Введение 4
Глава 1 Анализ литературных источников 7
1.1 Возрастные особенности детей младшего школьного возраста 7
1.2 Роль и значение туризма в формировании физической активности 14
1.3 Формы применения туризма в физическом воспитании 21
Глава 2 Методы и организация исследования 26
2.1 Методы исследования 26
2.2 Организация исследования 28
Глава 3 Результаты исследования и их обсуждение 31
3.1 Сравнительный анализ развития физических качеств
экспериментальных и контрольной групп 31
3.2 Использование туризма для формирования физической активности
учащихся младших классов 34
3.3 Влияние туризма на формирование физической активности учащихся младших классов 41
Заключение 50
Список используемой литературы 52
Актуальность. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет физическую активность как «какое-либо движение тела, производимое скелетными мышцами, которое требует расхода энергии» [23]. Термин «физическая активность» относится к любым видам движений, в том числе во время отдыха, поездок в какие-либо места и обратно или во время работы. Улучшению здоровья способствует как умеренная, так и интенсивная физическая активность.
Научно доказана польза регулярной физической активности. ВОЗ устанавливает нормы физической активности для детей и взрослых. Шестьдесят минут ежедневной активности низкой или средней интенсивности принято считать нормой для детей и подростков. Выполняя норму физической активности, можно предотвратить такие проблемы, как гипертония, ожирение, проблемы психического здоровья. Кроме того, доказано, что регулярная физическая активность способствует профилактике и даже лечению неинфекционных заболеваний, таких как болезни сердца, инсульт, диабет и некоторые виды рака.
Проблемой во всем мире является недостаточный уровень активности, как взрослых, так и детей. Чтобы повысить уровни физической активности, страны и сообщества должны принимать меры, направленные на то, чтобы предоставить каждому больше возможностей для ведения активного образа жизни. Руководство школы может обеспечить увеличение физической активности за счет открытия внеурочных секций, направленных на развитие физических качеств школьников.
Младший школьный возраст является важнейшим для их физического воспитания. Именно в этот период закладываются основы физического состояния и здоровья. Специалисты доказывают, что внедрение оздоровительных рекреационных технологий на основе различных видов двигательной активности и элементов спорта в системе физического воспитания дает положительные результаты.
Активный туризм является малозатратной и высокоэффективной технологией формирования в человеке высоких духовных и физических начал. Его популярность среди слоев населения объясняется огромным рекреативным потенциалом природных ресурсов страны, высокой оздоровительной способностью и потребностью определенной части населения в некотором риске.
По мнению специалистов по физическому воспитанию оздоровительный туризм - универсальный метод с большим потенциалом для успешного обучения, воспитания и оздоровления подрастающего поколения.
Методологическую основу и теоретическую базу исследования составляют положения о закономерностях физического воспитания детей младшего школьного возраста Апанасенко Г.А., Ашмарина Б.А., Богдановой Г.П., Вультрова Б.3., Галеевой М.Р., Грудиной С.В., а также положения о спортивном туризме, его понятие, сущность и значение Коробейникова Н.К., Михеева А.А., Николенко И.Г.
Объект исследования: процесс воспитания физической активности обучающихся младших классов при использовании туристско-спортивной деятельности.
Предмет исследования: организация внеурочной туристско-спортивной деятельности учащихся начальных классов.
Цель исследования: исследование влияния туристско-спортивной деятельности на развитие показателей физической активности детей младшего школьного возраста.
В соответствии с поставленной целью исследования, определением объекта и предмета исследования, были сформулированы следующие задачи исследования:
1) Определить показатели физической активности на начальном этапе исследования.
2) Разработать и внедрить программу туристско-спортивной деятельности для учащихся начальных классов.
3) Определить эффективность разработанной программы занятий для учащихся начальных классов экспериментальным путем.
Гипотеза исследования: предполагается, что при организации внеурочной туристско-спортивной деятельности происходит формирование физической активности, развитие двигательных качеств, повышение мотивации для занятий физической культурой, укрепление здоровья учащихся начальных классов.
Методы исследования:
- Анализ литературных источников.
