Работа сделана на примере города Рязани.
Проведен анализ транспортной инфраструктуры Рязани за 2011-2021 годы.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ 8
1.1 Цели и задачи и индикаторы транспортного обслуживания населения муниципального образования в соответствие с транспортной стратегией РФ на период до 2030 года 8
1.2 Правовые и организационные основы управления транспортной системой в муниципальном образовании 14
1.3 Современный городской общественный транспорт: проблемы, требования и тенденции 20
1.4 Отечественный и зарубежный опыт успешного решения проблем транспортного обслуживания городского населения 28
2 ГЛАВА. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА РЯЗАНИ 35
2.1 Социально экономический анализ текущего состояния и тенденций развития Рязанской городской транспортной системы35
2.2 Правовые и организационные основы управления транспортной системой города 49
2.3 Анализ маршрутной сети, пассажиропотоков и показателей качества транспортного обслуживания при пассажирских перевозках 59
2.4 Проблемы транспортного обслуживания населения муниципального образования г. Рязань 72
3 ГЛАВА. МЕРОПРИЯТИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ СИСТЕМЫ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА РЯЗАНИ 60
3.1 Предложения по развитию транспортной системы и оптимизации маршрутов и интервалов движения транспорта 60
3.2 Направления работ по приведению дорожной сети до требований нормативных документов, в том числе за счёт внедрения при проектировании и эксплуатации дорог информационных технологий управления жизненным циклом 84
3.3 Оптимизация и обновление автомобильного парка с целью повышения качества обслуживания и сокращения выбросов в окружающую среду 91
3.4 Предложения по разработке стратегии устойчивого развития региональной системы транспортного обслуживания населения до 2030 года 96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 105
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 109
Актуальность темы работы обусловлена не только высокой востребованностью услуг пассажирского транспорта, но и необходимостью соблюдения безопасности дорожного движения, безопасности пассажиров, улучшения качества жизни населения. Транспорт, наряду с другими инфраструктурными отраслями, обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических целей.
Социальная значимость пассажирского транспорта заключается в предоставлении широкого доступа к организациям и учреждениям социального обеспечения, здравоохранения и образования, более высокой мобильности для пожилых граждан, людей с ограниченными возможностями и детей.
Экономическая роль пассажирского транспорта состоит в оказании услуг по перевозке пассажиров, их ручной клади и багажа путем удовлетворения потребности людей в перевозках.
Рынок услуг пассажирского транспорта не является монопольным. Он представлен муниципальными пассажирскими транспортными предприятиями и частными перевозчиками, занимающимися предоставлением транспортных услуг.
Следует отметить, что предоставление услуг высокого качества перевозки пассажиров невозможно без достаточного развития транспортной инфраструктуры. Поэтому важным условием качественных пассажирских перевозок, следует считать состояние транспортной инфраструктуры.
Совершенствование стратегии развития транспортного обслуживания населения обусловили необходимость применения новых управленческих решений при организации работы.
Теоретические и методологические основы исследования деятельности городского общественного транспорта, изложены в трудах таких зарубежных и отечественных ученых, как Белл Д., Блэкуэлл Р., Кенэ Ф., Котлер Ф., Лавлок К., Миронова И.В., Николайчук Н. Е., Песоцкая Е. В., Сосунова Л. А., Хаирова С. М., Хаксевер К., Хилл Н., Чернова Д. В., Шеховцов Р. В., Шоул Дж.
Проблемы и перспективы развития услуг городского общественного транспорта, оценки качества обслуживания пассажиров на городских маршрутах рассматривались в работах российских ученых: Кузнецова В. В., Макарова Ю. Н., Мальчевского А. А., Шатракова А. Ю., Герами В.Д., Жукова И. А., Корнеева Н. В., Нестеровой А. А., Поначугина В. А., Семеновой О. С., Тойменцевой И. А. и других.
