Введение 3
1. Теоретические основы банковского надзора и его роль в реализации правовой системы РФ 6
1.1. Понятие и характеристика банковской деятельности, системы и банковского надзора в правовой системе РФ 6
1.2. Контроль, надзор и принципы банковского надзора 13
2. Правовые основы законодательного регулирования банковского надзора в РФ 32
2.1 Субъект, объект и средства банковского регулирования 32
2.2 Меры реализации банковского надзора в РФ 41
3. Проблемы и перспективы совершенствования банковского надзора на современном этапе развития российского законодательства 47
3.1 Анализ проблем регулирования банковского надзора 47
3.2 Основные направления совершенствования нормативной базы банковского надзора 50
Заключение 61
Список используемой литературы 64
Актуальность исследования. Банковский надзор является одним из институтов предпринимательского права, он представляет собой деятельность государства в лице его органов или юридических лиц с публично-правовыми полномочиями по регулированию банковской деятельности1.
Анализ правовых основ банковского надзора в Российской Федерации представляется крайне важным в условиях нестабильности банковской системы и экономики в целом. Банковская система является одним из наиболее важных структурных элементов экономики, выполняет роль кровеносных сосудов экономики, связывает реальный сектор производства, рынок услуг и инвестиции, концентрирует значительный капитал.
Однако данная деятельность представляется весьма рискованной, так как средства, получаемые банками в виде вкладов, используются ими для других видов предпринимательской деятельности и поэтому крайне важно учитывать различного рода риски.
Актуальность проблематики заключается так же в том, что банковский надзор находится в стадии активного реформирования, в законодательство активно внедряются требования международных органов по банковскому надзору, основной массив законодательства сосредоточен на уровне актов Банка России, зачастую эти акты находятся в противоречии друг с другом и с законами.
Для обеспечения стабильности рынка банковских услуг необходимо осуществлять единообразное и последовательное правовое регулирование деятельности банков. Такое регулирование может быть реализовано за счет правовых принципов банковского надзора.
Изучением банковского надзора в Российской Федерации занимались такие ученые как Г.Ф. Шершеневич, Е.Н. Трубецкой, из советских - В.П. Грибанов, С.Н. Братусь, из российских - Е.А. Суханов, О.Л. Васильев.
Отдельных исследований, посвященных принципам банковского надзора, найти не удалось, однако те или иные аспекты банковского надзор освещают в своих работах А.Г. Братко, М.М. Агарков, Л.Г. Ефимова, Н.Ю. Ерпылева, Е.Б. Лаутс, Г.А. Тосунян, А.Ю. Викулин, Т.Э. Рождественская, А.В. Самигулина.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере банковского надзора.
Предметом исследования являются нормы российского права, регламентирующие теоретико-правовое обеспечение банковского надзора, теоретические разработки данного вопроса, правоприменительная практика.
Цель исследования - выстроить целостную и непротиворечивую теоретико-правовую систему банковского надзора, применяемую для защиты прав и законных интересов кредиторов и вкладчиков, и обеспечения стабильности банковской системы, а также выработке на этой основе научно обоснованных предложений по совершенствованию законодательства и практики его применения в исследуемом направлении.
Для достижения цели ставятся следующие задачи:
• выявить сущность и понятие банковского надзора,
• оценить действующее российское законодательство в области банковского надзора сточки зрения соответствия его положений принципам банковского надзора;
• выявить в действующем законодательстве и правовой доктрине нормы, которые можно отнести к принципам банковского надзора;
• выработать рекомендации по совершенствованию действующего законодательства в области банковского надзора.
Методологическую основу исследования составляют методы научного познания. К предмету и объекту исследования был применен комплекс как общенаучных (анализ, синтез, сравнение), так и специальных методов, входящих в состав методологического знания.
Из специальных методов можно выделить формально-юридический метод, позволяющий определять юридические понятия и признаки, проводить классификацию и т.п., а также использование текстов официальных документов, что помогло выявить существующие пробелы законодательства и проблемы.
Эмпирическую основу исследования составили материалы правоприменительной, в том числе судебной практики по исследуемой теме.
Теоретическая и практическая значимость работы. Проведенное исследование позволило автору сформулировать выводы и высказать конкретные практические предложения, которые могут быть полезны для дальнейшей научной и учебно-методической работы.
Исследование банковского надзора и мер воздействия и правового регулирования банковской деятельности в современных условиях преобразования банковской сферы будет способствовать решению актуальных проблем их правового регулирования института банковского надзора в Российской Федерации.
Структура диссертационного исследования обусловлена выбранной тематикой, целями, задачами и логикой изложения. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.
