Ведение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования у подростков «Образа Я» 11
1.1. Сущность и характеристика понятия «Образ Я» в психолого-педагогической литературе 11
1.2. Психологические и возрастные особенности младших подростков как условие формирования «Образа Я» 22
1.3. Особенности организации внеурочной деятельности в теории и практике современного образования 35
Выводы по главе 1 55
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию у младших подростков «Образа Я» 57
2.1. Выявление уровня сформированности «Образа Я» у младших подростков 57
2.2. Организация внеурочной деятельности по формированию у младших подростков «Образа Я» в ГБОУ СОШ с. Верхние Белозерки м.р. Ставропольский Самарской области 69
2.3. Анализ и оценка результативности работы по формированию у младших подростков «Образа Я» в процессе внеурочной деятельности 94
Выводы по главе 2 102
Заключение 104
Список используемой литературы 107
Приложения 115
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к личностным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, обучающиеся должны быть готовы и способны к саморазвитию и личностному самоопределению, иметь сформированную мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, быть включены в значимые социальные и межличностные отношения, обладать системой определенных ценностносмысловых установок, быть способными ставить цели и строить жизненные планы и пр. [53]. Исходя из этого, создание оптимальных условий для личностной и социальной самореализации обучающихся является одной из важнейших задач образования на современном этапе его развития.
Постановка данной задачи трактуется требованиями и изменениями российского общества. С одной стороны, утрачены или стали неактуальны существовавшие ранее представления об определенном образе жизни и о самих себе, с другой - существуют огромные возможности выбора пути своего саморазвития и самореализации. В таких реалиях подрастающее поколение сталкивается с трудностями определения личностной идентичности. Чтобы реализовать свои потенциальные возможности подростку необходимо опираться на имеющиеся у него представления о себе, о своих потребностях, ценностях и способностях, то есть иметь положительный «Образ Я».
Проблема «Образа Я» человека привлекает внимание исследователей. В работах психологов представлены следующие аспекты. Во-первых, содержание «Образа Я» (Л.С. Выготский, У. Джемс, И.С. Кон, A. Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин); во-вторых, его структурные компоненты (Р. Бернс, А.А. Бодалев, Г. Германс, B. С. Мухина, В.Н. Мясищев, Ф. Патаки, К. Роджерс, М. Розенберг, C. Л. Рубинштейн, Е.Т. Соколова, В.В. Столин, П.Р. Чамата, И.И. Чеснокова); в-третьих, процесс формирования «Образа Я» (М. Мид, И.С. Кон, М.И. Лисина А.И. Липкина, Т.Ю. Андрющенко, А.И. Прихожан, А.Н. Леонтьев, В.Г. Ананьев, В.В. Барцалкина, Н.Н. Поддьяков); в- четвертых, регулятивная функция «Образа Я» (А.Г. Абдуллин, Р. Викланд, Т.В. Драгунова, К. Левин, Г.И. Морева, Д.А. Ошанин, Ф. Хоппе, Д.Б. Эльконин, С.Г. Якобсон). Тем не менее изучение «Образа Я» не теряет своей актуальности, особенно в вопросе его формирования у детей разного возраста. В исследованиях Е.Г. Богослова, Г.Л. Драндрова, М.С. Мантровой и других подчеркивается социальная значимость формирования положительного «Образа Я» у подростков и необходимость ориентации современной школы на достижение этой цели [9, 32]. Положительный «Образ Я» понимается как целостная динамичная система положительных представлений о себе в когнитивном и эмоционально-ценностном плане и выбор адекватных им способов построения жизненных стратегий. Формирование негативного «Образа Я» приводит к тому, что подросток выбирает деструктивные по своей сути способы взаимодействия с окружающими, что еще больше деформирует его личность [50, 55].
