Введение 15
Глава 1. Система высшего образования Тайваня на современном этапе 22
Глава 2. Образ системы высшего образования Тайваня через анализ отзывов иностранных студентов.
37
2.1 Анализ проведенного анкетирования 38
2.2 Интервью: характеристика методов проведения 46
2.3 Анализ данных опроса и интервью 52
2.4 Гипотезы и выводы по аналитической части 76
Заключение 80
Список используемой литературы 83
Приложения 88
На сегодняшний день все большую популярность набирает образование за рубежом. Из года в год увеличивается чисто школьников и студентов, которые уезжают за рубеж, чтобы пройти одну или несколько образовательных программ. Как правило, образовательные программы для иностранцев построены интересно, нескучно и максимально полезно, так как принимающая сторона заинтересована в привлечении большого количества людей.
Глобализация - это известный феномен XX века, подразумевающий под собой интегрированное общество и высшую стадию интернационализации. Сторонники глобализации представляют ее как обширный, многоплановый процесс, охватывающий культурно-идеологические, политико-экономические, научно-информационные и другие сферы жизни общества, и является основным инструментом, формирующим взаимозависимость и взаимосвязь государств. Доктор экономических наук профессор С.Ю. Хаминич, в своей статье «Глобализация в международном разделении труда» пишет, что одним из важнейших процессов глобализации является новое международное разделение труда.
Международное разделение труда выражается в специализации различных стран или регионов по производству определенных видов продукции. Однако сегодня мировое разделение труда предполагает не только специализацию регионов, но еще и изменение структуры рынка труда и его обеспечение в виде медицины и образования. В этой связи образование тоже втягивается в мировое разделение труда и позиционируется как услуга.
Следовательно, для производства стране необходимы специализированные кадры, а следовательно интеграция системы образования данной страны в мировую является одной из важных элементов системы разделения труда.
Развитие системы высшего образования на Тайване характеризуется быстрыми темпами развития. В период с начала реформирования системы высшего образования в конце 1990-х и до наших дней, произошел огромный скачек в качестве и востребованности Тайваньского образования. Рост уровня университетов за последние 20 лет достиг мировых масштабов - Национальный Тайваньский университет занял 5 место в топ-100 ведущих вузов стран БРИКС в рейтинге Times Higher Education, кроме него в рейтинге присутствует еще 23 других Тайваньских вуза. Кроме того, Национальный университет Тайваня вошел в топ-200 лучших мировых университетов (167 место). Несмотря на то, что в начале необходимость этого роста была вынужденной, из-за попыток правительства Тайваня как можно глубже интегрироваться в международное разделение труда, факт такого стремительного роста очень привлекателен для изучения.
Говоря об актуальности выбранной темы, следует упомянуть, что современное общество начала третьего тысячелетия характеризуется рядом особенностей, к которым, прежде всего, следует отнести возросшую значимость интеллектуального труда в глобальном масштабе. На сегодняшний день Тайваньский диплом об образовании котируется во всем мире и пользуется широким признанием в мировом сообществе. Благодаря этому, туда с каждым годом отправляются на обучение все больше иностранных студентов. Структура высшего образования Тайваня на сегодняшний день отлажена очень хорошо, что позволяет получать качественное и востребованное образование. Получив хорошее, качественное образование в стране обучения, студентам легче интегрироваться в ее рабочее пространство или же, если речь идет о признанном в мире университете, в крупные компании по всему свету. Это связанно с тем, что развитые и развивающиеся страны стремятся занять свою нишу в международном разделении труда, что в свою очередь значит, что для специализации на какой либо отрасли, производстве или услуге необходимы квалифицированные кадры. Таким образом, правительство страны старается обучать кадры по востребованным специальностям, чтобы студенты после получения образования были конкурентоспособными на рынке труда.
Итак, изучение особенностей восприятия системы образования, университетов в частности, иностранными студентами позволяет выявить факторы, способствующей повышению востребованности предлагаемых программ.
Объектом исследования является система высшего образования Тайваня, в свою очередь предметом исследования - отношение иностранных студентов к высшему образованию Тайваня.
