Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования познавательного интереса детей 5-6 лет к трудовой деятельности взрослых 9
1.1 Проблема формирования познавательного интереса детей 5-6 лет к трудовой деятельности взрослых в психолого-педагогических исследованиях 9
1.2 Особенности формирования познавательного интереса детей 5-6 лет к трудовой деятельности взрослых 22
Глава 2 Экспериментальное исследование формирования познавательного интереса детей 5-6 лет к трудовой деятельности взрослых 31
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 5-6 лет познавательного интереса к трудовой деятельности взрослых 31
2.2 Содержание и организация работы по формированию познавательного интереса детей 5-6 лет к трудовой деятельности взрослых 40
2.3 Выявление динамики уровня сформированности у детей 5-6 лет к трудовой деятельности взрослых 48
Заключение 57
Список используемой литературы 61
Приложение А Список детей 5-6 лет, участвовавших в экспериментальной работе 64
Приложение Б Перспективный план работы с родителями 66
Важность познавательного развития ребенка дошкольного возраста отмечена в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (2013), в котором говорится о формировании у детей дошкольного возраста познавательных действий, познавательной мотивации, любознательности, познавательного интереса, первичных представлений об окружающем мире и явлениях, становление сознания. Организация образовательного пространства должна обеспечивать познавательную и исследовательскую активность всех детей, возможность экспериментирования с различными материалами.
Вопрос формирования интересов у дошкольников к разным областям действительности изучался многими психологами и педагогами. В трудах Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, Н.Г. Морозовой, С.Л. Рубинштейна, Г.И. Щукиной и других ученых раскрывается сущность интереса как сложного психического образования, определяются пути его формирования. Экспериментальными исследованиями психологи и педагоги доказали, что интересы ребенка - это результат его развития, они сопровождают развитие и содействуют ему. Истоки интереса заложены в окружающей действительности, но решающим в его формировании является образовательный процесс.
Одними из основных принципов дошкольного образования по Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования являются: формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, а образовательная область «Познавательное развитие» выделяется как структурная единица, представляющая определенное направление развития и образования детей.
Взрослый для ребенка дошкольного возраста выступает самой значимой фигурой, и, поэтому, соответствующая организация процесса ознакомления с трудовой деятельностью взрослых, будет способствовать формированию интереса к познанию окружающей действительности. Проблема ознакомления с трудовой деятельностью взрослых нашла свое отражение в работах В.Г. Нечаевой, В.И. Логиновой, Г.Н. Годиной, Д.В. Сергеевой, Р.С. Буре и других ученых.
В последнее время в отечественной педагогике недостаточно внимания уделяется процессу трудового воспитания подрастающего поколения. Хотя отмечена положительная тенденция к возрождению рабочих профессий, не мало делается для того, чтобы приобщать подрастающее поколение к овладению трудовыми навыками. Так, всем известны ежегодно проводимые конкурсы WorldSkills, в которых молодые люди соревнуются в различных компетенциях. Применительно к дошкольному возрасту замечено привлечение детей к процессу ознакомления с современными профессиями, особенно широко развивается робототехника. Вместе с тем, сам процесс труда как общественно-полезная деятельность практически никак не рассматривается в образовательной деятельности. Даже в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования реализация образовательной области «социально-коммуникативное развитие» предполагает лишь формирование у дошкольников позитивных установок к различным видам труда. Но, ведь, позитивная установка не предполагает включение детей в процесс элементарной трудовой деятельности, что, на наш взгляд, обедняет весь процесс воспитания.
Несмотря на то, что взрослый сопровождает ребенка дошкольного возраста повсеместно необходимо специально организованное общение, которое позволит продемонстрировать дошкольнику те ценности трудовой деятельности, которые были накоплены человечеством на протяжении многовековой истории и присвоены конкретными взрослыми в своеобразной, личностной манере.
В нашей работе мы остановились на одной из областей окружающей действительности - ознакомление детей с трудом взрослых, - так как объективные наблюдения и выводы из бесед с воспитателями и родителями свидетельствуют об отсутствии у дошкольников интереса к ней. Также мы исходили из положения, обоснованного Т.А. Куликовой: сформированный к одной из областей действительности познавательный интерес с легкостью может быть перенесен и на другую содержательную основу.
