ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Становление и развитие института президента РФ
1.2 Конституционный статус президента РФ, его место и роль в системе органов государственной власти
1.3 Полномочия и функции президента Российской Федерации
2 РОЛЬ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТСТВА В ФОРМИРОВАНИИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Полномочия Президента РФ по определению основных направлений внешней политики
2.2 Роль и функции Президента РФ в сфере формирования и реализации внешней политики РФ
2.3 Полномочия и роль Президента РФ по представлению России в международных отношениях
3 ИНСТИТУТ ПРЕЗИДЕНТСТВА В ФОРМИРОВАНИИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО И РОССИЙСКОГО ОПЫТА
3.1 Институт президентства зарубежных стран
3.2 Сравнительный анализ института президентства России и зарубежных стран, их роли во внешней политике государства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
В современном понимании «институт президентства» - это единоличный государственный орган власти с полномочиями исполнительной власти и функциями главы государства.
Под функциональным содержанием понятия «президент» понимается совокупность основных направлений его деятельности, выражающих социальное назначение президентской власти.
Должность главы государства - должность системы государственного управления, деятельность, согласно которой вносит основной вклад в управление государством и страной в целом.
Сегодня в каждой стране существует институт главы государства, который представляет собой должностное лицо, стоящее на высшей ступени в иерархии государственных институтов.
Конституционно-правовой институт главы государства включает в себя нормы, регламентирующие его место и роль, связь с другими государственными органами, способы замещения, полномочия, функции, ответственность.
Роль главы государства в реализации государственной власти находится в зависимости от формы правления и политического режима. Согласно конституционно-правовым актам глава государства может воплощать законодательную и исполнительную власть одновременно, только исполнительную власть, быть за пределами ветвей власти.
Глава государства, президент, является символом единства государства, гарантом независимости в части международных договоров, международных отношений и государственных территорий, выступает посредником и судьей с целью нормального функционирования государственной власти, для чего глава государства имеет полномочия, закрепленные на законодательном уровне.
Президент Российской Федерации, являясь институтом государственной власти, главой российского государства, гарантом Конституции РФ, представляет собой основное звено всего государственного управления Российской Федерации, призванный выполнять определенные функции, заложенные в полномочиях, регламентированных Конституцией Российской Федерации.
Институт Президентства в РФ является одним из наиболее важных в системе государственных органов, так как именно институт президента лежит в основе регулирования внешней и внутренней политики государства, определяет социально-экономическое развитие страны в целом. От эффективности института президентства зависит положение и статус страны в мире, ее положение на международном уровне, что так же влияет на формирование и реализацию внешней политики государства.
Президент как глава государства занимает во внешнеполитической сфере особое положение, что связано с необходимостью обеспечения принципа единства внешней политики. На Президенте РФ лежит ответственность за проводимый им внешнеполитический курс. В соответствии с Конституцией РФ он определяет основные направления внешней политики государства и осуществляет меры по обеспечению её реализации.
Увеличение важности роли института президентства в Российской Федерации в управлении государством, значимости влияния президента на все институты государственной власти в сложных экономических и политических условиях для России, обусловили актуальность выбранной темы работы «Роль института президентства в формировании внешней политики государства: российский и зарубежный опыт».
Ключевая проблема данного исследования заключается в разной степени важности, которую институт президенства занимает в России и в зарубежных странах. Данная работа призвана проанализировать особенности российского и зарубежного опыта в этой сфере, для чего предлагается ряд критериев, по которым предпринимается попытка провести сравнительный анализ.
В целом актуальность темы исследования заключается в том, что важную роль в достижении целей, стоящих перед Российской Федерацией, в социально-экономическом развитии и укреплении своего положения на мировой арене, призван играть именно Президент Российской Федерации, который в соответствии со своими полномочиями осуществляет руководство внешней политикой страны и как глава государства представляет Россию в международных отношениях.
Объектом исследования работы является институт президентства.
Предметом исследования является правовое положение, полномочия и функций президента РФ и президентов зарубежных стран в части, касающейся внешней политики государства.