Основной целью данного исследования является выявление образа высшего образования (конкретно в отношении университетов) Тайваня у иностранных студентов, проходивших там обучение. Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач. Во-первых, выявить особенности системы высшего образования и ее становления и включения в мировое образовательное пространство. Во-вторых, определить, как студенты проходят процесс адаптации в новой стране, новой среде и помогает ли им в этом университет. В третьих, с какой целью студенты едут обучаться на Тайвань и достигают ли они поставленных задач. Кроме того, необходимо выяснить немаловажную финансовую сторону вопроса, которая определяет, на сколько заинтересован студент в данном образовании.
В процессе написания работы использовались различные научные методы. Для решения вышеперечисленных задач были использованы такие методы исследования как сравнительный анализ, метод опроса, интервьюирование, анкетирование, теоретический анализ, изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики, статистические методы, метод систематизации и классификации на основе данных, полученных в ходе опроса и интервью, а также индуктивные и дедуктивные методы.
Тема образования на Тайване уже была затронута исследователями ранее. К примеру, Линь Ю-Сю, в своей диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук подробно рассматривала вопрос школьных реформ и поступления в вуз, где разграничивала этапы и основные события в процессе изменения среднего образования. Ею были изучены система образования на Тайване и выявлены причины и основные тенденции изменения форм организации оценки подготовленности школьников к обучению в вузе. В своем исследовании она определяла несколько этапов реформы образования на Тайване. Один из них был взят как временной период для этой исследовательской работы. Ее авторству принадлежит и статья , в которой рассматривается уже переходной этап в жизни школьников - процесс поступления в вуз. В основном, суть работы была также посвящена реформам, но уже связанных с системой высшего образования. Линь Ю-Сю рассмотрела не только самую главную реформу высшего образования на современном этапе, но и выделила причины ее необходимости, а так же сделала несколько выводов, которые также были использованы в работе. В этой связи, ее работы были одними из основополагающих источников для написания данной работы.
Для анализа общих тенденций развития системы образования на Тайване привлекались различные статистические данные как иностранных изданий 7 8, так и отечественных. Особое внимание было уделено данным о численности иностранных студентов на Тайване по годам, по специальностям, по странам, по университетам. Кроме того, последняя работа привлекалась также для верификации полученных данных, освещая при этом проблемы, с которыми сталкиваются иностранные студенты, получая образование в университетах Тайваня. В остальном, самые последние новости и информация о сфере образования на Тайване, были заимствованы с официального сайта Министерства Образования Тайваня.
Еще одним автором, работа которого помогла в проведении данного исследования, является Анжела Юн-чи Хоу.Она специализируется на политике высшего образования, интернационализации, развития факультетов и на контроле качества трансграничного высшего образования. В своем исследовании, она рассматривала реформы высшего образования Тайваня, по большей части как достижение мирового признания и авторитета. Ею были рассмотрены основные инновационные программы введённые Министерством Образования Тайваня, целью которых было вывести образование Тайваня на качественно новый уровень.
Для достижения поставленной цели и осуществления заявленных задач материал по дипломной работы был разделен на две части, оформленные, соответственно, в две главы.
Первая глава посвящена ознакомлению с нынешней системой образования Тайваня. В ней рассматривались основные реформы, которые повлияли на дальнейшее ее развитие и преобразование. К тому же были рассмотрены формы поступления в вузы, степени, которые возможно в них получить, и конечно, что для этого необходимо. Данная информация охватывала временной период с 1999 года по наше время. Этап ограничен 1999 годом, поскольку, по мнению Линь Ю-Сю, данный год является начальной точкой современного этапа образовательного процесса Тайваня . В конце главы осуществляется переход к нынешней ситуации в высшем образовании Тайваня, которая за последнее десятилетие переориентировалась на приток обучающихся из-за рубежа, что помогает выйти на содержание второй главы.
Поскольку вторая глава исследовательская и имеет сложное содержание, она была поделена на четыре раздела. Само исследование проходило в два этапа, первым из которых был интернет-опрос среди студентов, когда либо обучающихся на Тайване. Поэтому первый раздел был посвящен опросу, особенностям его проведения структуре, цели вопросов включенных в форму опроса, а так же его недочеты. Цель и тематика каждого вопроса были рассмотрены по отдельности.. Присутствовали вопросы адаптационного, финансового, образовательного типов и другие.
Второй раздел посвящен анализу интервью со студентами, также прошедших обучение на Тайване.
