Введение 4
Глава 1.Теоретические основы формирования культуры общения младших школьников 8
1.1 Культура общения как педагогическая дефиниция 8
1.2 Игровые технологии как средство развития культуры общения
младшего школьника 15
Глава 2.Опытно-эксперементальное исследование влияния игровых технологий на формирование культуры общения младших школьников 19
2.1. Определение уровня культуры общения детей младшего школьного
возраста 19
2.2. Организация работы по формированию культуры общения детей
младшего школьного возраста посредством игровых технологий 28
2.3 Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного
эксперимента 44
Заключение 52
Список используемой литературы 54
Приложение А Форма анкеты «Вежливые слова» 59
Приложение Б Количественные результаты проведения методики №1 60
Приложение В Количественные результаты проведения методики №2 63
Приложение Г Количественные результаты проведения методики №3
При анализе социальных проблем российского общества, можно прийти к выводу о том, что сфера человеческих отношений нуждается в совершенствовании. Все гуманитарные науки ставят перед собой эту задачу.
«Специфика психолого-педагогического подхода к её решению на современном этапе заключается в пересмотре взглядов и смещении акцентов на оптимизацию общения, повышение его результативности и психологической безопасности» [2].
В федеральном образовательном стандарте начального общего образования сказано: «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования»[1].
В соответствии со Стандартом «на ступени начального образования осуществляется формирование основ умения взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе»[1].
«Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций» [1].
В связи с этим проблема формирования культуры общения младших школьников становится особенно актуальной для педагогики, она обусловлена рядом противоречий:
- между потребностью общества и государства в гражданах с высоким уровнем культуры общения и недостаточной теоретической и практической базой формирования у младших школьников культуры общения;
- между значением коммуникативных навыков в успешной социализации младших школьников и недостаточностью разработок теоретико-методологических основ формирования коммуникативной культуры учащихся начальной школы;
- между признанием приоритета гуманистического, личностно-ориентированного и системного подходов к формированию личности младших школьников и недостатком технологических средств формирования коммуникативной культуры (в частности применения игровых технологий как наиболее типичных и доступных видов деятельности для учеников).
Всё вышеизложенное позволило сформулировать проблему нашего исследования: каковы педагогические возможности формирования культуры общения младших школьников посредством игровых технологий?
Методологическую основу исследования составили труды выдающихся отечественных ученых Б.Т. Лихачёв, Д.Б. Эльконин, Г.К. Селивко, В.П Беспалько, М.О. Фаенова.
В последнее время многие ученые обратили внимание на проблему культуры общения в младшем учебном возрасте. Этому посвящены работы ученых О.Б. Сиротиной, Е.П. Черногрудовой, М.О. Фаенововой, Е.А. Рохлиной.
Проблемой технологизации педагогических процессов занимаются такие ученые как И.В. Руденко, Е.В. Сивишинская, Г.К. Селевко.
В итоге теоретического обзора видно, что формирование культуры общения - достаточно широкая психолого-педагогическая проблема, связанная с формированием культуры общения, является частью более широкой проблемы - привлечения к культурным ценностям социума. Это проблема рассматривается сегодня как одна из центральных в педагогике. Задача современной педагогики - разработка педагогических технологий, которые позволили бы осуществлять целенаправленное влияние на процесс формирования культуры общения младших школьников.
В рамках данной выпускной квалификационной работы мы рассматривает лишь один из аспектов: игровые технологии как средства формирования культуры общения младших школьников.
Область научного исследования: педагогика начальной школы.
Объект исследования: процесс воспитания младших школьников.
Предмет исследования: игровые технологии как педагогический инструментарий формирования культуры общения младших школьников.
Цель: разработать и экспериментально проверить эффективность комплекса занятий, основанных на игровых технологиях, для формирования культуры общения младших школьников.
Гипотеза: формирование культуры общения младших школьников будет эффективно осуществляться с помощью применения игровых технологий т.к. игра является актуальным видом деятельности детей данного возраста при соблюдении следующих условий:
- теоретически обоснована роль игровых технологий в процессе формирования культуры общения младших школьников;
- образовательный процесс включает комплекс занятий с применением игровых технологий, обеспечивающих формирование культуры общения младших школьников;
- работа ведется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Задачи:
- изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
- выявить структурные компоненты культуры общения, критерии и показатели их сформированности; воспитательный потенциал игровых технологий;
- провести опытно-экспериментальное исследование по выявлению воспитательного потенциала игровых технологий в формировании культуры общения младших школьников
Методы:
Теоретические:
- анализ литературных источников (приемы сравнение, обобщение, моделирование).
Эмпирические:
- анкетирование,
- тестирование;
-изучение творческого педагогического опыта;
- эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный) -методы математической обработки эмпирических данных.
