Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Современная эстрадная песня как языковой дух эпохи

Работа №118617

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы68
Год сдачи2022
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
86
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 5
Глава 1 Языковая картина мира 11
1.1 Ключевые слова текста как показатель картины мира 11
1.2 Песенная картина мира 17
1.3 Особенности отечественной эстрадной песни 21
Глава 2 Особенности тематики отечественной эстрадной песни в конце XX века 27
2.1 Языковая репрезентация темы любви 27
2.2 Пространственно-временная тематика 30
2.3 Тема воды 33
2.4 Тема родного очага 34
Глава 3 Особенности тематики отечественной эстрадной песни в начале XXI века 37
3.1 Тема любви 37
3.2 Тема пространственно-временных ориентиров 40
3.3 Тема воды 44
3.4 Тема огня 47
3.5 Тема музыки 48
3.6 Тема танцев 51
3.7 Тема моды 53
Заключение 56
Список используемой литературы и используемых источников 60
Приложение А Сценарий проведенного тематического внеклассного мероприятия по русскому языку 65

Массовая песня как культурный феномен получила признание в 20-х годах ХХ века. Исследователи отметили, что истоки массовой песни восходят к устному народному творчеству, крестьянской, городской, солдатской, студенческой песне. Большую популярность получили военные и революционные марши, песни Гражданской войны. Из фольклора пришел образ положительного героя, готового к труду, борьбе и самопожертвованию. В послереволюционный период сохраняется идея народа как одной большой семьи, Родина-мать представляет собой устойчивый образ советской песни [7], [42] и др. В качестве мощного популяризатора песни выступило радио и кино. Огромную популярность получили молодежные марши, например, «Нас утро встречает прохладой» Д. Шостаковича в кинофильме 1932 года «Песня о встречном»; марш И. Дунаевского в фильме 1934 года «Веселые ребята»; «Спортивный марш» В. Лебедя-Кумача в фильме «Вратарь» и др. Вся страна пела «Орленка» В. Белого, «Песню о Щерсе» М. Блантера, «Если завтра война» Дм. и Дан. Покрассов, «Тачанка» К. Лиссова и др.
В годы Великой отечественной войны бодрые марши уступили место патриотическим песням «Священная война» А. В. Александрова, «Вставай, Кубань» И. Сельвинского и др. и лирическим произведениям «Моя любимая», «В землянке», «Темная ночь», «В лесу прифронтовом» и др. После войны актуальными становятся песни о возвращении домой («Где же вы, друзья однополчане»), радости жизни и труде («Подмосковные вечера», «Мы люди большого полета»), молодости («Гимн демократической молодежи»), любви, природе и др. [25, с. 22-25]. Во второй половине ХХ века продолжает развиваться гражданская и лирическая тематика, расширяет сферу влияния на аудиторию эстрадная песня, которая благодаря песням- монологам, романсам, лирическим размышлениям актуализирует сердечную тему, углубляет понимание радости, грусти, покоя и др. Появление магнитофонов позволило распространить бардовскую песню Ю. Визбора, Б. Окуджавы, А. Галича, В. Высоцкого и др. Бардовская песня не просто была модным явлением, она явилась мощным мировоззренческим фактором.
В настоящем исследовании представляется интересным рассмотреть эстрадную песню конца XX в. (80-90-е гг.) и эстрадную песню начала XXI века (2018-2019 гг.). Тексты песен данных отрезков времени ещё не были предметом специального лингвистического анализа. Обозначенный аспект определил актуальность исследования.
Степень научной разработанности проблемы достаточно высока. Вопрос песенного дискурса в его различных аспектах неоднократно привлекал к себе внимание многих исследователей: Т. А. Григорьева [10]; A. И. Дьяков [15]; Е. В. Нагибина [31]; А. Н. Полежаева [36]; О. С. Кострюкова [20]; В. А. Панченко [33] др. Так, Г. Д. Андронаки, B. В. Васильева предлагают методику лингвокультурологического анализа песенного текста [3]. Х. Гюнтер рассматривает советскую массовую песню как выражение архетипа матери [11]. О. С. Кострюкова рассуждает о современной популярной лирической песни в когнитивном, коммуникативном и стилистическом аспектах [20]. Ю. Е. Плотницкий дает лингвостилистические и лингвокультурные характеристики англоязычного песенного дискурса [35]. А. Н. Полежаева описывает современный песенный текст в лингвоэкологическом аспекте [36]. И. А. Стернин исследует песню в аспекте как коммуникативного жанра [48].
