ВВЕДЕНИЕ 3
1 ФЕНОМЕН ПОЛИТИЧЕСКОГО ТЕКСТА В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПЕРИОД ВЫБОРНОЙ КАМПАНИИ 9
1.1 Политический текст: определение понятия, цели, задачи, объект, предмет, функции 9
1.2 Политический дискурс выборной компании Самарской области летом - осенью 2016 года 25
2 АНАЛИЗ ПУБЛИКАЦИЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ В СМИ В ПЕРИОД ВЫБОРНОЙ КАМПАНИИ 2016 ГОДА 47
2.1 Анализ публикаций политической проблематики тольяттинских СМИ в период выборной кампании 2016 года 47
2.2 Анализ авторских публикаций политической проблематики в СМИ в период выборной кампании 2016 года 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 93
Приложение 1 101
Приложение 2 121
Приложение 3 128
Политический текст - явление многомерное. Уже в силу самой дефиниции, очевидно, что оно требует междисциплинарного изучения. С одной стороны - это лингвистический феномен, с другой в связи со сферой его функционирования он рассматривается как феномен политической реальности, изучаемой политологией, а в силу своей аналитической природы - политическим анализом как научной дисциплиной. Кроме того, будучи опубликованным в СМИ, он становится продуктом журналистской деятельности и может быть рассмотрен в свете ее профессиональных задач. Проблемы его восприятия и понимания становятся предметом изучения герменевтики, а порождаемые им эффекты интересуют социопсихолингвистику и дискурсологию. Многоаспектность исследуемого феномена требует усовершенствования имеющихся способов и методов его исследования и практики создания. И, разумеется, поскольку автор политического текста так или иначе сталкивается со всеми ипостасями политического текста при его создании, он нуждается в знакомстве с научными исследованиями, проводимыми в связи объектом его творчества. Уровень его теоретических познаний существенно сказывается на практическом результате, дополняя интуитивное ощущение и практический опыт. Все это является основанием для выбора обозначенной темы как актуальной для теоретического исследования и для практической работы политического обозревателя.
Выборные кампании являются таким периодом в политической жизни общества, когда политические авторы проявляют особую активность, политические процессы приобретают динамичность и очевидную остроту, а дискурс-эффекты проявляются ярко и результативно. При этом основным инструментом в выборных баталиях является, безусловно, политический текст. А средства массовой информации, как правило, являются его носителем. Отсюда возникает особый интерес к исследованию политического текста в СМИ в период выборной кампании. И поскольку таковая в Самарской области проходила относительно недавно, в сентябре 2016 года, и пока не исследовалась, этот интерес можно также считать актуальным.
Объектом исследования является политический текст.
Предмет исследования - политический текст в СМИ в контексте выборной кампании в Самарской области в период 2016 года.
Цель работы — изучение феномена политического текста в междисциплинарных аспектах и создание авторских политических текстов в СМИ, отражающих выборный процесс в Самарской области осенью 2016 года.
Для реализации заявленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить литературу, посвященную феномену политического текста в междисциплинарном рассмотрении.
2. Описать политический дискурс выборной кампании в Самарской области осенью 2016 года.
3. Сформулировать критерии анализа политического текста в свете дискурсивных практик СМИ.
4. Проанализировать в соответствии с предложенными критериями авторские политические тексты, отражающие выборный процесс в Самарской области осенью 2016 года.
Теоретико-методологической базой нашего исследования стали труды исследователей различных областей науки, связанные с понятиями «политический текст», «политический анализ», «политический дискурс», «политическая проблематика». В области политических наук были изучены труды А.Г. Алтуняна, А.С. Ахременко, Н.Ю. Беляевой, А.Ю. Зудина, А.С. Панарина, К.В. Симонова и других.
Из области лингвистических наук мы опирались на труды Д.Р. Акоповой, Н.М. Перельгут, Е.А. Репиной, Е.Б. Сухоцкой, Т.В. Устюговой, Б.М. Шаковой. А также на труды исследователей теории дискурса Т. Ван Дейка, Л. Филлипса, М.В. Йоргенсена, В.З. Демьянкова, Ю.В. Казакова, О.Ф. Русаковой, Э.В. Чепкиной, Е.И. Шейгал и других.
