Право на наименование места происхождения товара
|
Введение 4
Глава 1 Наименование места происхождения товара и его функция 7
1.1 Возникновение и развитие права наименования места происхождения
товара 7
1.2 Правовая природа наименования места происхождения
товара... 9
1.3 Понятие, функции и виды наименования места происхождения
товара 15
Глава 2 Наименование места происхождения товара и другие объекты промышленной собственности 19
2.1 Наименование места происхождения товара и указание
происхождения 19
2.2 Наименование места происхождения товара и товарный знак... 23
2.3 Наименование места происхождения товара, фирменное
наименование и коммерческое обозначение 26
2.4 Наименование места происхождения товара и
недобросовестная конкуренция 28
Глава 3 Практика рассмотрения дел, касающихся наименования места происхождения товаров 31
3.1 Споры, связанные с отказом в предоставлении охраны
наименованию места происхождения
товара 31
3.2 Споры, связанные с выдачей и отказом в выдаче заключения
уполномоченного органа 36
3.3 Защита права на наименование места происхождения товара. 40
Заключение 43
Список
используемой
литературы
используемых
источников
Глава 1 Наименование места происхождения товара и его функция 7
1.1 Возникновение и развитие права наименования места происхождения
товара 7
1.2 Правовая природа наименования места происхождения
товара... 9
1.3 Понятие, функции и виды наименования места происхождения
товара 15
Глава 2 Наименование места происхождения товара и другие объекты промышленной собственности 19
2.1 Наименование места происхождения товара и указание
происхождения 19
2.2 Наименование места происхождения товара и товарный знак... 23
2.3 Наименование места происхождения товара, фирменное
наименование и коммерческое обозначение 26
2.4 Наименование места происхождения товара и
недобросовестная конкуренция 28
Глава 3 Практика рассмотрения дел, касающихся наименования места происхождения товаров 31
3.1 Споры, связанные с отказом в предоставлении охраны
наименованию места происхождения
товара 31
3.2 Споры, связанные с выдачей и отказом в выдаче заключения
уполномоченного органа 36
3.3 Защита права на наименование места происхождения товара. 40
Заключение 43
Список
используемой
литературы
используемых
источников
Правовой институт положений, относящихся к наименованиям места происхождения товара, знаком правовой доктрине человечества с давних времен. Подтверждения употребления рассматриваемого в данной бакалаврской работе определения сохранились с начала нашей эры.
В древности указания на географическое происхождение товара были доминантным видом обозначений выпускаемого человеком товара. Большее разнообразие вариантов обозначений возникло с развитием производства - так с помощью наименований на товаре один и тот же продукт было возможным различать по месту его производства. В дальнейшем сходные наименования и обозначения стали основой правового института фирменного наименования той или иной организации.
По мнению ученых-правоведов С.А. Горленко и В.П. Шатрова в наше время мы являемся свидетелями своего рода возрождения внимания к географическим указаниям в мировой практике. Причина заключается в том, что такие обозначения связаны со специфическими особенностями маркируемой ими продукции. При этом в условиях развития массового способа производства, когда качество большинства продукции повторяемо и не зависит от места ее изготовления, возрастают роль и значение производства высококачественных товаров, свойства которых иногда уникальны и определяются исключительно местом их происхождения [9].
Появление и последующее повсеместное использование определенных обозначений для наименований мест происхождения товаров объясняется имеющимся культурно-историческим наследием тех народов, которые в разные периоды населяли территорию Российской Федерации. Однако лишь в 1992 году в стране было обозначено наименование места происхождения товара, которое получило правовое закрепление в виде принятого Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», где оно было отделено от товарного знака. С 1 января 2008 года на смену вышеуказанному законодательному акту пришел Федеральный закон от 18 декабря 2006 года № 231-ФЗ «О введении в действии части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации».
Для более полного понимания сути рассматриваемого понятия необходимо сопоставление данного объекта правовой охраны с иными объектами промышленной собственности, сопровождающих товар, которые представлены в Гражданском кодексе Российской Федерации. А именно товарный знак, фирменное наименование, указание происхождения товара и коммерческое обозначение. Также следует рассмотреть актуальные вопросы, затрагивающие недобросовестную конкуренцию в отношении использования наименования места происхождения товара.
Целью работы является всестороннее изучение особенностей использования гражданско-правовых отношений, связанных с наименования места происхождения товара.