В работах уделено внимание содержательным и языковым особенностям эстрадной песни [31]; обращено внимание на древнерусские и общекультурные символы в песенном тексте, экспрессивно-семантическую структуру русской лирической песни [17]; в целом, на стереотипность шлягера [10] и др. Особое внимание уделено проблеме отражения в песне культурных концептов, значимых для определенного этапа развития общества [20].
Объектом настоящего исследования выступает язык отечественной эстрадной песни рубежа XX-XXI вв. Предмет исследования составляют ключевые слова современного отечественного песенного текста конца XX в. (80-90-е гг.) и начала XXI века (2018-2019 гг.), которые репрезентируют музыкально оформленный языковой дух эпохи.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в том, чтобы проанализировать функционирование ключевых лексем отечественной эстрадной песни рубежа XX-XXI вв. как выразителей ценностной картины мира.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) обобщить научные подходы, посвященные проблеме культурных концептов, как определяющих единиц картины мира, и особенностям их языковой репрезентации;
2) определить тематическую специфику современной популярной эстрадной песни на рубеже XX-XXI веков;
3) изучить функционирования ключевых слов в современном песенном тексте для выявления содержания и стилистики песен, обусловленных социокультурными преобразованиями в стране на рубеже эпох;
4) установить связь между языковым фоном эпохи и тематическим составом анализируемых песенных текстов.
Материалом для исследования послужили 150 текстов эстрадных песен (хиты 80-90-х гг. XX в. и 2018-2019 гг. XXI в.), которые исполнялись А. Пугачёвой, Т. Булановой, А. Серовым, С. Лободой, Ф. Киркоровым, Д. Биланом, Т. Белорусским и др. Основным критерием отбора материала послужило многократное звучание песен в музыкальных радио- и телепередачах, рейтинг популярности песен на музыкально-развлекательном телеканале «Муз-ТВ», публикация песенных текстов на Интернет-сайтах: www.teksty-pesenok.ru,www.tekst-pesni.com.
Теоретической базой исследования выступили исследования: Русская словесность: антология. М.: Академия, 1997. 302 с.; Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. 824 с.; Шмелев А. Д. Русский язык и внеязыковая действительность. М.: Языки славянской культуры, 2002. 496 с.; Донецких Л. И. Слово и мысль в художественном тексте. Кишинев: Штиинца, 1990. 164 с.; Кострюкова О. С. Текст современной популярной лирической песни в когнитивном, коммуникативном и стилистическом аспектах: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2007. 24 с.; Полежаева А. Н. Проблемы современного песенного текста: лингвоэкологический аспект: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Иваново, 2011. 24 с.; Цукер А. М. Отечественная массовая музыка 1960-1990 гг. СПб., 2016. 256 с.; Муратов М. М. Эстрада как феномен массовой культуры: автореф. дис. ... кан. филос. наук. Казань, 2005. 19 с. и др.
Методы исследования. В настоящем исследовании использовались такие общетеоретические методы как анализ, синтез и обобщение полученных данных. Обозначенные методы позволили подготовить теоретическую базу исследования. При анализе песенных текстов использовался метод наблюдения, благодаря которому были рассмотрены ключевые лексемы, функционирующие в текстах эстрадных песен. Описательный и интерпретационный методы применялись для характеристики тематического и семантико-стилистического содержания лирических песен рубежа эпох.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Важную роль в создании и структурировании песенной картины мира играют ключевые слова, которые отражают историческую, культурную, политическую и духовную стороны жизни.
2. Современная эстрадная песня на рубеже XX-XXI веков ориентирована на широкую аудиторию, характеризуется непритязательной тематикой; легкостью восприятия текстов; доступной стилистикой, которая опирается на образные, интонационные и структурные стереотипы; выполняет развлекательную и гедонистическую функции.