По результатам изучения материала по теме исследования, было определено, что проблема формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста к трудовой деятельности взрослых является актуальной и требует детального рассмотрения.
Анализ философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы позволил нам выявить противоречие между необходимостью формирования познавательного интереса детей 5-6 лет к трудовой деятельности взрослых и недостаточным использованием педагогами в образовательном процессе методов трудового воспитания, стимулирующей ее формирование.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: какова возможность формирования познавательного интереса детей 5-6 лет к трудовой деятельности взрослых?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования познавательного интереса детей 5-6 лет к трудовой деятельности взрослых в процессе ознакомления с их трудовой деятельностью.
Объект исследования: процесс формирования познавательного интереса детей 5-6 лет.
Предмет исследования: формирование познавательного интереса детей 5-6 лет к трудовой деятельности взрослых в процессе ознакомления с их деятельностью.
Гипотеза исследования базировалась на предположении о том, что формирование познавательного интереса детей 5-6 лет к трудовой деятельности взрослых возможно, если:
• организовывать совместную деятельность педагога и детей в ходе которой представлять детям образ взрослого человека как взаимосвязанный комплекс профессиональных и личностных качеств;
• взрослый будет выстраивать общение с детьми на основе сотрудничества, партнерства;
• организовать консультационно-просветительскую работу с родителями по вопросам формирования познавательного интереса детей к труду взрослых.
Задачи исследования.
1. Изучить и проанализировать философскую, психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень сформированности у детей 5-6 лет познавательного интереса к трудовой деятельности взрослых.
3. Разработать и апробировать содержание работы по формированию познавательного интереса детей 5-6 лет к трудовой деятельности взрослых в процессе ознакомления с их деятельностью.
4. Выявить динамику уровня сформированности у детей 5-6 лет познавательного интереса к трудовой деятельности взрослых.
Теоретико-методологической основой исследования явились:
• концепция целостного развития и воспитания дошкольника, как субъекта детской деятельности Л.С. Выготского;
• теоретические положения о развитие общественной направленности личности Л.И. Божович;
• концепция целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта деятельности М.В. Крулехт;
• теоретические положения Г.И. Щукиной о познавательном интересе как мотиве деятельности человека.
Для решения поставленных задач использовался комплекс следующих методов исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы, интерпретация, обобщение опыта педагогической деятельности; эмпирические: констатирующий, формирующий и контрольный этапы психолого-педагогического эксперимента, беседа, наблюдение; методы количественной и качественной обработки данных.
Экспериментальная база исследования. МДОУ «Детский сад № 6» города Липецк. В экспериментальной работе принимали участие 40 детей 5-6 лет: 20 детей - экспериментальная группа, 20 детей - контрольная группа.
Новизна исследования заключается в том, что разработано содержание совместной деятельности детей, педагога и родителей (родственников) дошкольников), которая организуется в формате офлайн или онлайн встреч, в ходе которых детям демонстрируется целостность личности взрослого: взаимосвязь его личностных и профессиональных качеств.
Теоретическая значимость исследования: обосновано поэтапное содержание работы по формированию у детей 5-6 лет познавательного интереса к трудовой деятельности взрослых в процессе ознакомления с их деятельностью.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание поэтапного формирования познавательного интереса детей 5-6 лет к трудовой деятельности взрослых в процессе ознакомления с их деятельностью может быть использовано педагогами дошкольных образовательных организаций при решении зада, связанных с трудовым воспитанием старших дошкольников
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (30 наименований), 2 приложений. Для иллюстрации текста используется 4 таблицы, 3 рисунка. Основной текст работы изложен на 63 страницах.