Нашей теоретико-методологической базой стали также труды исследователей журналистики: Л.Л. Реснянской, Е.П. Прохорова, А.А. Тертычного, Г.В. Чевозеровой и других.
В работе использованы общенаучные научные методы. Системный подход к анализу явлений использовался для определения политической проблематики, предметом отражения которой является вся политическая структура страны, включая ее субъектов и их взаимодействие в политических процессах. Динамический подход к анализу явлений позволил нам отследить изменения в политической проблематике, связанные с трансформациями политической системы общества. Эта взаимосвязь была определена нами как детерминированный процесс.
При осуществлении политического анализа: использовались институциональный подход (при описании политических институтов); сравнительный (при сравнении различных политических систем); исторический (при сравнении различных исторических периодов); социологический (при выявлении зависимости политических процессов от развития общества); нормативно-ценностный (при оценке соблюдения этических и правовых норм); функциональный (при анализе механизмов, позволяющих политической системе достигать самосохранения); антропологический (при обосновании политики природой человека).
Нами использовались также методы наблюдения (за ходом политического процесса во время выборной компании), интервью (для подготовки авторских текстов), методы анализа и синтеза (при изучении выборного процесса). Наряду с этим в ходе политического анализа использовались специализированные комплексные методы исследования: метод групповой экспертизы, который позволяет взглянуть на политическую проблему с разных позиций (при мониторинге СМИ); метод синектики, когда сначала вырабатывается как можно большее число версий, а затем эксперт - синектор (ведущий дискуссии) производит их синтез (при подготовке текстов).
Во второй главе нами был использован метод проблемно-тематического анализа как частнонаучный метод, применяемый в журналистике для качественной характеристики текстов.
Эмпирической базой исследования стали публикации местных СМИ по политической проблематике за период выборной кампании 2016 года с июня по октябрь 2016 года. А также 15 авторских публикаций по данной проблематике за 2015-2016 годы, также связанных с данной выборной кампанией.
Теоретическая значимость работы заключается в выработке критериев для анализа политического текста в свете дискурсивных практик СМИ в период выборной кампании.
Практическая значимость работы заключается в возможности использовать результаты теоретической части работы для обучения студентов специальности «Журналистика» в рамках курсов «Политический анализ в СМИ» и «Политическая проблематика в СМИ». Предложенные критерии анализа политического текста могут стать ориентиром для журналистов-практиков при создании таковых.
Новизна работы заключается в том, что впервые проделывается анализа политического текста в свете дискурсивных практик СМИ во время выборной кампании Самарской области.
Основная выдвигаемая гипотеза заключается в предположении, что реальная проблематика политического процесса выборной кампании в регионе не отражает потребности избирателя в получении объективной, необходимой и достаточной информации для осуществления сознательного и ответственного выбора представительной власти региона и страны и не свидетельствует о демократическом развитии страны.
Положения, выносимые на защиту:
1. Политические тексты, опубликованные в СМИ в период выборной кампании Самарской области в 2016 году, не обеспечивают избирателей достаточной информацией для осуществления сознательного выбора.
2. Политический дискурс выборной кампании свидетельствует об отсутствии подлинно демократического выборного процесса.
3. Политические тексты исследуемого выборного периода не способствуют консолидации власти и общества и еще больше увеличивают разрыв между ними.
Научная обоснованность и достоверность работы подтверждается тем, что исследование опирается на обширную теоретико-методологическую базу, описанную выше. Практическая часть исследования включает полную совокупность имеющихся местных тольяттинских изданий и содержит ссылки на их публикации в исследуемый период.
Результаты исследования проходили апробацию при выступлении с докладом «Проблематика публикаций, посвященных региональной выборной кампании летом-осенью 2016 года»на научно-практической конференции «Дни науки» в Тольяттинском государственном университете 14 апреля 2017 года. Также по теме работы были опубликованы две научные работы, одна из которых включена в систему цитирования РИНЦ.
1. Гремин, А.Е. Политический текст в период выборной кампании: функциональные возможности и реальность [Текст] // Молодой ученый. — 2017. — №19. — С. 385-387.
