Воспитание ценностного отношения к природе у младших школьников во внеурочной деятельности
|
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы воспитания ценностного отношения к природе у младших школьников во внеурочной деятельности 9
1.1 Проблемы исследования ценностного отношения к природе у
младших школьников в психолого-педагогической литературе ... 9
1.2 Условия воспитания ценностного отношения к природе у
младших школьников во внеурочной деятельности 18
Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование процесса воспитания ценностного отношения к природе у младших школьников во внеурочной деятельности 25
2.1 Исследование уровня воспитанности ценностного
отношения к природе у младших школьников 25
2.2 Разработка и внедрение комплекса педагогических условий
воспитания ценностного отношения к природе у младших школьников во внеурочной деятельности 36
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 43
Заключение 54
Список используемой литературы 57
Приложение А Методика «Экологический светофор» 62
Приложение Б Методика «Выявление характера отношения к миру природы» 63
Приложение В Методика «Вербальная ассоциативная методика «ЭЗОП».
Глава 1 Теоретические основы воспитания ценностного отношения к природе у младших школьников во внеурочной деятельности 9
1.1 Проблемы исследования ценностного отношения к природе у
младших школьников в психолого-педагогической литературе ... 9
1.2 Условия воспитания ценностного отношения к природе у
младших школьников во внеурочной деятельности 18
Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование процесса воспитания ценностного отношения к природе у младших школьников во внеурочной деятельности 25
2.1 Исследование уровня воспитанности ценностного
отношения к природе у младших школьников 25
2.2 Разработка и внедрение комплекса педагогических условий
воспитания ценностного отношения к природе у младших школьников во внеурочной деятельности 36
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 43
Заключение 54
Список используемой литературы 57
Приложение А Методика «Экологический светофор» 62
Приложение Б Методика «Выявление характера отношения к миру природы» 63
Приложение В Методика «Вербальная ассоциативная методика «ЭЗОП».
В мире устанавливаются различные связи между личностью и природой, которые определяют возможность быть ему как природным, так и общественным существом. В XXI веке важной проблемой является экологический кризис, на фоне которого усиливается значение воспитания личности, обладающей ценностным отношением к природе.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (2009) утверждается, что развитие основ экологической культуры включает в себя принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранного, здоровьесберегающего, нерасточительного поведения. В соответствии с этим построена деятельность преподавателей начальной школы, которая предполагает воспитание у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к природе, экологического сознания, которое ориентированно на несуществование противопоставлений природы и человека.
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (2014) указываются приоритетные задачи образования: воспитание инициативного, компетентного, ответственного за состояние окружающей природы гражданина России, который знает и любит свою Родину, бережет и охраняет природу. Выделяются базовые национальные ценности: планета Земля, родная земля, забота об окружающей среде, бережное освоение природных ресурсов.
Младший школьный возраст является благоприятным для воспитания различных качеств и ценностей у человека. Дети в этом возрасте более восприимчивы к получаемой информации, у них преобладает эмоционально-чувственный способ познания окружающего мира. Ребёнок близок с природой, это даёт ему возможность осознать взаимосвязи в природе, нормы охраны, поведения в природе, а также провести оценку состояния окружающего мира и сделать правильный поступок, направленный на сохранение ресурсов природы. С поступления ребёнка в школу, начинается развитие его экологической культуры.
Изучением воспитания ценностного отношения к природе у младших школьников занимались А.Н. Леонтьев, Н.Е. Щуркова, Л.И. Божович. Авторы разрабатывали проблематику отношений, в своих научных трудах рассматривали отношения с точки зрения определенной силы, потенциала, которые определяют степень потребностей, заинтересованностей личности. Исследованием теоретических основ экологического образования младших школьников занимались А.А. Плешаков, Н.Ф. Виноградова. Авторы в своих работах сформулировали принципы, цели, охарактеризовали методические условия и содержание становления экологической культуры, занимались исследованием вопросов взаимоотношений младших школьников и природы.
Работы О.А. Федоровой, Л.В. Калининой посвящены изучению особенностей отношений «человек - природа». В своих трудах авторы рассматривали отношение к природе как интегративное свойство личности, которое выражает индивидуальную позицию. Переживание процесса общения с природой, тяготение в эмоциях, интересы, мотивы являются составляющими эмоционально-ценностного отношения к природе.