В качестве одного из средств, оказывающих огромное влияние на формирование личности подростков, выступает внеурочная деятельность. Она позволяет раскрыть творческий потенциал подростка, способствует самореализации и самоутверждению, оказывает значительное влияние на формирование его самосознания и самооценки. Внеурочная деятельность эффективна в процессе формирования социально-ценностной направленности личности школьников (Н.В. Сухая, 2015), способностей к творческой деятельности (Т.А. Сунчугашева, 2018), патриотической активности (А.А. Шаронов, Г.В. Палаткина, 2018), позитивной «Я- концепции» (М.В. Евстропова, 2016; Е.Г. Богослова, Г.Л. Драндров, 2017), самооценки (Р.Д. Чуманина, А.С. Лапшина, 2017), становления индивидуальности (Ж.Н. Абдулова, 2013; Н.В. Багрова, 2017). Тем не менее, актуальным является вопрос определения содержания, форм и методов внеурочной деятельности, которые позволят эффективно формировать у младших подростков «Образ Я».
В процессе анализа психолого-педагогической литературы выявлено противоречие: между необходимостью формирования у подростков «Образа Я» и недостаточной изученностью потенциала внеурочной деятельности, способствующего решению этой задачи.
Указанное противоречие позволило установить проблему исследования: каковы содержание, формы и методы внеурочной деятельности по формированию у младших подростков «Образа Я»?
В рамках этой проблемы сформулирована тема исследования: «Формирование у младших подростков «Образа Я» в процессе внеурочной деятельности».
Объект исследования - процесс формирования у подростков «Образа Я».
Предмет исследования - внеурочная деятельность как средство формирования у младших подростков «Образа Я».
Цель исследования - теоретически обосновать и апробировать содержание, формы и методы организации внеурочной деятельности, направленные на формирование у младших подростков «Образа Я».
Выявленное противоречие, обозначившаяся проблема, поставленная цель исследования позволили сформулировать гипотезу: формирование у подростков «Образа Я» в процессе внеурочной деятельности возможно, если:
• раскрыта структура и сущность понятия «Образ Я» и учтены особенности его формирования в младшем подростковом возрасте;
• содержание программы внеурочной деятельности ориентировано на осознание младшими подростками своего «Образа Я», своих способностей, возможностей, умений, своих проблем и определение направления развития личности; переоценку «Образа Я», интеграцию личностных качеств, познание подростками себя как личности и определение своего потенциала; мотивацию младших подростков к саморазвитию; рефлексию и самоконтроль своих успехов и неудач; формирование способности корректировать программу своих действий по саморазвитию;
• организация внеурочной деятельности в форме группового тренинга с использованием мини-лекций, бесед, дискуссий, психологических упражнений, игр, психодиагностики, психогимнастики способствует самореализации и самоутверждению подростков, оказывают влияние на формирование сознания и самооценки.
• определены критерии и показатели сформированности «Образа Я» у младших подростков;
Для достижения цели исследования и верификации гипотезы необходимо решить ряд следующих задач:
1. Проанализировать структуру и сущность понятия «Образ Я» в психолого-педагогической литературе.
2. Проанализировать особенности формирования «Образа Я» в период младшего подросткового возраста.
3. Разработать, обосновать и апробировать программу внеурочной деятельности, формы и методы ее реализации, направленные на формирование у младших подростков «Образа Я».
4. Проверить эффективность программы, определив критерии, показатели и уровни сформированности у младших подростков «Образа Я».
Методологической основой исследования являются: философские идеи о единстве теории и практики, системно -деятельностный подход как основа ФГОС ООО.
