Рассмотрена организация муниципального управления жилищно-коммунальным хозяйством г. Екатеринбург.
Проведен анализ данных по 2022 год включительно.
Введение……………………………………………………………………. 5
1 Теоретико-методологические основы организации муниципального управления сферой жилищно-коммунального хозяйства 10
1.1 Понятие, сущность и значимость организации жилищно-коммунального хозяйства…10
1.2 Механизм и правовые особенности организации муниципального управления сферой жилищно-коммунального хозяйства 18
2 Оценка организации муниципального управления сферой жилищно-коммунального хозяйства в городе Екатеринбург ………29
2.1 Система организации муниципального управления жилищно-коммунальным хозяйством в городе Екатеринбург …………………..29
2.2 Анализ основных показателей развития сферы жилищно-коммунального хозяйства в Екатеринбурге …………………………….. 38
3 Перспективы развития муниципального управления сферой жилищно-коммунального хозяйства ………………………………………………..46
3.1 Современные проблемы управления сферой жилищно-коммунального хозяйства ……46
3.2 Рекомендации по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства 51
Заключение…………………………………………………………………… 61
Список использованных источников…………64
Актуальность темы исследования. В настоящее время осуществление публичной власти должно быть направлено на формирование необходимых условий для обеспечения качественной жизни населения. Модернизация и совершенствование сферы жилищно-коммунального хозяйства является одной из приоритетных задач для органов местного самоуправления. Так, жилищно-коммунальное хозяйство влияет на экономическое развитие территории и удовлетворение первостепенных потребностей населения, характеризуя степень цивилизованности жизни. Необходимость исследования управления сферой жилищно-коммунального хозяйства именно на муниципальном уровне обусловлена тем, что при формировании стратегии социально-экономического развития муниципального образования, в частности, сферой жилищно-коммунального хозяйства необходимо учитывать материально-финансовые ресурсы конкретной территории.
Однако в настоящее время система жилищно-коммунального хозяйства является одной из самых проблемных сфер жизнедеятельности человека. В силу организационных, финансовых и кадровых проблем зачастую органы местного самоуправления не могут в полной мере обеспечивать население необходимыми ресурсами для качественного получения услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Сфера жилищно-коммунального хозяйства характеризуется низким уровнем инвестиционной привлекательности и требует большого привлечения денежных средств для модернизации и развития. Российская система муниципальной власти нуждается в правовом и организационном переосмыслении со стороны государства, в результате чего будет сформирована многоотраслевая и многопрофильная эффективная система жилищно-коммунального хозяйства.
Город Екатеринбург по данным первого полугодия 2022 года занимает 10 место среди российских городов по индексу качества жизни населения, что говорит об эффективной деятельности органов местного самоуправления [40]. Однако, проблемы сферы жилищно-коммунального хозяйства также актуальны для данного муниципального образования. Данный факт подтверждается ежедневными претензиями со стороны жителей изношенным жилищным фондом города и непрозрачностью процедур установления тарифов на услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Степень теоретической разработанности темы исследования. В настоящее время анализу сферы жилищно-коммунального хозяйства уделяется большое внимание современными исследователями. Среди зарубежных учёных можно выделить Дж. Триплетта, Б. Босуорта, которые рассматривают сферу развития жилищно-коммунального хозяйства на примере зарубежных стран. Отечественные ученые, такие как В.В. Коларж, А.В. Стукалов, А.Н. Костюков, А.Н. Кокотов изучают теоретические аспекты формирования и реализации муниципального управления сферой жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации. Научные труды Г.В. Астратова, Э.Н. Вольфсона и Я.П. Силина рассматривают систему управления сферой жилищно-коммунального хозяйства за рубежом с возможностью её применения на территории российского государства.
Однако современная политическая и социально-экономическая ситуация требует более глубокого изучения вопросов формирования, реализации и развития муниципального управления сферой жилищно-коммунального хозяйства. Необходимо проводить разносторонний анализ не только теоретических аспектов сферы жилищно-коммунального хозяйства, но и инструментов модернизации данного направления, разрабатывать механизмы повышения уровня доверия к органам местного самоуправления со стороны населения.
Объект исследования – муниципальное управление сферой жилищно-коммунального хозяйства.