Третий раздел нацелен на сопоставление данных, полученный в процессе проведения опроса и интервью.
В четвертом разделе приводится обобщение полученных из анализа интервью и опросника выводов. Материалы анкетирования, стенограммы интервьюирования размещены в соответствующих приложениях. Помимо этого в приложении имеются графики, построенные на данных анкетирования. Общий объем приложения составляет 42 страницы. Номера графиков, для удобства, присвоены в соответствии с нумерацией вопросов из опроса. Интервью названы по номерам респондентов, а так же обозначены датой проведения.
Результаты и выводы исследования, проведенного в данной работе, могут быть использованы в разных сферах. Если рассматривать исследование с точки зрения образовательной сферы, полезной информацией могут послужить собранные жалобы иностранных студентов на методику преподавания, программы адаптации, и пр. Такие данные помогают не только улучшить инфраструктуру университетов, но и совершенствовать модели образовательной интеграции. Кроме того, данные исследования возможно использовать при составлении общего портрета образования Тайваня, дальнейших исследованиях данной темы, а так же для дальнейшей разработки вопроса глобализации образования.
Пройдя целый ряд реформ и преобразований, высшее образование Тайваня на сегодняшний день демонстрирует свой уровень развития в количестве иностранных студентов и положением в перечнях мировых аналитических агентств.
Обучение за границей это, прежде всего, существенные инвестиции средств, времени и усилий. Сегодня большинство студентов ориентируются на ценность получения зарубежного образования, хотя иногда руководствуются при этом другими идеями и задачами его получения. В процессе исследования были выделены основные факторы, уточняющие цели получения образования на Тайване иностранными студентами:
Во-первых, улучшение знаний какого-либо иностранного языка. Ни для кого не секрет, что изучать язык эффективнее в стране, в которой на нем разговаривают. Такие ежедневные практики позволяют лучше развивать лингвистические навыки обучающихся.
Во-вторых, обучение за рубежом это отличный шанс посмотреть на мир. Это возможность увидеть новые общество, культуру, традиции и инновации, отличные от отечественной системы. Такая возможность помогает расширить кругозор и окунуться в новую, совершенно непривычную среду.
В-третьих, это своеобразный вызов самому себе - попытка убедиться в том, «а способен ли я ориентироваться в чужой стране?». Иностранные студенты всегда сталкиваются с различными проблемами, такими как адаптация к новым условиям или умение выйти из нестандартной ситуации и т.д.
Ну и конечно, обучение за границей это возможность строить планы на будущее. С возможностью получить образование за границей, повышается шанс для студента остаться там и начать новую жизнь. Некоторые студенты, оценивая сегодняшние рыночные отношения, стремятся попасть в желаемую страну и начать там карьеру за счет обучения, другими словами стараются интегрироваться в новую страну. В этом контексте стоит упомянуть о глобализации и международном распределении труда.
Реализация этих целей благоприятно сказывается на оценке системы высшего образования. Несмотря на то, что респонденты рассматривали образование по разным критериям, их окончательное мнение носило положительный характер.
Вопрос адаптации для студентов, как выяснилось, имеет две стороны. С одной стороны, иностранным студентам помогают в этом университеты - различные мероприятия, помощь преподавателей. С другой, - некоторые студенты заинтересованы в проявлении самостоятельности в новых условиях иноязычной среды. И в том, и в другом случае, иностранные студенты оставались довольны процессом.
В процессе исследования была рассмотрена финансовая сторона образования на Тайване. Иностранные студенты, даже несмотря на относительно большие затраты на получение данного образования, готовы платить за эту поездку, за эту возможность. Это значит, что на их взгляд, достигнутые цели оправдывают затраченные средства.
Подводя итог, можно выделить несколько принципов, по которым иностранные студенты оценивают эффективность системы высшего образования. Во-первых, это наличие куратора, информационного центра или просто местного друга-студента, которые смогут объяснить что-либо и помочь в трудной ситуации. Не раз иностранные студенты встречаются с бытовыми или языковыми проблемами, и как раз в такие моменты они нуждаются в помощи со стороны. Во-вторых, это наличие программ и мероприятий, нацеленных на сближение иностранных гостей с культурой и обществом Тайваня. Такие меры позволяют студентам быстрее интегрироваться в среду новой страны и менталитета. В-третьих, это непосредственный характер общения - социальная среда. Все респонденты отмечали, что местные жители всегда радушны и стараются помочь в любой ситуации, даже когда у них плохо получается. Подобное общение позволяет студентам чувствовать себя более уверенными.
