...
Наконец он делает вид, что выступил. На лице явное облегчение. Аплодисменты в зале. Оратор спускается со сцены с явным удовольствием - обязательная программа позади.
В ходе выполнения курсовой работы необходимо научиться так использовать языковой материал, чтобы обеспечить наилучшее воздействие на аудиторию в конкретной обстановке и в соответствии с поставленной задачей.
Одной из основных целей курсовой работы является понятие аудитории, согласие от которой со своими утверждениями и доводами стремится получить аргументатор, попытаться построить более адекватную модель овладения вниманием за счет введения дополнительных характеристик различных классов суждений и анализа их взаимоотношений в реальном процессе ведения спора или дискуссии.
Успех выступления, который, безусловно, закладывается в процессе тщательной подготовки к речи, во многом зависит от отношения и интереса автора к теме. Опыт показывает, что самое замечательное прочтение лекции – это, как правило, первое ее прочтение, в особенности по материалу, в котором лектор сам недавно разобрался. Известна студенческая шутка: молодой преподаватель объяснял-объяснял, даже сам все понял. Вот это-то сам все понял и определяет успех выступления, когда автор еще недавно в этом разобрался, еще в восторге от новизны и заражает своим восторгом слушателей.
Если же приходится говорить на давно известную тему, то хороший оратор обязательно каждый раз будет в нее вносить что-то новое. И опять-таки не столько для других, сколько для себя – чтобы «глаз горел». Всякий раз необходимо посмотреть на предмет выступления глазами сегодняшнего дня. Когда, готовясь к очередному выступлению, автор снова листает тексты речи, то обязательно находит в них что-то новое, если это, конечно, серьезный, тщательно, с соблюдением всех правил и приемов подготовленный тексты. Это новое, заинтересовавшее автора, сделает выступление живым, позволит удержать внимание аудитории.
1. Русский язык и культура речи. Под ред. В.И. Максимова. М., 2002.
2. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1988.
3. Ивин А.А. Основы теории аргументации. М., 1997.
4. Кохтев Н.Н. Риторика. М., 1994.
5. Ножин Е.А. Мастерство устного выступления. М., 1989.
6. Сопер П. Основы искусства речи. М., 1992.
7. Скрижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. Л., 1990.
8. Михневич А.А. Ораторское искусство лектора. – М.:Знание, 1984
9. Никольская С.Г. Техника публичной речи. - М.:Знание, 1980
10. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение: Учебное пособие. – М.: Новое знание, 2000
11. Основы публичной речи. Пособие для вузов. –М.: Владос, 2000