В последнее время в отечественной педагогике недостаточно внимания уделяется процессу трудового воспитания подрастающего поколения. Хотя отмечена положительная тенденция к возрождению рабочих профессий, не мало делается для того, чтобы приобщать подрастающее поколение к овладению трудовыми навыками. Так, всем известны ежегодно проводимые конкурсы WorldSkills, в которых молодые люди соревнуются в различных компетенциях. Применительно к дошкольному возрасту замечено привлечение детей к процессу ознакомления с современными профессиями, особенно широко развивается робототехника. Вместе с тем, сам процесс труда как общественно-полезная деятельность практически никак не рассматривается в образовательной деятельности. Даже в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования реализация образовательной области «социально-коммуникативное развитие» предполагает лишь формирование у дошкольников позитивных установок к различным видам труда. Но, ведь, позитивная установка не предполагает включение детей в процесс элементарной трудовой деятельности, что, на наш взгляд, обедняет весь процесс воспитания.
Несмотря на то, что взрослый сопровождает ребенка дошкольного возраста повсеместно необходимо специально организованное общение, которое позволит продемонстрировать дошкольнику те ценности трудовой деятельности, которые были накоплены человечеством на протяжении многовековой истории и присвоены конкретными взрослыми в своеобразной, личностной манере.
В нашей работе мы остановились на одной из областей окружающей действительности - ознакомление детей с трудом взрослых, - так как объективные наблюдения и выводы из бесед с воспитателями и родителями свидетельствуют об отсутствии у дошкольников интереса к ней. Также мы исходили из положения, обоснованного Т.А. Куликовой: сформированный к одной из областей действительности познавательный интерес с легкостью может быть перенесен и на другую содержательную основу.
По результатам изучения материала по теме исследования, было определено, что проблема формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста к трудовой деятельности взрослых является актуальной и требует детального рассмотрения.
Экспериментальной базой исследования выступил МДОУ «Детский сад № 6» города Липецк. В экспериментальной работе принимали участие 40 детей 5-6 лет: 20 детей - экспериментальная группа, 20 детей - контрольная группа.
На базе проведенного теоретического анализа работ Г.Н. Кузнецовой, Л.М. Маневцовой, Г.И. Щукиной были выделены критерии и показатели сформированности познавательного интереса детей 5-6 лет, представленные в таблице 1. В соответствии с выделенными показателями были подобраны диагностические методики.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что к низкому уровню сформированности познавательного интереса к трудовой деятельности взрослых мы условно отнесли 10 детей (50%) из экспериментальной группы и 8 детей (40%) из контрольной группы; к среднему уровню сформированности познавательного интереса к трудовой деятельности взрослых мы условно отнесли 8 детей (40%) из экспериментальной группы и 8 детей (40%) из контрольной группы; к высокому уровню сформированности познавательного интереса к трудовой деятельности взрослых мы условно отнесли 2 ребенка (10%) из экспериментальной группы и 4 ребенка (20%) из контрольной группы. Полученные результаты констатирующего эксперимента и выдвинутая нами гипотеза исследования определили подход к проведению формирующего этапа экспериментальной работы по формированию познавательного интереса детей 5-6 лет к трудовой деятельности взрослых.
Целью формирующего эксперимента было: разработать и апробировать содержание работы по формированию познавательного интереса детей 5-6 лет к трудовой деятельности взрослых в процессе ознакомления с их деятельностью.
Мы предположили, что формирование познавательного интереса детей 5-6 лет к трудовой деятельности взрослых возможно, если:
• организовывать совместную деятельность педагога и детей в ходе которой представлять детям образ взрослого человека как взаимосвязанный комплекс профессиональных и личностных качеств;
• взрослый будет выстраивать общение с детьми на основе сотрудничества, партнерства;
• организовать консультационно-просветительскую работу с родителями по вопросам формирования познавательного интереса детей к труду взрослых.
