Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО­РОЛЕВОЙ ИГРЫ

Работа №118634

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы52
Год сдачи2020
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
114
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня коммуникативных навыков посредством сюжетно-ролевой игры 8
1.1 Особенности развития у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня коммуникативных навыков 8
1.2 Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков у детей 6-7 лет 11
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня коммуникативных навыков посредством сюжетно-ролевой игры 20
2.1 Выявление уровня развития у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня коммуникативных навыков 20
2.2 Организация работы и ее содержание, направленное на развитие у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня коммуникативных навыков посредством сюжетно-ролевой игры 30
2.3 Динамика уровня развития у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня коммуникативных навыков 35
Заключение 45
Список используемой литературы 48
Приложение А Список детей, участвовавших в экспериментальной работе 51
Приложение Б Картотека сюжетно-ролевых игр для развития коммуникативных навыков 52

Актуальность исследования. Человек является существом социальным и с первых моментов своей жизни у него возникает потребность в общении с другими людьми. Потребность в общении имеет постоянное развитие — от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Из этого следует, что потенциальная непрерывность общения является необходимым условием жизнедеятельности людей.
Общение это сложная и многогранная деятельность, которая требует особых знаний и умений. Человек овладевает ими в процессе усвоения социального опыта, который был накоплен предыдущими поколениями. Залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде выступает высокий уровень коммуникативных навыков, поэтому практика их формирования с самого раннего детства является очень значимым процессом.
Современная педагогическая практика опирается на исследования психолого-педагогического характера, теоретически обосновывающие значение и сущность формирования коммуникативных умений в развитии детей дошкольного возраста.
В исследованиях М.И. Лисиной, А.Г. Рузской, отмечается, что коммуникативные умения способствуют психическому развитию детей дошкольного возраста. З.М. Богуславская, Д.Б. Эльконин, считали, что коммуникативные умения влияют на общий уровень деятельности дошкольников. Более очевидным значение сформированности коммуникативных умений становится на этапе перехода детей в школу, когда отсутствие элементарных умений приводит к возрастанию тревожности, затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, нарушает процесс обучения в целом. Поэтому коммуникативность и ее развитие является условием успешности образовательной деятельности и важным критерием социально-личностного развития.
Актуальность исследования заключается в том, что у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи имеется ряд особенностей в психофизическом развитии и в общении.
Возникает противоречие между необходимостью развития у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня коммуникативных навыков и недостаточным использованием возможностей сюжетно-ролевой игры для реализации данного процесса.
Проблема исследования: каковы возможности сюжетно-ролевой игры в развитие у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня коммуникативных навыков?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня коммуникативных навыков посредством сюжетно-ролевой игры».
Цель исследования: теоретически обосновать содержание работы и экспериментально проверить возможность формирования у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня коммуникативных навыков посредством сюжетно-ролевой игры.
Объект исследования: процесс развития у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня коммуникативных навыков.
Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра как средство развития у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня коммуникативных навыков.
Гипотеза исследования: развитие у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня коммуникативных навыков посредством сюжетно-ролевой игры будет возможным:
• учтены индивидуальные особенности детей;
• подобрана картотека сюжетно-ролевых игр, в соответствии с показателями развития у детей 6-7 лет коммуникативных навыков;
• проведена поэтапная работа по развитию у детей 6-7 лет коммуникативных навыков, включающая констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
Задачи исследования.
1. Изучить специальную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень развития у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня коммуникативных навыков.
3. Разработать и апробировать содержание работы, направленное на развитие у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня коммуникативных навыков посредством сюжетно-ролевой игры.
Теоретической основой исследования явились:
• исследования о проблеме развития коммуникативных навыков у детей с ОНР (В.П Глухова, Т.Б. Филичевой и др.);
• учения А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия о ведущей роли деятельности и общения в развитии личности;
• положения о взаимосвязанном развитии личности и общества, о компенсаторной направленности обучения и воспитания детей (О.Е. Грибовой, Л.А. Даниловой, Н.А. Смирновой, Л.М. Шипицыной и др.);
• теория развития общения (М.И. Лисиной и др.);
• теории о развитие личности(Л.И. Божовича, Л.С. Выготского и др.).
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
• теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, интерпретация, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ);
• эмпирические (беседы с детьми, наблюдения, психолого-педагогический эксперимент - констатирующий, формирующий и контрольный этапы);
• методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, обработка фактического материала исследования, представленного в виде диаграмм и таблиц).
Новизна исследования заключается в обосновании возможностей сюжетно-ролевых игр в развитие коммуникативных умений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретическая значимость исследования: выявлена проблема исследования; обоснована сюжетно-ролевая игра как средство развития у детей 6-7 лет коммуникативных навыков.
Практическая значимость: данные, которые были получены в ходе исследования и разработанная картотека сюжетно-ролевых игр по развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня могут быть использованы в практике дошкольной образовательной организации учителями-логопедами, педагогами-психологами, воспитателями, учителями-дефектологами с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
База исследования: ГБОУ СОШ № 10 (СП Детский сад № 35) г. Сызрани. В исследовании принимало участие 10 детей.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (25 наименований), двух приложений. Работа проиллюстрирована 10 таблицами.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В первой главе описаны теоретические аспекты развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и сделаны выводы по каждому пункту.
Психолого-педагогические основы развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста показали, что развитие общения дошкольников со сверстником, как и со взрослым, предстает как процесс качественных преобразований структуры коммуникативной деятельности.
В первой части работы рассмотрены особенности коммуникативных навыков детей в возрасте 6-7 лет, приведены примеры их поведения и некие рекомендации в работе педагогам. Общение ребенка 4-7 лет со сверстником проходит ряд этапов. Подчеркнут тот факт, что к 6-7 годам общение детей приобретает черты внеситуативности - содержание общения отвлекается от наглядных ситуаций, начинают складываться устойчивые избирательные предпочтения между детьми.
В дошкольном возрасте дети интенсивно взаимодействуют как со взрослыми, так и со сверстниками. Формируются отношения и эмоциональная отзывчивость к окружающим. В старшем дошкольном возрасте, дети самостоятельно объединяются в группы по интересам, открыто выражают свои чувства, эмоции и отношение.
В работе отмечено значение сюжетно-ролевых игр на развитие коммуникативных навыков. В процессе сюжетно-ролевых игры, дети совершенствуют имеющиеся коммуникативные навыки или приобретают новые. Дети находятся в этот момент в кругу сверстников, берут на себя ответственность за роль в игре, считаются с мнением других детей, идут на уступки, общаются, развивают воображение и мышление, принимают решения, выстраивают диалог и многое другое. Игра это своего рода мотивация для общения и сближения детей.
Во второй главе описано содержание работы направленное на развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Проводилось обследование на выявление уровня коммуникативных навыков у детей 6-7 лет. В исследование приняли участие 10 детей с общем недоразвитием речи III уровня. Экспериментальная работа проходила на базе практики ГБОУ СОШ №10 (СП Детский сад № 35) г. Сызрани в подготовительной группе.
Для определения уровня развития коммуникативных навыков у детей, были подобрана диагностики Г.Р. Хузеевой: «Мой друг», «Раскраска», «Горошина». Диагностические методики в общей сложности, включали в себя шесть показателей, направленных на выявление уровня развития коммуникативных навыков у детей:
1) проявление интереса к сверстникам;
2) уровень сформированности образа сверстника;
3) тип отношения к сверстнику;
4) наличие просоциальных форм поведения;
5) степень чувствительности ребенка к воздействиям сверстника;
6) умение взаимодействовать со сверстниками в процессе осуществления совместной деятельности.
Исследование показало, что 3% детей имеют высокий показатель уровня развития коммуникативных навыков, 72%- средний, 25%-низкий.
После организации и проведения работы по развитию у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня коммуникативных навыков посредством сюжетно-ролевой игры, показатели детей улучшились.
В пункте 2.3 был произведен сравнительный анализ уровня развития коммуникативных навыков у детей до проведенной коррекционной работы и до нее. Динамика изменения оказалась положительной. Высокий показатель составил 32 % от общего количества детей, средний составил 65%, низкий -3%.
Целью проведенной работы являлось формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников с ОНР III уровня в ходе подобранных и организованных сюжетно-ролевых игр. Поставленная цель была достигнута, положение гипотезы проверены, благодаря этому можно рассчитывать на то, что разработанная педагогическая работа является эффективной и в результате ее реализации у детей повысится уровень коммуникативных навыков.


