Введение 4
Глава 1 Теоретические основы воспитания ценностного отношения к природе у младших школьников во внеурочной деятельности 9
1.1 Проблемы исследования ценностного отношения к природе у
младших школьников в психолого-педагогической литературе ... 9
1.2 Условия воспитания ценностного отношения к природе у
младших школьников во внеурочной деятельности 18
Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование процесса воспитания ценностного отношения к природе у младших школьников во внеурочной деятельности 25
2.1 Исследование уровня воспитанности ценностного
отношения к природе у младших школьников 25
2.2 Разработка и внедрение комплекса педагогических условий
воспитания ценностного отношения к природе у младших школьников во внеурочной деятельности 36
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 43
Заключение 54
Список используемой литературы 57
Приложение А Методика «Экологический светофор» 62
Приложение Б Методика «Выявление характера отношения к миру природы» 63
Приложение В Методика «Вербальная ассоциативная методика «ЭЗОП».
В мире устанавливаются различные связи между личностью и природой, которые определяют возможность быть ему как природным, так и общественным существом. В XXI веке важной проблемой является экологический кризис, на фоне которого усиливается значение воспитания личности, обладающей ценностным отношением к природе.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (2009) утверждается, что развитие основ экологической культуры включает в себя принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранного, здоровьесберегающего, нерасточительного поведения. В соответствии с этим построена деятельность преподавателей начальной школы, которая предполагает воспитание у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к природе, экологического сознания, которое ориентированно на несуществование противопоставлений природы и человека.
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (2014) указываются приоритетные задачи образования: воспитание инициативного, компетентного, ответственного за состояние окружающей природы гражданина России, который знает и любит свою Родину, бережет и охраняет природу. Выделяются базовые национальные ценности: планета Земля, родная земля, забота об окружающей среде, бережное освоение природных ресурсов.
Младший школьный возраст является благоприятным для воспитания различных качеств и ценностей у человека. Дети в этом возрасте более восприимчивы к получаемой информации, у них преобладает эмоционально-чувственный способ познания окружающего мира. Ребёнок близок с природой, это даёт ему возможность осознать взаимосвязи в природе, нормы охраны, поведения в природе, а также провести оценку состояния окружающего мира и сделать правильный поступок, направленный на сохранение ресурсов природы. С поступления ребёнка в школу, начинается развитие его экологической культуры.
Изучением воспитания ценностного отношения к природе у младших школьников занимались А.Н. Леонтьев, Н.Е. Щуркова, Л.И. Божович. Авторы разрабатывали проблематику отношений, в своих научных трудах рассматривали отношения с точки зрения определенной силы, потенциала, которые определяют степень потребностей, заинтересованностей личности. Исследованием теоретических основ экологического образования младших школьников занимались А.А. Плешаков, Н.Ф. Виноградова. Авторы в своих работах сформулировали принципы, цели, охарактеризовали методические условия и содержание становления экологической культуры, занимались исследованием вопросов взаимоотношений младших школьников и природы.
Работы О.А. Федоровой, Л.В. Калининой посвящены изучению особенностей отношений «человек - природа». В своих трудах авторы рассматривали отношение к природе как интегративное свойство личности, которое выражает индивидуальную позицию. Переживание процесса общения с природой, тяготение в эмоциях, интересы, мотивы являются составляющими эмоционально-ценностного отношения к природе.
Вопросами развития ребёнка как субъекта познания, учения, деятельности, общения занимались Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов. Авторы заложили фундамент психологических основ концепции развивающего обучения, отражающих вхождение ребёнка в мир природы, общечеловеческой культуры и ценностей, развитие его самосознания. Они предлагали преодоление трудностей в развитии субъектности ребёнка с помощью включения его в решение учебных и проектных задач.
При всей значимости работ названных исследователей, они не исчерпывают многих проблем, значение которых повысилось в последнее время в связи с ухудшением экологической ситуации в мире. В школах уделяется мало внимания к процессу воспитания у младших школьников ценностного отношения к природе, позволяющему признать и осмыслить субъектность объектов окружающего мира.
Таким образом, в ходе анализа педагогических теорий и практик, посвященных проблеме воспитания у младших школьников ценностного отношения к природе, можно выделить объективное противоречие: между необходимостью воспитания ценностного отношения к природе у младших школьников (согласно программе духовно-нравственного развития ФГОС НОО) и недостаточной разработанностью педагогических условий, необходимых для воспитания ценностного отношения к природе; между современными подходами к процессу воспитания ценностного отношения к природе у детей младшего школьного возраста и возможностью их реализации в жизнедеятельности.
Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования: каковы педагогические условия, эффективно влияющие на воспитание ценностного отношения к природе у младших школьников во внеурочной деятельности?
Вышесказанные утверждения обусловили выбор темы бакалаврской работы: «Воспитание ценностного отношения к природе у младших школьников во внеурочной деятельности».
Цель исследования - разработать комплекс педагогических условий, направленный на воспитание ценностного отношения к природе у младших школьников и проверить его эффективность опытно-экспериментальным путём.
Объект исследования - процесс воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.
Предмет исследования - педагогические условия воспитания ценностного отношения к природе у младших школьников.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что процесс воспитания ценностного отношения к природе у младших школьников во внеурочной деятельности будет протекать эффективно, если:
- включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность игрового характера;
- использовать активные методы обучения, направленные на освоение вариативными способами природоохранной деятельности.
Задачи исследования:
1) проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме воспитания ценностного отношения к природе у младших школьников во внеурочной деятельности;
2) исследовать уровень воспитанности ценностного отношения к
природе у младших школьников;
3) выявить и внедрить комплекс педагогических условий, направленный на воспитание ценностного отношения к природе у младших школьников во внеурочной деятельности;
4) проанализировать и обобщить полученные результаты, доказать эффективность разработанного комплекса педагогических условий, направленного на воспитание ценностного отношения к природе у младших школьников во внеурочной деятельности.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме воспитания ценностного отношения к природе у младших школьников;
- эмпирические: наблюдение, беседа, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этап) по проблеме воспитания ценностного отношения к природе у младших школьников.
Новизна исследования: разработана совокупность педагогических условий, влияющих на повышение качества процесса воспитания ценностного отношения к природе у младших школьников во внеурочной деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что подобранный комплекс педагогических условий, направленный на воспитание ценностного отношения к природе у младших школьников во внеурочной деятельности, может быть использован педагогами начальной школы, педагогами дополнительного образования в образовательно-воспитательном процессе.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «Школа № 13 имени Бориса Борисовича Левицкого». Выборка включала 25 учащихся 2 «А» класса в возрасте от 8 до 9 лет, и 25 учащихся 2 «Д» класса в возрасте от 8 до 9 лет.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложений.
В современном образовании и воспитании актуальной является проблема воспитания ценностного отношения к природе у младших школьников во внеурочной деятельности.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования указывается, что развитие основ экологической культуры включает в себя принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранного, здоровьесберегающего, нерасточительного поведения. Одним из требований является воспитание ценностного отношения к природе у младших школьников как к базовой нравственности.
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», указываются приоритетные задачи образования: воспитание инициативного, компетентного, ответственного за состояние окружающей природы гражданина России, который знает и любит свою Родину, бережет и охраняет природу. Выделяются базовые национальные ценности: планета Земля, родная земля, забота об окружающей среде, бережное освоение природных ресурсов.
Вклад в разработку и исследование проблемы воспитания ценностного отношения к природе у младших школьников внесли Л.И. Божович, С.Д. Дерябо, Л.В. Калинина, А.Н. Леонтьев, В.А. Сластенин, О.А. Фёдорова, И.В. Цветкова, Н.А. Щуркова, В.А. Ясвин и др.
В теоретической части исследования было выявлено, что младший школьный возраст является благоприятным для воспитания различных качеств и ценностей у человека. Дети в этом возрасте более восприимчивы к получаемой информации, у них преобладает эмоционально-чувственный способ познания окружающего мира. Ребёнок близок с природой, это даёт ему возможность осознать взаимосвязи в природе, нормы охраны, поведения в природе, а также провести оценку состояния окружающего мира и сделать правильный поступок, направленный на сохранение ресурсов природы. С поступления ребёнка в школу, начинается развитие его экологической культуры.
При воспитании ценностного отношения к природе у младших школьников происходит отбор методов и форм обучения, позволяющий организовать общение школьника с природой непосредственно, и, воздействуя на эмоциональную сферу ребёнка, систематизировать и расширять представления о природе. Условием этого общения является внеурочная деятельность, которая является формой организации свободного времени школьников и составной частью учебно-воспитательного процесса.
Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ «Школа № 13 имени Бориса Борисовича Левицкого». Выборка включала 25 учащихся 2 «А» класса в возрасте от 8 до 9 лет, и 25 учащихся 2 «Д» класса в возрасте от 8 до 9 лет.
В ходе исследовательской работы были обозначены показатели и критерии воспитания ценностного отношения к природе у младших школьников.
В ходе реализации цели опытно-экспериментальной работы были проведены констатирующий, формирующий и контрольный этапы. На каждом этапе исследования была определена цель, структура, логика и выводы.
На констатирующем этапе эксперимента был подобран диагностический инструментарий исследования, осуществлена диагностика учащихся в ЭГ и КГ, исследован уровень воспитанности ценностного отношения к природе у младших школьников в ЭГ и КГ. Анализ полученных результатов показал, что у большинства исследуемых младших школьников преобладает низкий уровень воспитанности ценностного отношения к природе.
На основании полученных результатов констатирующего этапа был сделан вывод о необходимости проведения формирующего этапа. На формирующем этапе эксперимента нами был разработан и реализован комплекс педагогических условий. Для достижения поставленной цели на данном этапе с учащимися экспериментальной группы проводились внеурочные занятия экологической направленности.
На контрольном этапе эксперимента была осуществлена повторная диагностика учащихся в ЭГ и КГ. Сравнительная характеристика результатов констатирующей и контрольной диагностики позволила выявить положительную динамику воспитания ценностного отношения к природе у младших школьников. В ЭГ количество учащихся с низким уровнем воспитанности ценностного отношения к природе снизилось на 24%, количество учащихся со средним уровнем увеличилось на 16%, количество учащихся с высоким уровнем увеличилось на 8%. В КГ количество учащихся с низким уровнем воспитанности ценностного отношения к природе снизилось на 8%, со средним уровнем - увеличилось на 8%, с высоким уровнем - осталось неизменным.
Основываясь на полученные результаты, мы сделали вывод о том, что подобранный комплекс педагогических условий, реализуемый на внеурочных занятиях, является эффективным в работе по воспитанию ценностного отношения к природе у младших школьников во внеурочной деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что цель опытно-экспериментального исследования достигнута, гипотеза подтверждена.
1. Божович Л.И. Избранные психологические труды: проблема
формирования личности / под ред. Д.И. Фельдштейна. М: Международная педагогическая академия, 2000. 209 с.
2. Большой энциклопедический словарь / под ред. А.М. Прохорова. 2-е изд., доп. и перераб. СПб: Норинт, 2004. 1456 с.
3. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно¬
ориентированного воспитания. М: Педагогика. 2002. № 4. С. 43.
4. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности. Волгоград: Перемена, 2010. 180 с.
5. Васильева З.И. Научные направления и школа научной педагогики. СПб: Вестник Герценовского университета. 2018. № 12. С. 53-69.
6. Василенко В.А. Ценность и ценностное отношение. М: Академа. 2018. С. 41.
7. Выготский Л.С. Мышление и речь. М: Лабиринт, 2015. 352 с.
8. Давыдов В.В. Лекции по общей психологии: учеб. пособие для студентов вузов. М: Академия, 2010. 170 с.
9. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования. М: Просвещение, 2014. 39 с.
10. Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика
экологического сознания. М: Московский психолого-социальный институт, 2018. 268 с.
11. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Методики диагностики и коррекции отношения к природе. М: ЦКФЛ, 2018. 67 с.
12. Дистерверг А., Спенсер Г. Педагогическая классика: хрестоматия. М: АСОУ, 2017. 191 с.
13. Закревская О.В. Подходы к формированию ценностных ориентаций в воспитательном процессе. Екатеринбург: МБУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя», 2015. С. 43-44.
14. Зверев И.Д. Отношение школьников к природе. М: Педагогика,
2017. 128 с.
15. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: новый аспект образования. М: Просвещение, 2014. 138 с.
16. Зверев И.Д. Экологическое образование школьников. М: Просвещение, 2016. 220 с.
17. Зотов В.В. Воспитание у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к природе. Нижний Новгород: Вектор-ТИС, 2014. 89 с.
18. Иванова Г.П. Освоение нравственных ценностей учащимися образовательных школ в современных условиях. М: Социум, 2003. 159 с.
19. Иванова М.М. Формирование ценностного отношения к природе у младших школьников: дисс., канд. пед. наук. Вологда, 2005. 78 с.
