Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические вопросы формирования патриотических чувств у младших школьников на уроках литературного чтения 8
1.1 Психолого-педагогические основы формирования патриотических чувств у младших школьников 8
1.2 Условия формирования патриотических чувств младших школьников на уроках литературного чтения 17
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию патриотических чувств у младших школьников на уроках литературного чтения 25
2.1 Выявление уровня сформированности патриотических чувств у младших школьников на уроках литературного чтения 25
2.2 Разработка и внедрение комплекса уроков по литературному чтению, направленного на формирование патриотических чувств у младших школьников 35
2.3 Анализ результатов сформированности патриотических чувств у младших школьников 41
Заключение 49
Список используемой литературы 52
Приложение А Количественные результаты по всем диагностическим методикам в экспериментальной и контрольной группе на констатирующем этапе эксперимента 57
Приложение Б Количественные результаты по всем диагностическим методикам в экспериментальной и контрольной группе на контрольном этапе эксперимента 59
Одной из важных проблем современного общества считается формирование патриотических чувств младших школьников. Патриотические чувства, прежде всего, определяются внутренним и этическим климатом современности в целом, а также историей, которая питает социальную жизнь поколений.
Роль и значение патриотических чувств возрастают в истории, когда объективные тенденции развития общества сопровождаются увеличением напряжения сил граждан. Проявление патриотизма в современном мире отмечено значительными порывами, особой жертвенностью во имя своего народа, своей страны. Это все говорит о патриотизме как о сложном и, безусловно, неординарном явлении.
Главной составляющей формирования патриотических чувств является любовь к своей стране, содержанием которого выступает уважение к Родине и готовность пожертвовать своими личными интересами во благо страны.
Уровень сформированности патриотических чувств, который преобладает в современном мире, в большинстве случаев не соответствует потребностям общества в целом. И поэтому важно скорректировать и внести в учебный процесс начальной школы, чтобы уже правильное устройство помогало правильно формировать патриотические чувства.
На современном этапе формирование патриотических чувств можно обозначить как предкритическое. Согласно данным, представленным на сайте, на вопрос «Если говорить о патриоте, то в каких поступках проявляются патриотические чувства более четко?» А также попросили привести примеры таких поступков. Большинство отвечали, что вслух называть себя патриотом не этично.
Прежде всего, чтобы найти выход из данной ситуации, нужно правильно воспитывать достойного патриота своей страны. По нашему мнению, одним из главных условий формирования патриотических чувств является начальная школа. В период взросления у младших школьников появляются потенциалы для нравственного воспитания ребят.
Данная проблема анализировалась в работах философов Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, Г.В. Плеханова; педагогов В.С. Вахтеров, А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинский.
Психологи Л.В. Выготский, С.Л. Рубинштейн пришли к выводу, что младший школьный возраст считается наиболее оптимальным для формирования патриотических чувств.
В.Г. Белинский говорил, что патриотические чувства определяются прежде всего как активная любовь к своей Родине, которая проявляется не только в любовании своего родного края, но и в его усовершенствовании и развитии.
Проблема формирования патриотических чувств также обсуждается в исследованиях Л.Н. Боголюбова, Г.Н. Филонова и др.
Актуальность формирования патриотических чувств у младших школьников можно аргументировать тем, что этот возраст относится к стадии социализации. В младшем школьном возрасте ребенок доверчив, покладист, склонен к подражанию, и педагог в силу своих потенциалов может организовать подходящие условия для формирования патриотических чувств.
Нам известно, что этические ценности определяют вершину подлинных произведений искусства, и младшие школьники должны уметь вынести их, перевести на известный язык. Предоставленная работа трудна, она требует от ребенка духовные усилия и умения. Подобную работу на уроках литературного чтения должен организовывать именно учитель.
Пути применения электронных игр, посвященных формированию патриотических чувств, на уроках литературного чтения представляет малую область исследования. Следовательно, решение указанной проблемы актуально в наше время.
