Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогические условия формирования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня умения составлять описательный рассказ о предметах окружающего мира

Работа №119081

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы82
Год сдачи2018
Стоимость4550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
95
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня умения составлять описательный рассказ о предметах окружающего мира 8
1.1 Особенности развития связной речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 8
1.2 Педагогические условия формирования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня умения составлять описательный рассказ о предметах окружающего мира 15
Глава 2. Экспериментальное исследование реализации педагогических условий формирования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня составлять описательный рассказ о предметах окружающего мира 21
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня умения составлять описательный рассказ о предметах окружающего мира 21
2.2 Реализация педагогических условий формирования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня умения составлять описательный рассказ о предметах окружающего мира 34
2.3 Оценка эффективности работы по формированию у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня умения составлять описательный рассказ о предметах окружающего мира 45
Заключение 56
Список используемой литературы 58
Приложения 61

Важной задачей речевого развития детей дошкольного возраста, является развитие связной монологической речи, потому что пребывание ребёнка в социуме требует определённых вербальных и невербальных сторон развития личности.
В настоящее время в теории и практике специальной дошкольной педагогики поднимается вопрос о создании педагогических условий для формирования умения составлять описательный рассказ.
Сформированная связная речь занимает важное место в процессе развития ребёнка и играет важную роль в работе по формированию языка в дошкольном возрасте. Только обладая хорошо развитой связной речью, ребёнок может дать развёрнутый ответ на вопрос, полно и последовательно, логично излагать свои мысли, суждения.
Умение составлять описательный рассказ у детей с общим недоразвитием речи оказывается наиболее несформированным, как показывают исследования В.К Воробьёвой, Т.Б Филичевой.
Умение составлять описательные рассказы и при отсутствии патологии в речевом развитии у детей очень сложный процесс, который усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи.
Для ребёнка описательный рассказ самый сложный вид рассказа. А для детей с общим недоразвитием речи рассказ описание чаще выглядит как простое перечисление предметов и их частей. И связь между предложениями отсутствует.
В современной педагогической практике при формировании умения составлять описательный рассказ используют чаще вербальные методы: составление рассказа по плану, по образцу взрослого, по памяти, по вопросам, по воображению.
Трудность возникает в том, что это приводит к быстрой утомляемости и потере интереса к данному виду деятельности. Наличие у детей с общим недоразвитием речи III уровня свойственных вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов: (внимания, памяти, восприятия) создает дополнительные затруднения.
Актуальность исследования заключается в том, что, связная речь занимает центральное место в системе работы по развитию речи. дошкольников. Она реализует основную функцию речи коммуникативную, поэтому связная речь социально значима. Развитие связной речи одно из главных условий успешного обучения ребёнка в школе. Благодаря хорошо развитой связной речи у ребёнка развиваются мыслительные процессы, он учится устанавливать контакт с окружающими.
Связная речь рассматривается в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Ф.А. Сохина, как высшая форма речи, мыслительной деятельности, и определяет уровень речи и умственного развития ребенка.
Богатые традиции обучению связной речи заложены в трудах Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского.
Связная речь характеризуется наличием логических, психологических, грамматических, функционально - стилевых связей.
В своих работах, основы методики развития связной речи у детей дошкольного возраста определили в своих работах М.М. Конина, А.М. Леушина, А.П. Усова, Е.А. Флёрина.
Работы Н.Г. Смольниковой, посвящены развитию структуры связного выражения.
Проблемы содержания и методов обучения связной речи дошкольников полно раскрыли Н.Ф. Виноградова, В.В. Гербова, О.С. Ушакова.
Анализ литературы показал, что данная проблема достаточно освещена многими исследователями в этой области. В то же время существует необходимость в совершенствовании традиционных приёмов, методов и поиск более эффективных способов формирования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня умения составлять описательный рассказ.
Исходя из вышеизложенного, нами было установлено противоречие между необходимостью формирования умения у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи составлять описательный рассказ и недостаточном использовании инновационных методик, технологий. Традиционные методы формирования умений составлять описательный рассказ, не всегда подходят детям с общим недоразвитием речи III уровня.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: какие педагогические условия будут способствовать формированию у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня умения составлять описательный рассказ о предметах окружающего мира.
Исходя из актуальности данной проблемы сформулирована тема исследования: «Педагогические условия формирования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня умения составлять описательный рассказ о предметах окружающего мира».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально апробировать педагогические условия формирования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня умения составлять описательный рассказ о предметах окружающего мира.
Объект исследования - процесс формирования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи Шуровня умения составлять описательный рассказ о предметах окружающего мира.
Предмет исследования - педагогические условия формирования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня умения составлять описательный рассказ о предметах окружающего мира.
Гипотеза исследования: предполагаем, что формирование у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня умения составлять описательный рассказ о предметах окружающего мира будет эффективно, если:
• подобраны инновационные методы и игровые задания, способствующие формированию умения составлять описательный рассказ;
• будут включены родители в коррекционно-образовательный процесс, по формированию у детей умения составлять описательный рассказ;
• введены инновационные игровые задания в самостоятельную деятельность детей.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1) Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня умения составлять описательный рассказ о предметах окружающего мира.
2) Выявить уровень сформированности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня умения составлять описательный рассказ о предметах окружающего мира.
3) Определить педагогические условия формирования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня умения составлять описательный рассказ о предметах окружающего мира и доказать их эффективность.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические (по исследуемой проблеме анализ педагогической литературы; систематизация, обобщение, анализ полученных данных); эмпирические методы (констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Теоретическую основу нашего исследования составляют:
• исследования в области развития связной речи детей дошкольного возраста Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, А.Н. Леонтьев, Ф.А. Сохин, Л.П Федоренко;
• процесс и методика развития речи детей дошкольного возраста: A. М. Бородич, В.П. Глухов, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Е.М. Струнина, B. И. Тихеева, Т.А. Ткаченко, О.С. Ушакова, Е.А. Флерина;
• исследования по развитию речевой деятельности у детей с общим недоразвитием речи К.В. Воробьева, Н.С. Жукова, Н.А. Никашина, Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина;
• исследования об использовании игр с песком и книжек-игрушек в работе с детьми дошкольного возраста Р.Г. Голубева, Н.В. Дурова, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Е.А. Флерина.
Новизна исследования заключается в том, что определены педагогические условия формирования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня умения составлять описательный рассказ о предметах окружающего мира.
Теоретическая значимость исследования:
• описаны содержательные характеристики уровней сформированности связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня;
• обоснованы педагогические условия формирования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня умения составлять описательный рассказ о предметах окружающего мира.
Практическая значимость исследования заключается в том, что созданные педагогические условия для формирования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня умения составлять описательный рассказ о предметах окружающего мира могут быть использованы при реализации задач по речевому развитию в дошкольных образовательных организациях.
Экспериментальной базой исследования стал МБУ детский сад № 45 «Яблонька» г. о. Тольятти. В исследовании принимали участие 20 детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи Шуровня. Список детей в приложении А.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (33 источника), приложения. Работа содержит 19 таблиц, и рисунок 1.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ педагогической и психологической литературы по проблеме формирования умения составлять описательный рассказ о предметах окружающего мира у детей 5-6лет с общим недоразвитием III уровня, позволил установить, что данная проблема является актуальной.
Проведённая нами работа подтвердила выдвинутую гипотезу и позволила сделать выводы:
Формирование умений у детей с общим недоразвитием речи III уровня, составления описательных рассказов о предметах окружающего мира позволяет совершенствовать качество описательных рассказов, развитию умений употреблять в речи точные и образные слова, правильно согласовывать слова в предложениях, правильно выстраивать предложения. Рассказы приобретают выразительность. В рассказе соблюдается структура, соблюдается логическая последовательность, сюжет развёрнутый, используются способы сочинительной связи.
Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи - это связность мыслей.
В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. Необходимо вести целенаправленную систематическую работу по обучению описанию с использованием на занятиях более эффективных, целесообразных, интересных, занимательных для детей методических методов, приёмов, средств, которые могут способствовать появлению интереса у воспитанников к данному виду речевой деятельности.
В целом при обучении составлению описательных рассказов решаются следующие практические задачи: развитие умений ориентироваться в предложенном текстовом и наглядном материале при составлении собственного рассказа; активизация имеющихся у детей знаний и представлений об окружающем.
Не высокие показатели уровня умения составлять описательный рассказ на этапе констатирующего эксперимента, позволяют сделать вывод о неполноценной работе по формированию умений составлять описательный рассказ о предметах окружающего мира, отсутствие дополнительных педагогических условий, способствующих формированию данных умений. Анализ результатов констатирующего эксперимента свидетельствует о том, что дети 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня испытывают существенные трудности при составлении описательных рассказов о предметах окружающего мира.
Интерес детей к играм с песком и совместное создание с детьми книжки- игрушки, создает педагогические условия для формирования у детей умения составлять описательные рассказы о предметах окружающего мира.
Низкие показатели уровня развития умения составлять описательный рассказ у детей КГ и ЭГ ещё раз доказывают необходимость целенаправленной работы по формированию данного умения.
Проводя наше исследование мы можем говорить о том, что формирование умения составлять описательный рассказ у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня может быть эффективным при создании дополнительных педагогических условий.
Проведённая нами работа позволила выявить их эффективность для решения поставленных задач.
Исходя из анализа экспериментальной работы, можно прийти к выводу, что наша гипотеза подтвердилась, цель работы достигнута.