Предмет исследования – система муниципального управления сферой жилищно-коммунального хозяйства города Екатеринбурга и направления ее совершенствования.
Цель исследования – изучить систему муниципального управления сферой жилищно-коммунального хозяйства города Екатеринбурга и разработать рекомендации по ее совершенствованию.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
– изучить понятие, сущность и основные задачи организации жилищно-коммунального хозяйства;
– рассмотреть механизм и правовые особенности организации муниципального управления сферой жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации;
– охарактеризовать деятельность Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга;
– проанализировать организацию муниципального управления сферой жилищно-коммунального хозяйства в Екатеринбурге;
– выявить современные проблемы управления сферой жилищно-коммунального хозяйства;
– разработать рекомендации по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Методическую основу работы составили следующие методы:
1) общенаучные методы исследования. Данные методы используются для раскрытия теоретических основ выпускной квалификационной работы. Методологической основой выступают общие принципы научного познания, системный подход, в рамках которого приоритетное значение имеет поведенческий фактор для понимания и объяснения закономерностей организации и реализации муниципального управления сферой жилищно-коммунального хозяйства. В работе использовались общепринятые теоретические методы системно-логического анализа и синтеза на основе выявления причинно-следственных связей, позволяющие раскрывать взаимосвязи процессов, логические методы исследования;
2) экспертно-аналитические и эмпирические методы. Данные методы используются в практической части выпускной квалификационной работы. Посредством системного анализа и формально-юридического метода была установлена последовательность действий через изучение структурных связей в отношении организации и реализации муниципального управления сферой жилищно-коммунального хозяйства на примере города Екатеринбург. Применение экспертного анализа и анализа документов позволило дать объективную характеристику качественных и количественных сторон объекта исследования на основе обработки и анализа индивидуальных мнений экспертов, научной литературы, нормативно-правовых актов.
Основой применения указанного методического инструментария является информационная база исследования, которая формируется официальными данными федеральных органов государственной власти (Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации), Федеральной службы государственной статистики, материалы, опубликованные в научных изданиях, монографической литературе, информация из электронных источников (Интернет) и периодических изданий, а также материалы об организации муниципального управления сферой жилищно-коммунального хозяйства в городе Екатеринбург (Управление жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга).
Нормативно-правовой основой исследования послужили Конституция Российской Федерации, кодексы (Жилищный, Земельный, Градостроительный) Федеральные законы («О газоснабжении», «Об электроэнергетике», «О теплоснабжении», «О водоснабжении и водоотведении», «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»), Постановления Правительства («О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»), региональные нормативно-правовые акты и муниципальные программы (города Екатеринбург).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников, включающих 59 наименования. Общий объем работы составляет 71 страницу, в том числе 9 рисунков и 8 таблиц.
Выпускная квалификационная работа была основана на проведении анализа системы муниципального управления сферой ЖКХ города Екатеринбурга и разработке рекомендаций по ее совершенствованию. В ходе написания выпускной работы были сформулированы следующие выводы:
1) ЖКХ представляет собой многофункциональную, комплексную, динамически развивающуюся систему экономики, посредством которой обеспечивается воспроизводство и содержание жилого фонда, производятся и предоставляются для населения коммунальные услуги. В качестве основных элементов, которые входят в сферу ЖКХ можно выделить: жилищное хозяйство, тепло, газо, водо и электроснабжение, благоустройство придомовых территорий. Основная задача организации ЖКХ – это качественное предоставление коммунальных услуг для населения и обеспечение безопасного и комфортного проживания граждан;
2) В качестве нормативно-правовых актов были выделены: Конституция, Жилищный, Земельный и Градостроительный кодексы, федеральные законы, постановления Правительства, законы Свердловской области и муниципальная программа города Екатеринбурга. Данные нормативно-правовые акты создают единую систему развития сферы ЖКХ и устанавливают организационные механизмы реализации муниципального управления. В качестве федерального государственного органа власти в отношении реализации политики в сфере ЖКХ выступает Минстрой России, который разрабатывает направления развития сферы ЖКХ в стране и формирует целевые государственные программы в данной сфере;
