Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Создание мультипликационного фильма с дошкольниками как средство нравственного воспитания (Нижегородский Губернский колледж)

Работа №118532

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы89
Год сдачи2020
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
179
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТФИЛЬМОВ КАК СРЕДСТВА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Сущность и содержание нравственного воспитания детей дошкольного возраста 6
1.2 Особенности нравственного развития детей дошкольного возраста 11
1.3 Воспитательный потенциал мультфильмов в нравственном развитии детей среднего дошкольного возраста 22
ГЛАВА 2. ПРОГРАММА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ 35
2.1 Целевой раздел 35
2.2 Содержательный раздел 47
2.3 Организационный раздел 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 86

Вопросы нравственного развития и воспитания человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. В результате множества негативных факторов современные дети оказались в условиях нравственного и духовного хаоса. Именно поэтому в системе современного воспитания проблема нравственности стоит превыше всего.
Вопросам нравственности уделяли внимание такие философы как: Аристотель, А. Баумгартен, H.A. Бердяев, Гегель, Гельвеции, Ф.М. Достоевский, Сократ, Платон, И. Кант, А.Ф. Лосев, В.С Соловьев, Спиноза, Ф. Шиллер, Ф. Шеллинг, Шефстсбери, Ф. Хатчесон, Н. Чернышевский и др. Теоретическую основу исследования составили труды по проблемам нравственного воспитания (Ю.Б. Алиев, В.В. Краевский, Б.Т. Лихачев, Б.М. Неменский, Л.Н. Столович, В.А. Сухомлинский, М.П. Якобсон и др.); исследования по гуманизации образования (Ш.А. Амонашвили, М.Н. Берулава, И.В. Бестужев-Лада, A.A. Бодалев, Е.В. Бондаревская, Б.С. Гершунский, В.П. Зинченко, В.В. Краевский, З.А. Малькова, Н.С. Розов и др.
В Статье 64, Федерального Закона об образовании в РФ указывается, что: «Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста» [1, с. 55]
В настоящее время одной из задач педагогов и специалистов ДОО становится отбор и рациональное использование разнообразных средств и методов воспитания нравственных качеств личности. Одним из таких средств, является использование мультфильмов в работе с дошкольниками.
Анализ ряда психолого - педагогических и искусствоведческих исследований (Л.И. Баженова, Г.Н. Козак, С.М. Эйзенштейн, М.И. Яновский), а также работ ряда мультипликаторов (Ю.Б. Норштейн, И.П. Иванов Вано) позволяют утверждать: мультфильм – один из уникальнейших инструментов воздействия на ребёнка благодаря использованию особого художественного приёма – смешения фантастического и реального. Дошкольники очень впечатлительны, и не всегда могут отличать «действительность от созданий воображения», поэтому дети начинают доверять мультфильму, принимая его как часть реальности, воспринимать те жизненные ценности и установки, которые в нем содержатся.
Влияние мультипликационных фильмов на развитие личности ребенка изучали такие исследователи, как: А.Ф. Бурухина, М.В. Корепанова, О.В. Куниченко, А.Ф. Лалетина, Н.Е. Марков, И.Я. Медведева, Е.А. Тупичкина, Н.В. Олейник, А.Ф. Бурухина и др. По утверждению исследователей мультфильмы демонстрируют ребенку последствия несоблюдения нравственных норм, проявления человеческих пороков, учат тому, какие наказания могут последовать за неправильными действиями и к каким положительным результатам привести правильные поступки. Трудные для усвоения и осознания ребёнком дошкольного возраста абстрактные понятия доброты, щедрости, жадности, зависти, отзывчивости и т.д. в мультфильме представлены в доступной, образной форме, понятной детям данного возраста.
Объект исследования: процесс нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: мультфильмы как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: разработка программы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами мультипликационных фильмов.
Задачи исследования:
1. рассмотреть содержание и сущность нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе;
2. выявить особенности нравственного развития детей старшего дошкольного возраста;
3. определить воспитательный потенциал мультфильмов в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста;
4. составить программу нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами мультипликационных фильмов.
Практическая значимость: данная работа может быть использована в практической деятельности воспитателей и других специалистов дошкольных образовательных организаций.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Введение раскрывает актуальность, определяет объект, предмет, цель, задачи и методы исследования.
В основной части исследования рассмотрена сущность и содержание нравственного воспитания детей дошкольного возраста, особое внимание было уделено особенностям нравственного развития детей старшего дошкольного возраста, так же был рассмотрен воспитательный потенциал мультфильмов в нравственном развитии детей старшего дошкольного возраста.
Практическая часть посвящена разработке программы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами мультипликационных фильмов.
В заключении подводятся итоги теоретического исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучая теоретические основы использования мультфильмов как средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста, мы установили, что:
В теоретической части исследования была изучена сущность и содержание нравственного воспитания, выявлены особенности нравственного развития детей старшего дошкольного возраста, а также определен воспитательный потенциал мультфильмов в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста.
В данной работе под нравственностью мы понимаем, в первую очередь, систему внутренних правил человека, основанную на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности. Под нравственным воспитанием понимается целенаправленное, содержательно наполненное, технологически выстроенное, организационно оформленное, результативно диагностируемое взаимодействие педагога с детьми целенаправленное и систематическое взаимодействие педагога с детьми, способствующее формированию нравственной воспитанности. Содержание нравственного воспитания включает в себя воспитание гуманности как качества личности; воспитание трудолюбия, умения и желания трудиться; воспитание патриотизма, гражданственности; воспитание коллективизма.
Старший дошкольный возраст является сенситивным для развития основ нравственного сознания, чувств и поведения. На этом возрастном этапе дети осваивают содержание ряда этических норм и правил, приобретают практический опыт нравственного поведения, активно развиваются социально - нравственные чувства детей и формируется гуманное отношение к сверстникам. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста обеспечивается использованием разнообразных педагогических средств и методов.
Одним из эффективных средств нравственного воспитания, у детей старшего дошкольного возраста, является использование мультфильмов в образовательном процессе ДОО. Детям нравятся яркость и лаконичность мультфильма, его выразительные образы притягивают внимание, а простота и доступность сюжета пробуждают и удерживают интерес дошкольника. Дети через мультфильмы получают положительные эмоции, радуются, сопереживают, плачут, поэтому дети начинают доверять мультфильму, принимая его как часть реальности, воспринимать те жизненные ценности и установки, которые в нем содержатся.
Мультфильмы демонстрируют ребенку самые разные способы общения и взаимодействия с окружающим миром, формируют эталоны хорошего и плохого поведения. Использование мультфильмов позволяет обогащать представления детей о нравственных нормах, воздействовать на нравственные чувства, формировать и влиять на поведение детей с целью привить им моральные нормы.
Практическая часть работы была посвящена разработке программы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами мультипликационных фильмов «Мультифрукт». Которая направлена на формирование нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста с помощью средств мультипликации, и использование различных методов и приемов работы с детьми таких как: совместный просмотр мультипликационных фильмов и дальнейшее их обсуждение, совместную деятельность родителей и детей в рабочей тетради, проблемные ситуации и беседы, игры-инсценировки, дидактические игры, пластические этюды на выражение основных эмоций, посещение специальных кружков связанных с мультипликацией.
Занятия по данной программе позволят дошкольнику задуматься о нравственных качествах, научиться отличать хорошее от плохого, сравнивать себя с мультипликационными героями. Просмотр мультфильмов служит для дошкольников настоящей энциклопедией нравственности, своеобразным «сводом» моделей поведения в различных ситуациях, если педагог ставит детей перед необходимостью высказывать свои оценочные суждения, мотивировать свою точку зрения, обосновывать свое отношение к увиденному.