Целью данной работы является определение роли и места института президентства в формировании внешней политики государства на основе анализа российского и зарубежного опыта.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть становление и развитие института президента РФ;
- определить конституционный статус президента РФ, его место и роль в системе органов государственной власти;
- рассмотреть полномочия и функции президента Российской Федерации, включая полномочия президента РФ по определению основных направлений внешней политики;
- выявить роль и функции Президента РФ в сфере формирования и реализации внешней политики РФ;
- проанализировать полномочия и роль Президента РФ по представлению России в международных отношениях;
- проанализировать институт президентства зарубежных стран;
- провести сравнительный анализ института президентства России и зарубежных стран, их роли во внешней политике государства и выявить их сходства и различия;
Методологическую базу данной работы составили следующие методы:
- системный подход к рассмотрению структуру российского законодательства по выбранной теме, проанализировать особенности института президентства в разных странах;
- сравнительный метод, который позволит нам сопоставить между собой особенности института президентства в России и зарубежных странах, выявить то, как этот институт влияет на формирование внешней политики разных государств. Для эффективного применения этого метода мы предлагаем выделить следующие критерии: полномочия президента, исполняемые им функции, роль президента в политике страны;
- институциональный подход, который позволяет посмотреть на структуру государственного аппарата в рассматриваемых государствах;
- метод правового моделирования,
- нормативный метод.
Хронологические рамки работы будут различны для РФ и зарубежных стран. Для РФ хронологические рамки – это современность начиная с 1991 года, ведь именно в это время Россия стала независимым государством, после чего был установлен институт президентства, который претерпел немало изменений до современной ситуации в 2023 году. В зарубежном опыте мы также постараемся проследить историю развитию института президенства, начиная от создания первых конституций и установления президентских институтов до настоящего времени.
Нормативную базу исследования составили:
- Конституция РФ и действующее законодательство РФ ;
- Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» ;
- Указ Президента РФ «Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации» ;
- Указ Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» ;
- Указ Президента РФ «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» ;
- Указ Президента РФ «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в регионе Российской Федерации» ;
- Указ Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» ;
- Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» ;
- Федеральный закон «Об обороне» ;
- Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» ;
- Федеральный закон «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» ;
- Указ Президента РФ «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» и многие другие;
Степень научной разработанности. Теоретической базой исследования послужили труды ведущих отечественных ученых и специалистов в области конституционного права, вопросов государственного управления и внешней политики, других смежных наук, таких как: Прудников А.С. , Виноградов В.А. , Авакьян С.А. , Васильева С.В. , Андриченко Л.В. и Умнова И.А , а также Носов С.И. и др. Эти авторы посвятили большое количество работ (в первую очередь, учебников), которые часто цитируются в русскоязычном академическом пространстве и на которые мы опираемся и ссылаемся в нашем исследовании.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, сформулированные выводы и определения дополняют науку конституционного права, их можно использовать как основу для дальнейшего теоретико-правового исследования публичной власти в России, а также отдельных полномочий Президента РФ: в системе конституционной законности, в системе государственного контроля, в системе полномочий регулирования внешней политики государства.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные по итогам исследования теоретические выводы могут использоваться юристами и научными специалистами как рекомендации по совершенствованию законодательного регулирования института президентства в Российской Федерации, его роли в управлении государством, включая формирование и реализацию внешней политики страны.
Материалы исследования могут быть использованы учителями в школах и вузах в процессе преподавания следующих дисциплин: «Конституционное право России», «Конституционное право зарубежных стран», «Теория государства и права».
Структура исследования обусловлена целью, кругом рассматриваемых вопросов и включает: введение, три главы, заключение, список использованных источников и литературы, состоящий из 72 источников. Объём работы составляет 80 страниц.
За столь короткую историю своего развития Президент Российской Федерации «доказал способность использовать предоставленные ему Конституцией полномочия, а также формировать фактическую конституцию в заданном им направлении, создавая не предусмотренные им политические институты»:
а) институт ежегодных прямых многочасовых обращений к народу (Прямой эфир с народом), что само по себе является уникальным политическим институтом для мировой политики в целом;
б) институт многочасовых пресс-конференции Президента РФ, на которые аккредитуют своих представителей тысячи российских и зарубежных СМИ, что также является новшеством в мировой политике;
в) Институт Общественной палаты РФ, созданный в 2004 г. как противовес к отмене прямых выборов глав субъектов Российской Федерации (а также к отмене одномандатных округов на выборах в Государственную Думу) и для смягчения недовольства оппозиции выстраиваем таким образом «вертикаль власти»;
г) институт преемника президента как альтернатива изменению формы правления государства (грузинский вариант) или снятию ограничений на количество президентских законодательных органов (белорусский вариант); к чести В.В. Путин отверг эти варианты, хотя и усилил полномочия президента, увеличив в полтора раза его законодательный орган;
д) институт рокировки постов президента и премьер-министра, не имеющий аналогов в мировой политике;
е) институт фактического лидерства В.В. Путина в качестве премьер-министра, т.е. вне зависимости от президентского статуса, что также не имеет аналогов в мировой истории;
ж) Институт Народного Народного Фронта как возможный резерв партии; и другие учреждения. Действительно, Президент Владимир Путин долгие годы постиг профессионализм в исполнении своих полномочий, а также в достижении своего авторитета как на уровне России, так и на 60-й международной арене.