3) В качестве основного органа муниципальной власти в сфере ЖКХ в городе было выделено Управление ЖКХ Администрации города Екатеринбурга. Данный орган власти осуществляет полномочия, направленные на разработку и реализацию системы управления ЖКХ в городе Екатеринбург, осуществление координации деятельности общественных и коммерческих организации. Помимо этого, в систему управления сферой ЖКХ входят организации, предоставляющие коммунальные услуги (по состоянию на 18.02.2023 осуществляют деятельность 1271 предприятий ЖКХ) и межведомственная комиссия;
4) Основными показателями, характеризующими эффективность деятельности системы управления сферой ЖКХ в городе Екатеринбурге, можно выделить: состояние жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, реализуемые программы развития. Так, в результате проведенного анализа в практической части работы было выявлено, что в период с 2017 по 2022 год в городе Екатеринбург было построено и введено в эксплуатацию 404 дома (1,881 млн кв м), среди которых основная доля – это многоквартирные дома и индивидуальное жилищное строительство. В результате анализа технического состояния жилищного фонда города Екатеринбург была выявлена проблема изношенности жилищного фонда. По данным 2022 года, 169 домов в Екатеринбурге находятся в аварийном состоянии со средним возрастом 55-72 года. Важное значение на развитие муниципального управления сферой ЖКХ оказывают программы, разрабатываемые региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления с целью качественного предоставления коммунальных и жилищных услуг и оптимизации деятельности компаний в сфере ЖКХ. На примере Екатеринбурга была проанализирована программа «Развитие жилищного и коммунального хозяйства, повышение энергетической эффективности в муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2021-2025 годы». В рамках данной программы реализуются следующие подпрограммы: «Обеспечение комфортной среды проживания в жилищном фонде муниципального образования «город Екатеринбург» на 2021-2025 годы» (направлена на формирование комфортной среды для проживания граждан), «Развитие, реконструкция (модернизация) и повышение энергетической эффективности коммунального хозяйства в муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2021-2025 годы» (направлена на обновление и развитие современных инженерных систем жизнеобеспечения и повышение эффективности деятельности объектов коммунальной инфраструктуры);
5) В результате проведенного анализы был выявлен ряд проблем, которые не позволяют развиваться сфере ЖКХ и качественно предоставлять коммунальные и жилищные услуги для населения города Екатеринбурга, а именно: ежегодный рост цен на коммунальные услуги, высокий уровень изношенности жилого фонда и отсутствие высококвалифицированных специалистов в сфере ЖКХ в органах местного самоуправления;
6) На основе выявленных проблем были разработаны мероприятия по развитию системы управления сферой ЖКХ. Так, в качестве направлений совершенствования необходимо выделить:
– создание специальной комиссии, посредством которой будет модернизирована законодательная база и оптимизировать мониторинг и контроль за организациями в сфере ЖКХ;
– создание автоматизированного программного обеспечения, посредство которого можно отслеживать изношенность многоквартирных домов и осуществляемый капитальный ремонт;
– устранение монополизации организаций в сфере предоставления коммунальных услуг;
– повышение квалификации сотрудников органов местного самоуправления города Екатеринбурга в сфере ЖКХ.
Предложенные мероприятия направлены на модернизацию законодательной базы и развитие административных и организационных условий функционирования организаций, предоставляющих коммунальные и жилищные услуги. Разработанные направления будут способствовать развитию экономики, становлению сервисного государства, модернизации социально-экономических показателей города Екатеринбурга.
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, 14.03.2020 № 1-ФКЗ). – URL : https://base.garant.ru/10103000/ (дата обращения: 17.03.2023).
2. О газоснабжении в Российской Федерации [Текст] : федер. закон РФ от 31.03.1999 г. №69-ФЗ (ред. от 14.07.2022) // Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 14. – Ст. 1667. ).
3. Об электроэнергетике [Текст] : федер. закон РФ от 26.03.2003 г. №35-ФЗ (ред. от 21.11.2022) // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 13. – Ст. 1177.
4. О муниципальной службе в Российской Федерации [Текст] : федер. закон РФ от 02.03.200 г. №25-ФЗ (ред. от 28.12.2022) // Собрание законодательства РФ. – 2007. – № 10. – Ст. 1152.