2. Гремин, А.Е. Выборные компании в СМИ - не для избирателей[Текст] / А.Е. Гремин// Актуальные проблемы журналистики : Сборник трудов молодых ученых. — Вып. XII. — Отв. ред .П.П. Каминский. — Томск : ФЖ ТГУ, 2017. — С. 34-37.
Цели и задачи работы определили ее структуру. Работа состоит из введения, в котором определяется актуальность темы исследования, объект, предмет, цели, задачи, теоретико-методологическая и эмпирическая база, методы работы, а также теоретическая и практическая значимость исследования, новизна, гипотеза, положения, выносимые на защиту. В первой главе рассматривается феномен политического текста в мультидисциплинарном аспекте, описывается политический дискурс выборной компании в Самарской области осенью 2016 года, определяются критерии анализа политического текста в свете дискурсивной практики данного периода.
Во второй главе производится анализ публикаций автора, посвященных политической проблематике в период выборной кампании в Самарской области в 2016 году, по предложенным в первой главе критериям.
В данной работе мы предприняли попытку изучения феномена политического текста в междисциплинарных аспектах и создания авторских политических текстов в СМИ, отражающих выборный процесс в Самарской области осенью 2016 года.
Для этого - на основе изученной научной литературы, посвященной феномену политического текста в междисциплинарном рассмотрении, мы описали политический дискурс выборной кампании в Самарской области осенью 2016 года, сформулировали критерии анализа политического текста в свете дискурсивных практик СМИ, проанализировали в соответствии с предложенными критериями авторские политические тексты, отражающие выборный процесс в Самарской области осенью 2016 года.
Основные выводы нашего исследования могут быть сформулированы следующим образом:
Проанализировав научную литературу вопроса, мы охарактеризовали сущность понятий «политический текст», определили его цели, задачи, объект, предмет, функции. Определили, что может быть отнесено к политической проблематике, и тем самым очертили круг возможных проблемно-тематических направлений, интересных и полезных читательской аудитории в один из самых важных политических периодов, связанных с демократическим волеизъявлением граждан. Однако контекст политической борьбы оказался весьма далек от обсуждения насущных проблем устройства жизни избирателей. Интриги предстоящих выборов заключались совсем не в том, чтобы выяснить, кто из кандидатов в депутаты способен предложить наиболее эффективные пути решения актуальных электоральных проблем. Такой вывод мы сделали по итогам анализа публикаций всех тольяттинских печатных СМИ в период, предшествовавший Единому дню голосования (18 сентября 2016 года): с 1 июня по 17 сентября 2016 года. Нами было проанализировано 16 номеров газеты «Площадь свободы», 16 номеров газеты «Вольный город» и 13 номеров газеты «Понедельник», а также все тексты по исследуемой теме на сайтах tlt.ru, tltgorod.ru, tolkochto.ru, vdmst.ru, citytraffic.ru. Всего было проанализировано 86 публикаций тольяттинских СМИ о выборах 2016 года.
Наиболее активным среди интернет-СМИ в плане освещения выборной тематики оказался сайт citytraffic.ru. За исследуемый период на нем было опубликовано 24 выборных текста. В то же время как на сайте tlt.ru их оказалось 14, на порталах tolkochto.ru и vdmst.ru - по 3 текста, а на сайте tltgorod.ru - всего 2 текста. Наиболее активным печатным СМИ в плане освещения выборной тематики оказалась газета «Площадь свободы». За исследуемый период в ней было опубликовано 29 текстов, посвященных выборной тематике. В то же время в «Вольном городе» и «Понедельнике» было опубликовано всего по 7 текстов.
Однако далеко не все обозначенные публикации на сайтах и в газетах имели отношение к интересам избирателя. Практически все опубликованные тексты были посвящены технологии выборного процесса: какие существуют избирательные округа, кто и когда зарегистрировался кандидатом в депутаты, кто и когда снял свою кандидатуру, списки партий и кандидатов, какая приехала проверка, по какому номеру работает прямая телефонная линия для избирателей и подобным темам. И лишь некоторые публикации застрагивали (сложно сказать анализировали) содержание выборных программ кандидатов, писали о существующих проблемах избирателей или иным образом отражали интересы населения, а не политической элиты. Так, например, на сайтах tltgorod.ru, vdmst.ru и tolkochto.ru, а также в газете «Вольный город» не оказалось ни одного такого текста, на сайтах tlt.ru и citytraffic.ru - по одному, в газете «Площадь свободы» - два, в газете «Понедельник» - четыре.