Следует отметить, что сегодня в обществе институт президентства характеризуется в основном деятельностью вышеназванного лица, что обосновывает предположение Н.А. Бобровой и наше мнение. Категории полномочий Президента Российской Федерации, сформулированные различными правоведами, носят универсальный характер. Такие классификации соответствуют всем сферам жизни общества, а также распространяются на все виды государственных органов. Несмотря на это, особое внимание ученых-правоведов сосредоточено на полномочиях главы государства по отношению к органам исполнительной власти.
Многие ученые на примере своих классификаций выделяют такие отношения в отдельную группу. И этому есть рациональное объяснение. Подавляющее большинство задач, необходимых для проведения реформ и обеспечения согласованного и эффективного функционирования общества в целом, находится в ведении исполнительной власти, в частности органов государственной исполнительной власти. Требование реализации таких архивных и сложных задач содержит зерно истины. Из этого следует, что такой подход не останется без внимания Президента Российской Федерации, который, в свою очередь, осуществляет постоянный контроль с использованием всего перечня полномочий за деятельностью и согласованным взаимодействием всех органов государственной власти, в том числе исполнительной ветви власти.
Исходя из этого, следует также отметить, что Президент Российской Федерации является прежде всего главой государства, его первым лицом, которое должно соблюдать установленные законом требования. Несмотря на сложившуюся практику в сфере управления, где главе государства принадлежит фактическое первенство в исполнительной власти, Президенту в соответствии с Конституцией РФ принадлежит только статус главы государства. Так или иначе, проанализировав конституционные нормы, можно прийти к выводу, что: «Президент Российской Федерации, по существу, является главой исполнительной власти, а также высшим главой Правительства, поскольку глава государства, по большому счету, осуществляет общее стратегическое управление».
Сейчас Президент Российской Федерации не является главой исполнительной власти или главой какой-либо ветви власти вообще. По совокупности задач и полномочий, составляющих компетенцию главы государства, Президент, несомненно, занял лидирующее место в государственной системе. Он направляет свои полномочия на обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, а также соблюдение Основного закона страны и защиту прав и свобод человека и гражданина, защиту государственного суверенитета. Если рассматривать полномочия Президента РФ, то можно было бы предположить, что он обладает абсолютной неприкосновенностью, но Конституция РФ и законодатель в целом предусмотрели для него определенную систему сдержек и противовесов. Иными словами, произвол со стороны главы государства может быть пресечен институтами юридической ответственности.
Наиболее популярным является институт отрешения Президента Российской Федерации, который представляет собой достаточно сложную процедуру, состоящую из нескольких этапов, и в ней также задействованы практически все высшие органы власти. Сегодня возникает необходимость в совершенствовании как оснований отрешения Президента от должности, так и порядка привлечения его к конституционно-правовой ответственности. Считается необходимым, тщательно проанализировав законодательство, упростить процедуру отрешения Президента от должности в Российской Федерации, разработать механизм ее реализации и четко зафиксировать все это в соответствующем законодательстве.
Однако для того, чтобы органы государственной власти не злоупотребляли ограничением деятельности Президента, пытаясь постоянно привлекать его к ответственности или иными способами, существует специальный институт гражданского права, обеспечивающий бесперебойную работу главы государства – система гарантий деятельности Президента Российской Федерации. Это важный элемент его конституционно-правового статуса, наряду с его полномочиями, вступлением в должность, функциями и всем комплексом прав, обязанностей и ответственности, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Следует признать, что Президент в России не является главой какой-либо конкретной ветви власти, тем более главой исполнительной власти, как многие предполагают, он находится вне общепризнанного принципа разделения властей. В то же время Президент Российской Федерации обладает некоторыми полномочиями, присущими всем ветвям власти. Законодательная (проявляет законодательную инициативу, принимает Декреты), исполнительная (председательствует на заседаниях Правительства РФ, курирует министров «силового блока») и судебная (может участвовать в реализации процедуры помилования осужденных).