Проблема исследования: каковы условия реализации содержания электронных игр, направленных на формирование патриотических чувств у младших школьников на уроках литературного чтения?
Цель исследования: выявить и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность условий реализации и содержания комплекса электронных игр, направленных на формирование патриотических чувств у младших школьников на уроках литературного чтения.
Объект исследования: процесс нравственного воспитания у младших школьников на уроках литературного чтения.
Предмет исследования: содержание и условия реализации комплекса электронных игр, направленных на формирование патриотических чувств у младших школьников на уроках литературного чтения.
Гипотеза исследования: формирование патриотических чувств у младших школьников на уроках литературного чтения будет проходить более эффективно, если:
• обогащать опыт восприятия литературных произведений духовно- нравственного содержания;
• разработать содержание электронных игр, активизирующих эмоциональные переживания;
• применять объяснительно-иллюстративный метод с нарастанием проблемности, для расширения знаний о литературе патриотического содержания;
• использовать творческие игры, активизирующие чувственный опыт у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу с целью выявления эффективности условий для формирования патриотических чувств у младших школьников.
2. Выявить уровень сформированности патриотических чувств у младших школьников.
3. Выделить условия разработки содержания и реализации комплекса электронных игр, направленных на формирование патриотических чувств у младших школьников на уроках литературного чтения.
4. Реализовать содержание электронных игр в процессе формирования патриотических чувств у младших школьников на уроках литературного чтения.
Методы исследования:
• теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования);
• эмпирические (беседа, анкетирование, педагогический эксперимент, анализ полученных результатов).
Новизна исследования заключается в том, что разработано содержание условий и реализации электронных игр, направленных на формирование патриотических чувств младших школьников на уроках литературного чтения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание электронных игр, направленных на формирование патриотических чувств у младших школьников на уроках литературного может быть использовано в образовательном процессе начальной школы.
База исследования: Муниципальное бюджетное учреждение «Школа №59» имени Г.К. Жукова города Тольятти Самарской области.
Структура работы определяется обозначенной целью и задачами и состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, состоящего из 57 источников, приложений, 2 таблиц и 12 рисунков.
В современном образовании и воспитании актуальной проблемой является формирование патриотических чувств младших школьников.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения записано, что важной целью считается «духовно-нравственное развитие личности ребенка». В основе стоит оценка личностных результатов у младших школьников по ФГОС состоит «вокруг оценки сформированности патриотических чувств, чувства гордости за свою страну, знания исторических событий своей Родины, любви к родному краю, уважения культуры и традиция народов России и мира».
С ранних лет у детей уже формируются патриотические чувства. Для этого им помогают такие условия как: семья; общество, которое окружает ребенка; дошкольное образовательное учреждение; школьное образовательное учреждение.
Из всего вышесказанного, можно сказать, что для более глубокого формирования патриотических чувств является такое условие как школа. Ведь именно школа помогает детям более подробно раскрыть данные чувства, в школе больше уделяют именно формированию этих чувств. Это происходит благодаря различным внеклассным занятиям, урокам и с помощью других различных деятельностей.
Данная проблема рассматривалась в трудах философов Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, Л.П. Карсавина, Г.В. Плеханова; психологов И.Б. Котовой, С.Л. Рубинштейна и др.; педагогов Л.Р. Болотиной, В.С. Вахтеров, А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинский.
В теоретической части исследования нами было выявлено, что младший школьный возраст является благоприятным для формирования различных качеств и ценностей у ребенка. Дети в данном возрасте достаточно восприимчивы к получаемой информации, усваиваются лучше нормы нравственности и морали.
В результате анализа психолого-педагогической литературы по проблеме нашего исследования было определено содержание понятий: патриотическое воспитание, патриотизм, чувства, патриотические чувства.
Достаточно большими потенциальными возможностями в области формирования патриотических чувств является уроки «Литературного чтения». Работа на данных уроках над различными видами хорошо сочетается с формированием патриотических чувств младших школьников. Художественным произведениям удается в полной мере пробудить у детей восхищение, гордость за свое Отечество.
