Введение 3
1 Теоретические аспекты формирования сбытовой политики предприятия .... 5
1.1 Сущность сбытовой деятельности предприятия 5
1.2 Понятие сбытовой политики, ее факторы и методика оценки и анализа 9
2 Анализ маркетинговых подходов к формированию сбытовой политики .... 22
2.1 Технико-экономическая характеристика ЗАО «Квадрат плюс» 22
2.2 Анализ сбытовой деятельности предприятия и маркетинговой
политики продвижения товара на рынок 28
3 Разработка мероприятий по совершенствованию сбытовой политики и
продвижения товара ЗАО «Квадрат плюс» 51
3.1 Мероприятия по совершенствованию сбытовой политики на предприятии ЗАО «Квадрат плюс» 51
3.2 Расчет экономического эффекта от внедрения предложенных мероприятий 69
Заключение 78
Список используемой литературы 81
Приложения
Актуальность выбранной темы бакалаврской работы заключается в том, что сбытовая политика предприятия имеет важное значение для поддержания и повышения жизненного уровня населения, поскольку способствует насыщению потребительского рынка, более полному удовлетворению спроса в соответствии с индивидуальными нуждами и запросами потребителей, рационализации семейного бюджета и повышению реальных доходов населения, увеличению свободного времени населения и пр.
Несмотря на большую социально-экономическую значимость бытового обслуживания на современном этапе его уровень и качество в последние годы снижается. В целях преодоления негативных тенденций, продвижения в направлении стабилизации сферы бытовых услуг необходимо принятие конкретных мер на всех уровнях управления: государственном, региональном и, что не менее важно, на уровне предприятий, оказывающих услуги.
Объектом исследования является ЗАО «Квадрат плюс», занимающееся производством швейной трикотажной продукции.
Предметом исследования является совокупность организационно - экономических отношений по поводу совершенствования сбытовой деятельности предприятия.
Целью бакалаврской работы является разработка комплекса мероприятий по совершенствованию сбытовой политики предприятия.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
изучить теоретические аспекты формирования сбытовой политики предприятия;
провести анализ маркетинговых подходов к формированию сбытовой политики предприятия;
3) разработать мероприятия по совершенствованию сбытовой политики предприятия;
4) обосновать необходимость совершенствования сбытовой политики по продвижению на рынок нового товара;
5) дать экономическое обоснование предлагаемых мероприятий.
Исходной информацией для написания бакалаврской работы послужили: учебная литература по маркетинговым подходам к формированию сбытовой политики предприятия, анализу хозяйственной деятельности и пр.; материалы, собранные при прохождении преддипломной практики на ЗАО «Квадрат плюс»: устав и учредительные документы, балансовые отчеты предприятия, отчетные и плановые показатели сбытовой деятельности предприятия, методическая литература, нормативные материалы, используемые при выполнении технико-экономических расчетов.
В первой главе бакалаврской работы исследованы теоретические аспекты формирования сбытовой политики предприятия, ее сущность, маркетинговые подходы и факторы формирования, а также методика анализа и оценки сбытовой политики.
Во второй главе бакалаврской работы проведен анализ маркетинговых подходов к формированию сбытовой политики ЗАО «Квадрат плюс», дана краткая характеристика предприятия, анализ современного состояния сбытовой деятельности и маркетинговой политики предприятия.
В третьей главе предложены и экономически обоснованы мероприятия по совершенствованию сбытовой политики и продвижения товара ЗАО «Квадрат плюс».
В заключении обобщены результаты теоретического и аналитического исследования, сделаны выводы и отражены предложения по совершенствованию сбытовой политики предприятия.
В процессе написания бакалаврской работы нами была проведена следующая работа: были изучены теоретические основы сбытовой политики по продвижению нового товара; факторы, оказывающие влияние на сбытовую политику; проведен анализ деятельности предприятия ЗАО «Квадрат плюс» дана краткая характеристика предприятия; проанализированы основные направления деятельности ЗАО «Квадрат плюс». На основе анализа были сделаны выводы:
- объем производства и реализации продукции предприятия с каждым годов увеличивается: объем реализации продукции. С 2017-2018 год наблюдалось снижение, но в последние 2 года объем реализации был достаточно стабилен; на предприятии за период с 2017-2018 год наблюдается рост объема производства продукции;
- предприятие является прибыльным, имеет, достаточно высокий уровень рентабельности, в 2018 г. произошло увеличение уровня рентабельности и составило в 2018 году 41,1%.
