Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Подростковый труд в современном обществе (на примере г.о. Тольятти)

Работа №118885

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы94
Год сдачи2020
Стоимость4275 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
114
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Подростки как социальная группа в современном обществе 11
1.1 Теоретико-методологические подходы к исследованию подростков
как социальной группы 11
1.2 Социальные характеристики подростков в современном российском
обществе 32
Глава 2 Экономическое положение современных подростков 54
2.1 Трудовые ценности современных подростков 54
2.2 Социально-экономическое состояние семьи с подростками 64
Заключение 75
Список используемой литературы и источников 77
Приложение А Программа социологического исследования методом
анкетирования по теме «Феномен подростковой занятости в промышленном
городе» 85
Приложение Б Программа социологического исследования методом интервью по теме «Феномен подростковой занятости в промышленном городе» 88
Приложение В Анкета 90
Приложение Г Бланк вопросов для фокус-группы 93


Актуальность проблемы. В современных условиях кризисного социально-экономического развития общества социально-психологический портрет современного подростка выглядит иначе, чем несколько лет тому назад. Социальная сущность подросткового поколения и многие переживаемые им трудности в значительной степени обусловлены комплексом социальных факторов, предопределяющих положение молодых людей в структуре населения, в системе занятости, социальной защиты и т.п.
В современной России проявляется тенденция вслед за развитыми странами к превращению в общество потребления, в связи с чем материальные, прежде всего, потребности подростков заметно возрастают. Новое поколение россиян заботится о поиске работы гораздо больше, нежели их сверстники, вступавшие во взрослую жизнь еще пять-десять лет назад.
Становится естественным процессом привлечение молодого поколения, начиная от 13-14 лет, к активной трудовой деятельности. Экономика как социальный институт использует детский труд. В отчетах ЮНИСЕФ за 2001 год отмечалось, что в мире почти 250 миллионов работающих детей до 14 лет. В современном мире нет ни одной страны, где не был бы использован труд детей [91]. Однако статистика с 2000 по 2012 годы показывает «число работающих детей (5-17 лет) в мире сократилось с 246 млн до 168 млн (с 2000 по 2012). Но ситуация с детским трудом по- прежнему вызывает серьезное беспокойство. Примерно один из десяти детей на планете в 2012-м году работал, более половины из них (85 млн) заняты опасными формами работы. Около 59 % детей заняты в агросекторе. С 2000 по 2012 число работающих девочек сократилось на 40 %, а мальчиков лишь на 25 %. Наихудшая ситуация в Африке ниже Сахары, здесь работают 59 млн детей, а это каждый пятый ребенок (21,4 %)»» [19].
В условиях перехода к новым экономическим отношениям миллионы россиян оказались в сложном социально-экономическом положении: одни перешагнули через бедность, другие стали безработными, третьи - среди беженцев и мигрантов. Зачастую ученики школ подрабатывают в помощь родителям, не бросая школу. Тут разрешается в некотором роде материальный вопрос семьи. Также у подростков появляется навык и опыт трудовой деятельности. Будущей профессиональной занятости также способствуют коммуникативные навыки и установленные профессиональные связи. Очевидно, ранняя трудовая занятость положительно влияет на социализацию молодых людей.
В процессе выбора будущей специальности учащиеся стремятся к познанию всех тонкостей профессии, чтобы вовремя понять, правильно ли сделан выбор. В априори - самый лучший способ увидеть, попробовать и убедится в правильности выбора.
Складывается ситуация, аналогичная странам Запада, когда растет численность молодых людей, рано начинающих свою трудовую деятельность. Подростковый возраст характеризуется специалистами как переходный, сложный, трудный, критический и имеет важнейшее значение в становлении личности человека: расширяется объем деятельности, качественно меняется характер, закладываются основы сознательного поведения, формируются нравственные представления. В этом возрасте изменяется отношение к внешнему миру, происходит переоценка ценностей. Благоприятно то, что социальная необходимость совпадает с желанием самих подростков быть экономически независимыми от родителей. С началом трудовой деятельности юноша приобретает известную автономию, получает большую свободу действий, которая является важной ценностью в демократическом обществе.
