Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Функции местного самоуправления: институционально-правовое исследование

Работа №119229

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

муниципальное право

Объем работы76
Год сдачи2020
Стоимость5450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
27
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Функциональная характеристика местного самоуправления: институционально-правовой подход 7
1.1 Местное самоуправление как конституционный институт: сущность и функциональное назначение 7
1.2 Понятие и классификация функций местного самоуправления 14
Глава 2 Содержательные основы и проблемы реализации функций местного самоуправления в современной России 22
2.1 Функция демократизации 22
2.2 Представительная функция 27
2.3 Социально-экономическая функция 33
2.4 Интегративная функция 40
Глава 3 Направления развития функций местного самоуправления 45
3.1 Определение принципов изменения функциональной природы местного самоуправления 45
3.2 Интеграция современных общественных процессов в функциональные аспекты деятельности органов местного самоуправления 56
Заключение 68
Список используемой литературы и источников 70

Актуальность темы исследования. Местное самоуправление представляет собой многоаспектное правовое явление, которое реально способно регулировать и управлять местными делами, действуя в рамках закона и в интересах муниципального сообщества. Природа местного самоуправления включает в себя как правовой аспект, так и исторический, отражающий путь развития данного института. Кроме того, в местном самоуправлении налицо сочетание государственного и общественного. Современный институт местного самоуправления представляется как объединяющий центр для населения, проживающего на одной административной территории.
Формы местного самоуправления закреплены в основном документе государства - Конституции РФ. Например, во втором пункте статьи 130 Закона говорится, что местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов и других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Население участвует в управлении посредством избрания представителей в местные органы власти. Например, члены представительных органов избираются на основе равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Законодательно установлено, что власть может осуществляться непосредственно на собрании граждан, местном референдуме, в котором могут принимать участие все граждане, проживающие на территории.
Муниципальное управление демонстрирует непосредственную связь между избранными должностными лицами и населением, а также предоставляет обширные возможности для осуществления контроля за работой органов местного самоуправления. Местные органы власти имеют важное значение для эффективного и действенного управления средствами и имуществом. Имущество может передаваться на постоянное, либо временное, пользование физическим и юридическим лицам.
Муниципальная деятельность предполагает создание условий для вовлечения в местное самоуправление наибольшего числа жителей территории посредством:
• выборных органов местного самоуправления,
• продвижения институтов прямой демократии,
• наличия финансовой и материально-технической базы для решения проблем муниципалитета.
Улучшение условий жизни местного населения является главной целью муниципального управления. Цель достигается за счет муниципальной работы по улучшению местной инфраструктуры. Местные органы власти действуют и совершенствуют учреждения, службы и организации для удовлетворения потребностей населения.
Муниципальные власти развивают дошкольное, общее и дополнительное образование, обеспечивают теплом, газом, водоснабжением и т. д. Эта деятельность создает предпосылки для наиболее полного осуществления прав и свобод человека и гражданина.
Основа нормальной жизнедеятельности и функционирования муниципалитета - общественный порядок. Поскольку охрана общественного порядка прерогатива федерального уровня, от местного самоуправления требуется только некоторое содействие в этом.
Закон также предусматривает, что органы местного самоуправления должны принимать участие в охране окружающей среды. Именно поэтому они должны взаимодействовать с государственными органами и проводить экологические экспертизы, реализовывать программы по улучшению экологической обстановки и выдавать разрешения на различные виды природопользования.
Пункт "н" части 1 статьи 72 Конституции РФ [1] устанавливает единство общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. В некоторых случаях федеральное законодательство прямо указывает на особенности организации самоуправления, к примеру, в городах федерального значения.
Объект исследования - функции местного самоуправления, правоотношения, складывающиеся в ходе реализации функций местного самоуправления.
Предмет исследования - регулятивные нормы, закрепляющие функции местного самоуправления и порядок их осуществления.
Цель исследования - исследование и раскрытие содержания функций местного самоуправления, выявление наилучших форм и методов правового воздействия государства и местного самоуправления на муниципальную деятельность, а также выявление возможных направлений совершенствования функционирования муниципальных органов власти.
Для достижения заявленной цели требуется решить ряд определенных задач:
• выявить сущность местного самоуправления как конституционно-правового института, определить его функциональное назначение;
• дать определение и провести классификацию функций местного самоуправления;
• проанализировать содержательные основы и выявить проблемы в реализации функций местного самоуправления в современной России;
• определить принципы изменения функциональной природы местного самоуправления;
• дать характеристику интеграции современных общественных процессов в функциональные аспекты деятельности органов местного самоуправления.
Функции местного самоуправления к теоретическом аспекте рассматривались и исследовались многими учеными, что подтверждается значительным количеством научных публикаций, в том числе статьях отечественных и зарубежных авторов, среди них следует отметить А.П. Алексеева, А.П. Анисимова, Г.В. Атаманчука, П.А. Астафичева, И.Л. Бачило, С.А. Боголюбова, М.И. Васильевой, И.В. Выдрина, К.Ю. Елисеева, А.Н. Кокотова, С.В. Корсаковой, Ю.Г. Лежиковой, А.Ф. Малого, И.И. Овчинникова, С.Г. Соловьева, Е.Б. Султанова, Ю.А. Тихомирова, В.И. Фадеева и др.
Нормативную базу исследования включает широкий блок нормативных правовых актов в части функционирования местного самоуправления в том числе законы и подзаконные акты федерального, регионального и муниципального уровней, а также международное законодательство.
Эмпирическую базу составили документы правоприменительной практики, судебные решения, статистические данные по проблеме диссертационного исследования.
Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод, методы анализа и синтеза; частнонаучные методы - формально-юридический, сравнительно-правовой, исторический, социологический, статистический метод.
Практическая значимость работы заключается в комплексном представлении системы функций местного самоуправления, определения и раскрытия содержания каждой функции. Материалы диссертационного исследования могут быть применимы в практической муниципальной деятельности, при изучении курсов по «Муниципальному праву РФ».
По итогам проведенного исследования опубликована научная статья «Институциональные основы местного самоуправления» в международном научном журнале «Образование и наука в России и за рубежом».
Структура работы отражает тему, цель и задачи исследования, включает введение, три главы, восемь параграфов, заключение, список используемой литературы и используемых источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Завершая исследование, кратко обозначим выводы, сделанные в диссертации.
Конституция РФ запрещает ограничивать права местного самоуправления органам государственного управления и региональным органам власти. В случае выявления случаев нарушения прав местного самоуправления муниципальные власти могут обратиться в суд за защитой своих прав и интересов.
Функция местного самоуправления - вектор функционирования местной власти, которая должна решать вопросы, имеющие значение для конкретного муниципалитета. Определяет функции местного самоуправления сам характер этого явления, его основную основу, цель и задачи, которые он должен решить. Функции местного самоуправления взаимосвязаны и компенсируют друг друга.
Основными функциями местного самоуправления являются:
• обязательное участие жителей в разрешении вопросов;
• эффективное управление собственностью и финансами;
• удовлетворение потребностей населения;
• охрана окружающей природной среды и правопорядка в целом;
• защита прав и интересов муниципального образования;
• контрольная функция.
Функции местного самоуправления в целях научного обобщения и анализа следует разделить на две группы. Первую группу объединяют функции социально-целевого характера - гарантирование решения потребностей, прав и интересов жителей муниципалитета, охрана общественного порядка, безопасность населения, развитие территории и т.д.
Вторая группа представлена функциями социально-организационного характера - сбор и анализ информации, адресность, принятие управленческих решений, организация, координация, контроль и учет в системе муниципального управления. Эти функции устанавливают процессуальную, организационную и исполнительно-административную часть местного самоуправления.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что основной целью местного самоуправления является реализация права населения самостоятельно решать важные для жителей вопросы через приемлемое сочетание местных и государственных интересов, которые позволяют максимально эффективно решать задачи социально-экономического развития муниципальных образований.
Функции местного самоуправления сильны и стабильны, так как являются выражением непрерывного целенаправленного влияния жителей муниципалитета, органов местного самоуправления на систему муниципальных отношений для эффективного решения вопросов местного значения.
Конституция РФ запрещает ограничивать права местного самоуправления органам государственного управления и региональным органам власти. В случае выявления случаев нарушения прав местного самоуправления муниципальные власти могут обратиться в суд за защитой своих прав и интересов.