Новизна исследования
- представлено и апробировано содержание игровых технологий для детей младшего школьного возраста, способствующие формированию культуры общения посредством игровых технологий.
- выделены критерии и показатели формирования культуры общения младших школьников.
Исследование проводилось на базе МБУ«Школа № 3» г. Тольятти.
Репрезентативная выборка составила 60 человек.
ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и из приложений.
«Перед школой стоит сложнейшая задача - воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти своё место в сложной постоянно изменяющейся действительности» [25].
«Ориентация современной педагогики на гуманизацию воспитательно-образовательного процесса выдвигает число актуальных проблем создание оптимальных условий для развития личности каждого младшего школьника, для его личностного самоопределения» [11].
Проблема формирования культуры общения в настоящее время наиболее актуальна, поскольку изменились современные требования к подготовке учащихся к взрослой жизни.
«Проблематика, связанная с формированием культуры общения, является частью более широкой проблемы-привлечения к культурным ценностям социума. Это проблема рассматривается сегодня как одна из центральных в педагогике. Задача педагогики- разработка педагогических технологий, которые позволили бы осуществлять целенаправленное влияние на процесс формирования культуры общения младших школьников
Анализ изученной литературы показал, что наиболее удачными для формирования культуры общения младших школьников являются игровые технологии» [10].
Во второй главе описано, проведенное нами экспериментальное исследование по формированию культуры общения детей младшего школьного возраста.
С целью определения уровня культуры детей общения младшего школьного возраста нами были опрошены два класса констатирующий и экспериментальный 60 школьников-испытуемых в возрасте от 7 до 8 лет из МБУ Школа №3 г. о. Тольятти.
В ходе работы были решены поставленные задачи: была проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме формирования культуры общения младших школьников; были выявлены особенности организации игровой деятельности младших школьников; выявлены уровни культуры общения детей младшего школьного возраста; были разработаны и апробированы игровые технологии формирования культуры общения детей младшего школьного возраста.
Проведенная опытно-экспериментальная работа подтвердила выдвинутую нами гипотезу. Формирование культуры общения младших школьников будет более эффективно осуществляться с помощью применения игровых технологий т.к. игра является актуальным видом деятельности детей данного возраста при соблюдении следующих условий:
- теоретически обоснована роль игровых технологий в процессе
формирования культуры общения младших школьников;
- разработана и экспериментально проведена система занятий с применением игровых технологий, обеспечивающих формирование культуры общения младших школьников;
- работа ведется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Таким образом, можно сделать вывод, что в развитии и воспитании ребенка огромная роль принадлежит игре. Она способствует формированию личности младшего школьника, его морально-волевых качеств. Этим обуславливается эффективность применения игровых технологий в формировании культуры общения детей младшего школьного возраста.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357)// Режим доступа: http://rg.ru/2011/02/17/shkola- standart-site-dok.html.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ) // [Электронный ресурс]. http ://минобрнауки.рф/documents/336
3. Алифанова Е.М. Формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Волгоград, 2010. С. 15
4. Алхазишвили А.А. Психологические основы обучения устной речи., 2011. 159с.
5. Амонашвили Ш.А. Размышление о гуманной педагогике. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2012. 494 с.
6. Андреева С.М. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т.П / Под ред. А.А. Бодалева и др. М.: Педагогика, 2011. 288 с.
7. Андреева С.М. Социальная психология - М.: Просвещение, 2012. 300с.
8. Ариян М.А. Использование воспитательного потенциала речевого этикета в школе. 2016. №2. С. 912.
9. Арутюнов А.Р., Чеботарев П.Г., Музруков Н.Б. Игровые задания на уроках: Книга для преподавателя.- М.:, 2011. 216с.
10. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М., 2011.
11. Баранов С.П., Сластёнин В. А. Педагогика. М.: 2011. 336с.
12. Батчаева Х.Х.-М. Нравственное воспитание в педагогике. Казань, 2011. 204с.
13. Беспалько В.П. Стандартизация образования: основные идеи и понятия /Педагогика. 2014. №5. С. 16-25.
14. Богачева Г.Г. Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся [Текст] / Г.Г. Богачева / Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. науч. конф. Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. С. 92-106.
15. Богомолова Н.Н. Ситуативно-ролевая игра как активный метод
социально-психологической подготовки. В сб.: Теоретические и
методологические проблемы социальной психологии. М.: Изд-во МГУ. 2013. С. 183204.
16. Бушуева Г.М. Коммуникативные задачи как средство формирования коммуникативных умений младших школьников: Дис. канд. пед. наук.- Калининград, 2013. 163 с.
17. Викулина М.А, Смирнова Н.М. Культура общения в школе: монография. Нижний Новгород, 2016.
