Введение 4
Глава 1 Научно-теоретические основы проблемы исследования 8
1.1 Особенности умственно отсталых детей и их физического
развития 8
1.2 Особенности развития координационных способностей у детей
дошкольного возраста 15
1.3 Оздоровительная фитнес - аэробика 17
1.4 Особенности организации процесса адаптивного физического
воспитания дошкольников с умственной отсталостью 20
Глава 2 Задачи, методы и организация исследования 25
2.1 Задачи исследования 25
2.2 Методы исследования 25
2.3 Организация исследования 26
Глава 3 Результаты исследования и их обсуждения 31
3.1 Результаты констатирующего эксперимента 31
3.2 Результаты опытно-экспериментального исследования 32
Заключение 37
Список используемой литературы 38
Актуальность исследования. Умственная отсталость серьезно ограничивает повседневную жизнь человека, его социальную и интеллектуальную деятельности. Такие люди имеют проблемы с речью, интеллектом, развитием моторики, адаптацией и др.
Олигофрения - общее стойкое психическое недоразвитие, вызванное органическим поражением головного мозга во внутриутробном или постнатальном периодах. Наука, изучающая олигофрению, - олигофренопедагогика. Олигофренопедагогика является педагогической наукой. Предметом олигофренопедагогики является теория и практика обучения, воспитания, социальная адаптация и реабилитация, интеграция в социум школьников с нарушениями интеллекта.
Умственная отсталость характеризуется тотальностью и иерархичностью нарушения психики и интеллекта.
Выделяют 3 диагностических критерия умственной отсталости:
- клинический (наличие органического поражения головного мозга);
- психологический (стойкое нарушение познавательной деятельности);
- педагогический (низкая обучаемость и стойкая неуспеваемость в общественной школе).
Степени умственной отсталости:
- дебильность - самая легкая степень умственной отсталости, вызвана задержкой развития;
- имбецильность - средняя степень слабоумия. Люди не обучаемы и нетрудоспособны, доступен только акт самообслуживания;
- идиотия - глубокая умственная отсталость с полным отсутствием речи и мышления, потребность в постоянном уходе.
По данным автора: «Несмотря на достижения современной медицины и серьезные профилактические мероприятия, она не может дать стопроцентную гарантию того, что это заболевание не появится. Сейчас от 1 до 3% людей во всем мире страдает УО, но большая часть - легкой формой (75%)» [7].
Ряд отечественных исследователей отмечают то, что «у детей с умственной отсталостью имеются нарушения двигательной сферы, преимущественно координационных способностей» [2], [6], [7], [9].
Недоразвитость психики детей с легкой степенью умственной отсталостью проявляется в неэффективности движений. Особенно плохо развиты движения рук, жестикуляция и мимика. Такие дети замедлены и неуклюжи.
Основным нарушением двигательной деятельности умственно отсталых детей является нарушение координационных способностей. Любые движения вызывают у детей затруднения. Например, выпрямить осанку, визуально измерить расстояние и т. д.
Умственная отсталость - необратимое, но поддаваемое коррекции нарушение. Постепенность и доступность материала на занятиях физической культуры создают условия для овладения двигательными способностями.
Особой популярностью, на сегодняшний день стали пользоваться различные направления оздоровительной фитнес - аэробики. Детская фитнес- аэробика представляет собой различные направления, а именно такие виды, как ритмическая гимнастика, степ-аэробика, игровой стретчинг, фитбол- аэробика и другие. Дети очень интересуются этими направлениями, так как для них это что-то новое, необычное и отличающееся от будничного. Это способствует повышению детской инициативы и проявлению большей самостоятельности на занятиях физической культурой.
Теоретической базой исследования стал анализ научно-исследовательской литературы, касающейся:
- особенностей умственной отсталости;
- особенностей развития координационных способностей у детей дошкольного возраста;
- развития координационных способностей мальчиков с легкой степенью умственной отсталости.
Объект исследования: процесс развития координационных способностей мальчиков с умственной отсталостью легкой степени.
Предмет исследования: методика развития координационных способностей мальчиков с умственной отсталостью легкой степени.