Теоретической основой исследования стали:
• принципы системного и личностно-деятельностного подходов, сформулированные в трудах А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, С.Л. Рубинштейна;
• положения, раскрывающие основные подходы к развитию личности (К.А. Абульханова, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн);
• закономерности развития самосознания (В.А. Агапов, В.С. Мухина, В.В. Столин) и механизмы становления и проявления «Образа Я» личности (И.С. Кон, В.В. Сизикова, И.И. Чеснокова, C.B. Шорохова, В.Я. Ядов);
• идеи гуманистической педагогики и психологии об основах развития положительного «Образа Я» (Р. Бернс, У. Джеймс, К. Роджерс);
• представления о психологических новообразованиях младшего подросткового возраста (Л.И. Божович, Т.В. Драгунова, B.C. Мухина, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн);
• положения о специфике организации внеурочной деятельности в процессе формирования личности подростков (А.С. Лапшина, В.Г. Маралов, Г.А. Цукерман, Р.Д. Чуманина).
Методы исследования: теоретический анализ педагогической и психологической литературы по проблеме исследования, моделирование, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), анализ творческих работ, анкетирование, наблюдение, статистический анализ, обобщение и систематизация данных эксперимента.
Опытно-экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения СОШ с. Верхние Белозерки м.р. Ставропольский Самарской области. В исследовании приняли участие 44 младших подростка, обучающихся в 5-6-х классах.
Этапы исследования. Исследование проводилось в течение двух лет и состояло из трех этапов.
Первый этап (2017) - поисково-аналитический - был направлен на изучение состояния проблемы в психологической, педагогической литературе и в практике общего образования; ее теоретическое осмысление, конкретизация научных идей; формулирование гипотезы исследования; определение цели, объекта, предмета, задач, методики исследования.
Второй этап (2017-2018) - теоретико-проектировочный — был посвящен разработке программы внеурочной деятельности, направленной на формирование у подростков «Образа Я»; определению методов организации исследования; апробации теоретических положений и публикации текущих результатов.
Третий этап (2018-2019) - экспериментально-обобщающий - был направлен на проверку выдвинутой гипотезы, определение возможностей формирования у подростков «Образа Я» в процессе внеурочной деятельности, апробацию программы внеурочной деятельности, направленной на формирование у подростков «Образа Я»; обработку результатов экспериментальной работы, внедрение полученных результатов в практику, оформление диссертационной работы.
Научная новизна исследования: заключается в систематизации представлений о сущности понятия «Образ Я»; обосновании форм и методов внеурочной деятельности, способствующих формированию у младших подростков «Образа Я»; выделении критериев, показателей, определении уровней сформированности у младших подростков «Образа Я».
Теоретическая значимость исследования. В работе осуществлен теоретический анализ исследуемой проблемы; раскрыто содержание понятия «Образ Я»; теоретически обоснована эффективность использования группового тренинга как эффективной формы формирования «Образа Я» у младших подростков; выявленные в структуре «Образа Я» критерии расширяют представления о сущности понятия «Образ Я».
Практическая значимость исследования: Разработанная программа внеурочной деятельности «Я - человек. Но какой?» может быть использована образовательными организациями в процессе реализации основной общеобразовательной программы.
Достоверность и обоснованность результатов обеспечивается методологической доказанностью теоретических положений, логической структурой исследования, применением методов статистического анализа и обработки результатов исследования экспериментальной и контрольной групп участвующих в эксперименте младших подростков.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе работы на базе ГБОУ СОШ с. Верхние Белозерки м.р. Ставропольский Самарской области (2016-2018). Результаты исследования докладывались на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Профессиональное развитие преподавателя в условиях инновационных преобразований в педагогической сфере», на Всероссийской научно-практической конференции «Жизнь в ее гуманитарно-культурном понимании», на итоговых научно-исследовательских семинарах кафедры «Педагогика и методики преподавания» Тольяттинского государственного университета. Основные результаты исследования отражены в трех публикациях автора в различных научных журналах.
Положения, выносимые на защиту:
1. «Образ Я» как целостная динамичная система представлений о себе, обусловливает выбор подростками адекватных способов построения жизненных стратегий и включает представления о себе, своем внутреннем мире, о состоянии своего физического «Я», об отношении к себе и представления о себе в системе межличностных отношений. Структура «Образа Я» включает личностный и коммуникативно-деятельностный компоненты.
