном образовании // Педагогика искусства. 2015. №4. С. 45-52.
48. Обухова Л.Ф. Развитие дивергентного мышления в детском возрасте. М. : Изд-во Моск. Ун-та, 2007. 257 с.
49. Речицкая Е.Г. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха. СПб. : ВЛАДОС, 2014 г. 170 с.
50. Рибо Т. Болезни личности. Опыт исследования творческого воображения. М. : АСТ, 2001. 400 с.
51. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е издание. СПб. : Питер, 2002. 720 с.
52. Стернберг Р. Дж. Интеллект успеха. М. : Попурри, 2015. 400 с.
53. Субботина Л.Ю. Детские фантазии: развитие воображения детей. Екатеринбург: У-Фактория, 2006. 192 с.
54. Туник Е.Е. Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления. СПб.: Питер, 2014. 320 с.
55. Туник Е.Е. Оценка способностей и личностных качеств школьников и дошкольников. СПб. : Речь, 2005. 104 с.
56. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования (ФГОС НОО) от 22 сентября 2011 г. № 2357 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://минобрнауки.рф/documents/922 -
Министерство образования и науки Российской Федерации - (Дата обращения: 25.01.2018).
57. Чернилевская О.Н. Организация внеурочной художественной деятельности младших школьников // Начальная школа. 2015. №9. С. 75-77.
58. Шило, Т.Б. Система развития вербальной креативности младшего школьника // Начальная школа. 2014. №9. С. 12-15
59. Щуркова, Н.Е., Мухин, М. И. Воспитание - XXI века. Методика и искусство. ФГОС. Волгоград: Учитель, 2016. 117 с.
60. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 4-е изд. М. : Академия, 2015 г. 384 с.