Вопросами развития ребёнка как субъекта познания, учения, деятельности, общения занимались Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов. Авторы заложили фундамент психологических основ концепции развивающего обучения, отражающих вхождение ребёнка в мир природы, общечеловеческой культуры и ценностей, развитие его самосознания. Они предлагали преодоление трудностей в развитии субъектности ребёнка с помощью включения его в решение учебных и проектных задач.
При всей значимости работ названных исследователей, они не исчерпывают многих проблем, значение которых повысилось в последнее время в связи с ухудшением экологической ситуации в мире. В школах уделяется мало внимания к процессу воспитания у младших школьников ценностного отношения к природе, позволяющему признать и осмыслить субъектность объектов окружающего мира.
Таким образом, в ходе анализа педагогических теорий и практик, посвященных проблеме воспитания у младших школьников ценностного отношения к природе, можно выделить объективное противоречие: между необходимостью воспитания ценностного отношения к природе у младших школьников (согласно программе духовно-нравственного развития ФГОС НОО) и недостаточной разработанностью педагогических условий, необходимых для воспитания ценностного отношения к природе; между современными подходами к процессу воспитания ценностного отношения к природе у детей младшего школьного возраста и возможностью их реализации в жизнедеятельности.
Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования: каковы педагогические условия, эффективно влияющие на воспитание ценностного отношения к природе у младших школьников во внеурочной деятельности?
Вышесказанные утверждения обусловили выбор темы бакалаврской работы: «Воспитание ценностного отношения к природе у младших школьников во внеурочной деятельности».
Цель исследования - разработать комплекс педагогических условий, направленный на воспитание ценностного отношения к природе у младших школьников и проверить его эффективность опытно-экспериментальным путём.
Объект исследования - процесс воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.
Предмет исследования - педагогические условия воспитания ценностного отношения к природе у младших школьников.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что процесс воспитания ценностного отношения к природе у младших школьников во внеурочной деятельности будет протекать эффективно, если:
- включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность игрового характера;
- использовать активные методы обучения, направленные на освоение вариативными способами природоохранной деятельности.
Задачи исследования:
1) проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме воспитания ценностного отношения к природе у младших школьников во внеурочной деятельности;
2) исследовать уровень воспитанности ценностного отношения к
природе у младших школьников;
3) выявить и внедрить комплекс педагогических условий, направленный на воспитание ценностного отношения к природе у младших школьников во внеурочной деятельности;
4) проанализировать и обобщить полученные результаты, доказать эффективность разработанного комплекса педагогических условий, направленного на воспитание ценностного отношения к природе у младших школьников во внеурочной деятельности.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме воспитания ценностного отношения к природе у младших школьников;
- эмпирические: наблюдение, беседа, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этап) по проблеме воспитания ценностного отношения к природе у младших школьников.
Новизна исследования: разработана совокупность педагогических условий, влияющих на повышение качества процесса воспитания ценностного отношения к природе у младших школьников во внеурочной деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что подобранный комплекс педагогических условий, направленный на воспитание ценностного отношения к природе у младших школьников во внеурочной деятельности, может быть использован педагогами начальной школы, педагогами дополнительного образования в образовательно-воспитательном процессе.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «Школа № 13 имени Бориса Борисовича Левицкого». Выборка включала 25 учащихся 2 «А» класса в возрасте от 8 до 9 лет, и 25 учащихся 2 «Д» класса в возрасте от 8 до 9 лет.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложений.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (2009) утверждается, что развитие основ экологической культуры включает в себя принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранного, здоровьесберегающего, нерасточительного поведения. В соответствии с этим построена деятельность преподавателей начальной школы, которая предполагает воспитание у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к природе, экологического сознания, которое ориентированно на несуществование противопоставлений природы и человека.
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (2014) указываются приоритетные задачи образования: воспитание инициативного, компетентного, ответственного за состояние окружающей природы гражданина России, который знает и любит свою Родину, бережет и охраняет природу. Выделяются базовые национальные ценности: планета Земля, родная земля, забота об окружающей среде, бережное освоение природных ресурсов.
Младший школьный возраст является благоприятным для воспитания различных качеств и ценностей у человека. Дети в этом возрасте более восприимчивы к получаемой информации, у них преобладает эмоционально-чувственный способ познания окружающего мира. Ребёнок близок с природой, это даёт ему возможность осознать взаимосвязи в природе, нормы охраны, поведения в природе, а также провести оценку состояния окружающего мира и сделать правильный поступок, направленный на сохранение ресурсов природы. С поступления ребёнка в школу, начинается развитие его экологической культуры.
