Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДРУЖБЕ

Работа №118712

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы60
Год сдачи2019
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
99
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования у детей 6-7 лет представлений о дружбе 8
1.1 Проблема формирования у детей 6-7 лет представлений о дружбе
в психолого-педагогических исследованиях 8
1.2 Характеристика педагогических условий формирования у детей
6-7 лет представлений о дружбе 14
Глава 2. Экспериментальное исследование по формированию у детей 6-7 лет представлений о дружбе 21
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 6-7 лет
представлений о дружбе 21
2.2 Содержание работы по реализации педагогических условий
формирования у детей 6-7 лет представлений о дружбе 31
2.3 Определение эффективности экспериментальной работы
по формированию у детей 6-7 лет представлений о дружбе 37
Заключение 45
Список используемой литературы 47
Приложения

Актуальность темы исследования заключается в том, что на сегодняшний день в связи с социальными процессами, влияющими на воспитание детей, происходит трансформация традиционного нравственного воспитания, имеющего очень важное значения для общества и всего процесса социализации детей, направленного на усвоение ими основных правил и норм поведения с целью беспроблемной социальной адаптации.
Традиционное нравственное воспитание не только претерпевает трансформацию, но и зачастую теряет свое значение, поэтому вопрос о нравственном воспитании становится важным не только в рамках семейного воспитания, но и дошкольного, что видно, исходя из Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (2013), в рамках которого духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности.
Отдельное внимание акцентируется на формировании у детей дошкольного возраста представлений о дружбе, что является основой нравственного становления детей. Развитие представлений о дружбе способствует становлению представлений о социальных нормах, особенностях взаимодействия, что играет весьма важное значение в процессе дальнейшего становления детей в контексте социального развития.
Особенностями формирования у детей 6-7 лет представлений о дружбе занимались следующие авторы: Ш.А. Амонашвили, А.В. Запорожец, Г.М. Кождаспирова, В.К. Котырло, А.А. Люблинская, В.С. Мустафина, Л.Н. Прокошенко и др.
Анализ и обобщение психолого-педагогической и научно-методической литературы показывает, что проблема формирования у детей 6-7 лет представлений о дружбе является актуальной в аспекте нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста и требует дальнейшей теоретической и экспериментальной разработки.
Таким образом, можно выделить существующее противоречие: между необходимостью формирования у детей 6-7 лет представлений о дружбе в аспекте нравственного воспитания и недостаточной разработанностью содержания, форм и методов работы для решения данной задачи в условиях дошкольной образовательной организации.
Исходя из актуальности темы и выделенного противоречия, нами выделена проблема исследования: каковы педагогические условия формирования у детей 6-7 лет представлений о дружбе?
Целью исследования является теоретическое обоснование и реализация педагогических условий формирования у детей 6-7 лет представлений о дружбе.
Объект исследования - процесс формирования у детей 6-7 лет представлений о дружбе.
Предмет исследования - педагогические условия формирования у детей 6-7 лет представлений о дружбе.
Гипотеза исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет представлений о дружбе буде эффективным, если будут реализованы следующие педагогические условия:
- применение в работе с детьми активных методов: игра, чтение, беседа, упражнения, решение проблемные ситуации;
- формирование у детей правил поведения в ходе совместной
деятельности педагога и детей в режимных моментах;
- вовлечение родителей непосредственно в образовательную
детальность по формированию у детей представлений о дружбе.
Для достижения поставленной цели предстоит решить ряд основополагающих задач исследования.
1. Проанализировать психолого-педагогические основы формирования у детей 6-7 лет представлений о дружбе.
2. Выявить уровень сформированности у детей 6-7 лет представлений о дружбе.
3. Обосновать и экспериментально проверить эффективность
реализации педагогических условий формирования у детей 5 6-7 лет представлений о дружбе.
4. Определить эффективность экспериментальной работы по формированию у детей 6-7 лет представлений о дружбе.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение передового педагогического опыта;
- эмпирические: наблюдение, беседа, анкетирование, психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий, контрольный этапы;
- методы обработки результатов: качественный и количественный анализы результатов исследования.
Теоретической основой исследования являются теоретические положения об особенностях формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о дружбе Ш.А. Амонашвили, О.В. Дыбиной, Г.М. Кождаспирова, Н.Я. Михайленко, В.С. Мустафиной, Е.О. Смирновой, Л.П. Смолиной и др.
