Продвижение учреждения социокультурной сферы
средствами PR и рекламы с целью привлечения новой аудитории
(на примере МБУК «Каргасокский районный Дом культуры»)
ВВЕДЕНИЕ 10
Глава 1.ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ PR И РЕКЛАМЫ КАК ИНСТРУМЕНТОВ ПРОДВИЖЕНИЯ КОМПАНИИ НА РЫНКЕ 14
1.1. Продвижение: понятие, сущность, функции и цели 14
1.2. Маркетинговые коммуникации и их использование в продвижении 21
1.3. Интернет-маркетинг как современная форма продвижения организации
26
1.4. Особенности продвижения учреждения социокультурной сферы 42
2. АНАЛИЗ РЕКЛАМНОЙ И PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МБУК
«Каргасокский РДК» 52
2.1. Общая характеристика деятельности МБУК «Каргасокский РДК» 52
2.2. Анализ направлений и средств PR и рекламы в деятельности МБУК
«Каргасокский РДК» 69
2.3. Проектные рекомендации по продвижению учреждения социокультурной сферы средствами PR и рекламы с целью привлечения новой аудитории (на
примере МБУК «Каргасокский РДК») 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 95
ПРИЛОЖЕНИЯ 98
ПРИЛОЖЕНИЕ А. «МБУК «Каргасокский РДК» с. Каргасок ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Статья в газете «Северная правда» «Завоевали Гран-при»» от 25.12.2013г.
ПРИЛОЖЕНИЕ В. «Статья в газете «Северная правда» «Россия начинается с гармони» от 28.06.2013г.»
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. «Работа по организации культурно - развлекательного досуга населения, в том числе и молодежи МБУК «Каргасокский РДК» ПРИЛОЖЕНИЕ Д. «План мероприятий Каргасокского районного Дома культуры за 2015 год»
ПРИЛОЖЕНИЕ Е «Афиша МБУК «Каргасокский РДК» в газете «Северная правда» от 11.05.2016г.»
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж «Статья МБУК «Каргасокский РДК» в газете «Северная правда» от 13.05.2016г.»
ПРИЛОЖЕНИЕ З «Статистика посещений молодежных мероприятий МБУК «Каргасокский РДК» (2013 -2015 гг.)»
ПРИЛОЖЕНИЕ И «АНКЕТА»
ПРИЛОЖЕНИЕ К «Таблица 6. Результаты маркетингового исследования» ПРИЛОЖЕНИЕ Л «Фирменный стиль учреждения» МБУК «Каргасокский РДК»
ПРИЛОЖЕНИЕ М. «Фотографии клубных формирований МБУК «Каргасокский РДК»
ПРИЛОЖЕНИЕ Н «Макет главной страницы сайта МБУК «Каргасокский РДК» ПРИЛОЖЕНИЕ О «Страницы МБУК «Каргасокский РДК» в «Вконтакте» и «Одноклассниках»
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в современных экономических условиях ни одно предприятие не может нормально функционировать без развития современных рекламных и PR-технологий, внедрение которых помогает продвижению компаний. Использование рекламы и PR вместе с другими элементами комплекса маркетинга в продвижении компании является одной из наиболее важных маркетинговых тенденций последних лет. Практически каждая компания стремится стать лидером на своём рынке и создать своё собственное имя. А для этого нужно разработать эффективную политику продвижения и умело управлять процессом продвижения.
Сегодня всё чаще фирмы отдают предпочтение PR акциями и информационным материалам в прессе, а потом уже выпускают рекламу товара, которая знакомит потребителя с особенностями новых товаров и услуг. Производители сначала рассказывают о своих товарах или услугах по телевизору и радио, размещают статьи в прессе, а только потом рекламируют. Положительно сформированный образ товара или услуги работает на благоприятное впечатление потребителя к продукту, а затем и на всю фирму в целом.
Проблема эффективного применения технологий маркетинга является одной из главных для многих предприятий. Таким образом, разработка рекомендаций и методов эффективного внедрения рекламных и PR-технологий в маркетинговую деятельность является важнейшим звеном для оптимизации деятельности предприятия в целом.
Степень изученности проблемы.
Исследованиям применения маркетинговых технологий в связях с общественностью посвящены работы многих авторов, среди них следует отметить Ф. Котлера, С. Блэк, Е.А. Блажное, И.Л. Викентьва, Т.Д. Маслова, В.А. Моисеева, Н.Ю. Соболева, А.Н. Чумикова, М. Маерсона, а также других авторов и специалистов в этой области.
