ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОТБОРА ДЕТЕЙ В ПЛАВАНИЕ 4
1.1.Теоретические аспекты отбора юных пловцов на начальном этапе учения, критерии отбора4
1.2.Биологические основы спортивного отбора способных к плаванию детей 10
1.3.Психологические и педагогические основы отбора способных к плаванию детей14
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ КРИТЕРИЕВ ОТБОРА ДЕТЕЙ В ПЛАВАНИЕ 17
2.1. Физическая работоспособность детей 17
2.2. Психологические характеристики, деятельность аппарата внешнего дыхания 20
2.3. Цитологическое исследование 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
Актуальность. В современном мире рост спортивных достижений в различных видах спорта, в том числе и в плавании, требует изучения индивидуальных возможностей спортсменов. Спортивный отбор, являясь составной частью тренировочного процесса, должен быть органически представлен, обоснован и разработан в учебно-методической литературе для детей, которые занимаются плаванием. Это необходимо для того, чтобы после обучения детей плаванию, руководствуясь возможностями спортивного отбора по объективным критериям, можно было бы достаточно правильно определить и спрогнозировать перспективы улучшения технической и функциональной подготовленности занимающихся. Благодаря изучению критериев и методов отбора детей в плавании можно своевременно выявить наклонности и способности детей, создать благоприятные предпосылки для раскрытия их потенциальных возможностей для достижения спортивных высот.
Цель работы: выявить и определить методы и критерии отбора детей в плавание.
Задачи для достижения поставленной цели:
1.Определить критерии отбора детей-пловцов: биологические, психологические, педагогические.
2. Выяснить методы отбора детей-пловцов.
3. Провести исследования по отбору во всех критериях.
4. Сделать вывод по исследованию, тем самым определив нормы прохождения детей в плавание.
Объект исследования: методы и критерии отбора в плавание.
Предмет исследование: особенности спортивного отбора детей в плавание.
Методы исследования: анализ литературных данных, статистический метод, метод анализа полученных данных.
Объективное проведение спортивного отбора в плавании зависит от применения разнообразных биологических, психологических и педагогических критериев, установление склонности к занятиям плаванием одаренных детей и подростков. Для плавания как спортивной дисциплины характерно раннее начало занятий, и становление спортивного мастерства совпадает с одним из важнейших периодов жизни - половым созреванием. Отличительная особенность отбора в плавании - необходимость поиска спортивно одаренных спортсменов до завершения происходящих в их организме биологических процессов роста и развития, а поиск эффективных критериев для отбора - одна из важнейших задач, определяющих конечный спортивный успех.
Учитывая органическую взаимосвязь методики обучения, спортивной тренировки и отбора, необходимо достигать их реализации в многолетней учебно-тренировочной деятельности пловцов с поэтапным контролем морфофункционального состояния, технической и других разновидностей подготовки, с целью предотвращения форсирования их результативности, постепенной и своевременной реализации потенций юных спортсменов, создание предпосылок достижения максимальных результатов. Особого внимания при первичном отборе заслуживают личностно-психологические качества детей. Психологические качества - один из главных критериев первичного отбора.
Подводя итог, необходимо отметить, что в отечественной и зарубежной литературе достаточно внимания уделено проблемам отбора спортивных резервов на различных этапах многолетней подготовки. Однако нет четкой разработанности применения различных критериев отбора в рамках системного подхода применительно к начинающим спортсменам при переходе от начальной подготовки к учебно-тренировочной.