Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы обогащения словарного запаса у детей 2-3 лет в процессе самообслуживания 8
1.1 Психолого-педагогические подходы к проблеме обогащения словарного запаса у детей 2-3 лет 8
1.2 Обогащение словарного запаса у детей 2-3 лет в процессе самообслуживания 16
Глава 2. Экспериментальная работа по обогащению словарного запаса у детей 2-3 лет в процессе самообслуживания 25
2.1 Выявление уровня сформированности словарного запаса у детей 2-3 лет 25
2.2 Содержание, формы и методы работы по обогащению словарного запаса у детей 2-3 лет в процессе самообслуживания 34
2.3 Динамика сформированности словарного запаса у детей 2-3 лет в процессе самообслуживания 50
Заключение 57
Список используемой литературы 59
Приложения 62
Актуальность темы определяется тем, что раннее детство — это особенный период в жизни ребенка, когда происходит его стремительное психическое и физическое развитие. Эти процессы тесно связаны с развитием речи. Формирование речи на протяжении первых трех лет жизни ребенка представляет собой сложнейший нервно-психический процесс, который происходит в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой и в ситуации общения со взрослым. Чем богаче словарный запас ребенка 2-3 лет, тем активнее ребёнок познаёт окружающую действительность, формируется адекватное, содержательное общение со взрослыми и сверстниками, соответственно, он полноценно психически развивается.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования речевое развитие является одной из пяти образовательных областей, обеспечивающих всестороннее развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Обогащение активного словаря является одной из важнейших задач речевого развития.
Изучением проблемы развития словаря детей раннего возраста занимались В.В. Гербова, А.Н. Гвоздев, М.М. Кольцова, А.А. Леонтьев, Г.М. Лямина, К.Л. Печора (Якубовская), Г.Л. Розенгарт-Пупко, Ф.А. Сохин, С.Н. Цейтлин, Н.Х. Швачкин и другие. Ими были раскрыты закономерности и этапы раннего речевого развития детей, выделены факторы и условия, оказывающие влияние на данный процесс.
В речевом развитии ребенка в раннем возрасте существенную роль играет общение со взрослым в режимных моментах. Навыки самообслуживания в раннем детском возрасте напрямую связаны с формированием культурно-гигиенических навыков. Детей приучают соблюдать чистоту и порядок под руководством взрослых. В процессе самообслуживания ребёнок трудится, одевая и раздевая себя, принимая самостоятельно пищу, осуществляя санитарно-гигиенические процедуры.
На этапе дошкольного детства очень важно развивать навыки самообслуживания, но особой актуальностью этот вид детской деятельности отличается в 2-3 года, так как способствует более легкой адаптации детей к дошкольному учреждению. В ходе обучения детей раннего возраста навыкам самообслуживания взрослые одновременно способствуют развитию речи ребенка. Наблюдая за действиями взрослого, дети осваивают порядок выполнения действий по подражанию и по словесной инструкции, учатся ориентироваться на образец, осваивают порядок действий в определенной последовательности.
Многие исследователи подчеркивают значимость процесса самообслуживания в формировании словарного запаса у детей 2-3 лет, однако не характеризуют методические особенности организации процесса самообслуживания детей 2-3 лет с целью обогащения их словарного запаса.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить противоречие между необходимостью обогащения словарного запаса у детей 2-3 лет и недостаточным использованием самообслуживания для данного процесса.
Выявленное противоречие и потребность его разрешения определили проблему исследования: каковы возможности процесса самообслуживания в обогащении словарного запаса у детей 2-3 лет?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность работы по обогащению словарного запаса у детей 2-3 лет в процессе самообслуживания.
Объект исследования: процесс обогащения словарного запаса у детей 2-3 лет.
Предмет исследования: обогащение словарного запаса у детей 2-3 лет в процессе самообслуживания.
Гипотеза исследования: обогащение словарного запаса у детей 2-3 лет в процессе самообслуживания будет эффективным, если:
• отобраны малые фольклорные формы, отражающие процесс самообслуживания и формирующие словарный запас детей раннего возраста;
• разработан комплекс игровых ситуаций самообслуживания, способствующих обогащению словарного запаса;
• организованно взаимодействие с родителями детей 2-3 лет с целью закрепления активного словарного запаса в домашних условиях.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме обогащения словарного запаса у детей 2-3 лет в процессе самообслуживания.
2. Выявить уровень сформированности словарного запаса у детей 2-3 лет.
3. Определить содержание и апробировать формы и методы работы по обогащению словарного запаса в процессе самообслуживания.
Чтобы решить поставленные задачи были применены следующие методы исследования:
• теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, обобщение опыта психологов и педагогов по проблеме исследования);
• эмпирические (беседы с детьми, наблюдение, проведение диагностических методик, эксперимент: констатирующий, формирующий, контрольный этапы);
• методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, метод наглядного представления результатов).
Теоретической основой исследования являются:
• исследования педагогов по проблеме развития активного словаря дошкольников (М.М. Конина, О.И. Соловьева, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, Е.А. Флерина и др.);
• идеи педагогов о методах и средствах обогащения словаря детей раннего возраста (А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградова, В.В. Гербова, Е.А.Смирнова, О.С. Ушакова, Л.Г. Шадрина и др.);
• исследования, посвященные проблеме самообслуживания детей раннего возраста (В.П. Арсентьева, Т.В. Астахова, Н.В. Баюкова, А.И.Волкова, В.А. Лобанова, Н.В. Микляева, В.И. Петрова, А.М. Руденко, Е.В. Смирнова и др.).
Новизна исследования состоит в определении потенциальных возможностей процесса самообслуживания в обогащении словарного запаса детей 2-3 лет.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что описаны и обоснованы показатели сформированности словарного запаса у детей 2-3 лет.