- Педагогический эксперимент.
- Тестирование.
- Педагогическое наблюдение.
- Методы математической статистики.
Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении возрастных особенностей детей младшего школьного возраста, определении роли и значения туризма в формировании физической активности детей, а также в выявлении форм применения туризма в физическом воспитании детей. Анализ литературы позволил выявить значимость создания внеурочных занятий по туризму на базе общеобразовательной школы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования и их обсуждения могут использоваться школами для воспитания физической активности детей младшего школьного возраста. Разработана и внедрена программа внеурочных занятий «Школа юного туриста» и экспериментально доказана ее эффективность.
Структура бакалаврской работы. Бакалаврская работа состоит из 54 страниц печатного текста и содержит в себе введение, три главы, заключение, 26 литературных источников, 5 таблиц и 16 рисунков.
Проведенный анализ литературных источников позволил выявить возрастные особенности детей младшего возраста, а также проблему недостаточной физической активности. В результате проведенного анализа было выявлено, что туризм является эффективным средством формирования физической активности и развития физических качеств младших школьников.
Роль и значение туризма невозможно переоценить, туризм позволяет решить проблему недостаточной двигательной активности детей младшего школьного возраста за счет создания и внедрения рекреационной оздоровительной технологии в учебный день, в котором не предусмотрено занятие физической культурой, а также в выходной день в качестве дополнительного обучения. Туризм может обеспечить оптимальный уровень двигательной активности школьников и стать решением проблемы улучшения физического состояния.
Выводы:
Младший школьный возраст - период, когда происходит активное развитие организма, формируются полезные привычки и интерес к спорту и физической активности.
Использование туризма в школе является эффективным инструментом формирования физической активности детей младшего школьного возраста, поскольку у учеников младших классов есть естественная тяга к познанию окружающей среды. В сочетании со средствами естественной двигательной активности это создает благоприятные условия для формирования у детей мотивации к занятиям туризмом.
Для проведения педагогического эксперимента было решено создать секцию внеурочных занятий по туризму и провести педагогические тестирования, позволяющие доказать на практике выдвинутую гипотезу.
На констатирующем этапе педагогического эксперимента было выявлено, что средние показатели физической подготовленности до внедрения мероприятий незначительно отличаются друг от друга в экспериментальной и контрольной группах, однако требуют дальнейшего развития.
На формирующем этапе педагогического эксперимента были проведены факультативные занятия по туризму с экспериментальной группой. Согласно программе, часть занятий проходила в классе, а другая часть за его пределами.
На контрольном этапе педагогического эксперимента дети были протестированы вновь по аналогичным методикам, что позволило сделать вывод о положительном влиянии туризма на развитие физических качеств и формирование физической активности детей младшего школьного возраста.
Цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.
Практические рекомендации
Инструменты формирования физической активности, используемые в данном исследовании на внеурочных занятиях по туризму с младшими школьниками, могут быть использованы учителями физической культуры или руководителями узконаправленных секций. При организации занятий следует руководствоваться основными требованиями, предъявляемыми к комплексному развитию двигательных качеств у учащихся.
1. Апанасенко, Г.А. Физическое развитие детей и подростков [Текст] / Г.А. Апанасенко. - Киев: Здоровье, 1985. - 80 с.
2. Асмолов, А.Г. Психология личности [Текст] / А.Г. Асмолов - М.: Академия, 2012. - 428 с.
3. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания: учебн. для студ. фак. физ. культуры пед. ин- - М.: Физкультура и спорт, 2012. - 356 с.
4. Балчирбай, М. В. Спортивно-оздоровительный туризм в школе [Текст] / М.В. Балчирбай // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2017. №3.
5. Бутенко, Г.А. Теоретические основы внедрения рекреационно-оздоровительных технологий в процесс физического воспитания школьников [Текст] / Г.А. Бутенко, Н.Н. Гончарова // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2015. №4.