Изучением воспитания ценностного отношения к природе у младших школьников занимались А.Н. Леонтьев, Н.Е. Щуркова, Л.И. Божович. Авторы разрабатывали проблематику отношений, в своих научных трудах рассматривали отношения с точки зрения определенной силы, потенциала, которые определяют степень потребностей, заинтересованностей личности. Исследованием теоретических основ экологического образования младших школьников занимались А.А. Плешаков, Н.Ф. Виноградова. Авторы в своих работах сформулировали принципы, цели, охарактеризовали методические условия и содержание становления экологической культуры, занимались исследованием вопросов взаимоотношений младших школьников и природы.
Работы О.А. Федоровой, Л.В. Калининой посвящены изучению особенностей отношений «человек - природа». В своих трудах авторы рассматривали отношение к природе как интегративное свойство личности, которое выражает индивидуальную позицию. Переживание процесса общения с природой, тяготение в эмоциях, интересы, мотивы являются составляющими эмоционально-ценностного отношения к природе.
Вопросами развития ребёнка как субъекта познания, учения, деятельности, общения занимались Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов. Авторы заложили фундамент психологических основ концепции развивающего обучения, отражающих вхождение ребёнка в мир природы, общечеловеческой культуры и ценностей, развитие его самосознания. Они предлагали преодоление трудностей в развитии субъектности ребёнка с помощью включения его в решение учебных и проектных задач.
При всей значимости работ названных исследователей, они не исчерпывают многих проблем, значение которых повысилось в последнее время в связи с ухудшением экологической ситуации в мире. В школах уделяется мало внимания к процессу воспитания у младших школьников ценностного отношения к природе, позволяющему признать и осмыслить субъектность объектов окружающего мира.
Таким образом, в ходе анализа педагогических теорий и практик, посвященных проблеме воспитания у младших школьников ценностного отношения к природе, можно выделить объективное противоречие: между необходимостью воспитания ценностного отношения к природе у младших школьников (согласно программе духовно-нравственного развития ФГОС НОО) и недостаточной разработанностью педагогических условий, необходимых для воспитания ценностного отношения к природе; между современными подходами к процессу воспитания ценностного отношения к природе у детей младшего школьного возраста и возможностью их реализации в жизнедеятельности.
Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования: каковы педагогические условия, эффективно влияющие на воспитание ценностного отношения к природе у младших школьников во внеурочной деятельности?
Вышесказанные утверждения обусловили выбор темы бакалаврской работы: «Воспитание ценностного отношения к природе у младших школьников во внеурочной деятельности».
Цель исследования - разработать комплекс педагогических условий, направленный на воспитание ценностного отношения к природе у младших школьников и проверить его эффективность опытно-экспериментальным путём.
Объект исследования - процесс воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.
Предмет исследования - педагогические условия воспитания ценностного отношения к природе у младших школьников.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что процесс воспитания ценностного отношения к природе у младших школьников во внеурочной деятельности будет протекать эффективно, если:
- включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность игрового характера;
- использовать активные методы обучения, направленные на освоение вариативными способами природоохранной деятельности.
Задачи исследования:
1) проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме воспитания ценностного отношения к природе у младших школьников во внеурочной деятельности;
2) исследовать уровень воспитанности ценностного отношения к
природе у младших школьников;
3) выявить и внедрить комплекс педагогических условий, направленный на воспитание ценностного отношения к природе у младших школьников во внеурочной деятельности;
4) проанализировать и обобщить полученные результаты, доказать эффективность разработанного комплекса педагогических условий, направленного на воспитание ценностного отношения к природе у младших школьников во внеурочной деятельности.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме воспитания ценностного отношения к природе у младших школьников;
- эмпирические: наблюдение, беседа, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этап) по проблеме воспитания ценностного отношения к природе у младших школьников.
Новизна исследования: разработана совокупность педагогических условий, влияющих на повышение качества процесса воспитания ценностного отношения к природе у младших школьников во внеурочной деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что подобранный комплекс педагогических условий, направленный на воспитание ценностного отношения к природе у младших школьников во внеурочной деятельности, может быть использован педагогами начальной школы, педагогами дополнительного образования в образовательно-воспитательном процессе.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «Школа № 13 имени Бориса Борисовича Левицкого». Выборка включала 25 учащихся 2 «А» класса в возрасте от 8 до 9 лет, и 25 учащихся 2 «Д» класса в возрасте от 8 до 9 лет.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложений.