Работы отечественных ученых акцентируются на теоретических и практических аспектах применения технологий маркетинга, рассматриваются примеры его практической реализации. Зарубежные авторы рассматривают технологии маркетинга применительно к западным экономическим условиям, и для его успешной реализации на отечественных предприятиях необходимо учитывать российскую специфику.
Несмотря на то, что на сегодняшний день активно изучаются проблемы применения технологий маркетинга на практике, все же многие темы остаются недостаточно изученными [31, с.4].
Теоретико - методологической основой для написания дипломной работы послужили работы следующих авторов: Ф. Котлера, И. Манна, И.М. Синяевой, И. В. Успенского, В. Холмогорова и других.
Проблемная ситуация ВКР связана с тем, что бюджетные учреждения культуры не осознают практическую значимость PR и рекламных технологий в их продвижении на рынке услуг. На сегодняшний день большинство учреждений социокультурной сферы проводят такие мероприятия стихийно, не видя конечной цели данной кампании.
Проблема ВКР: как с помощью рекламных и PR-технологий увеличить целевую аудиторию МБУК «Каргасокский РДК» и тем самым оптимизировать деятельность предприятия в целом?
Объект ВКР - Продвижение учреждения.
Предмет ВКР - Продвижение учреждения средствами PR и рекламы.
Цель ВКР - Доказать необходимость использования PR и рекламы в продвижении учреждения на рынке и разработать проектные рекомендации по продвижению МБУК «Каргасокский РДК» средствами PR и рекламы для привлечения новых целевых аудиторий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
1. Рассмотреть понятие продвижения, его сущность, функции и цели.
2. Определить роль маркетинговых коммуникаций в продвижении компании на рынке.
3. Выявить особенности продвижения учреждения социокультурной сферы.
4. Дать общую характеристику учреждению, определить его место в маркетинговой и социальной среде, рассмотреть целевые аудитории.
5. Провести анализ рекламной и PR деятельности МБУК «Каргасокский РДК».
5. Разработать проектные рекомендации по продвижению МБУК «Каргасокский РДК» средствами PR и рекламы, с целью привлечения новых целевых аудиторий.
В качестве методов были использованы: теоретический анализ литературы, сбор эмпирических данных, синтез теоретических и эмпирических материалов.
Теоретическая значимость заключается в обосновании необходимости определения путей к эффективной реализации маркетинговой деятельности учреждения и в разработке проекта внедрения рекламных и PR-технологий в систему продвижения услуг МБУК «Каргасокский РДК».
Практическая значимость ВКР заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для оптимизации деятельности не только МБУК «Каргасокский РДК», но и других учреждениях социокультурной сферы.
Положение, выносимое на защиту: Необходимость совершенствования средств рекламной и PR-деятельности учреждения в продвижении МБУК «Каргасокский РДК».
Место прохождения преддипломной практики МБУК «Каргасокский районный Дом культуры» село Каргасок.
Данная ВКР состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников, приложений. Структура работы подчинена решению основных целей и задач.
Во введении обосновывается актуальность заявленной темы ВКР, определена степень изученности проблемы, обозначены объект и предмет исследования, сформулированы цель и задачи, установлена практическая значимость исследования, научная новизна, описана общая структура работы.
Первая глава посвящена рассмотрению и изучению теоретических особенностей использования PR и рекламы как инструментов продвижения кампании на рынке. Описаны основные понятия, сущность, цели и функции продвижения. Выявлены особенности продвижения учреждения социокультурной сферы.
Во второй главе дана общая характеристика учреждения, определено его место в маркетинговой и социальной среде, рассмотрены целевые аудитории. Проведён анализ рекламной и PR деятельности МБУК «Каргасокский РДК». Разработаны проектные рекомендации по продвижению МБУК «Каргасокский РДК».
В заключении ВКР подведены итоги, сформулированы результаты исследования и проектные рекомендации.
Список использованных источников содержит 35 наименований.
В современных условиях ни одна фирма не может нормально функционировать без развития современных рекламных и PR-технологий, внедрение которых помогает продвижению компаний. Любая компания стремится стать лидером на своём рынке и создать своё собственное имя. Для этого нужно разработать эффективную политику продвижения и умело ей управлять. Из этого следует, что разработка рекомендаций и методов эффективного внедрения рекламных и PR-технологий в маркетинговую деятельность является важнейшим звеном для оптимизации деятельности предприятия в целом.