Новизна исследования:
- определены педагогические условия формирования представлений о дружбе у детей 6-7 лет;
- представлено содержание работы по реализации педагогических условий формирования у детей 6-7 лет представлений о дружбе.
Теоретическая значимость исследования заключается в определении особенностей формирования представлений о дружбе у детей 6-7 лет.
Практическая значимость исследования определяется тем, что в работе обоснованы и представлены особенности реализации педагогических условий, направленных на формирование у детей 6-7 лет представлений о дружбе, которые могут применяться, как педагогами, так и родителями в процессе нравственного воспитания детей.
Экспериментальная база исследования: государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Выселки муниципального района Ставропольский Самарской области структурное подразделение детский сад «Чебурашка».
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (43 источника) и 11 приложений. Работа проиллюстрирована 14 таблицами и 10 рисунками.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблемой формирования представлений о дружбе у детей дошкольного возраста занимались следующие авторы: Ш.А. Амонашвили, О.В. Дыбина, Г.М. Кождаспирова, Н.Я. Михайленко, В.С. Мустафина, Е.О. Смирнова, Л.П. Смолина и др.
Психолого-педагогической основой формирования у детей 6-7лет представлений о дружбе является:
- оптимизация отношений между родителем и ребенком;
- оптимизация отношений ребенка со сверстниками;
- расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка;
- развитие способности анализировать свои переживания и результаты своих действий и поступков.
Педагогическими условиями формирования у детей 6-7лет представлений о дружбе выступают:
- применение в работе с детьми активных методов: игра, чтение, беседа, упражнение, решение проблемных ситуаций;
- формирование у детей правил поведения в ходе совместной деятельности педагога и детей в режимных моментах;
- вовлечение родителей непосредственно в образовательную детальность по формированию у детей представлений о дружбе.
Во второй части нашего исследования описана разработанная нами и проведенная экспериментальная работа по формированию представлений о дружбе у детей 6-7 лет.
Для проведения эксперимента было сформировано две группы детей: экспериментальная - 20 человек и контрольная - 20 человек.
На основании анализа научно-теоретических и методических исследований мы определили цели и задачи экспериментальной работы, которая включила в себя три этапа: констатирующий - изучение уровня представлений о дружбе у детей 6-7 лет; формирующий - реализация 45
педагогических условий по формированию у детей 6-7 лет представлений о дружбе; контрольный - определение эффективности проведенной работы.
На этапе констатирующего эксперимента было проведено обследование уровня сформированности представлений о дружбе у детей экспериментальной и контрольной групп.
Далее был организован и проведен формирующий эксперимент, в котором принимали участие дети экспериментальной группы. На формирующем этапе мы реализовали педагогические условия формирования у детей 6-7 лет представлений о дружбе, заявленные нами выше.
Для проверки степени эффективности проведенной системы работы нами был организован контрольный эксперимент, на котором повторно обследовался уровень сформированности представлений о дружбе у детей 6-7 лет экспериментальной и контрольной групп, а также проводился сравнительный анализ полученных данных.
Сравнительный анализ экспериментальной и контрольной группах показывает значительное преобладание положительной динамики у детей экспериментальной группы.
Полученные экспериментальные данные свидетельствуют об эффективности разработанной нами системы работы реализации педагогических условий.
Таким образом, подтвердилась наша гипотеза, цель и задачи исследования были достигнуты.



1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] // Режим доступа : http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
2. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике [Текст] / Ш.А. Амонашвили. - М. : Издательский Дом Ш. Амонашвили, 2014. - 496 с.
3. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.1. [Текст] / Б.Г. Ананьев. - М. : Педагогика, 2015. - 232 с.
4. Бабаева, Т.И. Дошкольники на пороге XXI века [Текст] / Т.И. Бабаева // Педагогика и психология дошкольного и начального образования: анализ прошлого и взгляд в будущее. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2016. - С. 3-6.
5. Белобыкина, О.А. Диагностика самосознания в детском возрасте [Текст] / О.А. Белобыкина. - СПб. : Речь, 2011. - 203 с.
6. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д.Б. Богоявленская. - М. : Академия, 2015. - 320 с.
7. Бодунов, М.В. Структура формально-динамических
особенностей активности личности [Текст] / М.В. Бодунов // Вопросы психологии. - 2016. - № 5. - С. 129.
8. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - СПб. : Питер, 2004. - 274 с.
9. Воспитание дружеских чувств у детей [Текст] / Под ред. Л.Н. Прокошенко, В.К. Котырло. - Киев : Педагогическая школа, 2007. - С. 84-156.
