Реформирование пенсионной системы в условиях модернизации общества: отечественный и зарубежный опыт
|
Введение 5
Глава 1 Методологические основы реформирования пенсионной системы в условиях модернизации современного общества 10
1.1 Теории модернизации российского общества 10
1.2 Нормативно-правовые распределительные компоненты пенсионной
системы в российском обществе: исторический аспект 17
1.3 Зарубежный опыт реформирования пенсионной системы в условиях
современного общества 25
Глава 2 Эмпирический опыт исследования отношения жителей г. Тольятти к различным аспектам реформирования пенсионной системы 37
2.1 Социологическая оценка отношения социально-демографических групп
к реформированию пенсионной системы 37
2.2 Мнение жителей г. Тольятти о возможных последствиях пенсионной
реформы 46
Заключение 62
Список используемой литературы и источников 65
Приложение А Программа исследования 73
Приложение Б Анкета 86
Приложение В Таблицы результатов анкетирования 92
Приложение Г Утверждения для метода Стефенсона 101
Глава 1 Методологические основы реформирования пенсионной системы в условиях модернизации современного общества 10
1.1 Теории модернизации российского общества 10
1.2 Нормативно-правовые распределительные компоненты пенсионной
системы в российском обществе: исторический аспект 17
1.3 Зарубежный опыт реформирования пенсионной системы в условиях
современного общества 25
Глава 2 Эмпирический опыт исследования отношения жителей г. Тольятти к различным аспектам реформирования пенсионной системы 37
2.1 Социологическая оценка отношения социально-демографических групп
к реформированию пенсионной системы 37
2.2 Мнение жителей г. Тольятти о возможных последствиях пенсионной
реформы 46
Заключение 62
Список используемой литературы и источников 65
Приложение А Программа исследования 73
Приложение Б Анкета 86
Приложение В Таблицы результатов анкетирования 92
Приложение Г Утверждения для метода Стефенсона 101
Актуальность темы исследования. Многие страны сталкиваются с необходимостью реформирования национальной пенсионной системы. Пенсионные реформы приобрели масштабный характер в период с 2009 по 2013 годы, когда они охватили практически все страны Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В последующие годы темпы реформирования пенсионных систем несколько замедлились в связи с улучшением состояния государственных финансов, усталостью населения в результате реформ и общей политической нестабильностью. В большинстве стран реформы включали повышение пенсионного возраста, ужесточение условий для досрочного выхода на пенсию, увеличение стажа, поощрение позднего выхода на пенсию и ограничение пенсионных выплат работающим пенсионерам. Итак, реформы были сосредоточены в основном на распределительных пенсионных системах и направлены на сокращение обязательств государства перед пенсионерами [1, с. 52].
Принятый, вступивший в силу и вошедший в историю социально-экономического развития новой России закон о повышении пенсионного возраста [2] вызвал на стадии обсуждения широкую полемику в гражданском обществе, научных и экспертных кругах, среди населения разных возрастов - как непосредственно затронутых его принятием, так и молодых поколений .
Анализ распределения населения по возрастным группам показал, что каждый четвертый россиянин - пенсионер, а по прогнозу Росстата, в 2031 году почти каждый третий россиянин будет пенсионером. Таким образом, можно сделать вывод, что пенсионная нагрузка увеличится на 12,6%, а потенциальная составит 30%. В связи с этим пенсионная система будет по- прежнему нуждаться в дотациях из федерального бюджета Российской Федерации.
Новые социально-экономические и демографические проблемы, такие как повышенные риски потери финансовой устойчивости пенсионной системы, низкие пенсии, сокращение числа людей трудоспособного возраста по сравнению с количеством пенсионеров, требуют реформы системы пенсионного обеспечивания и в Российской Федерации. В связи с этим изучение реформирования пенсионной системы нашей страны становится очень актуальным.
Степень научной разработанности темы. Вопросы реформирования пенсионных систем достаточно серьезно проработаны в документах Международной организации труда и Европейского сообщества. Среди западной научной литературы интерес вызывают труды таких известных экономистов, как О. Бисмарк, Т. Г. Маршал, К. Е. Кларк, Э. Б. Аткинсон, У. Беверидж, П. Ларок.
В отечественной научной литературе тема пенсии рассматривается в работах Д. К. Добромыслова, А. К. Соловьёва, О. В. Хмыз, Л. Ю. Рыжановской, В. Д. Ройка, О. В. Синявской, С. С. Кабалкина, М. Л. Захарова и др.