Подростки ищут различные способы получения денежных средств. Для одних - это получение карманных денег, для других - реальная помощь семье. При этом создается специфический рынок молодежных мест труда, включающий разные виды временной, краткосрочной, непостоянной работы, то есть работы, которую можно совмещать с учебой. В основном подростки трудятся в сфере, не требующей какой-либо существенной квалификации, а потому низкооплачиваемой. Однако полученный опыт оказывает соответствующее влияние на жизненную позицию, на дальнейшее профессиональное самоопределение молодого человека.
Сложность заключается в том, что нет полномасштабных, исчерпывающих данных о подростковом труде в России. Госкомстат ежеквартально проводит выборочные обследования населения по проблемам занятости. Изучается также и занятость подростков. По крупным и средним предприятиям четырех отраслей экономики (промышленность, строительство, транспорт и связь) ежегодно разрабатывается государственная статистическая отчетность о численности занятых в неблагоприятных условиях труда. Особо выделяются работники, не достигшие 18 лет. Кроме того, ежеквартально регистрируется число несовершеннолетних (14-17 лет), обратившихся в поисках работы в органы государственной службы занятости и нашедших работу с помощью этой службы, в том числе на условиях временной занятости.
Изучение феномена подросткового труда, имеющего глубокие социальные корни, приобретает высокую актуальность как в экономической, психологической и педагогической науках, так и в социологии. Подросток, приобщаясь к труду, социализируется, накапливает не только личные, неформальные, но и социальные, формализованные контакты, приобретает социальный статус, новые социальные роли. При активном включении подростков в трудовую деятельность изменяется отношение взрослого поколения к данному явлению. Вместе с тем последствия трудовой активности юных членов общества неоднозначны.
Таким образом, объектом данного исследования является подростковый труд как социальный феномен в современном российском обществе, предметом исследования являются социальные ценности и отношение к труду подростков в крупном промышленном городе.
Целью бакалаврской работы является выявление социальных установок подростков на труд в условиях углубления финансового кризиса в современном российском обществе.
Задачи данной работы обусловлены ее целью:
- определить понятие «подростки» и границы подросткового возраста с позиций социологической науки;
- исследовать социально-экономические состояние семей с подростками и трудовые ценности подростков;
- изучить отношение к труду взрослой и подростковой аудитории в условиях крупного промышленного города в ситуации разрастания кризисных явлений.
Теоретико-методологическая база исследования.
Проблемы подросткового возраста исследуются как в контексте молодежи, ее основных характеристик, структурных сдвигов и изменений, так и дифференцированно, как особой социальной группы, с присущими ей признаками, свойствами и характеристиками.
Изучение подросткового периода ведется учеными с конца XIX века.
Подростковый период был актуализирован как проблема исследования американским психологом С. Холлом. При изучении данного феномена он опирался на труды европейских ученых 19 столетия, которые рассматривали такие вопросы как подростки и труд, подростки и образование, подростковая сексуальность, подростки и образование семьи [72].
Сквозь призму структурного функционализма молодое поколение изучается как социальный институт, который составляет важную часть социума. Смысл подросткового вопроса у К. Маннгейма [34] заключается в концепции поколений, где подростки выступают как определенная социальная группа. Т. Парсонс [45] анализирует проблему маргинальности подростков, которая выражается в его состоянии перемещения, перехода из одной возрастной группы в другую.
Ж. Пиаже [47] изучал развитие интеллектуальных способностей в подростковом возрасте, апеллируя к данному возрастному периоду и категории возможностей, социального мира индивида как фона для развития его интеллектуальных способностей.