Поставленная цель предопределяет решение следующих задач:
- дать определение и характеристику понятия наименование места происхождения товара с позиции правовой теории и норм действующего гражданского законодательства Российской Федерации;
- провести анализ взаимосвязей понятия объектов гражданского права, относящихся к наименованию места происхождения товара, с другими объектами промышленной собственности;
- изучить практику рассмотрения дел, касающихся правового регулирования споров, связанных с использованием наименования места происхождения товара.
Объектом исследования работы выступают общественные отношения, которые вытекают из использования норм права, относящегося к наименованию места происхождения товара.
Предметом исследования работы являются нормы гражданского законодательства, регулирующие использование и защиту права на наименование места происхождения товара.
При написании данной работы были использованы следующие методы познания: анализ, сравнение, обобщение, дедукция, формально¬
юридический, системно-правовой и другие методы исследования.
Теоретическая основа данной работы сформирована по результатам изучения научных трудов, статей авторов и монографий С.С. Алексеева, С.А. Барышева, Д.А. Беловой, Г. Боденхаузена, А.Д. Виетиана, С.А. Горленко, А.Н. Григорьева, Т.В. Григорьевой, В.Н. Дементьева, О.В. Ионовой, Б.А. Лобач, Е.И. Мамиофы, И.Л. Маргулова, Нгуен Ван Чанга, Нгуен Тхи Куе Аня, М. Решетниковой, Ю.И. Свядосца, П.Д. Седова, В.П. Шатрова, Э.А. Шахназаровой, Н.В. Шереметьевой, А.В. Яровой, Н.О. Ярыгина и других. В ходе написания работы также использовались публицистические материалы.
Нормативную основу бакалаврской работы составляют нормы действующего гражданского законодательства Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных актов.
Структура и содержание работы обусловлены целями и задачами исследования. Так она включает в себя введение, три глава, каждая из которых содержит параграфы (их общее количество - десять), заключение, список используемой литературы и источников. Так в первой главе представлено определение понятия наименования места происхождения товара, и анализ его функции. Во второй главе проводится сравнительный анализ взаимосвязей наименования места происхождения товара с другими объектов гражданского права, относящихся к промышленной собственности. В третьей главе анализируется практика рассмотрения дел, касающихся правового регулирования споров, связанных с использованием наименования места происхождения товара.
В древности указания на географическое происхождение товара были доминантным видом обозначений выпускаемого человеком товара. Большее разнообразие вариантов обозначений возникло с развитием производства - так с помощью наименований на товаре один и тот же продукт было возможным различать по месту его производства. В дальнейшем сходные наименования и обозначения стали основой правового института фирменного наименования той или иной организации.
По мнению ученых-правоведов С.А. Горленко и В.П. Шатрова в наше время мы являемся свидетелями своего рода возрождения внимания к географическим указаниям в мировой практике. Причина заключается в том, что такие обозначения связаны со специфическими особенностями маркируемой ими продукции. При этом в условиях развития массового способа производства, когда качество большинства продукции повторяемо и не зависит от места ее изготовления, возрастают роль и значение производства высококачественных товаров, свойства которых иногда уникальны и определяются исключительно местом их происхождения [9].
Появление и последующее повсеместное использование определенных обозначений для наименований мест происхождения товаров объясняется имеющимся культурно-историческим наследием тех народов, которые в разные периоды населяли территорию Российской Федерации. Однако лишь в 1992 году в стране было обозначено наименование места происхождения товара, которое получило правовое закрепление в виде принятого Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», где оно было отделено от товарного знака. С 1 января 2008 года на смену вышеуказанному законодательному акту пришел Федеральный закон от 18 декабря 2006 года № 231-ФЗ «О введении в действии части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации».
Для более полного понимания сути рассматриваемого понятия необходимо сопоставление данного объекта правовой охраны с иными объектами промышленной собственности, сопровождающих товар, которые представлены в Гражданском кодексе Российской Федерации. А именно товарный знак, фирменное наименование, указание происхождения товара и коммерческое обозначение. Также следует рассмотреть актуальные вопросы, затрагивающие недобросовестную конкуренцию в отношении использования наименования места происхождения товара.
Целью работы является всестороннее изучение особенностей использования гражданско-правовых отношений, связанных с наименования места происхождения товара.
