Введение 4
Глава 1 Понятие, правовое регулирование и принципы административной ответственности 8
1.1 Административная ответственность в системе юридической
ответственности 8
1.2 Принципы административной ответственности 16
Глава 2 Общие положения об административных наказаниях 19
2.1 Понятие административных наказаний 19
2.2 Особенности административных наказаний 25
Глава 3 Проблемы реализации административных наказаний и способы их решений 50
3.1 Проблемы, связанные с административными наказаниями 50
3.2 Способы решения проблем, связанных с реализацией административных наказаний 62
Заключение 66
Список используемой литературы и используемых источников 72
Институт административной ответственности является важнейшей составляющей системы административного права, посредством которого обеспечивается защита общественных отношений, регулируемых нормами не только административного права, но и других отраслей российского права. В этой связи государство и его органы основное свое внимание концентрируют на все случаи нарушения законности, а также предпринимаемые отдельными лицами и организациями попытки подменить общеобязательные нормы права своим «предполагаемым правом» и удовлетворять свои низменные потребности за счет нарушения прав и законных интересов других лиц.
Как правило, административная ответственность за конкретные виды правонарушений определяется в различных нормативных актах, которыми выступают действующий КоАП РФ и законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. При установлении административной ответственности за то или иное противоправное деяние, законодатель обращает внимание на такие его обстоятельства, как общественный вред и их общественную опасность, вследствие чего дает ему соответствующую юридическую оценку, осуждает противоправное деяние и лицо его совершившее.
Действующее административно-деликтное законодательство всецело зависит от проводимой государством политики в данной области общественных отношений, которое не является совершенным и носит все более репрессивный характер.
Вместе с тем, широко используемый в научной литературе и законодательстве термин «административная ответственность», не содержит своего нормативного закрепления, в отличие от термина «административное правонарушение» и «административное наказание», имеющие с ней сущностную связь.
Кроме того, введение института административной ответственности юридических лиц, противоречит теории права и конституционному принципу ответственности за виновное деяние. В отличие от законодательства, вина у юридического лица по признанию большинства ученых отсутствует.
Рассматривая административные наказания также важно отметить, что они периодически меняются, так к примеру возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, как административное наказание, было упразднено в 2010 году после внесения изменений в КоАП РФ Федеральным законом от 28.12.2010 № 398-ФЗ.3В тоже время ряд административных наказаний были введены в КоАП уже после введение в действие КоАП РФ с 1 июля 2002 г.
Так административное приостановление деятельности было введено 09.05.2005, обязательные - 08.06.2012, административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения 23.07.2013. Каждая из этих норм вводилась тогда, когда она становилась актуальной для полноценного регулирования общественных правоотношений.
Изложенные и другие обстоятельства диктуют необходимость теоретической разработки вопросов, касающихся административной ответственности, что и определило актуальность и выбор темы выпускной квалификационной работы.
Степень разработанности данной темы. Большой вклад в теорию административной ответственности внес В.Д. Сорокин, который в своих многочисленных трудах большое внимание уделял вопросам исследования в области общей теории права, теории административного права, теории административного процесса и административно-процессуального права, в результате которых им предложен ряд оригинальных научных решений.
Помимо, В.Д. Сорокина, исследованием отдельных вопросов административной ответственности занимались и другие ученые- административисты, которыми являются: А.Б. Агапов, А.П. Алехин, Д.Н. Бахрах, Б.Н. Габричидзе, А.И. Каплунов, Б.И. Лазарев, В.М. Манохин, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов, А.С. Чернявский и многие другие.
Подробным изучением применения и назначения административных наказаний занимался и занимается ряд отечественных правоведов, а именно: Гостев А.С., Князева И.Н., Минашкин Г.Г., Очаковский В.А., Кодзокова Л.А., Сычев В.В., Черняев Г.М. и многие другие. Такое обилие известных отечественных правоведов, заинтересованных данным вопросом, свидетельствует о значимости изучения вопроса об административных наказаниях для российской юриспруденции.
Целью выпускной квалификационной работы является комплексное исследование и анализ административных наказаний, как элемента противодействия правонарушениям в России, а также проблемы реализации данных положений.
Для достижения поставленной цели дипломной работы устанавливаются следующие задачи:
- исследование особенностей административной ответственности;
- рассмотрение истории появления и развития административных наказаний;
- исследование понятия административных наказаний;
- выявление признаков административных наказаний;
- определение целей административных наказаний;
- изучение классификации и видов административных наказаний;
- анализ проблем, связанных с административными наказаниями;
- разработка методов решения проблем, связанных с реализацией административных наказаний.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере реализации уполномоченными должностными лицами и юрисдикционными органами административно-правовых норм, устанавливающих административную ответственность и применение административных наказаний.