3. Языковые особенности эстрадной песни в процессе коммуникации исполнителя - слушателя обусловлены ценностными и культурными ориентирами общества на определенном этапе его развития (рубеж XX-XXI вв.) и языковой ситуацией; в текстах песен отражена актуальная тематика, используются образные средства, характерные для художественной речи, а также слова и конструкции, свойственные разговорной речи.
Научная новизна бакалаврской работы состоит в изучении текстов эстрадной песни конца XX в. (80-90-е гг.) и песен начала XXI века (2018­2019 гг.); описании языковых стереотипов, установлении закономерных связей между языковым состоянием эпохи и тематическим составом данных песен.
Значимость бакалаврской работы заключается в лингвистическом анализе эстрадной песни на рубеже XX-XXI веков, установлении закономерных связей между языковым состоянием эпохи и тематическим составом песен. Материалы проведённого исследования могут быть использованы на занятиях по русскому языку и литературе в школе и вузе.
Апробация исследования. Материалы бакалаврской работы были представлены в виде научных докладов на конференциях: 1) «Студенческие Дни науки ТГУ» (апрель 2020), III Международная научная конференция студентов и школьников «Язык и культура: взгляд молодых» в рамках Международного Кирилло-Мефодиевского фестиваля славянских языков и культур (май 2020, Москва); 2) Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2020» (ноябрь 2020, Москва); 3) Всероссийская студенческая научно-практическая междисциплинарная конференция «Молодёжь. Наука. Общество» (декабрь 2021, Тольятти); 4) Студенческая научная конференция «Актуальные проблемы науки: взгляд студентов» (январь 2022, Санкт-Петербург); 5) «Студенческие Дни науки ТГУ» (апрель 2022, Тольятти); 6) «Самарская областная студенческая научная конференция» (апрель 2022, Самара);
в виде тезисов научных докладов и статей:
1. Горбунцова Е. О. Семантика времени в современных хитах XXI века // «Студенческие Дни науки в ТГУ» : научно-практическая конференция (Тольятти, 13 апреля - 29 мая 2020 года) : сборник студенческих работ / отв. за вып. С. Х. Петерайтис. Тольятти : Изд-во ТГУ, 2021;
2. Горбунцова Е. О. Осмысление любви в современных хитах XXI века // Язык и культура: взгляд молодых. Материалы III Международной научной конференции студентов и школьников «Язык и культура: взгляд молодых» в рамках Международного Кирилло-Мефодиевского фестиваля славянских языков и культур (Москва, 26-28 мая 2020 г.) / гл. ред. М. Н. Русецкая. [Электронное издание]. Москва : Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, 2020. 527 с.;
3. Горбунцова Е. О. Семантика воды в современных песнях XXI века // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2020» [Электронный ресурс] / Отв. ред. И. А. Алешковский, А. В. Андриянов, Е. А. Антипов. Электрон. текстовые дан. (1500 Мб.). Москва : МАКС Пресс, 2020.
4. Горбунцова Е.О. Семантика времени в эстрадной песне 80-90-х годов XX века // Студенческая научная конференция «Актуальные проблемы науки: взгляд студентов», январь 2022, Санкт-Петербург (в печати).
5. Горбунцова Е.О. Семантика любви в эстрадной песне 80-90-х годов // Всероссийская студенческая научно-практическая междисциплинарная конференция «Молодёжь. Наука. Общество», декабрь 2021, Тольятти (в печати).
Материалы бакалаврской работы были апробированы в процессе прохождения педагогической практики в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении городского округа Тольятти «Школа с углубленным изучением отдельных предметов №10».
Структура бакалаврской работы подчинена логике исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и используемых источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Важную роль в создании и структурировании языковой картины мира играют ключевые слова. В тексте такие слова-символы являются определяющими языковыми единицами, обеспечивающими семантическую связанность и целостность текста. Изучение ключевых слов способствует раскрытию культурных, ценностных и социальных ориентиров общества и отдельной личности эпохи.
Тематика песен рубежа XX-XXI вв. довольно схожа, многие мотивы сохраняются, так как носят вечный характер, однако выявлены некоторые различия. Так, в XX в. определяющей оказывается тема родного очага, связанная с военно-патриотическим воспитанием, патриотизмом и переживанием за дальнейшую судьбу Отечества.