Антропологический подход имеет важное значение при изучении на подросткового возраста акцентируя внимание на культуре поведения общества, рассматриваемого в исследовании. Известны результаты исследования Р. Бенедикт, в которых указывалось равноправное общение взрослых с детьми, что способствует выполнению роли и обязанностей статуса взрослого у подрастающего поколениями.
Существенный вклад в изучение подросткового периода внесла теория психоанализа З. Фрейда, который акцентировал свое внимание на исследовании сексуального развития подростков, их эмоциональных переживаниях и особенностях развития юношеской личности [71]. Воспитание детей рабочего класса анализировали и критиковали в своих трудах «Капитал» [37] и «Положении рабочего класса в Англии» [38] немецкие ученые К. Маркс и Ф. Энгельс.
В марксистской концепции труд рассматривался как негативнее явление, которое лишает детей развития своих способностей и духовных сил. Именно благодаря этой теории долгое время в российском обществе на подростковый труд было наложено некое идеологическое табу.
Степень научной разработанности темы. На сегодняшний день ученые актуализируют проблематику подросткового возраста, с каждым годом охватывая все больше вопросов, решением которых занимаются не только на городском и региональном уровнях, но и федеральном и международном.
Рассматривая молодежь как группу общественной деятельности , направляемую социумом в то или иное русло, важно, что данная возрастная категория проходит этап формирование позиций для утверждения во взрослой жизни. Большое количество актуальных вопросов молодого поколения, которыми занимаются исследователи, направлены не только на выявление проблем, но и способов их решения и разработку форм и методов регулирования.
М.Н. Руткевич [50], В.Т. Лисовский [31] занимались изучением жизненных планов молодежи и разработкой концепций в этом направлении. И.А. Винтин [7], Г.А. Чередниченко [73], В.Н. Шубкин [86] интересовались системой и организацией профессиональных ориентаций среди молодежи. Известны исследования Г.Г. Руденко [48], А.С. Капто, В.Г. Мордкович в направлении социальной молодежной активности. Такими проблемами рабочей молодежи, как ценностные ориентации, идеальные типы подрастающего поколения, интересы и предпочтения, занимались социологи Н.М. Блинов [4], Ю.Р. Вишневский [8], В.С. Павлов [14], С.И. Сергийчук [52], А.А. Леонтьев [29]. Известны труды Г.А. Чередниченко [74] и Д.Л. Константиновского [23], которые знакомят нас с такими проблемами молодого поколения, как ориентация в будущей профессиональной деятельности и вопросы трудоустройства, планы в образовательной среде, самоопределение и другие.
И.С. Кон [22], Ф.Р. Филиппов [69] исследовали социальный статус подрастающего поколения в рамках возрастной категории, охватывающей и учебу, и работу, и дополнительную трудовую загруженность. Также ученых интересовали формирование ролевого поведения подростков и сложившиеся общественные стереотипы по отношению к молодежи.
Современный социолог Ю.А. Зубок [15] в разработанной рискологической концепции рассматривает риск как одну из важных характеристик молодежи. Ученым раскрыто понимание риска с социальной точки зрения, рассматривая молодое поколение в рамках перехода из одной возрастной категории в более взрослую с преодолением процесса инновационной деятельности, процесса передачи межпоколенного социального опыта.
Тем не мене на сегодняшний день в глобализирующемся обществе остаются актуальными вопросы исследования отношений подрастающего поколения к трудовой деятельности. Особенно важным является эта проблема для городского округа Тольятти, где ярко выражена безработица, невысокая оплата труда, миграция молодежи.
Гипотезы исследования:
1. Современные подростки стремятся к трудовой занятости.
2. Материальная независимость является основной мотивацией среди подростков для самостоятельной трудовой занятости.
3. У большинства родителей складывается положительное отношение к ранней трудовой деятельности подростков.
Эмпирическая база исследования представлена подростками в возрасте 14-16 лет, учащимися школ городского округа Тольятти (n=106), имеющими опыт трудовой деятельности, а также взрослым населением, проживающим в городском округе Тольятти, в частности - специалистами соответствующих служб (центров занятости для молодежи) (n=12).