Цель исследования - повышение координационных способностей мальчиков дошкольного возраста с умственной отсталостью легкой степени путем использования оздоровительной фитнес - аэробики.
Задачи:
1) изучить координационные способности мальчиков дошкольного возраста с умственной отсталостью легкой степени.
2) обосновать и испытать методику оздоровительной фитнес - аэробики для мальчиков дошкольного возраста с умственной отсталостью легкой степени.
3) выявить влияние оздоровительной фитнес - аэробики на развитие координационных способностей у мальчиков дошкольного возраста с умственной отсталостью легкой степени.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что дополнительные занятия по фитнес - аэробике позволят улучшить координационные способности у мальчиков дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости.
Методы исследования. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические (анализ научно-методической литературы), статические и эмпирические (наблюдение, эксперимент).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
- обоснована необходимость развития координационных способностей мальчиков дошкольников с умственной отсталостью легкой степени;
- подобраны и экспериментально обоснованы эффективные средства развития координационных способностей мальчиков дошкольников с умственной отсталостью легкой степени.
Практическая значимость исследования состоит:
- в подобранном комплексе оздоровительной фитнес - аэробики у мальчиков дошкольного возраста с умственной отсталостью легкой степени;
- в подборе и применении оздоровительного комплекса, позволяющего повысить показатели координационных способностей мальчиков дошкольного возраста с умственной отсталостью легкой степени.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, содержит 4 таблицы, 6 рисунков, список используемой литературы (40 источников). Основной текст работы изложен на 41 страницах.
В результате анализа научно-методической литературу было установлено, что «дети с умственной отсталостью испытывают проблемы с речью, развитием моторики, интеллектом, адаптацией, эмоционально-волевой сферой, не могут нормально взаимодействовать с окружающей средой» [9].
Предметом олигофренопедагогики является теория и практика обучения, воспитания, социальная адаптация и реабилитация, интеграция в социум школьников с нарушениями интеллекта. По литературному источнику: «Сейчас количество людей во всем мире с умственной отсталостью составляет 1-3%, а большая часть - легкая степень 75%» [7].
Для улучшения координационных способностей мальчиков с умственной отсталостью легкой степени необходимо внедрять занятия оздоровительной фитнес - аэробикой. Полученные результаты после эксперимента можно считать эффективными, на основе чего были сделаны следующие выводы:
1) Умственная отсталость - необратимое, но поддаваемое коррекции нарушение. Постепенность и доступность материала на занятиях физической культуры создают условия для овладения двигательными способностями.
2) Оздоровительная фитнес-аэробика способствует не только улучшению координационных способностей мальчиков дошкольного возраста с умственной отсталостью легкой степени, но и их психоэмоционального состояния.
3) Достоверная динамика по тестам у мальчиков ЭГ в сравнении с динамикой КГ свидетельствует об эффективности комплекса оздоровительной фитнес-аэробики для улучшения координационных способностей мальчиков, имеющих умственную отсталость легкой степени.
1. Антонова Э.Р., Иваненко О.А. Фитнес-аэробика как вид спорта. Челябинск 2016. - 13 с.
2. Бабийчук Н.Н. Методика преподавания физической культуры детям и подросткам с умственной отсталостью. Учебное пособие, 2017. - 93c.
3. Борисова М.М. Организация занятий фитнесом в системе дошкольного образования: учеб. - метод. пособие, 2016. - 24-26 с.
4. Волошина Л.Н. Формирование двигательной активности детей 5-7лет. Игры-эстафеты, 2017. - 9-11c.
5. Воронова Е.К. Формирование двигательной активности детей 5-7лет. Игры-эстафеты, 2017. - 14 c.
6. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости / Издательство "Лань", 2017. - 22 с.
7. Выготский Л.С. К вопросу о компенсаторных процессах в развитии умственно отсталого ребенка / Издательство "Лань", 2017. - 19 с.
8. Выготский Л.С. Основы работы с умственно отсталыми и физически дефективными детьми. Умственно отсталые дети / Издательство "Лань", 2017. -15 с.
