Способы организации закупок молока и молочной продукции на предприятии розничной сетевой торговли (Санкт-Петербургский Государственный Экономический Университет)
Рассмотрена деятельность заводов-производителей молока и молочных продуктов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКУПОК МОЛОКА И МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ В РОЗНИЧНОЙ СЕТЕВОЙ ТОРГОВЛЕ 6
1.1. Факторы, определяющие основные особенности организации закупочной деятельности, потребительские свойства молока и молочной продукции 6
1.2. Общие условия поставок, факторы, определяющие размер и кратность поставок, цена и ценность товара 11
1.3. Правовые аспекты договорных отношений предприятия розничной сетевой торговли с предприятием-поставщиком 20
1.4. Методы обеспечения надежности поставок молока и молочной продукции в процессе осуществления закупочной деятельности, способы закупок 23
1.5. Политика закупок молока и молочной продукции на предприятии розничной сетевой торговли, подходы к организации поиска и выбора потенциальных поставщиков 24
1.6. Оценка эффективности организации закупочной деятельности молока и молочной продукции на предприятии розничной сетевой торговли 28
2. РАСЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ВЫБОРУ ПОСТАВЩИКА МОЛОКА И МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКУПКИ НА ПРЕДПРИЯТИИ РОЗНИЧНОЙ СЕТЕВОЙ ТОРГОВЛИ 31
2.1. Обоснование требований к организации закупочной деятельности на предприятии торговли, алгоритм организации закупок на предприятии розничной сетевой торговли 31
2.2. Определение перечня потенциальных предприятий-поставщиков, осуществление проверки легитимности их хозяйственной деятельности 38
2.3. Анализ коммерческих предложений предприятий-поставщиков, цен на товары, условий поставок, выбор лучшего поставщика 48
2.4. Предложения по организации контроля за выполнением предприятием-поставщиком договорных обязательств, расчет стоимости закупки 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
Торговля является одной из крупнейших отраслей экономики любой страны, как по объему деятельности, так и по численности занятого в ней персонала, а предприятия этой отрасли являются наиболее массовыми. Деятельность торговых предприятий, связанная с удовлетворением потребностей каждого человека, подвержена влиянию множества факторов и охватывает широкий спектр вопросов организационно-технологического, экономического и финансового характера, требующих повседневного решения.
Тема моей курсовой работы - организация закупок молока и молочной продукции на предприятии торговли, а именно на предприятии розничной сетевой торговли.
Актуальность темы объясняется тем, что закупочная деятельность является основой торговли, участниками которой в какой-либо форме мы все являемся. В процессе закупки и поставки товаров устанавливаются коммерческие связи между предприятиями торговли, производителями и обслуживающими сферу обращения субъектами. С закупочной деятельности начинаются коммерческие отношения с партнёрами. Закупочная деятельность и коммерческие действия взаимообусловлены, они осуществляются в соответствии с целями торгового предприятия и содержанием решаемых задач.
В первой теоретической главе мною будут рассмотрены организационно-экономические особенности и этапы организации закупок в розничной сетевой торговле, алгоритм организации закупок, а во второй главе, которая является расчетно-аналитической, мы проведем правовую проверку потенциальных поставщиков, выделим критерии квалификационной проверки, оценим условия поставки и коммерческие предложения, и выберем лучшего поставщика.
Объектом исследования первой главы выступает закупочная деятельность (в соответствие с выбранной темой - молока и молочных продуктов) на предприятии розничной сетевой торговли.
Объект исследования второй главы – работа с поставщиками при закупке молока и молочной продукции на предприятии розничной сетевой торговли.
Предметом исследования первой главы являются характеристики поставок, этапы закупочной деятельности, документальное оформление закупок, организационно-экономические особенности и критерии эффективности осуществления закупок.
Предмет исследования второй главы – критерии выбора и оценка конкретных потенциальных поставщиков молока и молочных продуктов, организация работы с ними и анализ коммерческих предложений.
Цель моей курсовой работы, во-первых, состоит в изучении этапов и особенностей, способов организации закупочной деятельности на предприятии розничной сетевой торговли в соответствие с выбранной темой (молоко и молочная продукция), а, во-вторых, в изучении методов работы с поставщиками и критериев выбора наилучших для сотрудничества.
