ВВЕДЕНИЕ.......3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ НАБОРА СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ В РФ....7
1.1 Государственное социальное обеспечение...7
1.2 Понятие и состав набора социальных услуг. Порядок предоставления набора социальных услуг...16
1.3 Предоставление гражданам социальных услуг.................................23
ГЛАВА 2. ПОЛУЧАТЕЛИ НАБОРА СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ............36
2.1 Категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг ..36
2.2 Судебная практика......40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ..45
Государственная социальная помощь является неотъемлемой частью правоотношений в сфере социального обеспечения граждан, что гарантирует соблюдение прав и свобод человека и гражданина, в частности права на достойную жизнь граждан в обществе. Начало 21 века ознаменовалось укреплением российской государственности, в том числе и укреплении экономического базиса российского общества. Сейчас на повестке дня в нашей стране стоит вопрос реализации социальных программ.
Актуальность темы обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с повышением эффективности правового регулирования предоставления социальных услуг населению в Российской Федерации.
Целью является анализ социального развития Российской Федерации с изменением набора социальных услуг.
Объект исследования выступает нормативно-правовая база предоставления набора социальных услуг в РФ.
Предмет исследования: Набор социальных услуг в РФ.
Задачи:
1. Ознакомиться с понятием и составом набора социальных услуг.
2. Изучить особенности представления набора социальных услуг различным категориям населения Российской Федерации.
3. Провести сравнительный анализ набора социальных услуг за два года.
Переход Российской Федерации к рыночной экономике повлиял на систему государственной социальной помощи. Процесс обновления законов о социальном обеспечении напрямую отражает фундаментальные изменения в стране. К ним относятся: формирование и функционирование экономики с различными формами собственности, изменение взаимоотношений между федеральными органами власти и субъектами Российской Федерации, рождение основ негосударственного социального обеспечения.
В соответствии со статьёй 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация является социальным государством. Общепринято понимать государство всеобщего благосостояния, как государство, главная задача которого заключается в достижении социального прогресса на основе принципов социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности, закреплённых в законе. Государство всеобщего благосостояния призвано помочь слабым влиять на распределение экономических благ в соответствии с принципом справедливости, чтобы обеспечить достойное существование для всех.
Право социального обеспечения как отдельная отрасль сформировалось в общей правовой системе относительно недавно.
В конце 1960-х годов ещё продолжались научные дискуссии о понятии этой отрасли, её предмете и методе правового регулирования. В настоящее время их существование стало реальностью. В условиях формирования российской государственной системы социальной защиты населения данная отрасль права приобретает особое значение. Нормы служат индикатором социальной политики государства. Даже сегодня многие не без оснований считают, что нормы российского законодательства, в отличие от наших европейских соседей, где была создана и эффективно функционирует отрасль права социального обеспечения, лишь декларировались, но не применялись на практике.
Причина этого, видимо, в следующем: наше государство и наше право пошли своим особым путём на рубеже ХХ и ХХI веков и снова оказались на перекрёстке истории. Кажется, что законодательная система сформировалась в конце 90-х - начале 2000-х годов, но сегодня, по мнению многих экспертов, она показала свою непоследовательность и неэффективность.
Чтобы понять причины произошедшего, желательно рассмотреть историю развития права социального обеспечения в России, определяющую актуальность выбранной темы. Более того, социальная защищённость населения всегда будет оставаться фундаментальным вопросом в любом государстве, требующем постоянного развития, изучения и совершенствования.
Согласно Конституции Российской Федерации, Россия – социальное государство. Под государством всеобщего благосостояния принято понимать такое государство, главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, основанного на законодательно закреплённых принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности.
Государство всеобщего благосостояния должно помогать социально незащищённым слоям населения влиять на распределение экономических благ в соответствии с принципом справедливости, чтобы каждый мог вести достойное существование. Наиболее характерные черты социального государства выражаются в его социальной политике, которая, согласно Конституции РФ, направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Государство пытается устранить социальное неравенство - неравенство, связанное с потерей дохода или средств к существованию из-за различных обстоятельств. С 2000 года «государственная социальная помощь» в России выделяется, как самостоятельная форма социального обеспечения.
Под государственной социальной помощью понимается обеспечение семей с низким доходом, одиноких граждан с низким доходом и других предусмотренных законом категорий граждан социальными льготами, субсидиями, социальными услугами и товарами первой необходимости.
Главной задачей социальной политики Российской Федерации является достижение человеческого и общественного благополучия, обеспечение равных и равноправных возможностей развития личности. Средством государства всеобщего благосостояния, которое противодействует этим ударам судьбы, является социальное обеспечение.
Задача совершенствования правового механизма оказания социальных услуг приобретает особое значение в текущий период, поскольку перспективы развития государственного регулирования направлены на повышение эффективности социальной сферы и качества жизни населения России.