Методы исследования - анкетирование, экспертное интервью, фокус- группа, вторичный анализ результатов социологических исследований.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка используемой литературы и источников и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Бытие российских подростков в современных условиях доказывает их высокие адаптационные способности. Однако положение подростков остается неразрывно связанным с их семьей и ситуацией в стране. Любые рекомендации, направленные на улучшение положения деятельности по трудоустройству подростков, не могут быть реализованы без преодоления основных трудностей сегодняшнего дня - экономических, финансовых, социальных.
Феномен подростковой занятости включает три автономных аспекта: во-первых, культура подростковой занятости, прежде всего, связанная с обрядами перехода от детства к взрослости.
Во-вторых, феномен подростковый занятости оказывает определенное влияние на социализацию и выбор способов жизнедеятельности подростков. Благодаря подростковой занятости, современные подростки достигают в обществе определенный социальный статус.
В-третьих, занятость воспринимается подростками как способ достижения символических атрибутов жизни, оказывающее влияние на формирование общественного сознания у несовершеннолетних.
Подростковая занятость как социокультурной феномена вызвана макроуровневыми процессами, включая политические события международного и национального значения.
Организованная занятость подростков выражена в ряде форм, одобренных и стимулируемых государственной политикой. Трудовая деятельность несовершеннолетних может осуществляться через трудоустройство в Муниципальное учреждение городского округа Тольятти «Дом молодежных организаций Шанс», что подразумевает позитивный настрой подростков на начало ранней трудовой деятельности.
С одной стороны, феномен подростковый занятости олицетворяет заполнение свободного времени подростков, а с другой стороны, моделирует трудовые отношения профессионального характера.
Мотивы деятельности по трудоустройству подростков формируются на основе потребности в трудовой активности, самореализации, желания материально обеспечить себя.
Специфичность форм детского труда накладывает отпечаток на социокультурные характеристики самих несовершеннолетних. Подростки приобретаю определенный социальный опыт, который в дальнейшем помогает им успешно социализироваться в современном обществе.
Социальная политика промышленного моногорода, каким является город Тольятти, нуждается в комплексной стратегии обеспечения занятости несовершеннолетних и создания возможностей для их самореализации. Государство делегирует значительную часть ответственности за решение проблем занятости подростков работодателям, одновременно ограничивая ресурсы поддержки для осуществления данной деятельности. Незаинтересованность работодателей в приеме на работу несовершеннолетних во многом является следствием трансформации отношений в сфере труда и занятости, которая выражается переходом России к рыночной экономике, сокращением численности государственных предприятий, и ростом коммерческих организаций, стремящихся уйти от материально невыгодных обязательств по трудоустройству подростков.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в следующем. Результаты данного исследования позволяют восполнить пробелы в социологии труда и занятости, социологии детства, имеют определенное значение для разработки принципов социологических исследований латентных процессов в занятости несовершеннолетних.
Результаты исследования могут быть полезны и руководителям служб занятости, специалистам, работающим в сфере организации занятости несовершеннолетних, осуществляющих свою деятельность в городе Тольятти.



1. Forbes. URL: https://www.forbes.ru/newsroom/finansy-i-
investicii/399129-rosstat-zametil-sokrashchenie-realnyh-dohodov-rossiyan-v (дата обращения: 19.05.2020).
2. Акажанова А. Т. Индивидуально-психологические особенности несовершеннолетних осужденных, обусловленные их возрастом // Ученые записки СПбГИПС. 2009. Т.11. №1. С. 116-120.
3. Антонова Е. П. Детский труд в контексте социальных
трансформаций : специальность 22.00.04 «Социальная структура,
социальные институты и процессы» : диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук / Антонова Екатерина Петровна; Саратовский государственный технический университет. Саратов, 2006. 159 с.
4. Блинов Н. М. Социологические исследования труда и воспитания советской молодежи 20-х годов // Социологические исследования. 1975. № 1.