Проблемы и пути реформирования российской пенсионной системы были описаны в трудах таких исследователей, как А. Б. Иванюженко, Е. А. Мамий, А. В. Новиков, В. Д. Роик, Л. В. Федоров. В работах A. К. Соловьева, А. Л. Кудрина, Е. Т. Гурвича, В. Н. Барсукова обсуждаются вопросы повышения пенсионного возраста как направления пенсионной реформы. Проблемы реформирования института накопительной части пенсионной системы нашли отражение в исследованиях А. К. Соловьева, В. Крутиковой, Н. И. Сапожниковой.
Также в настоящее время написаны многочисленные работы, затрагивающие исторические аспекты развития пенсионной системы России. Таковы работы О. В. Синявской, Е. А. Барановой, И. В. Большаковой, А. А. Квасова, А. А. Новикова, Т. В. Муравлевой, Ю. В. Применко, Е. В. Сапилова и др.
Некоторые авторы анализируют текущее состояние отдельных частей российской пенсионной системы. Так, проблемы негосударственного пенсионного обеспечения были изучены в работах М. М. Аранжереева, С. М. Варакина, И. Ю. Горюнова, И. В. Кирьянова, П. А. Орлова-Карбы, И. Ю. Орловой, В. В. Семёнова, Е. М. Четыркина и др.
Мировой опыт проведения пенсионной реформы и возможность его применения в России рассмотрены в работах Н. П. Бурлака, Л. С. Дегтярь, Е. Е. Шестаковой, А. В. Пудовкина.
Значительный интерес представляют работы зарубежных исследователей Р. Гольцмана, Р. Хинза, Н. Барра, П. Даймонда, раскрывающих принципы построения и трансформации пенсионных систем.
Следует отметить, что вопрос и практика функционирования института пенсионной защиты были предметом углубленных исследований, однако до сих пор остается много нерешенных вопросов, которые расширяют область научных исследований. Динамичные изменения в российской общественной жизни и экономике, пенсионная реформа 2018 года в контексте модернизации российского общества продолжают выдвигать новые проблемы, ощущается необходимость дальнейшего исследования темы.
Целью бакалаврской работы является изучение реформирования пенсионной системы в условиях модернизации общества в контексте отечественного и зарубежного опыта.
Объект исследования - пенсионная система в современном обществе.
Предмет исследования - особенности реформирования пенсионной системы в условиях модернизации общества в контексте отечественного и зарубежного опыта.
Задачи работы:
- определить понятия: «пенсионная система», «модернизация общества», «реформирование пенсионной системы»;
- проанализировать теории модернизации российского общества;
- рассмотреть нормативно-правовые распределительные компоненты пенсионной системы в российском обществе в контексте исторического анализа;
- интерпретировать отношение социально-демографических групп к реформированию пенсионной системы;
- исследовать мнение жителей г. Тольятти и возможные последствия проведения пенсионной реформы.
Теоретико-методологическая база исследования. Содержательный смысл и особенности реформирования системы пенсионного обеспечения в условиях модернизации российского общества определяют подходы: структурно-функциональный, аксиологический, феноменологический.
Структурно-функциональный подход (Т. Парсонс, Р. Мертон) устанавливает принципы изучения социальных институтов и процессов как системно-организованной структурной целостности, в которой каждый элемент имеет специфическую функциональную ценность (функцию в рамках этой целостности).
Аксиологический подход (М. Вебер) позволяет рассмотреть модернизацию общества в контексте модификации стиля мышления, «рационализации» массового познания.
Феноменологический подход (М. Хайдеггер) позволит рассмотреть анализируемый объект (пенсионную реформу) в качестве «феномена», конструированного деятельностью человеческого разума.
рассматривать пожилого человека как объект и субъект социально- педагогической поддержки в единстве его физических, психических и социальных свойств, существующего в определённой социальной и исторической среде.
Эмпирическая база исследования. С целью получения социологической информации, отражающей отношение социально-демографических групп к пенсионной реформе, было проведено исследование с использованием метода анкетирования. В ходе исследования изучается выборочная совокупность в размере 100 человек. Исследование носит пилотажный характер. По типу выборка целевая, где единицами отбора выступили индивиды двух групп: 50 человек - жители Тольятти в возрасте от 18 до 30 лет, 50 человек - от 45 до 60 лет.
Для получения социологической информации о том, как индивиды разных возрастных групп оценивают последствия пенсионной реформы, было проведено исследование по методу Стефенсона, в котором участвовали 26 респондентов (13 человек в возрасте 18-40 лет и 13 человек в возрасте старше 40 лет).