Поставленная цель предопределяет решение следующих задач:
- дать определение и характеристику понятия наименование места происхождения товара с позиции правовой теории и норм действующего гражданского законодательства Российской Федерации;
- провести анализ взаимосвязей понятия объектов гражданского права, относящихся к наименованию места происхождения товара, с другими объектами промышленной собственности;
- изучить практику рассмотрения дел, касающихся правового регулирования споров, связанных с использованием наименования места происхождения товара.
Объектом исследования работы выступают общественные отношения, которые вытекают из использования норм права, относящегося к наименованию места происхождения товара.
Предметом исследования работы являются нормы гражданского законодательства, регулирующие использование и защиту права на наименование места происхождения товара.
При написании данной работы были использованы следующие методы познания: анализ, сравнение, обобщение, дедукция, формально¬
юридический, системно-правовой и другие методы исследования.
Теоретическая основа данной работы сформирована по результатам изучения научных трудов, статей авторов и монографий С.С. Алексеева, С.А. Барышева, Д.А. Беловой, Г. Боденхаузена, А.Д. Виетиана, С.А. Горленко, А.Н. Григорьева, Т.В. Григорьевой, В.Н. Дементьева, О.В. Ионовой, Б.А. Лобач, Е.И. Мамиофы, И.Л. Маргулова, Нгуен Ван Чанга, Нгуен Тхи Куе Аня, М. Решетниковой, Ю.И. Свядосца, П.Д. Седова, В.П. Шатрова, Э.А. Шахназаровой, Н.В. Шереметьевой, А.В. Яровой, Н.О. Ярыгина и других. В ходе написания работы также использовались публицистические материалы.
Нормативную основу бакалаврской работы составляют нормы действующего гражданского законодательства Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных актов.
Структура и содержание работы обусловлены целями и задачами исследования. Так она включает в себя введение, три глава, каждая из которых содержит параграфы (их общее количество - десять), заключение, список используемой литературы и источников. Так в первой главе представлено определение понятия наименования места происхождения товара, и анализ его функции. Во второй главе проводится сравнительный анализ взаимосвязей наименования места происхождения товара с другими объектов гражданского права, относящихся к промышленной собственности. В третьей главе анализируется практика рассмотрения дел, касающихся правового регулирования споров, связанных с использованием наименования места происхождения товара.
Под наименованием места происхождения товара понимается обозначение, помечающее и выделяющее товар со своими особенными характеристиками, и влияющее на его восприятие и идентификацию конечными потребителями места происхождения данного товара и его особых качеств. Выполнение наименованием места происхождения товара качественной (гарантийной) и охранительной (защитной) функции обусловило появление законодательства в этой области.
Гражданский кодекс Российской Федерации, определяющий нормы права относительно наименования места происхождения товара, обуславливает существование законного механизма правовой охраны участников хозяйственной деятельности, изготавливающих товары. Кроме того, данный законодательный документ пресекает неправомерные действия в данной области.
Утверждение законодательных положений в области наименования места происхождения товара имеет социальный, нравственный и политический аспект, что обусловлено сопряженностью таких наименований с непосредственным местом их изготовления, которые имеют культурно¬историческую основу в виде народов, населяющих Российскую Федерацию. Правовая охрана рассматриваемого объекта обуславливает сохранение и дальнейшее развитие хозяйственной деятельности страны в целом, а также усиление контроля за качеством изготовления товаров.
Таким образом, действующий законодательный документ создает надежную правовую основу защиты интересов производителей и государства путем обеспечения охраны наименований мест происхождения, повышая качество изготавливаемого товара.
Гражданский кодекс Российской Федерации, определяющий нормы права относительно наименования места происхождения товара, обуславливает существование законного механизма правовой охраны участников хозяйственной деятельности, изготавливающих товары. Кроме того, данный законодательный документ пресекает неправомерные действия в данной области.
Утверждение законодательных положений в области наименования места происхождения товара имеет социальный, нравственный и политический аспект, что обусловлено сопряженностью таких наименований с непосредственным местом их изготовления, которые имеют культурно¬историческую основу в виде народов, населяющих Российскую Федерацию. Правовая охрана рассматриваемого объекта обуславливает сохранение и дальнейшее развитие хозяйственной деятельности страны в целом, а также усиление контроля за качеством изготовления товаров.
Таким образом, действующий законодательный документ создает надежную правовую основу защиты интересов производителей и государства путем обеспечения охраны наименований мест происхождения, повышая качество изготавливаемого товара.