Развитие городского общественного транспорта в Российской Федерации характеризуется наличием многочисленных проблем, связанных с недостаточно высоким уровнем обслуживания пассажиров, доступностью и мобильностью. Эти проблемы обслуживания населения на городских маршрутах движения общественного транспорта во многом определяются плохим состоянием дорожно-транспортной инфраструктуры, высоким износом транспортных средств, отсутствием научно обоснованного транспортного планирования в городских условиях, убыточностью муниципальных перевозок населения. В этой связи, является актуальной разработка концептуальных положений по оценке качества услуг городского общественного транспорта и практических рекомендаций по повышению уровня обслуживания пассажиров.
Целью работы является разработка предложений по улучшению организации транспортного обслуживания населения муниципального образования, на примере города Рязани.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие поставленные задачи:
определить цели и задачи и индикаторы транспортного обслуживания населения муниципального образования в соответствие с транспортной стратегией РФ на период до 2030 года;
охарактеризовать правовые и организационные основы управления транспортной системой в муниципальном образовании;
провести анализ проблем, требований и тенденций современного городского общественного транспорта;
проанализировать отечественный и зарубежный опыт успешного решения проблем транспортного обслуживания городского населения;
провести анализ текущего социально экономического состояния и тенденций развития Рязанской городской транспортной системы;
проанализировать правовые и организационные основы управления транспортной системой г. Рязань;
провести анализ маршрутной сети, пассажиропотоков и показателей качества транспортного обслуживания при пассажирских перевозках;
выявить проблемы транспортного обслуживания населения муниципального образования г. Рязань;
разработать предложения по развитию транспортной системы и оптимизации маршрутов и интервалов движения транспорта;
определить направления работ по приведению дорожной сети до требований нормативных документов, в том числе за счёт внедрения при проектировании и эксплуатации дорог информационных технологий управления жизненным циклом;
разработать предложения по оптимизации и обновлению автомобильного парка с целью повышения качества обслуживания и сокращения выбросов в окружающую среду;
разработать предложения по разработке стратегии устойчивого развития региональной системы транспортного обслуживания населения до 2030 года.
Объект исследования – городская транспортная система города Рязани.
Предмет исследования – деятельность органов власти города Рязани в сфере транспортного обслуживания городского населения.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды ученых, посвященные вопросам развития транспортного обслуживания населения, монографии, тематические публикации в периодической печати, справочно-информационные и энциклопедические материалы, ресурсы сети Интернет.
В работе использованы методы научного поиска, анализа, исследования, обработки материала: изучение теоретической литературы по теме исследования, анализ, статистические и графические методы анализа, построение выводов.
Городской пассажирский транспорт, удовлетворяя потребности населения в передвижениях, создает предпосылки для нормального функционирования экономики города и способствует увеличению свободного времени людей, предоставляя им возможность пользоваться услугами территориально рассредоточенных звеньев производственной и социальной инфраструктуры.
Высокий уровень социальной значимости транспортного обслуживания населения города, жизнеобеспечивающий характер услуг городского пассажирского транспорта, а также сложная тарифная политика определяют необходимость управления и регулирования организации транспортного обслуживания населения.
Анализ системы управления и оказания услуг пассажирских перевозок транспортом показывает многоуровневость и сложность транспортной системы, которая не просто оказывает услуги по перевозке пассажиров, но и обеспечивает необходимые для этого условия. На каждом уровне этой системы имеется свое содержание и показатели качества услуг пассажирских перевозок и свойственные каждому уровню методы управления качеством услуг.
Пассажирские перевозки – один из важнейших, с социально-политической точки зрения, видов хозяйственной деятельности. Для повышения качества жизни нужна доступность транспортных услуг для всех категорий населения, стабильная работа пассажирского транспорта.
Несмотря на ежегодный рост тарифов на пассажирские перевозки, положение транспортной отрасли остается сложным. Это объясняется главным образом ростом цен на топливо, электроэнергию и материалы, потребляемые транспортом. Рост количества личного транспорта, уменьшение численности трудоспособного населения привели к снижению спроса на пассажирские перевозки, что, послужило причиной сокращения доходов перевозчиков.
