Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие у детей старшего дошкольного возраста восприятия цвета посредством пуантилизма

Работа №119146

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы75
Год сдачи2022
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
92
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретическое исследование проблемы развития у детей старшего дошкольного возраста восприятия цвета посредством пуантилизма 8
1.1 Особенности развития у детей старшего дошкольного возраста восприятия цвета 8
1.2 Возможности пуантилизма в развитии у детей старшего дошкольного возраста восприятия цвета 17
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию у детей старшего дошкольного возраста восприятия цвета посредством пуантилизма 23
2.1 Выявление уровня развития у детей старшего дошкольного возраста восприятия цвета 23
2.2 Содержание и организация работы по развитию у детей старшего дошкольного возраста восприятия цвета посредством пуантилизма 39
2.3 Определение динамики уровня развития у детей старшего дошкольного возраста восприятия цвета 47
Заключение 57
Список используемой литературы 60
Приложение А Характеристика выборки исследования 62
Приложение Б Результаты исследования на констатирующем этапе эксперимента 63
Приложение В Конспекты занятий 65
Приложение Г Результаты исследования на контрольном этапе эксперимента 74

Когда конкретный объект или явление непосредственно воздействуют на систему органов чувств человека, то мы наблюдаем психический процесс восприятия. Восприятие обязательно должно быть развито у детей уже в дошкольном детстве. Восприятие не дано человеку генетически, а формируется в процессе активной жизнедеятельности. Наиболее активный период его формирования - первые годы жизни и дошкольный возраст. Некоторые ученые отводят восприятию роль познавательной деятельности, в результате которой ребенок получает определенного вида информацию, осознает ее особенности, исследует и оценивает. Важный регулятор восприятия - необходимость воспринять предъявленный материал.
Восприятие цвета - это способность индивида воспринимать, различать и верно называть цвета. Роль восприятия цвета в жизни любого человека огромна. Данный вид восприятия позволяет в полной мере ощущать все разнообразие предметов и явлений мира, который окружает дошкольника, способствует полноценному обследованию и отображению изображений. Все это, в свою очередь, формирует не только саму личность человека, но и его эстетические вкусы, творческие способности и воображение.
Пуантилизм - это такая нетрадиционная техника рисования, в процессе которой изображение наносится точками. Данная техника популярна среди детей дошкольного возраста, так как, наряду с легкостью выполнения, обладает уникальностью, что пробуждает интерес детей к данному виду творчества.
Вопрос активизации восприятия цвета детей является одним из актуальных вопросов педагогической науки, на который универсального ответа до сих пор не нашли. Педагоги разных эпох думали и предлагали решения этой проблемы. Концептуальные положения, методы, эффективные методические приемы предложены В.И. Андреевым, В.А. Сухомлинским, Л.Н. Толстым, К.Д. Ушинским, А.В. Хуторским, Т.И. Шамовой, В.Ф. Шаталовым, Г.И. Щукиной. Влияние нетрадиционных техник рисования, таких как пуантилизм, на восприятие цвета детей старшего дошкольного возраста доказывали еще такие ученые как: Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сухомлинский и другие.
Таким образом анализ психолого-педагогической литературы, научных публикаций, диссертационных работ по данной проблеме позволил выделить противоречие между необходимостью развития у детей старшего дошкольного возраста восприятия цвета и недостаточным использованием пуантилизма в данном процессе.
В связи с выявленным противоречием возникает актуальная проблема исследования: каковы возможности пуантилизма в развитии у детей старшего дошкольного возраста восприятия цвета?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие у детей старшего дошкольного возраста восприятия цвета посредством пуантилизма».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития у детей старшего дошкольного возраста восприятия цвета посредством пуантилизма.
Объект исследования: процесс развития у детей старшего дошкольного возраста восприятия цвета.
