ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОТБОРА ДЕТЕЙ В ПЛАВАНИЕ 4
1.1.Теоретические аспекты отбора юных пловцов на начальном этапе учения, критерии отбора4
1.2.Биологические основы спортивного отбора способных к плаванию детей 10
1.3.Психологические и педагогические основы отбора способных к плаванию детей14
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ КРИТЕРИЕВ ОТБОРА ДЕТЕЙ В ПЛАВАНИЕ 17
2.1. Физическая работоспособность детей 17
2.2. Психологические характеристики, деятельность аппарата внешнего дыхания 20
2.3. Цитологическое исследование 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
Актуальность. В современном мире рост спортивных достижений в различных видах спорта, в том числе и в плавании, требует изучения индивидуальных возможностей спортсменов. Спортивный отбор, являясь составной частью тренировочного процесса, должен быть органически представлен, обоснован и разработан в учебно-методической литературе для детей, которые занимаются плаванием. Это необходимо для того, чтобы после обучения детей плаванию, руководствуясь возможностями спортивного отбора по объективным критериям, можно было бы достаточно правильно определить и спрогнозировать перспективы улучшения технической и функциональной подготовленности занимающихся. Благодаря изучению критериев и методов отбора детей в плавании можно своевременно выявить наклонности и способности детей, создать благоприятные предпосылки для раскрытия их потенциальных возможностей для достижения спортивных высот.
Цель работы: выявить и определить методы и критерии отбора детей в плавание.
Задачи для достижения поставленной цели:
1.Определить критерии отбора детей-пловцов: биологические, психологические, педагогические.
2. Выяснить методы отбора детей-пловцов.
3. Провести исследования по отбору во всех критериях.
4. Сделать вывод по исследованию, тем самым определив нормы прохождения детей в плавание.
Объект исследования: методы и критерии отбора в плавание.
Предмет исследование: особенности спортивного отбора детей в плавание.
Методы исследования: анализ литературных данных, статистический метод, метод анализа полученных данных.
Объективное проведение спортивного отбора в плавании зависит от применения разнообразных биологических, психологических и педагогических критериев, установление склонности к занятиям плаванием одаренных детей и подростков. Для плавания как спортивной дисциплины характерно раннее начало занятий, и становление спортивного мастерства совпадает с одним из важнейших периодов жизни - половым созреванием. Отличительная особенность отбора в плавании - необходимость поиска спортивно одаренных спортсменов до завершения происходящих в их организме биологических процессов роста и развития, а поиск эффективных критериев для отбора - одна из важнейших задач, определяющих конечный спортивный успех.
Учитывая органическую взаимосвязь методики обучения, спортивной тренировки и отбора, необходимо достигать их реализации в многолетней учебно-тренировочной деятельности пловцов с поэтапным контролем морфофункционального состояния, технической и других разновидностей подготовки, с целью предотвращения форсирования их результативности, постепенной и своевременной реализации потенций юных спортсменов, создание предпосылок достижения максимальных результатов. Особого внимания при первичном отборе заслуживают личностно-психологические качества детей. Психологические качества - один из главных критериев первичного отбора.
Подводя итог, необходимо отметить, что в отечественной и зарубежной литературе достаточно внимания уделено проблемам отбора спортивных резервов на различных этапах многолетней подготовки. Однако нет четкой разработанности применения различных критериев отбора в рамках системного подхода применительно к начинающим спортсменам при переходе от начальной подготовки к учебно-тренировочной.
1. Авдиенко В.Б. Методологические основы подготовки пловцов // Физическое воспитание и спортивная тренировка. 2019. № 1 (27). С. 73–83. Авдиенко В.Б., Солопов И.Н. Искусство тренировки пловца. М.: ИТРК, 2019. – С. 320.
2. Аикин В.А. Чувство развиваемых усилий пловцов 10–15 лет в различных способах плавания // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2018. № 10 (164). – С. 11–15.
3. Александров С.Г. Эффективность экспериментальной методики оздоровительного плавания в физическом развитии и подготовленности детей 5–7 лет / С.Г. Александров, Д.В. Белинский, Н.В. Синельникова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2020. – № 5 (183). – С. 3–12.
4. Аришин А.В., Погребной А.И. Интеграция физической и технической подготовки пловцов 12–13 лет в годичном тренировочном цикле // Теория и практика физической культуры. 2021. № 12. – С. 42–44.
5. Барченко, С.А. Управление временными параметрами структурного цикла плавания на базовом этапе подготовки / С.А. Барченко, О.Г. Ольховская, О.Е. Понимасов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2019. – № 10 (176). – С. 25–28.
6. Булгакова Н.Ж. Обучение плаванию в школе. М.: Просвещение, 1974. – С. 288.
7. Ильин Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. – Санкт-Петербург : Питер, 2019. – С. 351.
8. Комиссарова Е.Н., Панасюк Т.В., Пономарев Г.Н., Родичкина П.В. Возрастная морфология в практике физической культуры: учебное пособие. СПб.: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2018. – С. 72.
9. Кондыков А.В. Синхронизированная техническая и физическая подготовка юных пловцов на этапе начальной спортивной специализации: авфореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2022. – С. 28.
10. Мальцев А.Е. Предпосылки возникновения и развития синхронного плавания как вида спорта // Олимпийский бюллетень, 2019. № 20. – С. 144–149.
11. Мальцев, Д.В. Воздействие состязательно-игрового метода обучения начальным навыкам плавания младших школьников / Д.В. Мальцев, О.Е. Понимасов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2021. – № 8 (198). – С. 164–167.
12. Марков, К. К. Совершенствование методики коррекции опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста в водной среде / К. К. Марков, О. О. Николаева, Н. П. Куликова, Е. Н. Сидорова // Современные проблемы науки и образования.– 2017.– №1. – С. 115.
13. Ольховская, О.Г. Формирование технико-динамической структуры движений юных пловцов на этапе начальной спортивной специализации / О.Г. Ольховская, О.Е. Понимасов, С.А. Барченко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2019. – № 10 (176). – С. 257–260.
14. Сорокин В.П. Плавание как средство физического развития детей грудного, ясельного и дошкольного возраста и профилактика заболеваний / В.П. Сорокин, Н.С. Федюк, Д.Е. Иващенко, П.В. Шилов, Д.В. Саенко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2020. – № 6 (184). – С. 346–350.
15. Тришин Е.С. Возрастная физиология: рабочая тетрадь / Е.С. Тришин, Е.М. Бердичевская, А.С. Тришин, Т.А. Исаенко. – Краснодар: КГУФКСТ, 2021. – С. 60.
16. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта плавание. – М.: Советский спорт, 2018. – С. 36.
17. Цетиев А.А. Основные задачи процесса физического воспитания в формировании двигательных умений и навыков детей раннего возраста / А.А. Цетиев, М.А. Исакова, Л.Д. Калашникова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2018. – № 6 (160). – С. 275–278.
18. Черноярова О.А. Методика обучения плаванию кролем на спине детей среднего школьного возраста // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2022. Вып. 2. – С. 43–52.
19. Яковлев, Б.П. Мотивация и эмоции в спортивной деятельности: учеб. пособие / Б.П. Яковлев. – 2-е изд., стер. – М.: Лань, 2019.