5. О теплоснабжении [Текст] : федер. закон РФ от 27.07.2010 г. №190-ФЗ (ред. от 01.05.2022) // Собрание законодательства РФ. – 2010. – № 31. – Ст. 4159.
6. О водоснабжении и водоотведении [Текст] : федер. закон РФ от 07.12.2011 г. №416-ФЗ (ред. от 19.12.2022) // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 50. – Ст. 7358.
7. Об основах общественного контроля в Российской Федерации [Текст] : федер. закон РФ от 04.07.2014 г. №212-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 30 (ч. I). – Ст. 4213.
8. Земельный кодекс Российской Федерации [Текст] : кодекс от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ (ред. от 05.12.2022) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 44. – Ст. 4147.
9. Жилищный кодекс Российской Федерации [Текст] : кодекс от 29.12.2004 г. (ред. от 21.11.2022) // Собрание законодательства РФ. – 2005. – № 1 (Ч. 1). – Ст. 14.
10. Градостроительный кодекс Российской Федерации [Текст] : кодекс от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ (ред. от 19.12.2022) // Российская газета. – 2004. – № 290. –. Ст. 16.
11. О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов [Текст] : постановление Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354 (ред. от 23.09.2022) // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 22. – Ст. 3168.
12. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» [Текст] : постановление Правительства РФ от 30.12.2017 г. №1710 (ред. от 20.01.2023) // Собрание законодательства РФ. – 2018. – № 3. – Ст. 546.
13. Об утверждении государственной программы Свердловской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Свердловской области до 2027 года» [Текст] : постановление Правительства Свердловской области от 29.10.2013 г. № 1330-ПП (ред. от 08.12.2022) Текст : электронный. – URL : https://docs.cntd.ru/document/453135168, (дата обращения: 17.03.2023).
14. Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015-2044 годы [Текст] : постановление Правительства Свердловской области от 22.04.2014 г. № 306-ПП (ред. от 07.04.2022) Текст : электронный. – URL : https://docs.cntd.ru/document/446491380 (дата обращения: 17.03.2023)
15. О создании межведомственной комиссии по оценке жилых помещений, расположенных на территории муниципального образования «город Екатеринбург» [Текст] : Решение Екатеринбургской городской Думы от 13.10.2015 г. №2847 (ред. от 20.07.2022) // Вестник Екатеринбургской городской Думы. – 2020. – № 375.
16. Об утверждении Положения «Об Управлении жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга» [Текст] : Решение Екатеринбургской городской Думы от 26.05.2020 г. №18/35 (ред. от 27.12.2018) // Вестник Екатеринбургской городской Думы. – 2020. – № 375.
17. Об утверждении Муниципальной программы «Развитие жилищного и коммунального хозяйства, повышение энергетической эффективности в муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2021-2025 годы [Текст] : постановление Администрации города Екатеринбурга от 10.11.2020 г. № 2303 (ред. от 30.12.2022). Текст : электронный. URL: https://docs.cntd.ru/document/570985821, (дата обращения: 05.04.2023).
18. Алмаева, Л. Х. Управление жилищно-коммунальным хозяйством на муниципальном уровне [Текст] / Л. Х. Алмаева, И. В. Есиева // Экономическая наука и практика: материалы VI Международной научной конференции. Чита: Издательство Молодой ученый. – 2018. – С. 56-57.
19. Афанасьева, А. Н. Организационно-экономический механизм повышения доступности жилищного фонда и коммунальных услуг [Текст] / А. Н. Афанасьева. – Москва: НИЦ ИНФРА-М, 2019. – 318 с.
20. Белозеров, С. А. Модернизация сферы ЖКХ как фактор повышения уровня жизни населения России [Текст] / С. А. Белозеров // Вестник НГИЭИ. – 2019. – №11 (102). – С. 97-109.
21. Бобровская, Н. И. Современная модель системы муниципального управления ЖКХ в России [Текст] / Н. И. Бобровская // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. – 2019. – №7. – С. 98-110.
22. Герасимчук, В. И. Реформирование жилищно-коммунальных условий как фактор повышения качества жизни населения [Текст] / В. И. Герасимчук // Теория и практика общественного развития. – 2015. – № 12. – С. 105-112.