Огромны и контрольные полномочия Президента Российской Федерации. По совокупности задач и полномочий, составляющих компетенцию главы государства, Президент, несомненно, занял лидирующее место в государственной системе. Он направляет свои полномочия на обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, а также соблюдение Основного закона страны и защиту прав и свобод человека и гражданина, защиту государственного суверенитета. Анализ показывает, что существуют определенные различия в реализации конституционной ответственности президента в разных государствах. Однако везде этот процесс связан с определенными условиями и реализация ответственности главы государства происходит более комплексно, чем реализация юридической ответственности в отношении рядового гражданина.
Изучение зарубежного опыта института юридической ответственности президента представляет значительный интерес, позволяет по-новому взглянуть на аналогичные нормы российского законодательства, возможно, позволит внести в них определенные изменения и усовершенствования. Институт президентства в Российской Федерации носит достаточно широкий характер и не может сводиться только к деятельности главы государства.
Считаем целесообразным отнести к учреждению президентства также деятельность Администрации Президента Российской Федерации в лице ее ведомств и должностных лиц, деятельность таких совещательных органов, как Совет Безопасности и Государственный Совет. Важным элементом функционирования президентской власти является деятельность полномочных представителей Президента Российской Федерации. Такие полномочные представители действуют в некоторых органах государственной власти Российской Федерации (Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации. Также существует институт полномочных представителей в федеральных округах и на уровне субъектов Российской Федерации. Являясь должностными лицами Администрации Президента Российской Федерации, такие полномочные представители способствуют реализации его полномочий и, прежде всего, контрольных полномочий Президента Российской Федерации
1. Венская Конвенция о праве международных договоров (Заключена в Вене 23.05.1969) - Официальный сайт компании «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 12.01.2023)
2. Закон РСФСР от 24.04.1991 № 1098-1 «О Президенте РСФСР» (утратил силу). - Официальный сайт компании «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 12.01.2023)
3. Конституция Кыргызской Республики от 27.06.2010 [Текст] // Эркинтоо. 2010. № 25. Ст. 61 (с изм. и доп. в ред. от 11.01.2023).
4. Конституция Республики Азербайджан [Электронный ресурс] // Президентура Республики Азербайджан. URL: https://static2.president.az/media/ W1siZiIsIjIwMTgvMDMvMDkvY3dodDN2dzF0X0tvbnN0dXRpc3lhX1 JVUy5wZGYiXV0? sha=83f38924a4086483 (дата обращения: 11.01.2023).
5. Конституция Республики Армения [Электронный ресурс] // Законодательство стран СНГ. URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=2950 (дата обращения: 11.01.2023).
6. Конституция Республики Армения от 5 июля 1995 года [Электронный ресурс] // ЦДДК. URL: http://cddk.ru/gos_i_religia/f_law/armenia/004.htm (дата обращения: 11.01.2023).
7. Конституция Республики Беларусь [Электронный ресурс] // Президентура Республики Беларусь. URL: http://www.pravo.by/pravovayainformatsiya/ normativnyedokumenty/konstitutsiyarespublikibelarus (дата обращения: 11.01.2023)
8. Конституция Республики Казахстан (принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года) от 30.08.1995 [Текст] // Казахстанская правда. 1995. Ст. 217.
9. Конституция Республики Молдова [Электронный ресурс] // Президентура Республики Молдова. URL: http://www.presedinte.md/titlul3#5 (дата обращения: 11.01.2023).
10. Конституция Республики Таджикистан [Электронный ресурс] // Президентура Республики Таджикистан. URL: http://www.president.tj/ru/taxonomy/term/5/112 (дата обращения: 11.01.2023).
11. Конституция Республики Узбекистан [Электронный ресурс] // Конституционный закон Республики Узбекистан. URL: http://constitution.uz/ru (дата обращения: 11.01.2023).
12. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ) - Официальный сайт компании «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 12.01.2023)
13. Конституция США [Электронный ресурс] // URL: https://constitution.congress.gov/constitution/ (дата обращения: 11.01.2023)
14. Конституция Французской Республики // Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л. А. Окунькова. — М.: Издательская группа ИНФРА-М — НОРМА, 1997. — С. 665—682.
15. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 21.04.2021 «Послание Президента Федеральному Собранию» - Официальный сайт компании «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 12.01.2023)
16. Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» - Официальный сайт компании «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 12.01.2023)
17. Указ Президента РФ от 06.04.2004 № 490 (ред. от 25.04.2022) «Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации». - «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 12.01.2023)
18. Указ Президента РФ от 06.05.2011 № 590 (ред. от 07.03.2020.) «Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации». - «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 12.01.2023)
19. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 20.11.2020) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» - «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 12.01.2023)
20. Указ Президента РФ от 09.07.1997 № 696 (ред. От 13.05.2021) «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в регионе Российской Федерации». - «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 12.01.2023)
21. Указ Президента РФ от 21.09.1993 N 1400 (ред. от 10.01.2003) «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» (утратил силу). - Официальный сайт компании «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 12.01.2023)
22. Указ Президента РФ от 23.05.1996 № 763 (ред. От 03.03.2022) «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» - «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 12.01.2023)
23. Указ Президента РФ от 30.11.2016 N 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» - Официальный сайт компании «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 12.01.2023)
24. Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003 № 19-ФЗ (ред. от 05.12.2022). - Официальный сайт компании «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 12.01.2023)
25. Федеральный закон «Об обороне» от 31.05.1996 № 61-ФЗ (ред. От 04.11.2022.) - «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 12.01.2023)
26. Федеральный закон от 12.02.2001 № 12-ФЗ (ред. от 22.12.2020) «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи». - «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 12.01.2023)
27. Федеральный закон от 15.07.1995 N 101-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О международных договорах Российской Федерации» - Официальный сайт компании «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 12.01.2023)
28. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (ред. От 19.12.2022) - «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 12.01.2023)
29. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (ред. От 19.12.2022) - «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 12.01.2023)
30. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 N 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» - Официальный сайт компании «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 12.01.2023)
31. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ (ред. От 03.07.2016) «О чрезвычайном положении». - «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 12.01.2023)
II. Литература
II.1. Монографии
32. Дегтев, В.Г. Становление и развитие института президента России / В.Г. Дегтев. - М.: Юрист, 2019. - 237 с.
33. Эбзеев, Б. С. Конституция, власть и свобода в России: Опыт синтетического исследования / Б. С. Эбзеев. - М.: Проспект, 2014. - 336 с.
II.2. Научные статьи
34. Айбатов, М.М. Принцип разделения властей в государственно-политической системе России: историко-правовой анализ / М.М. Айбатов // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. - 2020. - №1 - С.9-14
35. Боярцев, М.С. Роль президента РФ в определении государственной политики / М.С. Боярцев // Нацбезопасность - 2022. - №11 - С.17-22
36. Ибрагимова Г. Ш. Президент РФ в системе разделения властей // Государство и право: теория и практика: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 15–17
37. Колотилин А. В. Президент Российской Федерации как гарант укрепления правового и конкурентоспособного государства // Научный журнал НИУ ИТМЛО. — 2013 — № 1. — с.15–20.
38. Крайнов Г. Н. Эволюция системы международных отношений и ее особенности на современном этапе // Ученые записки Худжандского государственного университета им.академика Б.Гафурова. — 2015. — № 1. — с. 47–55.
39. Краснов, М.А. Законодательно закрепленные полномочия Президента России М.А. Краснов // Сравнительное конституционное обозрение. - 2018. - №4 - С.19-24
40. Меджидовна М.Т. Зарождение и развитие института президентской власти в зарубежных странах // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. – 2007. – Т 92. – С. 3-6.
41. Михалёва, И.В. Президент Российской Федерации, как субъект современного политического процесса / И.В. Михалева // Регионоведческие исследования. - 2020. - № 2 (17). - С.195-199.