Следствием трудного финансового положения перевозчиков является большой износ транспортных средств, вызванный низкими темпами обновления пассажирского парка, что увеличивает расходы на ремонт и техническое обслуживание. Изношенность пассажирского транспорта не обеспечивает безопасности перевозок пассажиров, ухудшает экологическую ситуацию.
Учитывая, что целью основного вида деятельности транспортных организаций, осуществляющих пассажирские перевозки, является не получение прибыли, а выполнение социально-значимых задач, администрацией Рязани должно быть принято решение о разработке стратегии комплексного развития транспортной инфраструктуры, направленной на совершенствование транспортного обслуживания населения, что является необходимым условием стабильной работы пассажирского транспорта, обеспечения его безопасности, улучшения условий и уровня жизни населения на территории Рязани.
Целью стратегии комплексного развития транспортной инфраструктуры Рязани должно являться – создание транспортной инфраструктуры, обеспечивающей безопасность участников дорожного движения, доступность ее объектов для всех категорий граждан, качество и эффективность транспортного обслуживания населения.
В стратегии комплексного развития транспортной инфраструктуры Рязани должны быть решены следующие задачи:
развитие дорожного хозяйства в городе Рязани;
обеспечение безопасности дорожного движения и функционирования дорожно-транспортной инфраструктуры;
совершенствование организации дорожного движения в городе Рязани;
развитие общественного транспорта в городе Рязани.
В качестве целевых показателей (индикаторов) стратегии комплексного развития транспортной инфраструктуры Рязани целесообразно определить:
протяженность автомобильных дорог города Рязани, на которых выполнен ремонт (ежегодно);
доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения;
доля объектов дорожного хозяйства, адаптированных для использования инвалидами и другими маломобильными группами населения (остановки общественного транспорта);
количество «умных» остановок;
общая протяженность улиц, обеспеченных ливневой канализацией (подземными водостоками);
количество пешеходных переходов в разных уровнях;
общая протяженность освещенных частей улиц, проездов, набережных;
доля светофорных объектов, включенных в интеллектуальные транспортные системы (ИТС);
доля пешеходных переходов, оборудованных элементами повышения безопасности дорожного движения;
количество элементов автоматизированной системы управления дорожным движением (ежегодно);
протяженность маршрутов общественного транспорта (муниципального и коммерческого);
доля общественного городского автомобильного транспорта с созданными условиями доступности, безопасности, информативности и комфортности для инвалидов и иных маломобильных групп граждан;
доля общественного городского наземного электрического транспорта с созданными условиями доступности, безопасности, информативности и комфортности для инвалидов и иных маломобильных групп граждан.
Учитывая рост автомобилизации, особое внимание должно уделяться разработке системных решений по обеспечению безопасности движения с учетом особенностей движения транспорта и пешеходов в городской среде.
Финансирование мероприятий по содержанию и развитию транспортной инфраструктуры должно ежегодно уточняться при принятии бюджета города Рязани на очередной финансовый год.
Принятие на федеральном и региональном уровне нормативных правовых актов, предусматривающих предоставление бюджету города Рязани субсидий в форме межбюджетных трансфертов, позволит привлечь дополнительные средства на выполнение мероприятий по содержанию и развитию транспортной инфраструктуры города.
1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016) // Информационно-правовая система «КонсультантПлюс».
2. Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «О транспортной безопасности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.05.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 7. ст. 837.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 22.10.2014) // Информационно-правовая система «КонсультантПлюс».
4. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. №47. Ст. 5489.
5. Постановление Правительства РФ от 28.09.2009 № 767 «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации» (вместе с «Правилами классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог») // Информационно-правовая система «КонсультантПлюс».
6. Распоряжение Правительства РФ от 27.11.2021 № 3363-р «О Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года» // Информационно-правовая система «КонсультантПлюс».
7. Арбузов К.Ю. Методические подходы к оценке потерь народного хозяйства из-за недостаточного развития транспортной инфраструктуры. / К.Ю. Арбузов // Журнал университета водных коммуникаций. – 2021. – №1. – С. 129-137.