5. Бочавер А. Почему подростки не спешат взрослеть. URL: https://iq.hse.ru/news/202366945.html (дата обращения: 17.04.2020).
6. Васильева Н.В., Щеглова Н.В. Подросток и работа: как уберечь себя от эксплуатации. М. : Социум, 2001. 30 с.
7. Винтин И. А. Особенности социального самоопределения старшеклассников // Социологические исследования. 2004. №2. С. 86.
8. Вишневский Ю. Р., Дидковская Я. В., Певная М. В. Проблемы
профессионального самоопределения молодежи: анализ ценностных
ориентаций и профессиональных стратегий / Информационно-аналитический отчет. Екатеринбург: УрФУ, 2011. 167 с.
9. Выготский Л. С. Лекции по психологии. М., 2005. С. 198-210.
10. Выготский Л. С. Мышление и речь. СПб. : Питер, 2017. 432 с.
11. Головах Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение. Киев, 2000. С. 191.
12. Грушевицкая Т. Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: учебник. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002. С. 311— 320.
13. Иконникова, С.Н. Молодежь. Социологический и социально- психологический анализ. М.,2000. С.33-35.
14. Зубок Ю. А., Чупров В. И. Становление и развитие отечественной социологии молодежи // Социологические исследования. 2008. №7. C. ЮЗ- ПТ.
15. Зубок Ю. А. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска // Социологические исследования. 2003. №4. С. 22-34.
16. Зубок Ю.А. Проблема риска в социологии молодежи. М: Изд-во Московской гуманитарно-социальной академии, 2003. С.133-136.
17. Зубок, Ю.А. Феномен риска в социологии: Опыт исследования молодежи // Ю.А. Зубок. М. : Мысль, 2007. 288 с. Не УБРАТЬ!!!
18. Зубок Ю.А. Молодежь между интеграцией и исключением: социально-экономический аспект // Социально-гуманитарные знания. 2000. №2. С. 183-198.
19. Каждый десятый ребенок на Земле работает // The World Only. URL: https://theworldonly. org/kazhdyj-desyatyj -rebenok-na-zemle-rabotaet/ (дата обращения: 05.01.2020).
20. Козлов А.А., Лисовский А.В. Молодой человек. Становление образа жизни. М. : Политиздат, 2002. С. 121-124.
21. Кодексы законов о труде РСФСР 1918 и 1922. URL:
http://ivo. дагап1.ги/#/ЬазезеагсЬ/%20Кодексы%20законов%20о%20труде%20РСФСР%201918%20И%201922/З11:1(дата обращения: 24.01.2020).
22. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М. : Просвещение,1979. 399 с.
23. Константиновский Д. Л. Неравенство и образование. Опыт социологических исследований жизненного старта российской молодежи (1960-е годы - начало 2000-х). М. : ЦСП, 2008. 552 с.
24. Кравченко А.И. Социология девиации. М., 2007. С.77-79.
25. Кравченко Л.В., Кудря А. П. Где и как подростку найти работу? М. : Перспектива, 2001. 100 с.
26. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. М. : НОРМА-ИНФРА, 2001. С.19.
27. Кузнецова В. Н. Социология молодежи : учебник. М. : Гардарики, 2005. 335 с.
28. Кучма В. Р., Скоблина Н. Н., Бокарева А. А., Милушкина О. Ю.
Особенности полового созревания современных московских школьников // Российский педиатрический журнал. 2012. №6. С. 44-47. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-polovogo-sozrevaniya-sovremennyh- moskovskih-shkolnikov/viewer(дата обращения: 15.02.2020).
29. Леонтьев А. Дети и бизнес. Характерологические особенности работающих детей // Народное образование. 2004. №10. С.198.
30. Лисовский В.Т. Молодежь о времени и о себе // Педагогика. 2005. №4. С. 41.
31. Лисовский В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб., 2000. С. 46.