1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
2. Кудилинский, М. Н. Муниципальное право России / М. Н. Кудилинский, И. А. Шевелева. Санкт- Петербург: С.-Петерб. гос. ун-т, 2005. 224 с.
3. Гурман, Ю.А. Формирование представительных органов муниципальных районов из глав и депутатов поселений // Практика муниципального управления. 2013. № 12. С. 15-28.
4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 05.10.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
5. Европейская хартия местного самоуправления ETS № 122 (Страсбург, 15 октября 1985 г.) [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/2540485/ (дата обращения: 29.11.2019).
6. Тимченко, В. С. Эксперты МСУ: необходимо актуализировать стратегию развития местного самоуправления в России / В. С. Тимченко // Муниципалитет. 2015. № 1. С. 4-8.
7. Местное самоуправление в Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://мсуинформ.рф/ Дата обращения 12.12.2019.
8. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ: Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (последняя редакция) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
9. Об основах муниципальной службы в РФ: Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ (последняя редакция) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
10. О финансовых основах местного самоуправления в РФ: Федеральный закон от 25.09.1997 № 126-ФЗ (утратил силу) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
11. Правовая основа местного самоуправления [Электронный ресурс]. URL: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/chto_takoe_municipalnoe_ pravo/pravovaya_osnova_mestnogo_samoupravleniya/ (дата обращения: 29.01.2020).
12. Himsworth Chris. "Treaty-Making For Standards Of Local Government: The European Charter Of Local Self-Government And Its Possible Application Beyond Europe". [Электронный ресурс]. URL: http://www.law.ed.ac.uk/ (дата обращения: 29.01.2020).
13. Зотов В/Б. Система муниципального управления: Учебник для вузов / В. Б. Зотов. СПб.: Питер Пресс, 2007. 609 с.
14. Гриценко Е. В. В поисках утраченных идеалов: российская муниципальная реформа и опыт Германии // Сравнительное конституционное обозрение. 2014. № 6. С. 17-43.
15. Raffaele Carnevale. Tax Collection Takes Stage in European Local Government Rating // Standard & Poor's Credit Week, 2001. April 11. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ea-ratings.ru/middle.php (дата обращения: 29.01.2020).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