Эта тема не актуальна для эстрадной песни XXI в., в текстах отражается болезненное осмысление основных тем и обесценивание морально-нравственных устоев общества, а также эгоистический характер основных мотивов. В творчестве современных исполнителей отмечаются темы танцев и музыки, практически не затрагиваемые исполнителями прошлого века.
В текстах эстрадных песен рубежа XX-XXI вв. ведущей выступает тема любви, которая оказалась семантически расширенной, так как находит свое отражение в каждой из тем.
Ведущая тема любви в каждом веке осмыслена по-разному: в XX в. мы видим любовь несчастную и страдальческую, желанную и обреченную на разлуку, в текстах преобладают искренние и чистые чувства; в XXI в. - с одной стороны, чувства окрыленные, стремящиеся к чистоте, свободе, воздушности и полету, а с другой, создается образ любви, характеризующаяся животной страстью и похотью.
В песне XXI в. чувства несут болезненный оттенок, переданный при помощи сниженной и жаргонной лексики (не отмечено в песнях прошлого века).
Основной персонаж эстрадной песни - влюбленный лирический герой, который выражает свое состояние при помощи ключевых слов, понятных адресату: боль, сердце, кровь, пульс, рана, счастье, душа, крылья, полёт и др.
В песнях конца XX в. находим целеустремленную деятельную личность, которая умеет любить, творить, стремится к трудностям и романтике.
Лирический герой эстрадной песни XXI в. не является полноценно сформировавшейся личностью, в хитах 2018-2019 гг. изображается человек, склонный к развлечениям, свободе действий, некому сумасшествию, разгульному образу жизни; попытки поиска своего «я» иногда проявляются, но очень слабо.
Целью эстрадной песни является воздействие на эмоционально - душевное состояние слушателя, поэтому авторы песенных текстов прибегают к созданию теплой доверительной атмосферы между адресатом и адресантом музыкального произведения; формированию положительного эмоционального настроя; интимизации личного общения; приближению языка песни к речевому стандарту массового слушателя.
В качестве средств реализации коммуникативных стратегий в песенных текстах используются образные средства, а также слова и конструкции, присущие разговорной речи.
Эстрадную песню рубежа XX-XXI вв. отличают следующие языковые особенности:
• активное употребление личных местоимений: «Позови меня с собой, / Я приду сквозь злые ночи, / Я отправлюсь за тобой, / Что бы путь мне ни пророчил, / Я приду туда, где ты / Нарисуешь в небе солнце» (Алла Пугачева, «Позови меня с собой»); «Не могу прогнать я мысли о тебе / Я летаю, снова все как во сне» (Дима Билан & Polina, «Пьяная любовь» и глаголов движения: «Ты промелькнула и исчезла в вышине, / Звезда любви в прекрасном сне, / Исчезла ты, но я успел тебе сказать, / Что путь ты озарила мне» (Владимир Кузьмин, «Моя любовь»); «Топчем на ногах Найки, навалим к ним в танце. / Светит темнота, и мы полетим» (HammAli & Navai, «Пустите меня на танцпол»);
• использование эпитетов: «И не меня улыбкой влажной и жемчужной / Манить ты будешь в сети нежные свои» (Белоусов Женя, Такое короткое лето»); «Белизной твоей манящей белой кожи, / Красотой твоих божественных волос» (Александр Серов, «Я люблю тебя до слез»);
• активное использование сравнений: «Губы твои, как маки» (Нэнси, «Дым сигарет с ментолом»); «И лодки на воде как солнечные пятна» (Игорь Тальков, «Чистые пруды»); «Счастье прогорает, как спичка» (Артур Пирожков, «Алкоголичка»);
• употребление метафор: «Еще немного и закат померкнет южный, / Затянешь в узел золотых волос ручьи» (Белоусов Женя, «Такое короткое лето»); «Только каменное сердце не болит» (Божья Коровка, «Гранитный камушек»);
• использование олицетворений: «Музыка танцует сзади» (GAZIROVKA, «Black»); «Машу рукой, а сердце замирает» (Ольга Зарубина, «На теплоходе музыка играет»);
• в целях усиления воздействующего эффекта, приближения языка песни к речевому стандарту слушателя авторы употребляют ненормативную лексику: «Как всегда ты не разлучен с телефонными сучками» (LOBODA, «SuperSTAR»), «Танцуй, как в последний раз / И демоны из глаз, дура- любовь и м**» (GAYAZOV$ BROTHERS, «Увезите меня на Дип-хаус»); «Я в твоей худи, идем на балкон / Мне по**й, что увидят люди, о них мы потом» (Елена Темникова, «Не модные»), «Нам так ох*е-ох*е-о**енно!» (Джиган, «ДНК»); иностранную лексику: «Моя my, давай ссориться, нам добрыми не получается» (HammAli & Navai, «Девочка-война»), «А я da -, а я da -, а я dance станцевала тебе, красивый такой» (LOBODA, «SuperSTAR»), «Поменяем в паспортах имена, /И goodbye!» (RASA & KavabangaDepoKolibri, «Фиолетово»).