Предмет исследования: развитие у детей старшего дошкольного возраста восприятия цвета посредством пуантилизма.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что развитие у детей старшего дошкольного возраста восприятия цвета будет возможно, если:
• разработано содержание занятий с применением техники пуантилизм, направленное на развитие цветовосприятия;
• включены занятия с применением техники пуантилизм в непрерывную образовательную деятельность;
• организована работа с родителями по презентации возможностей пуантилизма в развитии восприятия цвета у детей.
Задачи исследования.
1. Изучить особенности развития у детей старшего дошкольного возраста восприятия цвета, выявить возможности пуантилизма в развитии у детей старшего дошкольного возраста восприятия цвета.
2. Выявить уровень развития у детей старшего дошкольного возраста восприятия цвета.
3. Разработать и апробировать содержание работы по развитию у детей старшего дошкольного возраста восприятия цвета посредством пуантилизма.
4. Определить динамику уровня развития у детей старшего дошкольного возраста восприятия цвета.
Теоретико-методологической основой исследования выступают:
• теоретические исследования по развитию у детей старшего дошкольного возраста восприятия цвета (Т.В. Башаева, Б.М. Величковский, А.В. Груздева, О.М. Дьяченко);
• теории применения нетрадиционной техники рисования пуантилизм в развитии восприятия цвета детей дошкольного возраста (С.Е. Гаврина, В.Б. Косминская, Г.С. Швайко).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Экспериментальная база исследования. Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Дом культуры Веселево». В данном исследовании участвовали 40 детей в возрасте 5-7 лет.
Новизна исследования заключается в том, что выявлены возможности пуантилизма в развитии у детей старшего дошкольного возраста восприятия цвета.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснованы возможности пуантилизма в развитии у детей старшего дошкольного возраста восприятия цвета.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по развитию у детей старшего дошкольного возраста восприятия цвета посредством пуантилизма может быть использовано в работе педагогов дошкольных образовательных организаций.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (25 наименований) и 4 приложений. Текст работы иллюстрирован 13 таблицами, 3 рисунками. Основной текст работы изложен на 61 странице.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе теоретического исследования проблемы развития у детей старшего дошкольного возраста восприятия цвета посредством пуантилизма нами было установлено, что в психологии под восприятием понимается процесс отражения действительности во всех ее взаимосвязях. Восприятие цвета - это способность индивида воспринимать, различать и верно называть цвета. Старший дошкольный возраст также характерен тем, что к данному возрастному периоду дети уже знают все основные цвета, но еще не знаком с названиями оттенков.
Пуантилизм, или неоимпрессионизм - это рисование точками. Дети старшего дошкольного возраста часто используют ватные палочки для рисования в технике пуантилизма. Рисование палочками развивает воображение, усидчивость, мелкую моторику, помогает в изучении цветов, окружающих объектов, благодаря чему формируется восприятие цвета.
По итогам констатирующего этапа исследования можно заключить, что в экспериментальной группе обладает низким уровнем развития у детей старшего дошкольного возраста восприятия цвета 7 (35%) детей. Такие дети не могут правильно назвать и сличить не только дополнительные цвета, но и основные, путаются, допускают ошибки, в процессе работы равнодушны, ничего не комментируют. Они не могут правильно сопоставить образцы и предложенный цвет, светлоту или тон, даже длительно соотнося их с образцами от взрослого. Они не могут без ошибок классифицировать не только основные, но и дополнительные цвета, сопоставляет оттенки путем прикладывания к образцу. Не могут сгруппировать ахроматические цвета по парам даже с опорой на зрительный образец. Часто допускают ошибки или неточности. В процессе работы равнодушны, не комментируют свои действия даже после просьбы педагога.