6. Вандеев, Д.Г. Спортивный туризм как средство физического воспитания в младшем школьном возрасте [Текст] / Д.Г. Вандеев // БИЗНЕС- ТЕХНОЛОГИИ В ТУРИЗМЕ И ГОСТЕПРИИМСТВЕ. Сборник статей и тезисов научных докладов студентов и аспирантов по итогам II научной конференции. Под редакцией О.Е. Афанасьева, Е.В. Юдиной. 2019. С. 83-88
7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский - М.: Владос, 2006. - 534 с.
8. Георгиева, Н. Г. Организация и методики адаптивной физической культуры в общеобразовательных учреждениях [Текст] / Н.Г. Георгиева // Научный вестник Крыма. 2020. №1 (24).
9. Германов, Г.Н., Физическая культура школьников [Текст] / Г.Н. Германов, М.М. Кубланов, М.Е. Злобина - Воронеж: ВГИФК, 2008. - 333 с.
10. Голаев, М.М. Использование в общеобразовательных
учреждениях компонентов региональных туристско-рекреационных систем [Текст] / М.М. Голаев // Евразийский Союз Ученых. 2020. №3-4 (72).
11. Головина, Л.Л. Физиологические особенности некоторых функций и мышечной деятельности школьников [Текст] / Л.Л. Головина. - М.: Просвещение, 1980. - 197 с.
12. Гучетль, А.А. Краеведение и туризм - школа воспитания личности [Текст] / А.А. Гучетль // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2017. №4.
13. Закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273 - ФЗ // Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года . — М. : Просвещение, 2010.
14. Иванов, В.Д. Формирование навыков здорового образа жизни у младших школьников [Текст] / В.Д. Иванов, З.И. Матина // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2018. №1.
15. Карева, Г.В. Рекреация и здоровый образ жизни [Текст] / Г.В. Карева, Л.И. Забелина // Евразийский Союз Ученых. 2020. №1-5 (70)
16. Лаврентичева, М.А. Взаимодействие физкультурно¬
оздоровительной и туристско-краеведческой работы в школьном летнем лагере [Текст] / М.А. Лаврентичева // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2016. №2.
17. Лебедева, Н.Т. Школа и здоровье учащихся [Текст] / Н.Т. Лебедева: пособие. - Мн.: Ушверспоцкае, 1998. - 221 с.
18. Мартынцова И.В. Воспитательная работа в школе [Текст]/ И.В. Мартынцева // Обучение и воспитание: методики и практика. 2013. №8
19. Петрова, Н.Ф. Современная школа и проблема здоровья учащихся [Текст] / Н.Ф. Петрова, В.И. Горовая // Успехи современного естествознания. - 2005. - № 11 - С. 73-75
20. Съёмова, С.Г. Физическое воспитание школьников в современных условиях школы [Текст] / С.Г. Съёмова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2018. №4.
21. Томилин, К.Г. Философия здоровья: современные понятия о здоровье человека [Текст] / К.Г. Томилин // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2017. №2 (5)
22. Хоменко, А.В. Организация туристско-краеведческой
деятельности детей в условиях развития современного образовательного учреждения [Текст] / А.В. Хоменко // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология.
Социокинетика. 2011. №2.
23. Физическая активность [Электронный ресурс] // Всемирная
организация здравоохранения. 2020. Режим доступа:
https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/physical-activity (дата
обращения: 07.07.2021)
24. Buisic, S. Quantitative differences in motor abilities and basic anthropometrics characteristics of boys and girls from fourth grade of primary school [Текст] / S. Buisic, Cvejic D., Vukovic-Zivkovic A.J, Pejovic T. // GLASNIK ANTROPOLOSKOG DRUSTVA SRBIJE. 2013. №48 PP. 121-127
25. Grzywacz, R. Principles of Tourism and Recreation [Текст] / R. Grzywacz, P. Zeglen. - Rzeszow: Wydawnictwo Uniwersytetu Rzeszowskiego, 2014. - 95 с.
26. Herbert, J.J. Sport-tourism activity of students in Faculty of Physical Education of University of Rzeszow [Текст] / J.J. Herbert, P. Swider, D. Mazek, K. Los // Faculty of Physical Education, University of Rzeszow. 2017. №7. PP. 62-70