Российская экономика, несмотря на неблагоприятные внешние факторы, продолжает свое развитие и стремится идти в ногу с развивающимися технологиями. Но все старания будут бесполезны, если не обеспечить приток новых денежных ресурсов в экономику, находящихся в распоряжении у самого крупного инвестора - населения, которое с опаской смотрит на инвестирование ввиду негативного опыта в прошлом.
Текущая задача Банка России - создать благоприятные условия для функционирования новой экономики, построенной на доверии, и показать, что инвестирование сегодня вышло на продвинутый уровень и система стала стабильной.
Выполнение этой задачи происходит на наших глазах - используются новые технологии и инструменты инвестирования, которые привлекательны и удобны для населения, проводится комплексная работа совершенствования финансового рынка России в целом
В ходе проведенного исследования был сделан ряд выводов о роли правового регулирования системы банковского надзора.
Под банковским регулированием (надзором) предложено понимать «деятельность Центрального банка РФ в рамках делегированных ему государством полномочий (лицензирование банков, установление обязательных нормативов, правил ведения учета в банках) при помощи средств, имеющих правовую форму (нормативно-правовых актов Центрального банка - делегированное правотворчество) в целях поддержания стабильности банковской системы в целом, обеспечения баланса интересов вкладчиков, заемщиков, банков, интересов государства».
В широком смысле банковский надзор представляет собой регулирование, поскольку, во-первых, охватывает определение сферы и инструментов государственного регулирования банковской деятельности; во-вторых, сопровождается принятием решений, регулирующих количественную и качественную структуру банковской системы, а также организационные и экономические аспекты текущей деятельности кредитных институтов, в том числе системы управления банковскими рисками»
Принцип независимости банковского надзора является существенной гарантией его осуществления, однако этот принцип неразрывно связан с принципом подотчетности банковского надзора. В качестве основных инструментов, гарантирующих реализацию принципа подотчетности, следует рассматривать следующие: эстоппель в публичном праве и прокурорский надзор в рамках общего надзора.
Значение эстоппеля состоит в том, что он позволяет упорядочить применение мер банковского надзора. Прокурорский надзор может осуществляться в соответствии с ФЗ «О прокуратуре» в рамках первой отрасли надзора.
Профессиональное мотивированное суждение на практике реализуется в рамках риск-ориентированного подхода к банковскому надзору. Это означает, что регулятор реализует офсайт надзор и оценивает деятельность банка не с точки зрения правомерности отдельных операций, а с точки зрения величины рисков.
Исследование деятельности Банка России в сфере контроля и надзора является актуальным вопросом для современной российской экономики, поскольку для реализации цели привлечения населения на финансовый рынок необходимо создание прозрачных и справедливых порядков взаимодействия основных его участников, исключив риски, связанные с их недобросовестным поведением.
Одним из ключевых инструментов защиты прав и интересов инвесторов на финансовом рынке является контроль.
Эффективная государственная политика, направленная на повышение экономической безопасности банковской системы, способна усилить восприимчивость сфер экономики и финансовой национальной системы в целом к инновационному развитию, к внешним и внутренним факторам и повысить конкурентоспособность страны в мировой экономике.
Перед нами была поставлена цель изучить состояние и эффективность современной системы контроля и надзора Банка России и разработка рекомендаций по ее совершенствованию, которая была достигнута при решении задач.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// "Собрание законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // «Парламентская газета», N 2-5, 05.01.2002.
3. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ статья 7 // «Парламентская газета», N 241-242, 22.12.2001.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146 // «Российская газета», 06.08.1998 г. № N 148-149.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ статья 3 // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации часть 1 от 30.11.1994 N 51-ФЗ // «Российская газета», N 238-239, 08.12.1994.
7. Федеральный закон от 29.12.2015 N 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 29.12.2015.
8. Федеральный закон от 23.12.2003 г. N 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» // «Российская газета», N 261, 27.12.2003.
9. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // «Российская газета», N 209-210, 02.11.2002.
10. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // «Собрание законодательства РФ», 15.07.2002.
11. Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // «Российская газета», N 151-152, 09.08.2001. N 28, ст. 2790.
12. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 31.12.2017) «О прокуратуре Российской Федерации»// «Собрание законодательства РФ», 20.11.1995, N 47, ст. 4472.
13. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» // «Российская газета», N 27, 10.02.1996.
14. Инструкция Банка России от 06.12.2017 № 183-И «Об обязательных нормативах банков с базовой лицензией» // «Вестник Банка России», N 20, 14.03.2018.
15. Инструкция Банка России от 28.06.2017 N 180-И «Об обязательных нормативах банков» // «Вестник Банка России», N 65 - 66, 04.08.2017.
...