20. Казакина М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе. М: ЛГПИ, 1989. 85 с.
21. Калинина Л.В. Формирование нравственных ценностных
ориентаций младших школьников. Иркутск: Восточно-Сибирская
государственная академия образования, 2016. 197 с.
22. Кирьякова А.В. Аксиология образования: ориентация личности в мире ценностей. М: Дом педагогики, 2016. 318 с.
23. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: для студентов высших и средних пед. учеб. заведений. М: Академия, 2017. 176 с.
24. Леонтьев А.Н. Жизненный мир человека и проблема ценностей // Психологический журнал. 1993. № 2. С. 13.
25. Магамадова Л.Х. Управление процессом развития
профессиональных ценностных ориентаций будущего учителя: дисс., канд. пед. наук. Таллин, 2000. 190 с.
26. Мальковская Т.Н. Ценностные ориентации и интересы школьников. М: НИИОП, 1990. 126с.
27. Министерство образования и науки Российской Федерации:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 6.10.2009 № 373 [Электронный ресурс]: URL:
https://fgos.ru/(дата обращения: 10.11.2020).
28. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., доп. М: Азбуковник,
1999. 944 с.
29. Олешков М.Ю. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины. М: Спутник+, 2015. С.17.
30. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения. М: Педагогика, 1990. 750 с.
31. Пидкасистый П.И. Педагогика: учебник для студентов высших учеб. заведений. 2-е изд., доп. и перераб. М: Академия, 2017. 619 с.
32. Плешаков А.А. Воспитание учащихся средствами учебного предмета «Окружающий мир» // Начальная школа. 2017. № 9. С. 25-29.
33. Рогова Р.М. Развитие гуманистического мировоззрения и ценностных ориентаций личности. М: Академия, 2004. 114 с.
34. Рокич М. Природа человеческих ценностей // Свободная пресса. 1973. № 5. С. 20-28.
35. Руссо Ж.Ж. Педагогические сочинения. М: Педагогика, 1990. 656 с.
36. Салеева Л.П. Использование игровых ситуаций при обучении младших школьников с целью формирования бережного отношения к природе. М: Академия, 2017. 152 с.
37. Сбитнева Е.С. Воспитание ценностного отношения к природе у детей младшего школьного возраста // Молодой учёный. 2018. № 26. С. 692-694.
38. Серебрякова Т.А. Ретроспективный взгляд на проблему ценностей и их роль в развитии современной личности // Наука и школа. 2010. № 3. С. 15-18.
39. Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе: учеб. пособие для студентов средних пед. учеб. заведение. М: Академия, 2017. 236 с.
40. Сластёнин В.А. Общая педагогика: учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений в 2 ч. М: Гуманит, 2017. 167 с.
41. Сластёнин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. М: Академия, 2016. 230 с.
42. Словарь психолого-педагогических понятий: справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения / Т.Г. Каленникова, А.Р. Боричевич. Минск: БГТУ, 2011. 68 с.
43. Тарасова Т.И. Экологическое образование младших школьников во внеурочной работе: учеб. пособие для студентов средних и высших пед. учеб. заведений. Борисоглебск: ЦРК. 146 с.
44. Фёдорова О.А. Ценность природы в восприятии младшего школьника // Народное образование. 2018. № 1. С. 224-226.
45. Фёдорова О.А. Роль педагога в процессе формирования у младших школьников ценностного отношения к природе // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2020. № 2. С. 105-107.
46. Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников: теория и методика внеурочной работы. М: Педагогическое общество России, 2016. 298 с.
47. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. М: Педагогическое общество России. 2010. 224 с.
48. Щуркова Н.Е. Ценностные отношения // Воспитание школьников. 2016. № 3. С. 18-24.
49. Эльконин Д.Б. Избранный психологические труды. М: Педагогика, 1990. 378 с.
50. Юркина С.В. Экологическое воспитание и образование младших школьников // Начальная школа плюс: До и После. 2016. № 7. С. 15-17.
51. Ясвин В.А. Мир природы в мире игр: опыт формирования отношения к природе. М: Эколого-просветительский центр «Заповедники»,
2000. 40 с.
52. Ясвин В.А. История и психология формирования экологической культуры. М: Наука, 2005. 336 с.
53. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. М: Смысл, 2010. 456 с.
54. Ясвин В.А. Экологическая психология образования как направление психолого-педагогической науки // Педагогика и психология.
2018. № 26. С. 42-49.