В рамках социально-культурной деятельности, в современных условиях, продвижение учреждения социокультурной сферы является одной из наиболее приоритетных задач. Подавляющее большинство отечественных учреждений не имеют четкой стратегии продвижения. Более того, планирование коммуникаций либо вообще не осуществляется, либо оно выборочно и непостоянно. Для того, чтобы оставаться конкурентоспособным в изменяющихся условиях современного социокультурного пространства и насыщения рынка социокультурных услуг, учреждениям культуры необходимо быстро и гибко реагировать на все изменения, происходящие в окружающей его среде, что возможно лишь при наличие эффективной стратегии продвижения социокультурного продукта[1, с.58].
Учреждения культуры не смогут существенно изменить характер своих услуг: театры предлагают спектакли, музеи - выставки и экспозиции, Дома культуры - концерты и дискотеки. Функционируют они в основном за счет бюджетного финансирования, соответственно цены в значительной степени регулируются государством. Место продаж тоже, как правило, оказывается жестко фиксированным: не продукт доставляется к потребителю, а потребитель к продукту. Поэтому главным маркетинговым рычагом в сфере культуры фактически становится продвижение [9, с.115].
Цель дипломной работы была достигнута. Была доказана необходимость использования PR и рекламы в продвижении учреждения культуры на рынке. Были решены следующие задачи:
1. Рассмотрено понятие продвижения, сущность, функции и цели.
2. Определена роль маркетинговых коммуникаций в продвижении компании на рынке.
3. Выявлены особенности продвижения учреждения социокультурной сферы.
4. Дана общая характеристика МБУК «Каргасокский РДК», определено его место в маркетинговой и социальной среде, рассмотрены целевые аудитории.
5. Проведён анализ рекламной и PR деятельности МБУК «Каргасокский РДК».
5. Разработаны проектные рекомендации по продвижению МБУК «Каргасокский РДК» средствами PR и рекламы, с целью привлечения новых целевых аудиторий.
Было предложено:
1. Разработать фирменный стиль учреждения.
2. Создать корпоративный сайт учреждения.
3. Создать группы в социальных сетях («Вконтакте» и «Одноклассниках»).
4. Включить в традиционную программу МБУК «Каргасокский РДК» мероприятия, исключительно для молодёжи.
Элементы фирменного стиля позволят МБУК «Каргасокский РДК» правильно идентифицировать учреждение в сознании посетителей и сделать его более запоминаемым.
Грамотно разработанный сайт позволит существенно повысить рост объема продаж услуг МБУК «Каргасокский РДК» и обеспечить эффективные коммуникации с целевой аудиторией, при значительном снижении расходов на рекламу, что немаловажно для МБУК «Каргасокский РДК».
Была предложена структура сайта для МБУК «Каргасокский РДК». Приведены примерные единовременные расходы на создание корпоративного сайта и групп в социальных сетях и ежегодные расходы на его содержание. Следуя пожеланиям целевой аудитории, были созданы группы в социальных сетях «Вконтакте» и «Одноклассниках». Чтобы заинтересовать молодёжную аудиторию и обратить внимание на сайт и группы, было предложено начинать работу с организации на них конкурсов, и предложено несколько вариантов фото-конкурсов.
Также для привлечения молодёжной аудитории, было рекомендовано включить в традиционную программу МБУК «Каргасокский РДК» мероприятия, направленные исключительно на молодёжную аудиторию. Учесть все пожелания молодёжи и объявить, например, хореографический конкурс «Танцуем вместе», который будет рассчитан только на молодёжную аудиторию с учётом всех её возрастных особенностей.
Предложенные проектные рекомендации призваны улучшить информационно-коммуникационную деятельность МБУК «Каргасокский РДК», а также привлечь новую целевую аудиторию, а именно молодёжь.
1. Аналитика культурологии. 2007, № 1 .с. 276
2. Алексунин В. А. Электронная коммерция и маркетинг в Интернете/ Родигина В. В. - М.: Изд - во «Дашков и К», 2005. - 216 с.
3. Артюхова Т.З. Маркетинг. Часть II: учебное пособие/. Томский политехнический университет. - 3-е изд., перераб. и доп. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2013. - 236 с.
4. Брендинг: понятие, цель, процесс [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.nazaykin.ru/_br_branding.htm, свободный. - Брендинг: понятие, цель, процесс.