10. Выготский, Л.С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Издательство ЭКСМО-Пресс, 1998. - 108 с.
11. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский - СПб. : Союз, 2005 - 127 с.
12. Годовикова, Д.Б. Формирование познавательной активности [Текст] / Д.Б. Годовикова // Дошкольное воспитание - 2015. - № 1. - С. 28-32.
13. Дошкольная педагогика [Текст] / Под ред. В.И. Логиновой, П.П. Саморуковой. - М. : Просвещение, 1995. - 456 с.
14. Дыбина, О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и
эксперименты для дошкольников: методическое пособие [Текст]
/ О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина. - М. : Творческий центр «Сфера»,2015. - 212 с.
15. Запорожец, А.В. Психология действия [Текст] / А.В. Запорожец.
- М. : МПСИ: Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2014. - 736 с.
16. Зверева, О.Л. Общение педагога с родителями в ДОО: методический аспект [Текст] / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М. : ТЦ Сфера, 2012. -80 с.
17. Карабанова, О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка [Текст] / О.А. Карабанова. - М. : Российское педагогическое агентство, 2016. - 191 с.
18. Карпова, С.Н. Игра и нравственное развитие дошкольников [Текст] / С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк. - М. : МГУ, 2014. - 144 с.
19. Кождаспирова, Г.М. Педагогика [Текст] / Г.М. Кождаспирова. - М. : Гуманитарный издательский центр «Владос», 2003 - 128 с.
20. Коломийченко, Л.В. Концепция социального развития детей дошкольного возраста [Текст] / Л.В. Коломийченко // Детский сад от А до Я.
- 2014. - № 5. - С. 32.
21. Концепция дошкольного воспитания [Текст] // Дошкольное воспитание. - М. : Просвещение, 2014. - № 5. - С. 10-23.
22. Крулехт, М.В. Дошкольник и рукотворный мир [Текст] / М.В. Крулехт. - СПб. : Детство-Пресс, 2015.- 160 с.
23. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М. : Педагогика, 2016. - 320 с.
24. Люблинская, А.А. Активность и направленность дошкольник [Текст]: хрестоматия по возрастной психологии / А.А. Люблинская. - М., 2015. - 320 с.
25. Люблинская, А.А. Детская психология [Текст] / А.А. Люблинская. - М. : Просвещение,2014. - 378 с.
26. Маневцова, Л.М. О развитии познавательных интересов детей [Текст] / Л.М. Маневцева // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 11. - С.26¬29.
27. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя [Текст] / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. - М. : Изд-во «ГНОМ и Д», 2015. - 96 с.
28. Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для
дошкольников [Текст] : книга для воспитателя детского сада /
З.А. Михайлова. - М. : Просвещение, 2014. - 94 с.
29. Мустафина, B.C. Значение ориентации на сверстника в усвоении нравственных норм детьми дошкольного возраста [Текст] : автореф. ... канд. пед. наук / В.С. Мустафина. - М., 2016. - 23 с.
30. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст] / В.С. Мухина. - М., 2015. - 456 с.
31. Образ «Я» [Текст] / Под.ред. Д.Б.Эльконина, А.Л. Венгера. - М., 2014. - 165 с.
32. Петровский, В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст] / В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. - М. : Новая школа, 2016. - 137 с.
33. Платонов, К.К. Структура и развитие личности [Текст] /
К.К. Платонов. - М., 2015. - 255 с.
34. Руссова, С. Теория и практика дошкольного воспитания, Львов- Краков-Париж [Текст] / С. Руссова. - М Просвещение, 2016. - 176 с.
35. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2014. - 712 с.
36. Рузская, А. Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками [Текст] / А. Рузская // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 2. - С. 49.
37. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф Исаев, Е.Н. Шилов. - М. : «Академия», 2004. - 344 с.
38. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция [Текст] / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 158 с
39. Смирнова, Е.О. Психология ребенка [Текст] : учебник для педагогических училищ и вузов / Е.О. Смирнова. - М. : Школа-Пресс, 2016. - 178 с.
40. Смолина, Л.П. Дружба в дошкольном возрасте и отношение к ней взрослых [Текст] /Л.П. Смолина // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. - 2014. - № 4. - С. 73-76.
41. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст] / Г.А. Урунтаева. - М., 2014. - 336с.
42. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / А.П. Усова. - М. : Педагогика, 2016. - 96 с.
43. Эльконин, Д.Б. Избранные педагогические труды [Текст] / Д.Б. Эльконин; под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. - М., 2015. - 742 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