8. Борисевич В.И., Гейзлер П.С., Фатеев B.C. Экономика региона: Учеб. пособие. - Мн.: БГЭУ, 2021. – 432 с.
9. Боровик Е.Н. Предложения по структуре показателей комплексной оценки социально-экономической эффективности развития транспортной инфраструктуры / Е.Н. Боровик, В.В. Луговенко, А.С. Морозов // Вопросы планировки и застройки городов: материалы XVIII Международной науч. - практ. конф. / под ред. Ю.В. Круглова, В.С. Глухова. - Пенза: ПГУАС, 2022. – С. 80-84.
10. Бунеев В.М. Эффективность городского пассажирского транспорта: методы оценки и обоснования / В.М. Бунеев. - Новосибирск: НГАВТ, 2022. – 401 с.
11. Гольская Ю.Н. Понятие транспортной инфраструктуры и оценка ее влияния на региональную экономику / Ю. Н. Гольская // Транспортная инфраструктура Сибирского региона: материалы второй межвузовской научно-практической конференции: в 6 т. - Иркутск; ИрГУПС, 2022. – С. 157-162.
12. Григорян М.Г. К вопросу оценки социально-экономических процессов на транспорте / М.Г. Григорян // Юбилейный сборник научных трудов кафедры экономики и управления, посвященный 10-летию со дня образования, 2020. – С. 48-51.
13. Задворный Ю.В. Формирование интегрированной транспортной инфраструктуры в регионе / Ю. В. Задворный // дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. - М., 2020. – 152 с.
14. Иванов М.В. К вопросу о теории транспортной доступности / М.В. Иванов // Организационные и экономические проблемы развития предприятий транспортной отрасли. Материалы Седьмых Прохоровских чтений - Н. Новгород: Литера – 2021. – С. 115-117.
15. Икрамов М. Применение механизмов концессии в развитии транспортной инфраструктуры страны / М. Икрамов, А. Зохидов // PerspectivesofInnovations, Economics&Business, Volume 3. – 2022. – С. 19-27.
16. Колобов С.С. Управление инновационным развитием городской транспортной системы / С.С. Колобов // автореф... канд. экон. наук: 08.00.05. - Орел, 2022. – 144 с.
17. Крупенков В.В. Государственное и муниципальное управление: учеб. практ. пособ. — М.: Евразийский открытый институт, 2022. – 335 с.
18. Кузнецова А.И. Инфраструктура: вопросы теории, методологии и прикладные аспекты современного инфраструктурного обустройства. Геоэкономический подход. – М.: КомКнига, 2022. – 456 с.
19. Куликов А.Ю. Использование инструментов государственно- частного партнерства / А.Ю. Куликов // Вестник СамГУ. – 2021. – № 10 (101). – С. 56-63.
20. Литвяков С.С. Государственно-частное партнерство в финансировании транспортной инфраструктуры в Российской Федерации // дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. - М., 2021. – 199 с.
21. Логистика: общественный пассажирский транспорт: учебник / под общ. ред. Л. Б. Миротина. - М.: Экзамен, 2021. – 224 с.
22. Максимов А.Б. Транспортная инфраструктура регионов. / А.Б. Максимов // Известия ИГЭА. – 2022. – № 1. – С. 30-33.
23. Мачерет Д.А. Макроэкономическая оценка развития транспортной инфраструктуры / Д.А. Мачерет, А.В. Рышков, А.Ю. Белоглазов, К. В. Захаров // Вестник ВНИИЖТ. – 2022. – № 5. – С. 15-18.
24. Одинцов А.А. Государственное и муниципальное управление. Введение в специальность. - М.: Экзамен, 2021. – 244 с.
25. Ольховский С.Ю. Логистика городского общественного пассажирского транспорта: учеб. пособ. / сост.: С.Ю. Ольховский, О.В. Быкова. - Омск: СибАДИ, 2021. – 194 с.