2. Содержание программы внеурочной деятельности направлено на осознание младшими подростками своего «Образа Я», его переоценку; раскрытие способностей, возможностей, умений; познание себя как личности и определение своего потенциала; осознание своих проблем и мотивации к саморазвитию; формирование способности корректировать программу своих действий по саморазвитию.
3. Формирование «Образа Я» у младших подростков успешно осуществляется во внеурочно деятельности на основе программы, разработанной с учетом возрастных особенностей младших подростков и включающей лекции-бесед, психодиагностические методики, психологические упражнения, ролевые игры, дискуссии, средства изобразительная деятельность, которые реализуются в фронтальной, групповой и индивидуальной формах работы.
Структура и объем магистерской диссертации: отражает логику, содержание, результаты исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и 6 приложений.
В процессе теоретического и экспериментального исследования поставленная гипотеза подтвердилась, были решены поставленные задачи. Полученные результаты дают возможность сделать следующие выводы:
1. Создание оптимальных условий для личностной и социальной самореализации является важнейшей задачей образования в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Реализация потенциальных возможностей личности подростка требует опоры на имеющиеся у него представления о себе, о своих потребностях, ценностях и способностях, то есть на положительный «Образ Я». Анализ зарубежных и отечественных исследований позволяет говорить, что «Образ Я» есть элемент самоопределения, влияющий на переработку человеком информации о своей личности и регуляцию своего поведения в определенных условиях.
2. В течение подросткового возраста происходит усиление стремления к самовосприятию и самопознанию, к пониманию своего места в жизни. На основе осознания себя как субъекта отношений с окружающими у подростков формируется образ собственного «Я», происходит повышение значимости представлений о себе, образование сложной системы самооценок. В течение младшего подросткового возраста интенсивно формируются разные компоненты «Образа Я». Формирование «психического Я» связано с оценочными и аффективными установками, младшие подростки интенсивно усваивают их под воздействием культуры, других людей и особенностей своего «Я», у них развивается «идеальное Я» и «воображаемое Я». Социальное «Я» младших подростков дифференцируется, они описывают себя как носителей большинства социальных ролей. Изучение «Образа Я» младших подростков требует исследования их представлений о себе, своем внутреннем мире, о состоянии своего физического «Я», отношения к себе (личностный критерий), а также представлений о себе в групповой деятельности и в контексте семейных отношений (коммуникативно-деятельностный критерии). Анализ результатов исследования показывает, что отдельные черты «Образа Я» младших подростков диссоциированы, сочетание различных «образов Я» дисгармонично. Поэтому процесс формирование положительного «Образа Я» подростков требует последовательного психолого-педагогического сопровождения.
3. Одним из средств формирования «Образа Я» младших подростков является внеурочная деятельность, которая рассматривается как неотъемлемая часть процесса образования, объединяющая все виды деятельности обучающихся, исключая учебную, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Предложенная в работе программа внеурочной деятельности социальной направленности «Я - человек. Но какой?» отличается тем, что формирование «Образа Я» младших подростков происходит от погружения в основы знаний об индивидуально-психологических особенностях личности человека к определению этих особенностей у подростков, а затем к практической деятельности, в которой подростки приобретают приемы и способы обретения уверенности в себе, осознания ценности собственной личности, самопознания и саморазвития. Программа предполагает использование такой формы внеурочной деятельности как групповой тренинг, так как в коллективе сверстников подросток имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности. В программе используются мини-лекции, беседы, психодиагностические методики, психологические упражнения, ролевые игры, дискуссии, средства изобразительной деятельность, рефлексия результатов и пр., которые реализуются в фронтальной, групповой и индивидуальной формах работы. Все методы и формы работы подобраны с учетом возрастных особенностей младших подростков. Содержание программы внеурочной деятельности ориентировано на осознание младшими подростками своего «Образа Я» и его переоценку, интеграцию личностных качеств, осознание способностей, возможностей, умений; познание подростками себя как личности и определение своего потенциала; осознание младшими подростками своих проблем и определение направления развития личности; мотивацию младших подростков к саморазвитию; способность корректировать программу своих действий по саморазвитию. В программе реализуются виды деятельности, интересные детям младшего подросткового возраста, организован целенаправленный процесс самопознания в группе сверстников.