В современном образовании и воспитании актуальной является проблема воспитания ценностного отношения к природе у младших школьников во внеурочной деятельности.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования указывается, что развитие основ экологической культуры включает в себя принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранного, здоровьесберегающего, нерасточительного поведения. Одним из требований является воспитание ценностного отношения к природе у младших школьников как к базовой нравственности.
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», указываются приоритетные задачи образования: воспитание инициативного, компетентного, ответственного за состояние окружающей природы гражданина России, который знает и любит свою Родину, бережет и охраняет природу. Выделяются базовые национальные ценности: планета Земля, родная земля, забота об окружающей среде, бережное освоение природных ресурсов.
Вклад в разработку и исследование проблемы воспитания ценностного отношения к природе у младших школьников внесли Л.И. Божович, С.Д. Дерябо, Л.В. Калинина, А.Н. Леонтьев, В.А. Сластенин, О.А. Фёдорова, И.В. Цветкова, Н.А. Щуркова, В.А. Ясвин и др.
В теоретической части исследования было выявлено, что младший школьный возраст является благоприятным для воспитания различных качеств и ценностей у человека. Дети в этом возрасте более восприимчивы к получаемой информации, у них преобладает эмоционально-чувственный способ познания окружающего мира. Ребёнок близок с природой, это даёт ему возможность осознать взаимосвязи в природе, нормы охраны, поведения в природе, а также провести оценку состояния окружающего мира и сделать правильный поступок, направленный на сохранение ресурсов природы. С поступления ребёнка в школу, начинается развитие его экологической культуры.
При воспитании ценностного отношения к природе у младших школьников происходит отбор методов и форм обучения, позволяющий организовать общение школьника с природой непосредственно, и, воздействуя на эмоциональную сферу ребёнка, систематизировать и расширять представления о природе. Условием этого общения является внеурочная деятельность, которая является формой организации свободного времени школьников и составной частью учебно-воспитательного процесса.
Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ «Школа № 13 имени Бориса Борисовича Левицкого». Выборка включала 25 учащихся 2 «А» класса в возрасте от 8 до 9 лет, и 25 учащихся 2 «Д» класса в возрасте от 8 до 9 лет.
В ходе исследовательской работы были обозначены показатели и критерии воспитания ценностного отношения к природе у младших школьников.
В ходе реализации цели опытно-экспериментальной работы были проведены констатирующий, формирующий и контрольный этапы. На каждом этапе исследования была определена цель, структура, логика и выводы.
На констатирующем этапе эксперимента был подобран диагностический инструментарий исследования, осуществлена диагностика учащихся в ЭГ и КГ, исследован уровень воспитанности ценностного отношения к природе у младших школьников в ЭГ и КГ. Анализ полученных результатов показал, что у большинства исследуемых младших школьников преобладает низкий уровень воспитанности ценностного отношения к природе.
На основании полученных результатов констатирующего этапа был сделан вывод о необходимости проведения формирующего этапа. На формирующем этапе эксперимента нами был разработан и реализован комплекс педагогических условий. Для достижения поставленной цели на данном этапе с учащимися экспериментальной группы проводились внеурочные занятия экологической направленности.
На контрольном этапе эксперимента была осуществлена повторная диагностика учащихся в ЭГ и КГ. Сравнительная характеристика результатов констатирующей и контрольной диагностики позволила выявить положительную динамику воспитания ценностного отношения к природе у младших школьников. В ЭГ количество учащихся с низким уровнем воспитанности ценностного отношения к природе снизилось на 24%, количество учащихся со средним уровнем увеличилось на 16%, количество учащихся с высоким уровнем увеличилось на 8%. В КГ количество учащихся с низким уровнем воспитанности ценностного отношения к природе снизилось на 8%, со средним уровнем - увеличилось на 8%, с высоким уровнем - осталось неизменным.
Основываясь на полученные результаты, мы сделали вывод о том, что подобранный комплекс педагогических условий, реализуемый на внеурочных занятиях, является эффективным в работе по воспитанию ценностного отношения к природе у младших школьников во внеурочной деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что цель опытно-экспериментального исследования достигнута, гипотеза подтверждена.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования указывается, что развитие основ экологической культуры включает в себя принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранного, здоровьесберегающего, нерасточительного поведения. Одним из требований является воспитание ценностного отношения к природе у младших школьников как к базовой нравственности.