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав (в первой - три параграфа, во второй - два), заключения, списка используемой литературы и источников и приложения. В первой главе рассматривается пенсионная реформа в условиях современного общества в контексте зарубежного и отечественного опыта. Во второй главе представлены эмпирические данные по результатам проведенных исследований.
Принятый, вступивший в силу и вошедший в историю социально-экономического развития новой России закон о повышении пенсионного возраста [2] вызвал на стадии обсуждения широкую полемику в гражданском обществе, научных и экспертных кругах, среди населения разных возрастов - как непосредственно затронутых его принятием, так и молодых поколений .
Анализ распределения населения по возрастным группам показал, что каждый четвертый россиянин - пенсионер, а по прогнозу Росстата, в 2031 году почти каждый третий россиянин будет пенсионером. Таким образом, можно сделать вывод, что пенсионная нагрузка увеличится на 12,6%, а потенциальная составит 30%. В связи с этим пенсионная система будет по- прежнему нуждаться в дотациях из федерального бюджета Российской Федерации.
Новые социально-экономические и демографические проблемы, такие как повышенные риски потери финансовой устойчивости пенсионной системы, низкие пенсии, сокращение числа людей трудоспособного возраста по сравнению с количеством пенсионеров, требуют реформы системы пенсионного обеспечивания и в Российской Федерации. В связи с этим изучение реформирования пенсионной системы нашей страны становится очень актуальным.
Степень научной разработанности темы. Вопросы реформирования пенсионных систем достаточно серьезно проработаны в документах Международной организации труда и Европейского сообщества. Среди западной научной литературы интерес вызывают труды таких известных экономистов, как О. Бисмарк, Т. Г. Маршал, К. Е. Кларк, Э. Б. Аткинсон, У. Беверидж, П. Ларок.
В отечественной научной литературе тема пенсии рассматривается в работах Д. К. Добромыслова, А. К. Соловьёва, О. В. Хмыз, Л. Ю. Рыжановской, В. Д. Ройка, О. В. Синявской, С. С. Кабалкина, М. Л. Захарова и др.
Проблемы и пути реформирования российской пенсионной системы были описаны в трудах таких исследователей, как А. Б. Иванюженко, Е. А. Мамий, А. В. Новиков, В. Д. Роик, Л. В. Федоров. В работах A. К. Соловьева, А. Л. Кудрина, Е. Т. Гурвича, В. Н. Барсукова обсуждаются вопросы повышения пенсионного возраста как направления пенсионной реформы. Проблемы реформирования института накопительной части пенсионной системы нашли отражение в исследованиях А. К. Соловьева, В. Крутиковой, Н. И. Сапожниковой.
Также в настоящее время написаны многочисленные работы, затрагивающие исторические аспекты развития пенсионной системы России. Таковы работы О. В. Синявской, Е. А. Барановой, И. В. Большаковой, А. А. Квасова, А. А. Новикова, Т. В. Муравлевой, Ю. В. Применко, Е. В. Сапилова и др.
Некоторые авторы анализируют текущее состояние отдельных частей российской пенсионной системы. Так, проблемы негосударственного пенсионного обеспечения были изучены в работах М. М. Аранжереева, С. М. Варакина, И. Ю. Горюнова, И. В. Кирьянова, П. А. Орлова-Карбы, И. Ю. Орловой, В. В. Семёнова, Е. М. Четыркина и др.
Мировой опыт проведения пенсионной реформы и возможность его применения в России рассмотрены в работах Н. П. Бурлака, Л. С. Дегтярь, Е. Е. Шестаковой, А. В. Пудовкина.
Значительный интерес представляют работы зарубежных исследователей Р. Гольцмана, Р. Хинза, Н. Барра, П. Даймонда, раскрывающих принципы построения и трансформации пенсионных систем.
Следует отметить, что вопрос и практика функционирования института пенсионной защиты были предметом углубленных исследований, однако до сих пор остается много нерешенных вопросов, которые расширяют область научных исследований. Динамичные изменения в российской общественной жизни и экономике, пенсионная реформа 2018 года в контексте модернизации российского общества продолжают выдвигать новые проблемы, ощущается необходимость дальнейшего исследования темы.
Целью бакалаврской работы является изучение реформирования пенсионной системы в условиях модернизации общества в контексте отечественного и зарубежного опыта.
Объект исследования - пенсионная система в современном обществе.
Предмет исследования - особенности реформирования пенсионной системы в условиях модернизации общества в контексте отечественного и зарубежного опыта.