Я могу выделить следующие задачи исследования:
1) изучить теоретические основы организации закупочной деятельности на предприятиях розничной сетевой торговли;
2) определить детали и этапы осуществления закупочной деятельности, основные особенности;
3) рассмотреть документальное оформление заказа на поставку и аспекты выстраивания отношений с поставщиками, составить перечень потенциальных поставщиков;
4) проанализировать рынок молока и молочных продуктов для лучшего понимания объемов и ассортимента закупаемой продукции;
5) провести правовую, квалификационную проверку реальных поставщиков и молока и молочных продуктов, оценить условия поставок для выбора лучшего поставщика;
6) сделать вывод о возможности снижения стоимости закупок при сохранении надежности функционирования коммерческого предприятия;
Я надеюсь, что в ходе написания курсовой работы мне удастся выполнить поставленные задачи и в полной мере раскрыть как теоретическую, так и практическую (расчетную) часть.
В заключении своей курсовой работы я бы хотела сделать краткие выводы из изложенного мною в двух главах материала.
В первой теоретической части мы говорили про особенности и этапы организации закупочной деятельности на коммерческом предприятии, а именно на предприятии розничной сетевой торговли на примере такой товарной категории как молоко и молочные продукты. Мною были рассмотрены также такие моменты, как состояние рынка молока и молочной продукции в России, Санкт-Петербурге и области, характеризующееся стагнацией и трудностями, но не бесперспективное, динамика цен и потребительских предпочтений, потребительские свойства молока и молочных продуктов.
Были определены принципы закупочной системы розничной торговой сети, которые включают в себя такие пункты как использование отсрочки платежей, формирование ассортимента по товарным категориям, осуществление закупок под целевые показатели развития сети и т.д. Также мы говорили о таком понятии как категорийный менеджмент в розничной торговой сети, использование принципов которого позволяет осуществлять закупку и формирование заявок в распределительный центр более эффективно.
Стоит отметить, что в настоящее время сетевые магазины все чаще работают напрямую с производителями товаров, исключая из цепочки товародвижения посредников.
Важнейшей частью первой главы было рассмотрение и изучение состава договора поставки товаров, который сопровождает деятельность по закупке товаров, его основных правовых положений и условий, грамотное согласование которых обеспечивает регулирование процесса поставки и защиту сторон коммерческой деятельности.
Были определены риски закупочной деятельности, показатели эффективности функционирования отдела закупок, принципы и требования к потенциальным поставщикам товаров, способы закупок молока и молочных продуктов предприятиями розничной сетевой торговли. Также были составлены критерии квалификационной проверки потенциальных контрагентов.
Вторая расчетно-аналитическая глава моей курсовой работы была посвящена трехэтапной проверке и оценке потенциальных поставщиков молока и молочной продукции и выбору лучшего их них для заключения с ним договора поставки на предприятие розничной сетевой торговли, то есть в розничную торговую сеть.
В процессе данной проверки была проведена правовая проверка поставщиков на предмет их ненадежности. Вторым этапом стала квалификационная проверка и оценка поставщиков в соответствии с выбранными критериями, удельным весом каждого критерия. На основе результатов квалификационной проверки был проведен анализ цен в коммерческих предложениях поставщиков-лидеров, после чего список потенциальных контрагентов сократился до трех претендентов.
Третьим этапом стала оценка условий поставок, предложенных в коммерческих предложениях. Мы использовали балльный метод оценки с 10-ти балльной шкалой. В результате был выявлен лучший поставщик, с которым сеть может заключить договор поставки. Им была признана компания ООО «Пискаревский молочный завод».
Также в данной главе были рассмотрены особенности условий перевозки молока и молочной продукции, как скоропортящихся продуктов, которым требуются особые температурные условия хранения и порядок отсрочки платежа и начисления бонусов торговой сети, что является обязательным условием сотрудничества.
Еще одним моментом исследования стали предложения по организации контроля за выполнением предприятием-поставщиком договорных обязательств и подход к расчету стоимости закупки с вопросом снижения общих затрат за счет снижения стоимости закупок.
Хочется также подчеркнуть, что данная курсовая работа помогла мне разобраться в теме организации процесса закупок.