Предметом исследования выступят нормативно-правовые акты Российской Федерации, а также труды отечественных и зарубежных правоведов и историков, касающиеся административных наказаний, как вида ответственности.
Методологическая основа данной работы представляет собой использование комплекса общенаучных и специальных методов познания. Особенно часто применялись такие методы, как обобщение, дедукция, метод правового моделирования, метод формализации и идеализации. Кроме того, в качестве специально-юридических методов применялись: сравнительно-правовой, метод толкования правовых норм, формально-юридический метод.
Структура выпускной квалификационной работы определена ее целью и задачами и состоит из введения, трех глав, разделенных на семь параграфов, заключения, списка используемой литературы и используемых источников.
Административные наказания представляют собой меру ответственности лица, совершившего административное правонарушение, которое закреплено в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации. Лицо не может нести административное наказание за деяние, ответственность за которое не предусмотрена действующих КоАП РФ.
После назначения наказания, лицо, совершившее административное правонарушение, получает правовой урон, который заключается в ухудшении материального положении лица, в связи с уплатой штрафа, лишением определенных прав, которые были у лица до этого, временном лишении свободы во время отбывания административного ареста и другие негативные для лица последствия.
Данные наказания применяются в отношении лица с целью предупреждения правонарушений, для недопущения в дальнейшем совершения подобных правонарушений.
Предупреждение осуществляется как в отношении лица, которое уже совершило правонарушение и понесло за это заслуженное административное наказание, так и в отношении других лиц, которые не совершили административного правонарушения, однако потенциальными правонарушителями все же являются.
С этой целью реализация административных наказаний активно распространяется по средствам массовой информации, что бы как можно большее количество людей знало, что за совершение данных общественно-опасных деяний наступает административное наказание, так как «незнание закона не освобождает от ответственности».
Рассматривая отечественный исторический путь развития административных наказаний, отметим, что как самостоятельная отрасль административное право оформилось лишь в XIX веке, а, следовательно, и административные наказания появились в это же время. Однако если смотреть глубже и под правонарушениями подразумевать малозначительные преступления, то первые упоминания о них имеются еще в Русской Правде и во всех последующих нормативно-правовых актах. Наиболее распространенными административными наказаниями являлись штраф и битье плетьми.
Рассматривая классификацию и виды административных наказаний, отметим, что по действующему КоАП РФ их десять, каждое из них применяется за совершение определенного правонарушения с целью достижения максимального воспитательного эффекта на правонарушителя с целью недопущения совершения им административных правонарушений в дальнейшем.
Перечень видов административного наказания, которое может быть назначено лицу за совершение административного правонарушения, установленный в ст. 3.2 КоАП РФ, является исчерпывающим.
За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:
- предупреждение;
- административный штраф;
- конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
- лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
- административный арест;
- административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
- дисквалификация;
- административное приостановление деятельности;
- обязательные работы;
- административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.
Анализ положений КоАП РФ, касающихся административного наказания, позволяет выделить следующие его признаки:
- административное наказание есть установленная государством мера ответственности;
- административное наказание применяется лишь за совершение административного правонарушения;
- административное наказание может быть применено только к лицу, признанному виновным в совершении административного правонарушения;
- административное наказание заключается в обусловленном им лишении или ограничении прав и свобод правонарушителя;
- административное наказание всегда влечет последствие, при котором нарушитель и после окончания исполнения административного наказания считается подвергнутым такому наказанию в течение определенного установленного законом срока;
- административное наказание применяется широким кругом органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.
Реализация административной ответственности осуществляется прежде всего посредством применения административного наказания. Значимость данного правового средства состоит в том, что административное наказание и административное правонарушение образуют основные институты административно-деликтного права, являются его несущими конструкциями.
Для эффективного противодействия административной деликтности важен поиск оптимальных форм, видов и размеров (сроков) административных наказаний.
Законодательством РФ на случай уклонения правонарушителя от уплаты штрафа предусмотрена неоднозначная санкция - удвоение административного штрафа. Статьей 20.25 КоАП РФ, определяющей данную санкцию, также предусмотрены и иные виды административных наказаний: административный арест, обязательные работы.
Однако, поскольку речь в данной статье идет о правонарушителях, выступающих в статусе юридических лиц, акцент сделан именно на административном штрафе.