9. Дубровина И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Е., Вахмянина Т.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учеб. пособие. - М: «Академия», 2019. - 160с.
10. Евсеев С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. - М.: Спорт, 2016. - 616 с.
11. Евсеев С. П. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре: учебник. - М.: Спорт, 2016. - 385 с.
12. Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. - М.: Академия (Academia), 2016. -382 с.
13. Зорина Л. Я. Мир фитнеса — мир здоровья» // «Образование и воспитание», 2017. - 10-15 с.
14. Иссурин В. Б., Лях В. И. Координационные способностиспортсменов / Издательство "Спорт-Человек", 2019. - 208 с.
15. Ковшура Е. Оздоровительная классическая аэробика. Учебное пособие / Издательство «Феникс», 2017. - 167с.
16. Ланда Б. Х. Диагностика физического состояния: обучающие методика и технология: учебное пособие. - М.: Спорт, 2017. - 129 с.
17. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академия, 2016. - 142с.
18. Литош Н.Л. Адаптивная физическая культура для детей с нарушением в развитии. Психолого-педагогическое сопровождение: учебное пособие для вузов. - М.: Юрайт, 2020. - 169 с.
19. Литош Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии. - М.: СпортАкадемПресс, 2016. - 140 с.
20. Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие. - М.: ТВТ Дивизион, 2017. - 290 с.
21. Лях В. И. Развитие координационных способностей удошкольников / Издательство "Спорт-Человек", 2019. - 128 с.
22. Максимова С.Ю. Методика физического воспитания на основе ритмической гимнастики сюжетно-ролевой направленности для старших девочек с задержкой психического развития. - Волгоград, 2017. - 22 с.
23. Манжелей И. В. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя физической культуры: учебное пособие для среднего профессионального образования. — 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 182 с.
24. Микляева Н. В. Воспитание и обучение детей с задержкой психического развития: учебник и практикум для вузов. - М.: Юрайт, 2020. - 236 с.
25. Микляева Н. В. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии: воспитание и обучение детей с задержкой психического развития: учебное пособие для среднего профессионального образования. - М.: Издательство Юрайт, 2020. - 236 с.
26. Никитушкин В.Г. Формирование координационных способностей детей 4-12 лет. - М., 2016. - 25-29 с.
27. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с нарушением темпа развития/ М.С. Певзнер// Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. - СПб., 2018. - 129-149 с.
28. Подольская Е.И. Физическое развитие детей 2-7 лет, 2018 - С. 12-14
29. Пузанов Б. Социальная адаптация, реабилитация и обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. Социальное и инклюзивное образование, 2017. -108 с.
30. Рипа М. Д., Кулькова И. В. Лечебно-оздоровительные технологии в адаптивном физическом воспитании: учебное пособие для вузов / - 2-е изд. - М.: Юрайт, 2020. - 158 с.
31. Рунова М. А. Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 5-7 лет. - М.: Просвещение, 2017. - 144 с.
32. Рыбкина О. Н., Морозова Л. Д. «Фитнес в детском саду: Программа и конспекты занятий с детьми 5-7 лет», - 2017. - 12 с.
33. Сиднева Л.В. Аэробика: Частные методики. 2 том. - М.: Федерация аэробики России, 2019. - 216 с.
34. Слободняк Е. Н., Петровская О. Г. Оздоровительная аэробика. Методические рекомендации. Минск 2018. - 83с.
35. Сулим Е. В. Детский фитнес. Физкультурные занятия для детей 5-7 лет, 2016. - 32 с.
36. Чиркова Ю. В. Специальная психология. Тест детской апперцепции в диагностике психологической защиты: учебное пособие для вузов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2020. - 163 с.
37. Шапкова Л.В. Средства адаптивной физической культуры: Методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии, 2017. -152 с.
38. Шебеко В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста, 2016. - 6-9 с.
39. Шипилина И.А. Аэробика. - Ростов н/Д: Феникс, 2017. - 224 с.
40. Яных Е.А. Степ - аэробика. - М.: АСТ, 2016. - 78 с.