Задачи работы:
- определить понятия: «пенсионная система», «модернизация общества», «реформирование пенсионной системы»;
- проанализировать теории модернизации российского общества;
- рассмотреть нормативно-правовые распределительные компоненты пенсионной системы в российском обществе в контексте исторического анализа;
- интерпретировать отношение социально-демографических групп к реформированию пенсионной системы;
- исследовать мнение жителей г. Тольятти и возможные последствия проведения пенсионной реформы.
Теоретико-методологическая база исследования. Содержательный смысл и особенности реформирования системы пенсионного обеспечения в условиях модернизации российского общества определяют подходы: структурно-функциональный, аксиологический, феноменологический.
Структурно-функциональный подход (Т. Парсонс, Р. Мертон) устанавливает принципы изучения социальных институтов и процессов как системно-организованной структурной целостности, в которой каждый элемент имеет специфическую функциональную ценность (функцию в рамках этой целостности).
Аксиологический подход (М. Вебер) позволяет рассмотреть модернизацию общества в контексте модификации стиля мышления, «рационализации» массового познания.
Феноменологический подход (М. Хайдеггер) позволит рассмотреть анализируемый объект (пенсионную реформу) в качестве «феномена», конструированного деятельностью человеческого разума.
рассматривать пожилого человека как объект и субъект социально- педагогической поддержки в единстве его физических, психических и социальных свойств, существующего в определённой социальной и исторической среде.
Эмпирическая база исследования. С целью получения социологической информации, отражающей отношение социально-демографических групп к пенсионной реформе, было проведено исследование с использованием метода анкетирования. В ходе исследования изучается выборочная совокупность в размере 100 человек. Исследование носит пилотажный характер. По типу выборка целевая, где единицами отбора выступили индивиды двух групп: 50 человек - жители Тольятти в возрасте от 18 до 30 лет, 50 человек - от 45 до 60 лет.
Для получения социологической информации о том, как индивиды разных возрастных групп оценивают последствия пенсионной реформы, было проведено исследование по методу Стефенсона, в котором участвовали 26 респондентов (13 человек в возрасте 18-40 лет и 13 человек в возрасте старше 40 лет).
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав (в первой - три параграфа, во второй - два), заключения, списка используемой литературы и источников и приложения. В первой главе рассматривается пенсионная реформа в условиях современного общества в контексте зарубежного и отечественного опыта. Во второй главе представлены эмпирические данные по результатам проведенных исследований.
В рамках попытки объединить достоинства «культурных» и «акультурных» теорий модернизации возникла «проектная» стратегия целостного социального развития, понимающая под модернизацией модернизационный «ответ» на «вызовы» локальной социальной системы. Такой «ответ» возможен только в том случае, если политическая элита не видит возможности сохранить традиционный образ общественно-политической системы.
Рассматривая пенсионную реформу в условиях модернизации российского общества, важно понимать, что ее нельзя назвать неожиданной, ведь процесс реформирования пенсионной системы нашей страны начался еще в 90-е, регулярно до сегодняшнего дня вносились изменения. «Вызовы» пенсионной системы назрели давно: низкий уровень пенсий, большое количество пенсионеров по сравнению с трудоспособными гражданами страны и т.д. «Ответ» в виде пенсионной реформы, соответствующей общемировым тенденциям снижения государственных обязательств перед пенсионерами, был вполне ожидаем и даже необходим. Однако очевидно и то, что для решения проблем пенсионного обеспечения граждан недостаточно изменять параметры самой пенсионной системы, например, повышая пенсионный возраст или изменяя формулу расчета пенсий. Необходимы также давно назревшие преобразования на рынке труда, в демографической политике, экономике и социальной сфере, которые бы способствовали созданию реальных условий для граждан заработать достойный уровень пенсии и в полной мере реализовать свои права на ее получение.
Результаты проведенных нами в рамках выпускной квалификационной работы эмпирических исследований свидетельствуют о том, что горожане крайне отрицательно относятся к проведенной пенсионной реформе и ждут от нее в основном негативных последствий, хотя находятся и те, кто понимает ее необходимость и целесообразность, так как не питают иллюзий по поводу существующих в пенсионной системе проблем и необходимости их так или иначе решать. Так, большая часть жителей нашего города крайне негативно оценивает существующий размер пенсий и уровень жизни пенсионеров в нашем регионе.
Однако горожане в основном не надеются, что пенсионная реформа изменит ситуацию к лучшему, и размер пенсии будет повышен до достойного уровня. Во многом это объясняет столь отрицательное отношение к проведению реформы - горожане просто не верят, что она будет эффективна для улучшения уровня жизни пенсионеров.