Средним уровнем развития у детей старшего дошкольного возраста восприятия цвета обладают 11 (55%) детей. Дети могут правильно называть и сличить основные цвета, в дополнительных путаются и допускают ошибки, в процессе работы достаточно увлечены, но свою работу не комментируют. Дети могут правильно сопоставить образцы и предложенный цвет, светлоту или тон, при этом длительно соотнося их с образцами от взрослого. Могут верно обозначить только основные цвета, в дополнительных путаются и допускают неточности. Дети могут без ошибок классифицировать как основные, так и дополнительные цвета, однако сопоставляют оттенки путем прикладывания к образцу. В дополнительных оттенках иногда допускают ошибки. Дети могут сгруппировать ахроматические цвета по парам верно, но с опорой на зрительный образец. Иногда допускают ошибки или неточности. В процессе работы довольно увлечены, однако комментируют свои действия только по просьбе педагога.
Высоким уровнем развития у детей старшего дошкольного возраста восприятия цвета обладают 2 (10%) детей. Дети могут правильно называть и сличить не только основные цвета, но и дополнительные, в процессе работы увлечены, комментируют цвета и процесс их сравнения. Дети могут быстро и правильно сопоставить образцы и предложенный цвет, светлоту или тон. Могут верно обозначить не только основные, но и дополнительные цвета. Дети могут быстро и без ошибок классифицировать как основные, так и дополнительные цвета. Сопоставляет оттенки зрительно, без прикладывания к образцу. Они могут сгруппировать ахроматические цвета по парам верно, быстро и без опоры на зрительный образец. В процессе работы увлечены, много и охотно комментируют свои действия.
В контрольной группе обладают низким уровнем развития у детей старшего дошкольного возраста восприятия цвета 7 (35%) детей, у 11 (55%) детей диагностирован средний уровень и у 2 (10%) детей - высокий. Полученные результаты исследования обосновали необходимость разработки и внедрения содержания работы по развитию у детей старшего дошкольного возраста восприятия цвета посредством пуантилизма.
Нами было доказано, что развитие у детей старшего дошкольного возраста восприятия цвета будет возможно, если:
• разработано содержание занятий с применением техники пуантилизм, направленное на развитие цветовосприятия;
• включены занятия с применением техники пуантилизм в непрерывную образовательную деятельность;
• организована работа с родителями по презентации возможностей пуантилизма в развитии восприятия цвета у детей.
С помощью контрольного среза нами было установлено, что в экспериментальной группе показатель низкого уровня развития у детей старшего дошкольного возраста восприятия цвета стал ниже на 25 %. Так, если констатирующем этапе он был выявлен у 7 (35%) детей, то на контрольном - только у 2 (10 %) детей.
Задачи исследования решены, цель достигнута, гипотеза доказана.


1. Барабанщиков В. А. Системогенез чувственного восприятия. М. : Воронеж, 2020. 316 с.
2. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль : Академия развития, 2017. 240 с.
3. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика. М. : Юрайт, 2020. 219 с.
4. Буянова Р. А. Сенсорное развитие детей // Социальная работа. №12. 2016. С.14-18.
5. Величковский Б. М. Психология восприятия. М. : Просвещение, 1973. 315 с.
6. Веккер Л. М. Психика и реальность. Единая теория психических процессов. М. : Смысл, 2018. 685 с.
7. Вострикова А. П. Воспитание, образование и развитие детей 5-6 лет в детском саду. М. : Простор, 2018. 202 с.
8. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М. : Эксмо, 2014. С. 12-19.
9. Гаврина С. Е. Книга развития творческих способностей у детей. М. : Логос, 2016. 176 с.
10. Григорьева Л. П. Развитие восприятия у ребенка. М. : Школа-Пресс, 2019. 252 с.
11. Груздева А. В. Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности // Концепт. 2014. Т. 2. С. 2771-2775.
12. Дьяченко О. М., Лаврентьева Г. В. Психическое развитие дошкольников. М. : Педагогика, 2016. 128 с.
13. Запорожец А. В., Венгер Л. А. Восприятие и действие. М. Прогресс, 1966. 394 с.
14. Измайлов Ч. А. Психофизиология цветового зрения. М. : Слово, 2019. 132 с.
15. Косминская В. Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. М. : Просвещение, 2017. 215 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