26. Пикулькин А.В. Экономика муниципального сектора. - М.: Юнити-Дана, 2021. – 464 с.
27. Расчет транспортной системы города: методические указания к выполнению курсовой работы для магистрантов и студентов направления подготовки (специальности) 23.03.01 «Технология транспортных процессов» / сост.: Э.А. Сафронов, К.Э. Сафронов, Е. С. Семенова. - Омск: СибАДИ, 2022. –38 с.
28. Сафронов К.Э. Повышение эффективности процесса формирования доступной транспортной инфраструктуры в регионах / К.Э. Сафронов // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». – 2021. – № 1. – С. 40-46.
29. Сафронов К.Э. Роль доступного общественного транспорта в социально-экономическом развитии городов / К.Э. Сафронов // Вестник СибАДИ. – 2021. – № 2. – С. 125-130.
30. Савченко А.Б. Региональное и городское развитие: ситуационный подход к стратегическому управлению и мониторингу // Балтийский регион. – 2021. – № 1. – С. 78-98.
31. Савченко А.Н., Ужегов А.О., Данилов А.Р. «Умный транспорт» для жителей мегаполиса: возможности использования цифровых технологий // Управление в современных системах. – 2021. – № 2 (30). – С. 58-59.
32. Семина И.А., Кустов М.В. Транспорт в территориальной социально-экологической системе. / И.А. Семина, М.В. Кустов // Актуальные проблемы географии и геоэкологии. – 2021. – № 2. – С. 13-20.
33. Серебряков Л.Г., Яновский В.В. Проблемы стратегического планирования транспортной инфраструктуры региона − инновационный подход: научные труды Северо-Западной академии государственной службы. Т. 2. Вып. 1. Государственная власть и местное самоуправление в России: история и современность. – СПб.: Изд-во СЗАГС, 2021. – 332 с.
34. Тумхаджиев А.Б. Проблемы функционирования региональной транспортной инфраструктуры в современных условиях. / А.Б. Тумхаджиев // Terraekonomicus. – Том 10 № 1 Часть 2, 2019. – 210 с.
35. Тумхаджиев А.Б Роль дорожной инфраструктуры в развитии экономики региона / А.Б. Тумхаджиев // Новое в экономике и управлении. - М., «МАКС-Пресс», выпуск 34. – 2021. – С. 179-187.
36. Тумхаджиев А.Б. Совершенствование транспортной системы региона как важнейшей составляющей эффективного развития экономики / А.Б. Тумхаджиев // Агропродовольственная политика России. - М. – 2021. – № 2. – С. 61- 64.
37. Фейзуллаев М.А. Экономико-правовые проблемы дорожного строительства в России // Российское предпринимательство. – 2022. – № 20 (218). – С. 106-110.
38. Харченко Е.В., Вертакова Ю.В. Система государственного и муниципального управления. - М.: Кнорус, 2022. – 272 с.
39. Халтурин Р. Развитие транспортной инфраструктуры: проблемы и возможности / Р. Халтурин // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2022. – № 6. – С. 21-26.
40. Ханиев Р.Р. Стратегия управления социально-экономическим развитием региона / Р.Р. Ханиев // Экономика управления. – 2021. – № 3/6 (44). – С. 14-21.
41. Шевелкина К.Л., Возможности и перспективы инновационной технологии государственно-частного партнерства в финансировании транспортной инфраструктуры / К.Л. Шевелкина, Т.Г. Попадюк // Управление экономическими системами. – 2020. – № 71. – С. 134-140.
42. Шелестов Н.Е. Совершенствование управления развитием инновационной автодорожной инфраструктуры: дис. … к-та эк. наук. – М., 2022. – 178 с.
43. Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления. - 5-е изд. - М.: Норма, 2022. – 448 с.
44. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации: https://www.economy.gov.ru/
45. Официальный сайт Министерства транспорта Российской Федерации: https://mintrans.gov.ru/
46. Официальный сайт Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области: https://mintrans.ryazangov.ru/