Также, несмотря на резко негативное отношение к реформе, горожане не готовы использовать митинги как инструмент социальной активности для решения данной проблемы, так как не верят в их эффективность.
Еще один беспокоящий участников наших исследований аспект - возрастная дискриминация граждан предпенсионного и пенсионного возраста в сфере труда. Большинство работодателей предпочитают нанимать более молодых работников, а с увеличением числа людей предпенсионного возраста из-за пенсионной реформы увеличится безработица.
В целом отмечается, что многие горожане испытывают страх, размышляя о своем будущем: кто-то боится потерять работу в предпенсионном возрасте и не суметь найти новую, а кто-то опасается не дожить до пенсии из-за низкой средней продолжительности жизни, особенно что касается мужской половины населения.
Итак, горожане осознают проблемы, давно назревшие в пенсионной системе нашей страны, и согласны, что решать их необходимо, но почти единогласно мнение о том, что делать это нужно как-то по-другому. Пенсионная реформа в том виде, в котором ее приняли и начали воплощать в жизнь, не вызывает доверия у жителей г. Тольятти.
Рассматривая пенсионную реформу в условиях модернизации российского общества, важно понимать, что ее нельзя назвать неожиданной, ведь процесс реформирования пенсионной системы нашей страны начался еще в 90-е, регулярно до сегодняшнего дня вносились изменения. «Вызовы» пенсионной системы назрели давно: низкий уровень пенсий, большое количество пенсионеров по сравнению с трудоспособными гражданами страны и т.д. «Ответ» в виде пенсионной реформы, соответствующей общемировым тенденциям снижения государственных обязательств перед пенсионерами, был вполне ожидаем и даже необходим. Однако очевидно и то, что для решения проблем пенсионного обеспечения граждан недостаточно изменять параметры самой пенсионной системы, например, повышая пенсионный возраст или изменяя формулу расчета пенсий. Необходимы также давно назревшие преобразования на рынке труда, в демографической политике, экономике и социальной сфере, которые бы способствовали созданию реальных условий для граждан заработать достойный уровень пенсии и в полной мере реализовать свои права на ее получение.
Результаты проведенных нами в рамках выпускной квалификационной работы эмпирических исследований свидетельствуют о том, что горожане крайне отрицательно относятся к проведенной пенсионной реформе и ждут от нее в основном негативных последствий, хотя находятся и те, кто понимает ее необходимость и целесообразность, так как не питают иллюзий по поводу существующих в пенсионной системе проблем и необходимости их так или иначе решать. Так, большая часть жителей нашего города крайне негативно оценивает существующий размер пенсий и уровень жизни пенсионеров в нашем регионе.
Однако горожане в основном не надеются, что пенсионная реформа изменит ситуацию к лучшему, и размер пенсии будет повышен до достойного уровня. Во многом это объясняет столь отрицательное отношение к проведению реформы - горожане просто не верят, что она будет эффективна для улучшения уровня жизни пенсионеров.
Также, несмотря на резко негативное отношение к реформе, горожане не готовы использовать митинги как инструмент социальной активности для решения данной проблемы, так как не верят в их эффективность.
Еще один беспокоящий участников наших исследований аспект - возрастная дискриминация граждан предпенсионного и пенсионного возраста в сфере труда. Большинство работодателей предпочитают нанимать более молодых работников, а с увеличением числа людей предпенсионного возраста из-за пенсионной реформы увеличится безработица.
В целом отмечается, что многие горожане испытывают страх, размышляя о своем будущем: кто-то боится потерять работу в предпенсионном возрасте и не суметь найти новую, а кто-то опасается не дожить до пенсии из-за низкой средней продолжительности жизни, особенно что касается мужской половины населения.
Итак, горожане осознают проблемы, давно назревшие в пенсионной системе нашей страны, и согласны, что решать их необходимо, но почти единогласно мнение о том, что делать это нужно как-то по-другому. Пенсионная реформа в том виде, в котором ее приняли и начали воплощать в жизнь, не вызывает доверия у жителей г. Тольятти.
Подобные работы
- ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (08.00.10 )
Диссертации (РГБ), финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - Пенсионный фонд Российской Федерации:
современное состояние и перспективы развития
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2015 - ПЕНСИОННОЕ РЕФОРМИРОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Анализ и совершенствование пенсионной системы в РФ (Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции)
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2022 - ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2018 - Пенсионный фонд Российской Федерации как субъект социального обеспечения
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2022 - ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ В РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ АО НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ»
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2018 - РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2019