Результативность подобной санкции подвергается сомнению ввиду того, что, если правонарушитель не в состоянии уплатить минимальный размер штрафа, маловероятно, что он будет в состоянии уплатить его в двукратном размере. Относительно удвоения штрафа, когда размер изначально назначенного и неоплаченного штрафа уже непосилен правонарушителю, Конституционный Суд РФ говорит, что данная мера может приобрести черты избыточного административного принуждения.
Таким образом, «альтернативным видом наказания в отношении лиц, не способных уплатить штраф» за рассмотренный вид административного правонарушения целесообразно предусмотреть административное приостановление деятельности.
В связи с чем предлагается дополнить «ст. 20.25 КоАП РФ подп. 1.1, изложив его в следующей редакции: неуплата административного штрафа, назначаемого за административное правонарушение, предусмотренное ч. ч. 1 и 2 ст. 6.33 настоящего Кодекса, - влечет административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток».
Необходимо ужесточить наказание за дисквалификацию, так как общеизвестно, что руководители предприятий действуют рационально. Как правило, в силу своего образования, воспитания и рода деятельности руководители склонны принимать решения не импульсивно, но исходя из предполагаемых материальных выгод. Соответственно, ужесточение санкции способно эффективно влиять на их поведение. Помимо этого, законодатель обязан разработать эффективный механизм исполнения постановления о дисквалификации со стороны организации, где работает дисквалифицированный руководитель, обозначить сроки исполнения, контролирующий орган.
Анализ правоприменительной практики КоАП РФ свидетельствует о том, что любое расширение перечня видов административного наказания, включая даже минимальное увеличение суммы штрафов и новых мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, приводит только к многократному увеличению размеров взяток.
Нуждаются в серьезной корректировке запредельные штрафные санкции, способные уничтожить бизнес, разорить предпринимательскую деловую среду и разрушить деловой климат в стране.
Анализируя проблемы, которые возникают при назначении административных наказаний, отметим, что они связаны в первую очередь с недоработкой действующего Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в котором нет единой системы альтернативности или безальтернативности наказания, а также в ряде составов правонарушений неверно определена их общественная опасть по сравнению с другими составами. В результате чего за менее общественно-опасное правонарушение административное наказание куда как более суровое, что негативно сказывается на предупреждении правонарушений.
Для решения данных проблем требуется комплексная и компетентная работа законодателя с привлечением опытных юристов-правоведов. С помощью данных приглашенных экспертов нужно внести поправки в действующие нормы для повышения их эффективности.
Также предлагается увеличить участие населения в модернизации административных наказаний. Предлагается дать людям возможность самим разрабатывать предложения по модернизации норм об административных наказаниях, собирать подписи за данные инициативы и направлять в органы власти страны для ознакомления. В таком случае каждое общественно-значимое мнение будет услышано и по нему будут приняты меры.
В общем административное наказание является незаменимым элементом при построении правового государства для поддержания правопорядка в стране, поэтому от качества данных норм зависит очень многое.
Законодателю в настоящее время следует уточнить одно из ключевых понятий, используемых при назначении административного запрета на посещение официальных спортивных мероприятий в дни их проведения, - «официальное спортивное мероприятие», в связи с чем представляется целесообразным внести изменения в ст. 3.14 КоАП РФ или Закон о физической культуре, в которых закрепить данную дефиницию.
Как показывает практика, официальные спортивные мероприятия на территории Российской Федерации могут проводиться не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальном уровне, в связи с чем возникает вопрос о целесообразности установления административной ответственности на уровне субъектов Российской Федерации за нарушение порядка проведения спортивных мероприятий, организуемых на официальном уровне именно субъектом Российской Федерации.
Таким образом, внесение соответствующих изменений в части дальнейшего регулирования назначения и применения рассматриваемого вида наказания весьма актуально, оно повысит эффективность применения норм об административной ответственности за нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований.
1. Административная ответственность в СССР / Под ред. В.М. Манохина и Ю. С. Адушкина. Саратов, 1988. 495 с.
2. Административное право Российской Федерации: учебник / коллектив авторов; под ред. А.В. Мелехина. - М.: ЮСТИЦИЯ, 2016. 624 с.
3. Административное право: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Н.Ф. Попова. - М.: Издательство Юрайт, 2016. 298 с.
4. Административный процесс: учебник для бакалавриата и магистратуры. Академический курс / Салищева Н.Г., Дубровский Д.С., Женетль С.З., Штатина М.А. - М.: Издательство Юрайт, 2016. 364 с.
5. Агапов А. В. Административная ответственность: учебник для бакалавриата и магистратуры / А. В. Агапов. - 7-е изд. - М.: Юрайт, 2017. 404 с.