- общая численность сотрудников на предприятии увеличилась на 2 человека по сравнению с предыдущим годом;
- предприятие ЗАО «Квадрат плюс» подвержено сезонным колебаниям спроса.
В ходе разработки аналитической части бакалаврской работы также был проведен анализ сбытовой политики предприятия, что позволило сделать следующий вывод:
- сбытовая политика предприятия является недостаточно эффективной, то есть мало внимания уделяется системе изучения и прогнозирования спроса, почти не ведутся работы по внедрению прогрессивных форм и методов обслуживания клиентов, что влечет за собой неизбежное увеличение количества запасов готовой продукции на складах предприятия.
На основе данных выводов нами была предложена система мероприятий для ЗАО «Квадрат плюс» по совершенствованию сбытовой политики для продвижения нового товара:
- повышение качества, как нового товара, так и уже существующих;
- внедрение должности торгового агента;
- разработка рекламной программы;
- демонстрация нового товара на выставках;
- введение скидки на новый товар.
В результате реализации данных организационно-технических мероприятий нами получен прирост объема реализации в размере 610754 руб. Экономический эффект от реализации сбытовой политики составит 121950 рублей. Прирост производительности труда за счет внедрения данных мероприятий составил 6,31%. Следовательно, предложенные мероприятия являются необходимыми элементами для формирования эффективной организационно-хозяйственной деятельности предприятия ЗАО «Квадрат плюс».
В процессе разработки проектной части бакалаврской работы были также изучены следующие вопросы:
- обеспечение комфортных условий труда на рабочем месте;
- микроклимат и вентиляция;
- технология производства новых товаров.
С учетом всех предложенных мероприятий в экономической части бакалаврской работы были рассчитаны основные разделы годового плана деятельности ЗАО «Квадрат плюс». На основе всех расчетов, произведенных в экономической части бакалаврской работы (годовая программа производства продукции, расчет затрат на обеспечение ожидаемого уровня производства продукции, расчет финансовых результатов), была составлена сравнительная таблица основных технико-экономических показателей деятельности ЗАО «Квадрат плюс» до и после внедрения предложенных мероприятий. Внедрение предложенных мероприятий позволит увеличить объем производства и реализации в планируемом году на 9,25%; снизить себестоимость единицы продукции на 7,74%, затраты на рубль на 5,6 %. В результате вышеперечисленных факторов прибыль планируемого года возрастет на 1676054,26 руб. или 46,9 %, а, следовательно, увеличение уровня рентабельности на 11,92 %. Следовательно, предложенные в проектной части бакалаврской работы организационно-технические мероприятия по формированию эффективной сбытовой политики, экономически целесообразны, о чем свидетельствует улучшение основных технико-экономических показателей деятельности предприятия.
Таким образом, в ходе разработки и написания бакалаврской работы основные задачи решены и достигнута намеченная цель.
1. Алексеев, М. М. Планирование деятельности фирмы. - М.: Финансы и статистика. 2018.
2. Аристархова, М., Матягина, Т. Маркетинговые исследования рекламной деятельности// Маркетинг - 2017.
3. Афанасьев, В. К. . Кулагина М.И. Пути повышения эффективности производства - М: Легпромбытиздат. - 2017.
4. Басовский, Л. Е. Маркетинг: Курс лекций/Л.Е. Басовский - М.: ИНФРА-М, 2018.
5. Баталова В. Д. Экономика бытового обслуживания. - М.: Легкая и пищевая промышленность, 2017.
6. Гарифуллина Ф. С.,Гуков И. В. Организация и планирование деятельности предприятия бытового обслуживания. - М.: Легпромбытиздат, 2016.
7. Голубкова, Е.Н. Маркетинговые коммуникации - М.: Финпресс, 2016.
8. Голубков, Е.П. Планирование маркетинга// Маркетинг в России и за рубежом - 2017.
9. Горфинкель B. Я . Экономика предприятия: Учебник. - М., 2018.
10. Горинов, Д. Разработка стратегии продвижения
предприятия//Практический маркетинг - 2016.
11. Горинская, И.В. Методология продаж, ориентированная на покупателя// Маркетинг - 2016.
12. Груэинов В.П. Грибов В.Д. Экономика предприятия. - М.:
Финансы и статистика. 2018.
13. Дибб, С. Практическое руководство по маркетинговому
планированию - СПб.: Питер, 2016.