18. Гаузенблас К. Культура языковай коммуникации - М.:2002. С3
19. Глаголева К.С. Л.С. Выготский о роли игры в психическом развитии ребенка . Молодой ученый. 2017. №4. С. 324-326
20. Гребенюк О.С. Основы педагогики индивидуальности . Калининград, 2015. 572 с.
21. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2016. 143 с.
22. Григорьева Л.Г. Формирование коммуникативных навыков младших школьников.// Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: педагогика, психология издательство: Тольяттинский
государственный университет 2017. №2(5) С63.
23. Давыдов В.В. О понятии личности в современной психологии // Психологический журнал. - 2017. № 4. С. 22 - 32.
24. Емельянова Т.В. Игровые технологии в образовании : электронное учеб.- метод. пособие / Т.В. Емельянова, Г.А. Медяник. Тольятти : Изд-во ТГУ, 2015 - 1 оптический диск.
25. Жардамалиева Ж.Б. Культура общения и её особенности: Международный журнал экспериментального образования. 2016 №3 С.379
26.Замятина О.А. Возрастные особенности как условие становления базовой культуры младшего школьника // Модернизация начального образования: проблемы и перспективы: Сб. материалов Междунар. науч.-метод.
конференции. Тула, 2004. С. 194-196
27. Ипполитова Н.А., Князева О. Х, Савова М.Р. И76 Русский язык и культура речи : курс лекций / под ред.Н. А. Ипполитовой. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2016. С.59.
28. Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы общения/ А.Г. Ковалев. - М.:Политиздат, 2017. 286с.
29. Коломинский Я.Л. Психология общения./ Я.Л. Коломинский.-М: Аспект Пресс, 2013. 475 с.
30. Куницына В.Н.Межличностное общение. Учебник для вузов./ В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. - СПб.: Питер, 2011. 544 с.
31. Левашова Т.Н Педагогическая игра в начальной школе-М.: Педагогика 2017С.23
32. Левшин Е.О. Речь и культура общения: Молодой ученый-2016.-№13.С.50.
33. Лисицына Л.Н. Избранные психологические произведения: М.: Педагогика, 2012. 391с.
34. Лихачев Б.Т Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. 4-е изд., перераб. и доп. — М.:Юрайт-М.. 2001. 607с.
35. Ломов Б.Ф.Методологические и теоретические проблемы психологии./ Б.Ф. Ломов -М.: Логос, 2014. 279с.
36. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий : Два комсомольца, 2018. С. 140-146.
37. Монахов В.М. Введение в теорию педагогических технологий : Перемена, 2006. 318с.
38. Мудрая Д.И. Игры и упражнения по развитию коммуникативных навыков младших школьников. 2017. С.44
39.Образовательные технологии в вузе : учеб. пособие / И.В. Руденко [и др.] ; сост. и ред. И.В. Руденко. Тольятти : ТГУ, 2011. C.63.
40. Рохлина Е. А. Исследование формирования коммуникативной культуры младших школьников / Молодой ученый. 2016. №1. С. 636-639
41. Руль О.С. Развитие коммуникативных умений младших школьников-. 2015.С.
41. Селевко Г.К. Энциклопедия современных образовательных технологий.
- М. :НИИ школьных технологий, 2006 .С. 48
42. Сердюцких И. А. Современные педагогические технологии и метод// Молодой ученый. 2018.№3. С. 174-176
43. Сивашинская Е.Ф. Педагогические системы и технологии: конспект лекций / Е. Ф. Сивашинская, В. Н. Пунчик. - Мозырь: Содействие, 2015. 215 с.
44. Сиротинина О.Б. Пособие для эффективного общения- М.:Ленанд, 2016. 218с.
44.Солнцева О.В. Использование игры-фантазирования [Текст] / О.В. Солнцева / Альманах Детство. 2017. С. 143-151.
45. Стернин И.А. Введение в речевое воздействие. Воронеж, 2015. C .35
46. Столяренко Л.Д. Социальная педагогика: Учебник для вузов / Л.Д. Столяренко, И.В. Самыгин. - М.: Дашков и К, 2015. 272 с.
47. Фаенова М.О. Обучение культуре общения - М.: Высш. шк.,-1991. С 7.
48. Фесюкова Л.Б. Я и мое поведение [Текст] / Л.Б. Фесюкова. М., 2016. C.77.
49. Черногрудова Е.П. Основы речевой коммуникации: учебное пособие. Борисоглебск, 2015.
50. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. - Томск: Пеленг, 2013. 268 с..
51. Эльконин Д.Б. Психология игры. 5-е изд. М. :Гумант. центр ВЛАДОС, 2013. С. 69 .