Справедливо будет отметить, что «Понедельник» оказался единственным из исследуемых СМИ, где политическая проблематика освещалась регулярно, задолго до начала выборной гонки. Так, тексты, связанные с предстоящими выборами, стали систематически публиковаться в «Понедельнике» примерно за год до начала выборной кампании-2016. Все эти публикации принадлежат одному автору - Александру Гремину. И именно они стали предметом нашего анализа во втором параграфе практической части данной работы.
Всего в течение года, предшествовавшего Единому дню голосования (сентябрь 2015-сентябрь 2016), автором было написано и опубликовано 15 текстов, посвященных политической тематике. Каждый из них мы подробно проанализировали по десяти критериям: тема и проблема, которой посвящен текст; аудитория, которой предназначен текст; цели (заявленные и имплицитные) автора текста по отношению к разным субъектам читательской аудитории; тип ситуационного анализа и адекватность его выбора для раскрытия темы; наличие и тип политического прогноза, и его соответствие ситуационному анализу; наличие рекомендаций для принятия политического решения; источники информации, использованные журналистом; методы, использованные журналистом для создания текста; функциональный анализ текста; дискурс-эффект текста.
Представим коротко результаты проведенного анализа. Основной темой всех 15 исследуемых публикаций стала тема устройства политической жизни в стране и регионе. Чаще всего она рассматривалась журналистом через призму анализа принятия тех или иных политических решений, а также значительная доля исследуемых текстов (6 из 15) обсуждала проблему итогов предстоящих выборов: кому и для чего они важны, на что могут повлиять. В целом, ракурс, с которого автор рассматривал тему устройства политической жизни в стране и регионе, в каждом тексте соответствовал тому информационному поводу, который породил публикацию.
Все исследуемые тексты рассчитаны на деловую и активную аудиторию среднего возраста, с высшим образованием. Такая направленность на определенный круг читателей связанна с публикацией авторских текстов в основном в деловой газете «Понедельник» (14 из 15 текстов), которая именно так обозначает свою читательскую аудиторию. Дополнительно к этой аудитории адресатом некоторых текстов являются представители власти.
Целью всех публикаций является эмоциональная реакция читателя, которая выведет его из привычной зоны комфортного существования, заставит посмотреть на ситуацию более объективно (с разных точек зрения) и вынудит стать активным участником политического дискурса региона и страны. Для достижения обозначенной цели автор предъявляет в текстах объективное отражение процессов действительности, их анализ и разъяснение возможных последствий для читателя.
Для того чтобы размышления автора были неголословны и убедительны, в каждом тексте он применяет ситуационный политический анализ. В 11 текстах из 14 исследуемых применяется вертикальный тип ситуационного анализа, в 3 текстах - горизонтальный тип.
В результате проведенного ситуационного анализа автор делает политический прогноз. Наиболее часто мы встречаем у автора поисковый прогноз (в 7 из 14 текстов), реже - нормативный прогноз (в 5 из 14 публикаций), а в некоторых публикациях автор не делает прогноза вовсе (2 из 14). Отметим, что типичным для автора приемом оказалась подача политического прогноза не через собственное мнение, а через уместное цитирование кого-то из фигурантов политической жизни региона.
Что же касается рекомендаций к принятию политического решения, то автор зачастую не дает их прямым текстом (прямолинейные формулировки отсутствуют в 9 из 14 текстов), скорее они присутствуют как вывод, который напрашивается у читателя сам собой по прочтении текста. Однако в 5 из 14 текстов рекомендации все же сформулированы довольно прямо.
Что касается источников информации, то в качестве таковых автор привлекает элементы той политической системы, которую он анализирует в текстах. Заметим, что не всегда их круг исчерпывающий. В некоторых текстах мы наблюдаем недостаточную работу с источниками, а в некоторых - и вовсе выводы так густо наслаиваются друг на друга, что сложно понять, на каких фактах они построены, и из каких источников эти факты взялись. Следовательно, автору предстоит пересмотреть привычную для себя схему работы источниками информации и детальнее изучить принципы системного анализа.