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», указываются приоритетные задачи образования: воспитание инициативного, компетентного, ответственного за состояние окружающей природы гражданина России, который знает и любит свою Родину, бережет и охраняет природу. Выделяются базовые национальные ценности: планета Земля, родная земля, забота об окружающей среде, бережное освоение природных ресурсов.
Вклад в разработку и исследование проблемы воспитания ценностного отношения к природе у младших школьников внесли Л.И. Божович, С.Д. Дерябо, Л.В. Калинина, А.Н. Леонтьев, В.А. Сластенин, О.А. Фёдорова, И.В. Цветкова, Н.А. Щуркова, В.А. Ясвин и др.
В теоретической части исследования было выявлено, что младший школьный возраст является благоприятным для воспитания различных качеств и ценностей у человека. Дети в этом возрасте более восприимчивы к получаемой информации, у них преобладает эмоционально-чувственный способ познания окружающего мира. Ребёнок близок с природой, это даёт ему возможность осознать взаимосвязи в природе, нормы охраны, поведения в природе, а также провести оценку состояния окружающего мира и сделать правильный поступок, направленный на сохранение ресурсов природы. С поступления ребёнка в школу, начинается развитие его экологической культуры.
При воспитании ценностного отношения к природе у младших школьников происходит отбор методов и форм обучения, позволяющий организовать общение школьника с природой непосредственно, и, воздействуя на эмоциональную сферу ребёнка, систематизировать и расширять представления о природе. Условием этого общения является внеурочная деятельность, которая является формой организации свободного времени школьников и составной частью учебно-воспитательного процесса.
Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ «Школа № 13 имени Бориса Борисовича Левицкого». Выборка включала 25 учащихся 2 «А» класса в возрасте от 8 до 9 лет, и 25 учащихся 2 «Д» класса в возрасте от 8 до 9 лет.
В ходе исследовательской работы были обозначены показатели и критерии воспитания ценностного отношения к природе у младших школьников.
В ходе реализации цели опытно-экспериментальной работы были проведены констатирующий, формирующий и контрольный этапы. На каждом этапе исследования была определена цель, структура, логика и выводы.
На констатирующем этапе эксперимента был подобран диагностический инструментарий исследования, осуществлена диагностика учащихся в ЭГ и КГ, исследован уровень воспитанности ценностного отношения к природе у младших школьников в ЭГ и КГ. Анализ полученных результатов показал, что у большинства исследуемых младших школьников преобладает низкий уровень воспитанности ценностного отношения к природе.
На основании полученных результатов констатирующего этапа был сделан вывод о необходимости проведения формирующего этапа. На формирующем этапе эксперимента нами был разработан и реализован комплекс педагогических условий. Для достижения поставленной цели на данном этапе с учащимися экспериментальной группы проводились внеурочные занятия экологической направленности.
На контрольном этапе эксперимента была осуществлена повторная диагностика учащихся в ЭГ и КГ. Сравнительная характеристика результатов констатирующей и контрольной диагностики позволила выявить положительную динамику воспитания ценностного отношения к природе у младших школьников. В ЭГ количество учащихся с низким уровнем воспитанности ценностного отношения к природе снизилось на 24%, количество учащихся со средним уровнем увеличилось на 16%, количество учащихся с высоким уровнем увеличилось на 8%. В КГ количество учащихся с низким уровнем воспитанности ценностного отношения к природе снизилось на 8%, со средним уровнем - увеличилось на 8%, с высоким уровнем - осталось неизменным.
Основываясь на полученные результаты, мы сделали вывод о том, что подобранный комплекс педагогических условий, реализуемый на внеурочных занятиях, является эффективным в работе по воспитанию ценностного отношения к природе у младших школьников во внеурочной деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что цель опытно-экспериментального исследования достигнута, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- Воспитание ценностного отношения к природе у младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - Воспитание ценностного отношения к природе у младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2022 - Формирование ценностного отношения к прекрасному у младшего школьника во внеурочной деятельности
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - Формирование бережного отношения к природе у младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - ВОСПИТАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Воспитание у младших школьников ответственного отношения к природе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5760 р. Год сдачи: 2018 - Формирование культурного поведения у младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2019 - Формирование ценностного отношения к природе в младшем школьном возрасте (на примере кружка «Оригами»)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016