32. Лупандин В. Н. Социология молодежи : учебное пособие. Изд-во ОрелГТУ, 2011. С. 102. URL: http://samzan.ru/46323 (дата обращения: 03.02.2020).
33. Маннгейм К. Проблема поколений. М., 2001. 101 с.
34. Маннгейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994. С. 9.
35. Маркс К., Фридрих Э. Немецкая идеология. М., 2000. С.208.
36. Маркс К. Капитал. Том 1. 13. 3 а) // URL:
http://libelli.ru/works/kapital/1_13_3_a.htm (дата обращения: 02.11.2019).
37. Маркс К. Капитал. М., 2000. С. 231.
38. Маркс К., Фридрих Э. Немецкая идеология. М., 2000. С. 199.
39. Морозова Е. Н. Городские подростки - мойщики машин: (теневой труд как фактор социализации) // Социологические исследования.
2003. №4. С.138-142.
40. Омельченко Е.Л. Идентичности и культурные практики
российской молодежи на грани XX-XXI вв. : специальность 22.00.06 «Социология культуры» : диссертация на соискание ученой степени доктора социологических наук / Омельченко Елена Леонидовна;
Институт социологии Российской академии наук. Москва, 2004. 366 с.
41. Молодежь: Открытый вопрос / Е.Л. Омельченко. - Ульяновск,2004.- С.74.
42. П. 2 ст. 5 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости в
Российской Федерации» (в ред. от 24.04.2020) // Консультант плюс:
справочно-правовая система.
43. П. 1 ст. 7 Конвенции МОТ от 26.06.1973 № 138 // Консультант плюс: справочно-правовая система.
44. Павловский В. В. Ювентология: проект интегративной науки о молодежи. М., 2001. С. 221.
45. Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем. М., 1996. С. 52-56.
46. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М. : Педагогика-Пресс.
2004. С. 34-38.
47. Пиаже, Ж. Избранные психологические произведения. М., 1967. С. 325-329.
48. Реутова М. Н. Направления и интенсивность межпоколенной мобильности молодежи // Социологические исследования. 2004. №6. С.139.
49. Руткевич М. Н., Рубина Л.Я. Общественные потребности, система образования, молодежь. М., 2001. С. 99-102.
50. Руткевич М. Н. Социология образования и молодежи. М., 2002. С. 300-412.
51. Саблина Н. А. Поведенческие проявления агрессивности в подростковом возрасте и возможности их преодоления : специальность 19.00.07 «Педагогическая психология» : диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Саблина Наталья Александровна; Северо-Кавказский государственный технический университет. Ставрополь, 2004. 184 с.
52. Сергейчук С.И. Факторы гражданской социализации учащейся молодежи // Социологические исследования. 2002. №5. С.44.
53. Сетевое издание ВЦИОМ. URL http://wciom.ru/arkhiv(дата
обращения: 23.03.2020).
54. Социология молодежи : учебник / под ред. В. Т. Лисовского. СПб., 2004. С. 34-37.
55. Социология молодежи : учебник / Под ред. проф. В. Т.
Лисовского. Под ред. В. Т. Лисовского. СПб: Изд-во C.-Петербургского университета, 1996. 460 с. URL:
https://finances.social/sotsiologiya_719/usloviya-adaptatsii-ryinochnyim.html(дата обращения: 13.02.2020).
56. Статья 126 ТК РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 24.04.2020) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
57. Статья 298 ТК РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 24.04.2020) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
58. Статья 6 Федерального закона от 14.04.1999 № 77-ФЗ «О
ведомственной охране» // Консультант плюс: справочно-правовая система.
59. Статья 2 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе
государственной службы Российской Федерации» (в ред. от 06.07.2006); ст. 21 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной
гражданской службе Российской Федерации»; ст. 22, п. 2 ст. 34 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» // Консультант плюс: справочно-правовая система.
60. Статья 16 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» // Консультант плюс: справочно-правовая система.