4. Повторное диагностическое исследование уровня сформированности «Образа Я» у младших подростков показало значимые изменения у младших подростков, принявших участие в реализации программы. Это доказывает эффективность проведенной работы. Программа внеурочной деятельности «Я - человек. Но какой?» позволяет успешно формировать «Образ Я» младших подростков и может быть использована в образовательно-воспитательном процессе образовательных организаций.
Данная работа не решает всех проблем, связанных с формированием «Образа Я» младших подростков. Выводы, полученные в ходе исследования, раскрывают необходимость дальнейшего изучения проблемы в аспекте рассмотрения других форм и методов внеурочной деятельности.
1. Абдуллин А.Г., Тумбасова Е.Р. «Образ Я» как предмет исследования в зарубежной и отечественной психологии. URL: https://elibrary.ru/download/ elibrary_17715253_53173196.pdf (дата обращения: 30.03.2018).
2. Абдулова Ж.Н. Внеурочная деятельность как вектор индивидуального развития личности младшего школьника // Наука и современность. 2013. № 25/1. С. 68.
3. Агапов В.С., Сидоренко Д.П., Шенцева Н.Н. Эмпирический анализ структуры социального «Я» школьников // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. 2018. № 1. С. 42-50. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_19005039_ 89673898.pdf (дата обращения: 01.11.2018).
4. Амбалова С.А. Современный подросток: факторы его психического развития // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=21979 (дата обращения: 30.11.2018).
5. Байбородова Л.В., Куприянова Г.В., Степанов Е.Н., Золотарева А.В., Кораблева А.А. Технологии педагогической деятельности. 3 часть: Проектирование и программирование: учебное пособие / под ред. Л.В. Байбородовой. 2-е изд., испр. и доп. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2017. 288 c. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_32312853_19379250.pdf
6. Безрукова А., Палкина Т. В погоне за идеалом // Школьный психолог. 2009. № 22 (452). URL: https://psy.1september.ru/view_article.php?id=200902205 (дата обращения: 02.10.2018).
7. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. 422 с.
8. Богатырева Т.Л. Развитие «Я-концепции» у младших подростков в тренинговых занятиях: автореф. дисс. ... канд. псих. наук. СПб., 2008. 24 с.
9. Богослова Е.Г., Драндров Г.Л. Формирование позитивной Я-концепции подростков средствами художественной литературы как актуальная проблема педагогической науки // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26829 (дата обращения: 15.09.2018).
10. Болотова А.К., Башкин Е.Б. Самосознание и развитие личности как «особый временной момент» // Культурно-историческая психология. 2009. № 1. С. 19-27. URL: https://elibrary.ru/ download/elibrary_12292742_70590646.pdf (дата обращения: 28.08.2018).
11. Бугаец А.Ю. Самосознание как системообразующий фактор формирования девиантного поведения подростков // Гуманизация образования. 2009. № 1. С. 121-125.
12. Волкова Т.Г. Анализ образа Я как продукта самосознания личности // Современная психология: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). Пермь: Меркурий, 2012. С. 1-4. URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/34/2415/ (дата обращения: 01.11.2018).
13. Выготский Л.С. Педология возраста // Психология подростка. Хрестоматия / Сост. Ю.И. Фролов. М.: РПО, 1997. С. 232-286.
14. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл; Эксмо, 2005. 1136 с.
15. Вяткин Б.А., Дофман Л.Я. Теория интегральной индивидуальности В.С. Мерлина: история и современность // Образование и наука. 2017. Том 19, № 2. С. 145-160.
...