Практическая значимость исследования состоит в том, что педагоги ДОО могут использовать разработанный в исследовании комплекс игровых ситуаций и психодиагностических заданий для обогащения словарного запаса у детей 2-3 лет в процессе самообслуживания.
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад № 53, г.о. Сызрань. В исследовании участвовало 20 детей в возрасте 2-3 лет.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (31 источник) и 9 приложений. Текст иллюстрирован 13 таблицами и 3 рисунками.
Богатый словарный запас ребенка раннего возраста позволяет ему активнее познавать явления окружающего мира, полноценно общаться с окружающими его взрослыми и сверстниками, что способствует оптимальному психическому и физическому развитию малыша.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования относит речевое развитие к одной из пяти основных образовательных областей, призванных всесторонне развивать личность детей раннего возраста. В ходе решения первой теоретической задачи исследования было установлено, что обогащение и активизация словаря осуществляются в процессе общения ребенка раннего возраста со взрослыми во время всего присутствия в детском саду, однако особенное значение имеет общение со взрослым в процессе самообслуживания.
Самообслуживание - основной вид труда младшего дошкольника. Самообслуживание - это обслуживание самого себя, без помощи обслуживающего персонала. Дети 2-3 лет должны самостоятельно принимать пищу, пользуясь ложкой и чашкой; самостоятельно раздеваться и одеваться, правильно снимать и одевать нижнее белье, верхнюю одежду, одежду для улицы, обувь; самостоятельно выполнять процедуры по обеспечению гигиены; самостоятельно использовать горшок. Формирование навыков самообслуживания происходит в играх, труде, занятиях, в быту.
В процессе усвоения навыков самообслуживания в игровой деятельности обогащается содержание словарного запаса детей. Малыши начинают переносить освоенные предметные действия в разные игровые ситуации, сопровождая их словами, а предметные действия превращаются в игровые. Художественное слово незаменимое средство в процессе формирования навыков самообслуживания способствующее формированию словарного запаса детей 2-3 лет.
В процессе экспериментального изучения словарного запаса у детей 2-3 лет было установлено, что дети 2-3 лет характеризуются низким и средним уровнем сформированности словарного запаса. Дети либо не вступают в диалог со взрослым, не реагируют на речевой образец высказывания, либо однословно отвечают на вопросы взрослого, нуждаются в обучающей помощи педагога, воспроизводят речевой образец высказывания.
Для обогащения словарного запаса у детей 2-3 лет в процессе самообслуживания были отобраны малые фольклорные формы (прибаутки, потешки, стихи соответствующие раннему возрасту), отражающие все многообразие и особенности процесса самообслуживания детей и формирующие словарный запас; разработан комплекс игровых ситуаций самообслуживания, способствующих обогащению словарного запаса как в процессе образовательной деятельности в рамках лексических тем, так и в режимных моментах; организовано взаимодействие с родителями детей 2-3 лет с целью закрепления активного словарного запаса в домашних условиях.
По результатам контрольного этапа исследования была установлена положительная динамика в уровне сформированности словарного запаса у детей 2-3 лет. В экспериментальной группе 2 детей (20%) и в контрольной группе 5 детей (50%) имеют низкий уровень сформированности словарного запаса. Средний уровень сформированности словарного запаса был установлен у 6 детей (60%) экспериментальной группы и 5 детей (50%) контрольной группы. В экспериментальной группе двое детей (20%) имеет высокий уровень сформированности словарного запаса.
Таким образом, разработанное содержание, методы и формы работы по обогащению словарного запаса у детей 2-3 лет в процессе самообслуживания является эффективным, что подтверждает гипотезу, поставленную в начале исследования.
1. Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста [Текст] / Е.Ф.Архипова. - М.: АСТ: Астрель, 2007. - 231 с.
2. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей [Текст] / А.Г. Арушанова. - М. : Мозаика-Синтез, 2002. - 272 с.
3. Борисенко, М.Г. Начинаем говорить [Текст] / М.Г. Борисенко, Н.А.Лукина. - СПб. : Паритет, 2014. - 160 с.
4. Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка [Текст] / Е.Н. Винарская. - М.: Просвещение, 2015. - 214 с.
5. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : АСТ, 2008. - 668 с.
6. Галигузова, Л.Н. Педагогика детей раннего возраста [Текст] / Л.Н. Галигузова. - М. : ВЛАДОС, 2016. - 160 с.
7. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду [Текст] : программа и методические рекомендации / В.В. Гербова. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. - 64 с.
8. Громова, О.Е. Формирование начального детского лексикона: Практикум: Пособие для логопедов, педагогов дополнительного образования, воспитателей и родителей [Текст] / О.Е. Громова. - М. : Просвещение, 2009. - 157 с.
9. Громова, О.Е. Логопедическое обследование детей 2-4 лет [Текст] / О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина. - М.: ТЦ Сфера, - 2015. - 94 с.
10. Гурина, И.В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем [Текст] / И.В. Гурина. - М. : 2007. - 56 с.
11. Датешидзе, Т.А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития [Текст] / Т.А. Датешидзе. - СПб. : Речь, 2014. - 128 с.
12. Дьяченко, О.М. Развитие речи дошкольника [Текст] / О.М.Дьяченко, П.И. Невская. - М. : Просвещение, 2016. - 160 с.
13. Елецкая, О.В. День за днем говорим и растем Пособие по развитию детей раннего возраста [Текст] / О.В.Елецкая, Е.Ю. Вареница. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 224 с.
14. Закревская, О.В. Развивайся, малыш! Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста [Текст] / О.В.Закревская. - М. : ГНОМ и Д, 2018. - 89 с.
15. Зебзеева, В.А. Организация режимных процессов в ДОУ / В.А. Зебзеева. - М. : 2017. - 93 с.
...