42. Парганаева, Д.Н. Внутренние и внешние функции государства: исследование основных проблем / Д.Н. Парганаева // Ленинградский юридический журнал. - 2019. - №1 (51) - С.24-31
43. Паречина С.Г. Институт президентства: история и современность / Под общ.ред. Е.В. Мутасевича. – Минск: Институт социально–политических исследований при Администрации Президента Республики Беларусь, – 2003. – С. 19-29
44. Прокофьев, В.Н. Институт президентства и эффективность взаимодействия государственных органов // В.Н. Прокофьев // Государственная служба. - 2018. - №2 - С.6-11
45. Протозанов, С.А. Внешнеполитические полномочия Президента РФ / С.А. Протозанов // Вестник Южно-Уральского государственного университета - 2021. - №1. - С.100-105.
46. Рамазанов, А.Х. Сравнительный анализ реализации принципа разделения властей в России и США / А.Х Рамазанов, Г.А. Сапаева // Юридический вестник ДГУ. - 2020. - №3. - С.16-21.
47. Рыжкова, А.Г. Характерные особенности института президентства в РФ на современном этапе / А.Г. Рыжкова. // Молодой ученый. - 2019. - № 10 (196). - С. 138-140.
48. Сулимин, А.Н. Особенности института главы государства в системе государственного управления Российской Федерации / А.Н. Сулимин. - 2019 - № 7 - С.35-39
49. Цалиев, А.М. Конституционно-правовая ответственность Президента Российской Федерации / А.М. Цалиев // Вестник Владикавказского научного центра. - 2019. - №2. - С. 20-24.
II.3. Учебники и учебные пособия
50. Авакьян, С.А. Конституционное право России / С.А. Авакьян. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 911 с.
51. Андриченко, Л.В. Конституционное право России / Л.В. Андриченко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. - 551 с.
52. Астафичев, П.А. Конституционное право России / П.А. Астафичев . - М.: РИОР, 2020. - 390 с.
53. Беспалый, И.Т. Государственное право Российской Федерации / И.Т. Беспалый. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2019. - 539 с.
54. Васильева, С.В. Конституционное право России / С.В. Васильева. - М.: Юрайт, 2020. - 560 с.
55. Габричидзе, Б.Н. Система органов государственной власти России / Б.Н. Габричидзе. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. - 479 с.
56. Лазарев В.В. Теория государства и права. Учебник для академического бакалавриата/ В.В. Лазарев, С.В. Липень. – 5-е изд., исп. и доп. – М.: Юрайт, – 2019. – С. 503
57. Мухаев, Р.Т. Правоведение / Р.Т. Мухаев. - М.: Юрайт, 2020. - 431 с.
58. Никули, В.В. Конституционное право Российской Федерации / В.В. Никулин. - Тамбов: ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2019. - 332 с.
59. Носов, С.И. Конституционное право Российской Федерации / С.И. Носов. - М.: Статут, 2019. - 391 с.
60. Нудненко, Л.А. Конституционное право / Л.А. Нудненко. - М.: Юрайт, 2020. - 500 с.
61. Огородников, А.А. Институт президента России как институт высшей центральной государственной власти / А.А. Огородников. - М.: Современный мир, 2019. - 459 с.
62. Прудников, А.С. Конституционное право России / А.С. Прудников. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. - 767 с.
63. Соколов, И.А. Конституционное право Российской Федерации / И.А. Соколов. - М.: МГИУ, 2019. - 260 с.
64. Соколова, Л.Г. Основы государственного и муниципального управления / Л.Г. Соколов. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2020. - 142 с.
65. Умнова, И.А. Конституционное право Российской Федерации / И.А. Умнова. - М.: РАП, 2020. - 382 с.
66. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник, изд., перераб.и доп. – М.: Юристъ, – 2000. – С. 600
67. Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт / В.Е. Чиркин.– М.: Зерцало, – 1998. – С. 477
68. Шахрай, С. М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры /C. М. Шахрай. - М.: Статут, 2017. - 624 с.
69. Шахрай, С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник / С.М. Шахрай. - М.: Статут, 2020. - 624 с.
70. Эбзеев, Б.С. Конституционное право России / Б.С. Эбзеев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. - 671 с.
II.4. Справочные издания
71. Зорькин, В. Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) /B. Д. Зорькин. - М.: Норма, Инфра-М, 2011. -1008 с.
III. Интернет-ресурсы
72. Администрация Президента России [Электронный ресурс] // Официальный сайт - Режим доступа: http://www.kremlin.ru (дата обращения: 12.01.2023)