1. Балабанова В. П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: сборник методических рекомендаций. М. : Детство-Пресс, 2007. 158 с.
2. Богуславская Н. Е. Веселый этикет // Развитие коммуникативных способностей ребенка. М. : Арго, 2014. 192 с.
3. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М. : Просвещение, 2017. 352 с.
4. Викжанович С. Н. Особенности развития у старших дошкольников с общим недоразвитием речи словаря синонимов. / В мире научных открытий. М. : БАН, 2015. 612 с.
5. Выгодская И. Г., Пеллингер Е. Л. Устранение заикания у дошкольников в игре : книга для логопеда. М. : Просвещение, 2014. 175 с.
6. Грибова О. Е. К проблеме анализа речевой коммуникации у детей с речевой патологией : дефектология. М. : Наука, 1995. № 6. С. 16-18.
7. Деятельность и взаимоотношения дошкольников; под ред. Т. А. Репиной. М. : Педагогика, 2003. 192 с.
8. Запорожца А. В. Развитие общения у дошкольников; под ред. М. И. Лисиной. М. : Педагогика, 2018. 288 с.
9. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М. : Наука, 2013. 89 с.
10. Лурия А. Р. Роль речи в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. М. : Наука, 2010. №5. С. 3-17.
11. Мастюкова Е. М. Специальная педагогика: подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. М. : Классикс Стиль, 2015. 320 с.
12. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. М. : Просвещение, 2011. 25 с.
13. Михайленко Н. Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры. М. : Академия, 2018. 45 с.
14. Новоселова С. Л. Дошкольное воспитание. М. : Владос, 2016. 84 с.
15. Развитие общения дошкольников со сверстниками; под ред. А. Г. Рузской. М. : Педагогика, 2009. 215 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