5. Ботыгин И.А. Информационная безопасность: Учебное пособие. - Томск: Издательство ТПУ. 2012г. - с.7
6. Берман Б., Эванс Д.Р. Маркетинг. М.: Экономика, 2000- 340 с
7. Батра Р. Рекламный менеджмент./Р.Батра, Дж.Дж.Майерс, Д.А.Аакер. М., 2009. -784 с.
8. Барсукова С.В. Международное рекламное дело.- М.: Финансы, 1999.
9. Балабанова Л.В. Маркетинг, менеджмент.- Донецк, 2011.-с. 389
10. Драгичевич-Шешич М. Маркетинг организаций культуры [Текст] / М. Драгичевич-Шсшич // Артменеджер / Журнал для профессионалов. - Москва: ЗАО «Холдинговая Компания « Блиц-Информ», 2002. - № 2. - С. 3-6.
11. Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг менеджмент. 12-е изд. - СПб.:Питер, 2012. - 816с.
12. Котлер Ф. Основы маркетинга/ Г. Армстронг, Д. Сондерс, В. Вонг. - М. - Изд - во «Вильямс», 2004. - 943 с.
13. Кислицына В.В. Маркетинг. Учебник. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2015.: ил. - 464 с.
14. Катлип С.М., Сентер А.Х., Брум Г.М. Паблик рилейшнз. Теория и практика. -М.: Вильямс, 2000. - С. 274.
15. Котлер Ф. Все билеты проданы. Маркетинговые исследования в исполнительских искусствах/ Дж. Шефф. М.: Издательство Классика XXI, 2004.
- 688 с.
16. Манн И. Клиентоориентированность: что делать, как делать, взять и
сделать. [Электронный ресурс]. - Режим доступа
http://www.sttategy.com.ua/Artides/Content?Id=1478, свободный. - Стратегии
17. Маркетинг: учебник для вузов. 4-е издание. Стандарт четвёртого поколения.
- СПб.: Питер, 2012. - 560 с.
18. Моисеева А. П. Основы теории коммуникации: Учебное пособие. - Томск: Издательство ТПУ. 2004 г. - 128 с.
19. Маркетинг: учебник для вузов. 3-е изд., - СПб.: Питер, 2009. -384 с.
20. Основные цели интернет-маркетинга [Электронный ресурс]. - Режим
доступа, http://anforjoomla.ru/mfo/856-osnovnye-celi-intemet-marketinga,
свободный. - Основные цели интернет - маркетинга.
17. Поисковой маркетинг: основные показатели поискового маркетинга [Электронный ресурс]. - Режим доступа
http://medmarketing.com.ua/blog/pokazateli-search-marketing_57, свободный. -
22. Паблик рилейшнз: Учеб. пособие для вузов /Пер. с англ. под ред. Б.Л. Ерёмина. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2014. - 416 с.
23. Петрик Е.А. Интернет - маркетинг. -М.: МФПА, 2004. - 299 с.
24. Синяева И.М. Маркетинг PR и рекламы: учебник для студентов вузов/. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 495с.
25. Синяева И.М., Романенкова О.Н. Маркетинг: теория и практика: учебник для бакалавров/., - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Издательство Юрайт, 2013. - 665 с.
26. Сухова С. Интернет - маркетинг на 100 %/ Питер; СПб., 2009. - 53 с.
27. Устав МБУК «Каргасокский РДК»
28. Успенский И. В. Интернет - маркетинг. Учебник. [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.aup.ru/books/m80/1.htm, свободный.
29. Холмогоров В. Интернет - маркетинг. Краткий курс. - Санкт - Петербург.: ПИТЕР, 2002. - 271 с.
30. Что такое CTR, CPM, PPC, CPA? [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://itfstudio.ru/content/materials/ctr, свободный. - Что такое CTR, CPM, PPC, CPA?
31. Юрасов А. В. Интернет - маркетинг/ А. В. Иванов. - М.: Издательство: Г орячая линия - Телеком, 2011. - 246 с.
32. Юрасов А.В. Основы электронной коммерции. Учебник для вузов. — М.: Издательство: Телеком, 2008. - 480 с.
33. KPI (Key Performance Indicator): разработка и применение показателей бизнес-процесса. Показатели эффективности / Business Studio [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.businessstudio.ru/procedures/business/kpi, свободный.
34. Megagroup.ru Создание сайтов. [Электронный ресурс]. - режим доступа http: //megagroup. ru/price
35. Public Relations. Связи с общественностью для бизнеса: практические приёмы и технологии / П.А. Кузнецов. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. - 296 с.