1. Акименко, В.М. Речевые нарушения у детей. [Текст] / В.М. Акименко. - М.: Феникс, 2008. -144с.
2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учебное пособие / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2000. - 400 с.
3. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст] / А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 1981. - С 46.
4. Водчиц, С.С. Эстетика пропорций в дизайне. Система книжных пропорций: учеб. пособие для вузов [Текст] / С.С. Водчиц. - М.: Техносфера, 2005. - 416 с.
5. Воробьёва, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] / В.К. Воробьёва. - М.: Сфера, 2009. - 324 с.
6. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Лабиринт, 2012. - 352 с.
7. Гвоздев, А.М. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.М. Гвоздев. - М.: Академия, 1991.- 215 с.
8. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада [Текст] / В.В. Гербова. - М.: Просвещение, 2003. - 175 с.
9. Глухов, В.П. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи [Текст] / В.П. Глухов // Логопедия. - 2015. - Т.2. - № 3 С. 13-24.
10. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст] / В.П. Глухов. - М.: Просвещение, 2014. - 345 с.
11. Грабенко, Т.М. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. [Текст] / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2005. - 50с.
12. Грашин, А.А. Дизайн детской развивающей среды: учеб. пособие [Текст] / А.А. Грашин. - М.: Архитектура-С, 2008. - 296 с.
13. Громова, О.Е. Норма и задержка речевого развития у детей [Текст] / О.Е. Громова. - М.: Дефектология, 2009. - Т3. - №2. - С.66 -69.
14. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи дошкольников [Текст] / Л.Н. Ефименкова. - Пособие для логопедов. - М. : Просвещение, 1981. - 112с.
15. Зиновкина, М.М. Теория и инновационные педагогические технологии. [Текст] / М.М. Зиновкина. — М.: МГИУ, 1998. - 238 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