23. Джураева, С. С. Жилищно-коммунальные услуги в условиях рыночных отношений: Зарубежный опыт и уроки [Текст] / С. С. Джураева // Фундаментальные исследования. – 2021. – №10-2. – С. 334-338.
24. Камышанова, А. Е. Товарищества собственников жилья и особенности их правового положения как некоммерческих корпоративных организаций [Текст] / А. Е. Камышанова // Вестник таганрогского института управления и экономики. – 2018. – №2. – С. 42-46.
25. Леонова, Л. Б. Сфера жилищно-коммунального хозяйства как важнейший индикатор изменения качества жизни населения [Текст] / Л. Б. Леонова // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2017. – №11 (55). – С. 304-319.
26. Матреско, Д. В. Управление жилищно-коммунальным хозяйством в муниципальном образовании [Текст] / Д. В. Матреско // Управленец. – 2020. – №.6 (9). – С. 44-47.
27. Погорелова, Ю. В. Методы повышения эффективности системы управления ЖКХ [Текст] / Ю. В. Погорелова // Молодежь и 21 век. – 2019. – С. 187-192.
28. Пытько, В. Ю. Проблемы повышения эффективности деятельности органов управления в сфере ЖКХ [Текст] / В. Ю. Пытько // Молодой ученый. – 2018. – №39 (225). – С. 71-72.
29. Сиваев, С. Б. Жилищно-коммунальный комплекс: между политикой и экономикой [Текст] / С. Б. Сиваев. –Москва: Центр стратегических разработок «Пространственное развитие»,2018. – 120 с.
30. Султанова, Е. В. Основы функционирования ЖКХ [Текст] / Е. В. Султанова, Я. А. Волынчук. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2017. – 88 с.
31. Хрипков, К. А. Повышение эффективности в сфере ЖКХ на муниципальном уровне [Текст] / К. А. Хрипков // Новая наука: Современное состояние и пути развития. –2018. – №1-1 (56). – С. 125-127.
32. Ягодина, Л. П. Управление жилищно-коммунальным хозяйством: Организационно-правовые аспекты [Текст] / Л. П. Ягодина. – Москва, 2018. – 153 с.
33. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах [Текст] : пакт от 16.12.1966 г. // Действующее международное право в 3 Т. Москва: МНИМП. – 1992. – Том 2.
34. Всеобщая декларация прав человека [Текст] : декларация от 10.12.1948 г. // Российская газета. – 1998. – № 235.
35. Dr. JózsefHegedüs, Housing Review 2019: affordability, livability, sustainability [Тext] // Academy of State and Municipal Administration. – 2015. – №2. – Р. 67-74. (дата обращения: 02.04.2023).
36. Minaev, N. I. Management of the housing and communal complex: scenario and development options [Тext] // Scientific and Methodological Journal «NovaInfo.Ru». – 2018. – № 77-1. – Р. 231-235. (дата обращения: 02.04.2023).
37. Аварийное жилье: расселение в 2022 году.- URL: https://www.kommersant.ru/doc/5502418, (дата обращения: 03.04.2023). – Текст: электронный.
38. Азбука для потребителей услуг ЖКХ (Выпуск 2.0).- URL: доступа: https://minstroyrf.gov.ru/docs/17468/, (дата обращения: 03.04.2023). – Текст: электронный.
39. В 2022 году в Екатеринбурге заменили более 165 км инженерных сетей.- URL: https://urbc.ru/1068117494-v-2022-godu-v-ekaterinburge-zamenili-bolee-165-km-inzhenernyh-setey.html, (дата обращения: 03.04.2023). – Текст: электронный.
40. В Екатеринбурге второй раз за год подняли тарифы на услуги ЖКХ.-URL: https://ekb.rbc.ru/ekb/freenews/6388742e9a7947ea0d086471, (дата обращения: 02.04.2023). – Текст: электронный.
41. В Екатеринбурге прошел митинг против роста тарифов ЖКХ.- URL: https://www.kommersant.ru/doc/5839253, (дата обращения: 02.04.2023). – Текст: электронный.
42. ГЧП-проекты превзошли ожидания.- URL: https://www.kommersant.ru/doc/5748061, (дата обращения: 02.04.2023). – Текст: электронный.