14. Ерохина Л. И. Основы организации предпринимательской
деятельности. - Тольятти: «Довгань». 2017.
15. Ерохина Л. И.. Игумнова Н. Е. Основы организации производства на предприятиях сферы сервиса. - Тольятти, 2017.
16. Завгородняя, А. А. Маркетинговое планирование - СПб.: Питер,
2017.
17. Заикин, А.А. Маркетинг в розничной торговле// Маркетинг в России и за рубежом - 2016.
18. Ильясов, Ф. Фокус-группа в маркетинге и рекламе// Рекламные технологии - 2018.
19. Интегрированные маркетинговые коммуникации// Реклама и жизнь - 2017.
20. Кремер Н. Ш. Исследование операций в экономике: Учебное пособие. - М.: Издательское объединение "Банки и биржи", ЮНИТИ, 2017.
21. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент/ Под общ. ред. Л. А. Волковой, Ю. Н. Кантуревского - СПб.: Питер, 2018.
22. Кудин, В.П. Влияние системы управления маркетингом на результаты хозяйственной деятельности// Маркетинг - 2018.
23. Колосова, С.В. Возможности проведения PR-кампании в условиях ограниченных ресурсов// Маркетинг и маркетинговые исследования - 2017.
24. Кныш, В.А. Маркетинг в теории потребительского спроса// Маркетинг в России и за рубежом - 2018.
25. Маркетинг: Учебник, практикум и учебно-методич. Комплекс по маркетингу/ Ноздрева Р.Б., Крылова Г.Д., Соколова М.И., Гречков В.Ю. - М.: Юристъ, 2018.
26. Маркетинг: Учебник для вузов/ Под ред. Н.Д. Эриашвили - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016.
27. Маркетинг: Учебник для вузов/ Под ред. Н.Д. Эриашвили - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016.
28. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебник для вузов/ Под ред. В.А. Алексунина - М.: Дашков и К, 2017.
29. Модульная программа для менеджеров. Модуль 13. Управление маркетингом/ Б.А. Соловьев - М.: ИНФРА-М, 2018.
30. Моисеева, Н.К. Управление маркетингом: теория, практика, информационные технологии: Учебн. пособие для вузов - М.: Финансы и статистика, 2017.
31. Пышкина Э. П. Охрана труда на предприятиях бытового обслуживания. - М.: Легпромбытиздат. 2017.
32. Попов. Е. Актуальные вопросы маркетинга. - Маркетинг, №1, 2017.
33. Русинов Ф„ Макаренко О. Как создать конкурентоспособное предприятие. -Консультант директора № 21, 2018.
34. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М., 2017.
35. Самастроенко, Г.М. Маркетинговые стратегии развития// Маркетинг в России и за рубежом - 2018.
36. Тимохина М.Н. Экономика и организация промышленного производства. - М.:Прогресс, 2017.
37. Томилов, В.В., Песоцкая, Е.В. Маркетинг в системе предпринимательства - СПб.: Геликон Плюс, 2017.
38. Терещенко, В.М. Маркетинг: новые технологии в России - СПб.: Питер, 2018.
39. Теория маркетинга/ Под ред. М. Дж. Бейкера - СПб.: Питер, 2016.
40. Федорец, М.Н. Анализ потребителя как необходимая составляющая успешной работы на рынке// Маркетинг и маркетинговые исследования в России - 2017.
41. Фатхутдинов, Р.А. Стратегический маркетинг: учебн. для вузов - М.: Бизнес-школа «Интел-синтез», 2018.
42. Федосеев В. В. Экономико-математические методы и модели в маркетинге. - М.: Финстатинформ, 2018.
43. Хореев, А.И. Модели поведения потребителя// Маркетинг и маркетинговые исследования - 2018.
44. Чевертон, П. Теория и практика современного маркетинга - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2017.
45. Черчилль, Г.А. Маркетинговые исследования - СПб.: Питер, 2016.
46. Шатаев И. М. Основы организации бытового обслуживания населения. - М.: Легкая индустрия, 2016.
47. Шеремет А. Д., Сайфулин Р. С. Методика финансового анализа. - М.: Инфра - М. 2016.
48. Шафронов А. Экономический рост как основа повышения эффективности производства. - Экономист № 4, 2017.
49. Шмидт, Р.А., Райт Х. Финансовые аспекты маркетинга: Учебн. пособие для эк. спец. вузов - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017.