Опытно-экспериментальная работа реализовывалась на базе МБУ школы № 59. В исследовании приняли участие два класса: контрольная и экспериментальная группы, в каждой по 20 человек.
В ходе реализации цели опытно-экспериментального исследования нами было проведено три этапа педагогического эксперимента: констатирующий, формирующий, контрольный.
На констатирующем этапе эксперимента нам были подобраны диагностические методики, проведена диагностика учащихся в экспериментальной и контрольной группах, выявлено уровень сформированности патриотических чувств у младших школьников в экспериментальной и контрольной группах. Анализ полученных результатов показал, что у большинства детей выявлен низкий уровень сформированности патриотических чувств.
На основании полученных результатов констатирующего этапа эксперимента был сделан вывод о необходимости проведения формирующего этапа эксперимента. На формирующем этапе эксперимента нами было разработано содержание условий и реализован комплекс электронных игр. Для достижения поставленной цели на данном этапе с учащимися экспериментальной группы проводились уроки литературного чтения с использованием электронных игр, направленных на формирование патриотических чувств.
На контрольном этапе эксперимента нами была проведена повторная диагностика с целью выявления уровня сформированности патриотических чувств у младших школьников в экспериментальной и контрольной группах. Сравнительная характеристика результатов констатирующего и контрольного срезов позволила выявить положительную динамику формирования патриотических чувств младших школьников. В экспериментальной группе низкий уровень снизился на 40%, а в контрольной на 15%. У учащихся экспериментальной группы высокий уровень увеличился на 10%, а в контрольной не изменился.
Исходя из всего вышесказанного, мы сделали вывод о том, что разработанный комплекс электронных игр, реализуемый на уроках литературного чтения, является эффективным в работе по формированию патриотических чувств младших школьников.
Таким образом, можно сделать вывод, что цель опытно-экспериментального исследования достигнута, гипотеза подтверждена.
1. Аникина Е.В. Творческие работы по художественным произведениям как средство развития патриотических чувств младших школьников на уроках литературного чтения. // Инновационная наука. 2016. С .2-4.
2. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. М.: АСТ, 2016. 278 с.
3. Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 2017. 287 с.
4. Беспалова Т.В., Ильина И.А. Патриотизм как духовное состояние в социально-философской интерпретации // Философия права. 2016. С 21-23.
5. Болотина Л.Р., Баранов С.П. Дошкольная педагогика: учеб. пособие. Москва: Просвещение, 2016. 240 с.
6. Буйлова Л.Н. Актуальные направления организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей // Внешкольник. 2015. С. 39-47.
7. Буторина Т.С., Овчинникова Н.П. Воспитание патриотизма средствами образования. СПб.: КАРО, 2017. 145 с.
8. Волчкова А.А., Пищулин С.Н. Патриотизм и патриотическое воспитание в общественном мнении провинции и столицы: моног. Москва: Изд-во МГПУ; Самара: Изд-во «НТЦ», 2016. 139 с.
9. Воспитание патриотических чувств младших школьников средствами детской литературы: материалы междунар. науч. конф., Санкт- Петербург, 10-12 мая 2018 / отв. ред. М.Р. Тарасевич. СПБ: Изд-во С- Петербург. Ун-та, 2018. С. 3-5.
10. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Эксмо, 2015. 512 с.
11. Гасанов З.Т. Цели, задачи и принципы патриотического воспитания // Педагогика. 2017. №6. С. 59-63.
12. Гельвеций К.А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании. Хрестоматия по истории педагогики. М.: Просвещение, 2015. С. 255-265.
13. Горбунов В.С. Педагогика патриотизма как фактор формирования гражданского общества в России // Воспитание школьников. 2017. №5. С. 49-58.
14. Гусарова И.Л. Патриотическое воспитание в начальной школе СПб.: Нева, 2016. 256 с.
15. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: т. 3. М.: «Русский язык», 1980. 896 с.
...