В целом, отбор языковых средств в процессе коммуникации исполнителя - слушателя достаточно разнообразен и неоднозначен: от использования образных средств, характерных для художественной речи, до слов и конструкций, свойственных разговорной лексике.
Данное противоречие может быть обусловлено разным временным диапазоном рассматриваемых песен, актуальной языковой ситуацией, свойственной каждому веку в отдельности (80-90-е годы XX века и 2018­2019 годы XXI веков).
Таким образом, песенная картина мира представляет собой музыкальную летопись страны, в которой отражена нравственно-этическая сторона жизни, оформленная в виде ключевых тем, символов и образов, репрезентированных на языковом уровне.


1. Акопян К. З. [и др.] Происхождение шлягера из духа фарса // Массовая культура и массовое искусство. «За» и «против. М. : Гуманитарий, 2003. С. 254-308.
2. Альшванг А. А. Проблемы жанрового реализма (к 70-летию со дня смерти А. С. Даргомыжского) // Избранные статьи. М. : Советский композитор, 1959. С. 85-90.
3. Андронаки Г. Д., Васильева В. В. Опыт лингвокультурологического анализа: песенный текст. URL: http://psujourn.narod.ru/lib/ vasilyeva1.htm (дата обращения 14.08.2014).
4. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. М. : Языки русской культуры, 1998. 895 с.
5. Аскольдов С. А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: Антология. М. : Academia, 1997. С. 267-279.
6. Батурина Е. Н. Роль ключевых слов в семантической структуре художественного текста : На материале текста романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Владивосток, 2005. 22 с.
7. Бочаров А. Советская массовая песня. М. : Советский писатель, 1956. 218 с.
8. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов / Пер. с англ. А. Д. Шмелева. М. : Языки славянской культуры, 2001. 287 с.
9. Воркачев С. Г. Концепт любви в русском языковом сознании // коммуникативные исследования 2003 : Современная антология. Волгоград : Перемена, 2003. С. 189-208.
10. Григорьева Т. А. Стереотипность шлягера как текста массовой культуры : автореф. дис. . канд. филол. наук. СПб., 2003. 18 с.
11. Гюнтер Х. Поющая родина. Советская массовая песня как выражение архетипа матери // Русский журнал. URL: http://magazines.russ.rU/voplit/1997/4/gunter.html (дата обращения 28.08.2021).
12. Донецких Л. И. Слово и мысль в художественном тексте / Отв. ред. Е. Ф. Ковалева. Кишинев : Штиинца, 1990. 164 с.
13. Древнерусские и общекультурные символы в песенном тексте https://cutt.ly/OKkYGVI (дата обращения 20.08.2021).
14. Дуков Е. В. Эстрадная музыка // История современной отечественной музыки. Выпуск 1 (1917-1941) / Ред. М. Е. Тараканов, Московская консерватория. М. : Музыка, 2005. URL: http://ale07.ru Эстрадная музыка (дата обращения: 12.09.21).
15. Дьяков А. И. Причины интенсивности заимствования англицизмов в современном русском языке // Язык и культура. Новосибирск, 2003. URL: https://cutt.ly/UKkYusr (дата обращения 10.01.2022).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