61. Статья 9 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об
аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» // Консультант плюс: справочно-правовая система.
62. Статья 266 ТК РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 24.04.2020) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
63. Статья 272 «Особенности трудоустройства лиц в возрасте до восемнадцати лет» ТК РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 24.04.2020) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
64. Статья 11 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от27.12.2019) «Защита прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессионального обучения и занятости» // Консультант плюс: справочно-правовая система.
65. Статья 267 ТК РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 24.04.2020) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
66. Трудовые права несовершеннолетних в нормах международного
права. URL:
https://vuzlit.ru/2179392/trudovye_prava_nesovershennoletnih_normah_mezhdunarodnogo_prava (дата обращения: 25.04.2020).
67. Федеральная служба государственной статистики. URL: https://www.gks.ru/labor_market_employment_salaries?print= 1 (дата обращения: 30.04.2020).
68. Феоктистова Т. В. Профориентация как средство обеспечения основ трудовой социализации школьников: 5-7 классов : специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Феоктистова Татьяна Викторовна; Марийский государственный педагогический институт. Йошкар-Ола, 2005. 185 с.
69. Филиппов Ф. Р. Социология образования. М. : Гардарики, 1980. С.253.
70. Филиппов Ф. Р., Чупров В.И. Социальные проблемы молодежи. М., 2003. С. 31-34.
71. Фрейд З. О психоанализе: Пять лекций. М.,2000. С.326.
72. Холл С., Джефферсон Т. Сопротивление через ритуалы:
молодежные субкультуры в поствоенной Англии. М., 2000. С. 150-159.
73. Чередниченко Г. А. Личные планы выпускников средних
учебных заведений: (сравнительный анализ) // Социологические
исследования. 2001. №1. С.108.
74. Чередниченко Г. А. Выпускник на рынке труда (по материаламопроса Росстата) // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 4(39). С. 96-108.
75. Чупров В. И., Зубок Ю. А. Социологический словарь / отв. ред. Г. В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М., 2014, С. 335-337.
76. Ч. 1 ст. 63 ТК РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 24.04.2020) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
77. Ч. 3 ст. 63 ТК РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 24.04.2020) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
78. Ч. 4 ст. 63 ТК РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 24.04.2020) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
79. Ч. 1 ст. 265 ТК РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 24.04.2020) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
80. Ч. 2 ст. 342 ТК РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 24.04.2020) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
81. Ч. 5 ст. 282 ТК РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 24.04.2020) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
82. Ч. 4 ст. 70 ТК РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 24.04.2020) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
83. Ч. 1 ст. 92 ТК РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 24.04.2020) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
84. Ч. 1 ст. 94 ТК РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 24.04.2020) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
85. Шубкин В.Н., Чередниченко Г.А. Молодежь вступает в жизнь: социологические исследования проблем выбора профессии и трудоустройства // Социологические исследования. 2004. №3. С.44.
86. Шубкин В. Н. Выбор профессии в условиях коммунистического строительства // Вопросы философии. 1964. №8.
87. Щербакова Е. Возрастные границы отрочества и юности нежестки : [арх. 9 апреля 2020] // Демоскоп Weekly.2012. № 509-510. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2012/0509/barom0 l.php (дата обращения: 25.04.2020).
88. Эриксон, Э. Г. Детство и общество / пер. [с англ.] и науч. ред. А. А. Алексеев. СПб. : Летний сад. 2000. С. 88-100.
89. Ювенология и ювенальная политика / под ред. Е. Г. Слуцкого. СПб., 2004. С. 34-37.
90. Юнисеф в Европе и Центральной Азии. URL: http://www.unicef.org/russia/ru/(дата обращения: 15.03.2020).
91. Ядов В.А. Некоторые социологические основания для предвидения будущего российского общества // Россия Формирующаяся ; под ред. Л.М. Дробижевой. М. : ИС РАН, 2002. 210 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