Говоря о методах, применяемых журналистом для создания текста, отметим, что автор пользуется широким спектром методов политического анализа, сбора и обработки информации. В его арсенале: наблюдение, проработка документов, интервью, анализ, синтез, мысленный эксперимент, моделирование, метод групповой экспертизы и другие методы.
В результате функционального анализа текстов мы делаем вывод о том, что в большинстве авторских публикаций проявляется и коммуникационная, и организаторский сущности функций журналистики и реализуются все функции профессии. Благодаря этому тексты имеют шанс достичь того дискурс-эффекта, который планирует автор при их написании.
Таким образом, мы видим, что изучение теории политического анализа положительно сказалось на текстах автора. А в качестве вектора для дальнейшего профессионального роста автор принимает необходимость детального изучения принципов системного анализа и формирования более совершенного навыка работы с источниками информации, а также стремится к еще более вдумчивой работе в плане реализации функций профессии.
Нормативно-правовая база:
1. Конституция (Основной закон) Российской Федерации : офиц. текст. - М. : Юридическая литература, 2009. - 64 с.
2. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 13.07.2015) «О средствах массовой информации» [Электронный ресурс] - Режим доступа :http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_1511/.
3. Закон РФ от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [Электронный ресурс] - Режим доступа :http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37119/ .
4. Закон РФ от 22.02.2014 N 20-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» [Электронный ресурс]-Режим доступа :http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_159349/.
5. Закон Самарской области от от 18.04.2016 № 56 -ГД (ред. от 06.06.2016) «О выборах депутатов Самарской Губернской Думы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа :https://samgd.ru/territory/legislative/20614/ .
6. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации // Российская газета. - 2000. - 28 сент.
Научная, учебная, литературно-критическая и публицистическая литература:
7. Автохутдинова, О.Ф. Дискурс политической интолерантности в региональных СМИ в период выборов / О.Ф. Автохутдинова // Межкультурные коммуникации в современном мире: роль СМИ = InterculturalCommunicationintheModernW orld: theRoleoftheMassMedia : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 17-18 апреля 2014 г.) [Текст] / сост. и науч. ред. Д. Л. Стровский, О. В. Ильина. - Екатеринбург : Изд-во Урал.ун-та, 2014. - 200 с.
8. Акопова, Д.Р. Политический текст: понятие и жанровая специфика [Электронный ресурс]/ Д.Р. Акопова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. -Тамбов: Грамота, 2014. -№ 2 (32) в 2-х ч. Ч. I. - С. 22-24. - Режим доступа :www.gramota.net/materials/2/2014/2-1/4.html
9. Алтунян, А.Г. Анализ политических текстов : учебное пособие [Текст] / А.Г. Алтунян. - М. : Логос, 2014. - 384 с.
10. Амиров, В.М. Политическая проблематика в журналистском дискурсе современных вооруженных конфликтов / В.М. Амиров // Политическая лингвистика. - 2012. - Вып. 4. - С. 65-70.
11. Ахременко, А.С. Политический анализ и прогнозирование [Текст] / А.С. Ахременко. - М. :Гардарики, 2006. - 333 с.
12. Балуев, Д.Г. Введение в политический анализ [Текст] / Д.Г. Балуев - Н. Новгород. : ННГУ, 2011. - 74 с.
13. Беляева, Н.Ю. Основы политического анализа : учеб.пособие [Текст] / Н.Ю. Беляева, А.Ю. Зудин. - М. : Изд. дом Высш. шк. экономики, 2007. - 292 с.
14. Богомяков, В.Г. Дискурс неимперского пространства [Текст] / В.Г. Богомяков, С.В. Рассказов, Ф.С. Корандей. - Екатеринбург : Дискурс- Пи, 2012. - 183 с.
15. Бочарова, Э.А. Политический дискурс как средство манипуляции сознанием (на материале президентских предвыборных кампаний в России и США 2007-2008 гг.) :автореф. дис....канд. филол. н. / Э.А. Бочарова. - Белгород, 2013. - 22 с.
...