Наконец, особое значение имеет положение страны и ее системы образования в международном разделении труда, как факторе, способствующем построению своей карьеры.
1. [Электронный ресурс] Гостев, А., Обучение и разорение: цены на
образование в мире.: // «Учёба.ру», 2013. - URL:
http: //www.ucheba.ru/article/163
2. [Электронный ресурс] Цены в Тайбэе, Тайвань, КНР на продукты, жилье, транспорт// «Gooper.ru», 2015. URL: http://gooper.ru/aziya/kitay/139-ceny- v-taybee-tayvane-na-produkty-zhile-transport.html
3. Беседа студентки ТПУ О.О.Михалицыной со студентом, обучающемся на Тайване Респондентом 6, 1994 г.р. от 25.04.16 [Текст стенограммы беседы] // Частное собрание О.О.Михалицыной. Публикуется с согласия Респондента 6. 4 с.
4. Беседа студентки ТПУ О.О.Михалицыной со студентом, обучающемся на Тайване Респондентом 5, 1989 г.р. от 20.05.16 [Текст стенограммы беседы] // Частное собрание О.О.Михалицыной. Публикуется с согласия Респондента 5. 4 с.
5. Беседа студентки ТПУ О.О.Михалицыной со студентом,
обучающемся на Тайване Респондентом 4, 1992 г.р. от 22.05.16 [Текст стенограммы беседы] // Частное собрание О.О.Михалицыной. Публикуется с согласия Респондента 4. 3 с.
6. Беседа студентки ТПУ О.О.Михалицыной со студентом,
обучающемся на Тайване Респондентом 3, 1991 г.р. от 02.05.16 [Текст стенограммы беседы] // Частное собрание О.О.Михалицыной. Публикуется с согласия Респондента 3. 3 с.
7. Беседа студентки ТПУ О.О.Михалицыной со студентом,
обучающемся на Тайване Респондентом 2, 1989 г.р. от 30.04.16 [Текст стенограммы беседы] // Частное собрание О.О.Михалицыной. Публикуется с согласия Респондента 2. 3 с.
8. Беседа студентки ТПУ О.О.Михалицыной со студентом,
обучающемся на Тайване Респондентом 1, 1992 г.р. от 03.05.16 [Текст стенограммы беседы] // Частное собрание О.О.Михалицыной. Публикуется с согласия Респондента 1. 4 с.
9. Джим Хуан, Опора на мозговые тресты [Электронный ресурс]
//Taiwan Today. —
URL: http: //taiwantoday.tw/ct.asp?xitem=38239&ctnode=1491 &mp=9/
10. Линь Ю—Сю, Изменения системы поступления в университеты на Тайване // Новое в педагогических исследованиях — Выпуск 1. — Сборник научных статей аспирантов и докторантов кафедры педагогики РГПУ им. А.И. Герцена / Под ред. А.Г. Козловой, А.П.Тряпицыной. - СПб.: Нестор, 2004.
11. Линь Ю—Сю, Особенности современной системы образования на
Тайване // Этнодидактика народов России — исследовательский проект ЮНЕСКО. — Материалы IV международной научно-практической
конференции Нижнекамск/ Под редакцией Ф.Г. Ялалова. — Нижнекамск: Издательство НМИ, 2006.
12. Линь Ю—Сю, От Единого вступительного экзамена к многовариантным формам приема (Опыт Тайваня и России) // Высшее образование в России. - М: ЗАО «Академический печатный дом», 2006, № 10, октябрь. — С.140—146.
13. Линь Ю-Сю, Реформа вступительного экзамена в вузы Тайваня // Высшее образование сегодня. —М: ООО Издательская группа «Логос», 2006, № 8, август. — С.41— 44.
14. О китайском образовании, студентах и университетах [Электронный ресурс] // Информационная поддержка «Бизнес прост», 2014. — URL:http://biznes-prost.ru/o-kitajskom-obrazovanii-studentax-i- universitetax.html#stoimost-obucheniya-i-stipendiya
15. Рекида, А.В., Иностранные студенты на Тайване // Мировой опыт инновационной политики: очерки. : Сборник научных трудов / отв. ред. С.В. Вольфсон - М. : Томский государственный университет, 2013. - №2 - 160 — 193.