6. Агеев А.А. Генезис института административной
ответственности в законодательстве субъектов Российской Федерации / А.А. Агеев // Российский следователь. 2016. № 3. С. 47-53.
7. Алехин А.П. Административное право РФ. - М.: Зерцало, 1996. 608 с.
8. Алехин А.П., Кармолицкий А.А.., Козлов, Ю.М. Административное право Российской Федерации. - М.: ЭКСМО-Пресс. 2002. 671 с.
9. Антонова Л.Б. Проблемы назначения административных
наказаний // Вестник ВИ МВД России. 2015. №2. С.75-78.
10. Асланов М.Х. Особенности административных наказаний, применяемых к юридическим лицам // Научные известия. 2017. №10. С. 13¬16.
11. Бакин И.С. Проблемы применения административного наказания в виде административного ареста // Законность. 2016. № 3. С. 51-56.
12. Беликов А.П., Ярыгин И.И. К вопросу о природе и сущности административной ответственности // Административное право и процесс.
2016. № 9. С. 46-49.
13. Бельский К.С. Административная ответственность: генезис, основные признаки, структура // Государство и право. 1999. № 12. С.12.
14. Витрук Н.В. Общая теория юридической ответственности: учебник. 2-е изд. / Н.В. Витрук. - М.: Норма, 2009. 432 с.
15. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 1998. 10 декабря.
16. Гостев А.С. Некоторые теоретико-правовые аспекты назначения административных наказаний // Вестник МИЭП. 2015. №2. С.99-105.
17. Дело № 5-391/18 от 28 марта 2018 года, гор. Н. Новгород // [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://rospravosudie.com/(дата обращения 13.03.2021).
18. Джамирзе Б. Ю. Отдельные аспекты реализации предупреждения как административного наказания, применяемого в отношении юридических лиц // Проблемы экономики и юридической практики. 2017. №2. С. 9-15.
19. Закон Пензенской области от 2 апреля 2008 г. № 1506-ЗПО «Кодекс Пензенской области об административных правонарушениях» // «Пензенские губернские ведомости». № 17 от 15 апреля 2008 г.
20. Занина Т.М., Кручинин, Д.А. Некоторые особенности целей и функций административного принуждения в современном правовом государстве // Вестник ВИ МВД России. 2017. №1. С. 170-175.
21. Захаров Д.Е. Правонарушение: понятие, причины,
ответственность // Российское право: образование, практика, наука. 2018. №4. С. 51-59.
22. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (ред. от 24.02.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. № 1 (часть I). Ст. 1.
23. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) Поправки, внесенные Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ, вступили в силу 4 июля 2020 года (Указ Президента РФ от 03.07.2020 N 445) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
24. Кругликов В.Д. Понятие и сущность административной ответственности как вида юридической ответственности // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2021. № 21-1. С. 132-133.
25. Макарейко Н.В. Административная ответственность в системе публичной юридической ответственности // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2020. № 4. С. 105-110.
26. Николаева Л.А. Административная ответственность как охранительное правонарушение / Административная ответственность: вопросы теории и практики. - М.: ИГП РАН, 2005. 286 с.
27. О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 (ред. от 19.12.2013) // Российская газета. 2005. №3749. Ст. 1553.
28. Пустовойт И.И. Правовые вопросы реализации принципа обеспечения законности при применении мер административного принуждения // Общество: политика, экономика, право. 2013. №4. С. 127-130.
29. Россинский Б. В. Некоторые проблемы и перспективы развития административной ответственности // Административное право и процесс.
2017. № 6. С. 38-42
30. Селезнев В.А. Исполнение отдельных видов административных наказаний // Журнал российского права. 2016. №2. С.93-104.
31. Семёновых К. С. Понятие административной ответственности // Молодой ученый. 2019. № 51 (289). С. 154-157
32. Телегин А.С. Ответственность граждан и должностных лиц за административные правонарушения. - М., 1994. 90 с.
33. Телегин А.С. Административная ответственность юридических лиц: некоторые проблемы применения // Вестник Прикамского социального института. 2018. №14. С. 13-25.
34. Тимошенко И.В. Административная ответственность. Ростов-на- Дону: Феникс.2007. 287 с.
35. Токолова А.Ю., Райкова Ю.Ю., Наумочкина О.А.
Административная ответственность как вид юридической ответственности // В сборнике: Проблемы государственно-правового строительства в
современной России: анализ, тенденции, перспективы. Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. 2020. С. 186-189.
36. Трубникова К.Д., Мокрова А.А. Административная ответственность: общая характеристика // Журнал E-Scio. 2020. №16. С. 47¬54.
37. Чижевский B.C. Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. - М., «Книжный дом» 2003. 1168 с.