43. Единый Расчетный Центр города Екатеринбурга.- URL:: https://xn--96-mlc8b4a.xn--p1ai/gaz.htm, (дата обращения: 03.04.2023). – Текст: электронный.
44. Екатеринбург замкнул топ-10 российских городов с самым высоким уровнем жизни. - URL: https://www.dk.ru/news/237170953, (дата обращения: 03.04.2023). – Текст: электронный.
45. Екатеринбург стал одним из самых дорогих городов России по тратам за ЖКХ. - URL: http://magadan-news.net/society/2022/09/06/56357.html, (дата обращения: 03.04.2023). – Текст: электронный.
46. Информация о домах Екатеринбурга. - URL: https://domreestr.ru/sverdlovskaya-oblast/ekaterinburg/#diag, (дата обращения: 14.04.2023). – Текст: электронный.
47. Ищите свой: мэрия Екатеринбурга раскрыла список из 99 домов, в которых наконец-то начнется капитальный ремонт. - URL: https://www.e1.ru/text/house/2022/01/14/70375190/, (дата обращения: 05.04.2023). – Текст: электронный.
48. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. - URL: https://minstroyrf.gov.ru/, (дата обращения: 05.04.2023). – Текст: электронный.
49. Муниципальные услуги Администрации Екатеринбурга «Жилищно-коммунальное хозяйство». - URL: http://xn--c1akhxjc.xn--80acgfbsl1azdqr.xn--p1ai/municipal?part=&sub1=8, (дата обращения: 13.04.2023). – Текст: электронный.
50. О жилищно-коммунальном хозяйстве Волгоградской области [Текст] : закон Волгоградской области от 18.11.2004 г. № 1331-ОД (ред. от 30.11.2006). - URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?doc_itself=&infostr=xO7q8+zl7fIg7vLu4fDg5uDl8vH/IO3lIOIg7+7x6+Xk7eXpIPDl5ODq9ujo&nd=143014162&page=1&rdk=3#I0, (дата обращения: 12.04.2023). – Текст: электронный.
51. О жилищно-коммунальном хозяйстве Краснодарского края [Текст] : закон Краснодарского края от 24.12.1999 г. № 225-КЗ. - URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?doc_itself=&infostr=xO7q8+zl7fIg7vLu4fDg5uDl8vH/IO3lIOIg7+7x6+Xk7eXpIPDl5ODq9ujo&nd=140004046&page=1&rdk=1#I0, (дата обращения: 12.04.2023). – Текст: электронный.
52. Основы жилищной политики города Москвы [Текст] : закон города Москвы от 27.01.2010 г. № 2. URL: file:///C:/Users/gorda/Downloads/%D0%97%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD PDF, (дата обращения: 03.04.2023). – Текст: электронный.
53. Плата за капремонт в среднем по России выросла почти на 15% . -URL: https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10961249, (дата обращения: 03.04.2023). – Текст: электронный.
54. Появился список домов, которые отремонтируют в Екатеринбурге в 2022 году. - URL: https://ekaterinburg.bezformata.com/listnews/domov-kotorie-otremontiruyut-v/101500390/, (дата обращения: 02.04.2023). – Текст: электронный.
55. Реестр объектов жилищного фонда. - URL: https://dom.gosuslugi.ru/#!/houses, (дата обращения: 02.04.2023). – Текст: электронный.
56. Рейтинг управляющих компаний ЖКХ и ТСЖ в Екатеринбурге. - URL: https://mingkh.ru/rating/sverdlovskaya-oblast/ekaterinburg/. (дата обращения: 05.04.2023). – Текст: электронный.
57. Список российских городов-миллионников. - URL: https://xn--h1alcedd.xn--d1aqf.xn--p1ai/questions/spisok-rossiyskikh-gorodov-millionnikov/, (дата обращения: 02.04.2023). – Текст: электронный.
58. Управляющие компании и ТСЖ в России. - URL: https://regoperatory.ru/uk-zhkh, (дата обращения: 05.04.2023). – Текст: электронный.
59. Федеральная служба государственной статистики. - URL:: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Jil_hoz_2022.pdf, (дата обращения: 07.04.2023). – Текст: электронный.