Организация процесса формированию познавательного интереса детей 5-6 лет к трудовой деятельности взрослых в процессе ознакомления с их деятельностью проходил через ряд этапов:
• 1 этап - предварительная работа: накопление детьми познавательного материала. Предполагаемые средства ознакомления с трудовой деятельностью взрослых: наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, рассматривание картин и иллюстраций;
• 2 этап - основной - организация офлайн и онлайн встреч, в ходе которых дошкольники непосредственно общаются со взрослыми людьми, участвуют в беседе, организованных офлайн или на платформе ZOOM. Характер встреч должен отражать особенности профессиональной направленности приглашенного взрослого человека. В ходе таких встреч обязательно демонстрировать детям целостность личности взрослого: взаимосвязь его личностных и профессиональных качеств;
• 3 этап - заключительный - организация выставок детских работ, совместной деятельности детей и педагога, совместной деятельности детей и родителей, отражающих весь накопленный дошкольниками познавательный опыт по той или иной профессии.
Так как основной целью формирующего эксперимента являлось формирование познавательного интереса детей 5-6 лет к трудовой деятельности взрослых в процессе ознакомления с их трудовой деятельностью, все три этапа формирующего эксперимента мы реализовали только в экспериментальной группе детей.
По окончанию формирующей работы был проведен контрольный эксперимент и была выявлена следующая динамика уровня сформированности у детей 5-6 лет познавательного интереса к трудовой деятельности взрослых в экспериментальной группе:
• количество детей 5-6 лет с низким уровнем сформированности познавательного интереса к трудовой деятельности взрослых снизилось на 40%;
• количество детей 5-6 лет со средним уровнем сформированности познавательного интереса к трудовой деятельности взрослых увеличилось на 20%;
• количество детей 5-6 лет с высоким уровнем сформированности познавательного интереса к трудовой деятельности взрослых увеличилось на 20%.
Результаты детей в контрольной группе практически не изменились.
Результаты контрольного эксперимента свидетельствуют об успешности поэтапной работы по формированию у детей 5-6 лет познавательного интереса к трудовой деятельности взрослых, что доказывает верность выдвинутой гипотезы.
1. Ананьев Б. Г. Познавательные потребности и интересы // Ученые записки ЛГУ. Серия 1. Психология. 1959. Вып. 16. № 265. - С. 11 -17.
2. Андреева Н. А. Воспитание трудолюбия у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема // Актуальные проблемы социально-трудовых отношений. 2019. №8. С. 72-74.
3. Антонова М. В., Гришняева И. В. Ранняя профориентация как элемент социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста // Современные наукоемкие технологии. 2017. № 2. С. 93-96.
4. Бабич Е. В., Талькова О. В. Формирование ценностных установок к трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ранней профориентации // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2020. № 8. С. 87-92.
5. Белова Е. Е., Ханова Т. Г. Необходимость ранней профориентации в дошкольном возрасте // Педагогический вестник. 2020. № 16. С. 4-6.
6. Божович Л. И. Познавательные интересы и пути их изучения. М. : Учпедгиз, 1955. 256 с.
7. Буре Р. С., Година Г. Н. Учите детей трудиться : Пособие для воспитателя дет. сада. М. : Просвещение, 1983. 144 с.
8. Венгер Л. А., Мухина, В. С. Психология. М. : Просвещение, 1988. 272 с.
9. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. М., 1983. 387 с.
10. Грохольская О. Г. Педагогические идеи Яна Амоса Коменского и их современное прочтение // История педагогики и естествознания. 2017. № 3. С. 40-44.
11. Евдокимова В. М. Проблема развития профессиональной ориентации детей старшего дошкольного возраста // Наука и образование: Новое время. 2017. № 3. С. 744-747.
12. Захаревич Л. Ф. Особенности возникновения и развития познавательного интереса к сезонным изменениям в жизни растений у детей среднего и старшего дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1970. 21 с.
13. Иванова Н. В., Виноградова М. А. Теоретические и практические аспекты ранней профориентации детей дошкольного возраста // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 3(108). С. 38-46.
14. Козлова С. А., Кожокарь С. В., Шукшина С. Е., Шахманова А. Ш. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальным миром : Учебник. М. : Инфра-М, 2016. 146 с.
15. Кот Т. А. Ранняя профориентация воспитанников дошкольных образовательных организаций // Гуманитарные науки. 2019. № 3. С. 34.
...