Государственная социальная помощь и проблемы социального обеспечения в Российской Федерации ещё недостаточно исследована. По этой проблеме ещё мало конкретных научных работ. Это можно объяснить тем, что законодательство о государственной социальной помощи ещё находится на стадии организационного развития. При составлении работы использовалась публикации Азарова В.Г. Васильева, Н.В. Володина, Б.Р. Долотина, М.Л. Захарова Н.В., Кульбовской, Е.Е. Мачульскавой, О.А. Парягиной, А.А. Сазоновой, Л.Б. Ржаницына, Е.Г. Тучкова и других юристов.
Гражданское законодательство (прежде всего ГК РФ) понимает услугу как деятельность, но при этом не даёт легального определения услуги. В юридической литературе существуют различные мнения о правовой и (или) экономической природе услуги. Оказание услуг считается общественными отношениями между заказчиком и исполнителем, направленными на достижение полезного нематериального результата.
Услуга является одной из самых сложных категорий гражданского права. Единого подхода к понятию услуги в юридической литературе до сих пор не найдено. Гражданское законодательство понимает услугу как деятельность, но при этом не даёт легального определения услуги. В юридической литературе существуют различные мнения о правовой и (или) экономической природе услуги. Оказание услуг считается общественными отношениями между заказчиком и исполнителем, направленными на достижение полезного нематериального результата. Основное отличие услуги от работы заключается в отсутствии в результате услуги материального объекта, то есть результат услуги не может стать продуктом. Юридически социальная услуга определяется как одно или несколько мероприятий в сфере социального обслуживания по оказанию гражданину постоянной, регулярной, разовой, в том числе неотложной помощи, помощи в улучшении его жилищных условий и (или) повышении квалификации самостоятельно для его основной жизненной потребности заботиться.
Социальное пособие – это безвозмездное предоставление гражданам определённой денежной суммы за счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Субсидия – это имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг.
В данной работе рассмотрены понятия набора социальных услуг и нормативно правовые документы регламентирующие предоставления отдельным категориям граждан социальных услуг.
Набор социальных услуг – это перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с м Федеральным законом. Набор социальных услуг предоставляется получателям денежных выплат (ЕДВ). НСУ включает в себя медицинскую, санаторно-курортную и транспортную составляющие. При этом гражданин может выбрать: получение социальных услуг в натуральной форме или их денежный эквивалент.
Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред.28.12.2022) устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам, предоставление набор социальных услуг.
В результате проделанной работы можно сделать вывод, что в настоящее время в Российской Федерации высокими темпами реализуется государственная социальная политика, направленная, прежде всего, на преодоление крайнего уровня социального неравенства в современном российском обществе и усиление государственной поддержки самых слабых слоев населения.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) на // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.011.2021. (Дата обращения 13.02.2023 г).- Текст: электронный.
1. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022). // Текст : электронный // Система «Консультант Плюс» [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (Дата обращения: 14.05.2023 г.).
2. Российская Федерация. Законы. Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 31.01.2016) // Система «Консультант Плюс» [сайт]. — URL: consultant.ru›Документы›cons_doc_LAW_13440 (Дата обращения: 14.05.2023 г.).
3. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24.10.1997 N 134-ФЗ (ред. От 29.12.2020, с изм. от 05.12.2022) // Система «Консультант Плюс» [сайт]. — URL: consultant.ru›Документы›cons_doc_LAW_16565(Дата обращения: 14.05.2023 г.).
4. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред.28.12.2022) // Текст : электронный // Система «Консультант Плюс» [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23735/(Дата обращения: 14.05.2023 г.).
5. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон "О порядке учёте доходов и расчёта среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" от 05.04.2003 N 44-ФЗ (с изменениями на 2 июля 2013 года)// Система «Консультант Плюс» [сайт]. — URL: consultant.ru›Документы›cons_doc_LAW_41647(Дата обращения: 14.05.2023 г.).
6. Российская Федерация. Постановления Правительства. Постановление Правительства РФ от 29.12.2004 N 864 (ред. от 30.11.2022) "О порядке финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) // Гарант [сайт]. — URL: https://base.garant.ru/12138293/?ysclid=lhk7bxtrdn977976004(Дата обращения: 14.05.2023 г.).
7. Российская Федерация. Постановления Правительства. Приказ Минздравсоцразвития России от 05.10.2005 N 617 (ред. от 04.08.2022) «О Порядке направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.10.2005 N 7115) // Система «Консультант Плюс» [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_383794/?ysclid=lhk7ctstfi956581243(Дата обращения: 14.05.2023 г.).
8. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» от 3 декабря 2012 года № 227-ФЗ// Система «Консультант Плюс» [сайт]. — URL: consultant.ru›Документы›cons_doc_LAW_138547(Дата обращения: 14.05.2023 г.).
9. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред.28.12.2022) // Текст : электронный // Система «Консультант Плюс» [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/?ysclid=lhk75bq8mv829737986(Дата обращения: 14.05.2023 г.).