16. Ручин, В. А., Образование Тайваня в контексте парадигмы знаний// Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2014. - Вып. 2 (25). - С. 40 - 46.
17. Хаминич, С.Ю. , Глобализация в международном разделении труда. - Днепропетровский Национальный Университет - Изд.: «Проблемы науки», — 2012. — с. 52
18. Чжун Исин, Развитие общеобразовательной школы на Тайване: Дис. ... канд. пед. наук : (13.00.01). - Москва, 1998. С. 142.
19. 2013/2014 Education in Taiwan [Электронный ресурс] // Ministry of Education [MOE], Taiwan, 2014. Taipei: Ministry of Education. — URL: https://stats.moe.gov.tw/files/ebook/Education_in_T aiwan/2013-
2014_Education_in_T aiwan.pdf
20. 2015/2016 Education in Taiwan [Электронный ресурс] // Ministry of Education [MOE], Taiwan, 2016. Taipei: Ministry of Education. — URL: https: //stats.moe.gov.tw/files/ebook/Education_in_T aiwan/2015-
2016_Education_in_T aiwan.pdf
21. Angela Yung-chi Hou. Development of Taiwan’s Research Excellence Initiative and Its impact on Taiwan // Higher Education Journal of International Higher Education. - 2012. - Vol.5. - №2. P. 34—45.
22. Application Forms for Admission [Электронный ресурс] // *^Л^ ^Й^ФФ' (Центр вступительных экзаменов в высшие учебные заведения). — URL: http: //www.ceec.edu.tw/default.htm
23. David Stockley. GLOBAL TRENDS IN HIGHER EDUCATION. - Beijing, May 2011. —p.37
24. QS World University Rankings 2015-2016 [Электронный ресурс] // Quacquarelli Symonds, 2016. - URL:http://www.topuniversities.com/university- rankings/world-university-
rankings/2015#sorting=rank+region=71+country=128+faculty=+stars=false+search=
25. QS World University Rankings 2015-2016. Universities of Taiwan [Электронный ресурс] // Quacquarelli Symonds, 2016. - URL:
http://www.topuniversities.com/universities/region/asia/country/taiwan/level/undergr ad
26. Roberts Amy, Chou Prudence, Ching Greg. Planning Contemporary trends in East Asian higher education: dispositions of international students in a Taiwan university // Higher Education: The International Journal of Higher Education and Educational, 2010. - pp. 149—166.
27. Statistic of international students [Электронный ресурс]//
Щ Ж Ш (Сайт Министерства образования Тайваня), 2012. - URL:
http://www.edu.tw/files/site_content/b0013/foreign.xls
28. System of higher education. Postgraduate, undergraduate [Электронный ресурс] // ^^^^^ШЖШ(Сайт Министерства образования Тайваня), 2012. - URL: http://english.moe.gov.tw/ct.asp?xItem=15742&CtNode=11434&mp=1
29. Taiwan Scholarship [Электронный ресурс] // Ministry of Education [MOE], Taiwan, 2016. Taipei: Ministry of Education. - URL: http://edu.law. moe.gov.tw/EngLawContent.aspx?Type=E&id= 122
30. The shape of things to come: higher education global trends and emerging opportunities to 2020. Going Global 2012 // British Council and Oxford Economics 2012, p. 72.
31. World Competitiveness Ranking 2009 [Электронный ресурс] // IMD, 2009. - URL: http://www.imd.org/news/upload/Scoreboard_2009.pdf
32. World Competitiveness Ranking 2016 [Электронный ресурс] // IMD, 2016. — URL: http://www.imd.org/uupload/imd.website/wcc/scoreboard.pdf
33. World University Rankings 2015-2016 [Электронный ресурс] // Times
Higher Education (THE), 2016. - URL:
https://www.timeshighereducation.com/world-university-rankings/2016/worldranking#!/page/0/length/25/country/623/sort_by/rank_label/sort_order/asc/cols/rank_
only
34. приема студентов в вузы и система
распределения выпускников ) [Электронный ресурс] // шшш (Объединенное Управление комиссии набора абитуриентов). — URL: http//j bcrc. edu.tw/e-zup/81 _ch5 .pdf