10. Российская Федерация. Законы. Об основах социального обслуживания граждан в РФ [Электронный ресурс]: Федеральный закон: от 28.12.2013 № 442-ФЗ (действующая редакция, 2016) // Текст : электронный // Система «Консультант Плюс» [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/(Дата обращения: 14.05.2023 г.).
11. Российская Федерация. Законы. О страховых пенсиях [Электронный ресурс]: Федеральный закон: от 28.12.2013 № 400-ФЗ (действующая редакция, 2016) // Текст : электронный // Система «Консультант Плюс» [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34443/(Дата обращения: 14.05.2023 г.).
12. Российская Федерация. Постановления Правительства. Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2018 N 3053-р (ред. от 14.01.2022) «Об утверждении перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также перечня медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг» // Гарант [сайт]. — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72043892/?ysclid=lhk7e2rz6g757775036(Дата обращения: 14.05.2023 г.).
13. Российская Федерация. Постановления Правительства. Распоряжение Правительства РФ от 12.10.2019 N 2406-р (ред. от 06.10.2022) «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи» // Система «Консультант Плюс» [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_335635/?ysclid=lhk7d7058q368911822(Дата обращения: 14.05.2023 г.).
14. Российская Федерация. Постановления Правительства. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2020 г. N 3242-р) // Гарант [сайт]. — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74953846/?ysclid=lhk7dl1osw753305759(Дата обращения: 14.05.2023 г.).
15. Российская Федерация. Постановления Правительства. Приказ Минтруда России N 929н, Минздрава России N 1345н от 21.12.2020 "Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан" (Зарегистрировано в Минюсте России 11.05.2021 N 63365) // Система «Консультант Плюс» [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/?ysclid=lhk75bq8mv829737986(Дата обращения: 14.05.2023 г.).
16. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона О минимальном размере оплаты труда» от 27.12.2019 N 463-ФЗ // Система «Консультант Плюс» [сайт]. — URL: consultant.ru›document/cons_doc_LAW_341748/(Дата обращения: 14.05.2023 г.).
17. Бурджалов, Ф. Э. Современная социальная политика: между планом и рынком : Учеб. пособие / Ф. Булджалов; Ин-т "Открытое о-во". - Москва : Фирма "Гардарика", 1996. - 265,[2] с.; 22 см. - (Открытая книга-открытое сознание-открытое общество).; ISBN 5-7762-0003-2 : Беспл.
18. Буянова, М. О. Право социального обеспечения [Текст] : учебник / М. О. Буянова, С. И. Кобзева, З. А. Кондратьева. — 5-е изд., стер. — Москва : КноРус, 2017. — 463 с. — (Бакалавриат и специалитет).; — ISBN 978-5-406-05513-7.
19. Галаганов, В. П., Право социального обеспечения : учебник / В. П. Галаганов, Н. В. Антонова. — Москва : КноРус, 2023. — 610 с. — ISBN 978-5-406-10312-8. — Текст : электронный // Book.ru [сайт]. — URL: https://book.ru/book/94495(Дата обращения: 14.05.2023 г.).
20. Голенко, Е. Н. Право социального обеспечения (вопросы и ответы) : [учебное пособие] / Е. Н. Голенко, В. И. Ковалев. - Москва : Юриспруденция, 1999. - 170 с. : табл. - (Подготовка к экзамену). — Списки норм.-правов. актов в конце разд. — 30 р. — Текст : непосредственный. — ISBN 5-8401-0141-9.
21. Григорьев, И. В. Право социального обеспечения : учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. В. Григорьев, В. Ш. Шайхатдинов. — 5-е изд., пере- раб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 428 с. — (Профессиональное образование). — Текст : непосредственный. — ISBN 978-5-534-12278-7.
22. Гусев, А. Ю. Судебная защита права российских граждан на социальное обеспечение [Текст] : монография / А. Ю. Гусев. — Москва : Проспект, 2018. — 110 с.; —Текст : непосредственный. ISBN 978-5-392-21930-8.
23. Ершов, В. А. Право социального обеспечения : право социального обеспечения в системе российского права, виды пенсионного обеспечения, условия назначения и размер пенсий, формы обязательного социального страхования, система социальных пособий, государственная социальная помощь, основания и формы социального обслуживания : учебное пособие / В. А. Ершов, И. А. Толмачёв. - Москва : ГроссМедиа : Российский Бухгалтер, 2009. - 311 с. : ил.; 21 см. — (Бакалавр. Высшая школа).; Текст : непосредственный. — ISBN 978-5-476-00781-4.
24. Карлович В.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации : Постатейный / [В.В. Бородин и др..]; Под общ. ред. Э.П. Григониса. — СПб. : Питер, [2002]. — 197 с.; 21 см.;Текст : непосредственный. — ISBN 5-94723-348-7.