1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - Москва: Омега — Ленинград, 2014. - 134 с. – Текст: непосредственный.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки. Рос. Федерации. – Москва: Просвещение, 2011. – 48 с. – Текст: непосредственный.
3. Акулова, О. В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / О. В. Акулова, Т. И. Бабаева; под ред. С. Д. Ермолаева. – Санкт-Петербург, 2016. – 344 c. – Текст: непосредственный.
4. Веракса, Н. Е. Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дрофеевой; под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дрофеевой. —5-е изд, (инновационное), испр. и доп. – Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 336 с. – Текст: непосредственный.
5. Парамонова, Л. А. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Истоки» / Парамонова, Л. А; под ред. Т. В. Цветкова. – 5-е изд. Перераб. – Москва: ТЦ Сфера, 2017. – 192 с. – Текст: непосредственный.
6. Анцупов, А. Я. Конфликтология: учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов; под ред. Н.Д. Эриашвили – Санкт - Петербург: ЮНИТИ, 2013. – 512 c. – Текст: непосредственный.
7. Бордовская, Н. В. Психология и педагогика: учебник / Н. В. Бордовская, С. И. Розум; под ред А. А. Реана. – Санкт - Петербург: ЗАО издательский дом «Питер», 2018. – 320 c. – Текст: непосредственный.
8. Бурухина, А. Ф. Внимание! Мультфильм: метод. пособие / А. Ф. Бурухина. – Челябинск: Челябинский дом печати, 2011. – 89 с. – Текст: непосредственный.
9. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный / Т. Ф. Ефремова. – Москва: АСТ, Астрель, Харвест, Lingua, 2006. - 996 c. – Текст: непосредственный.
10. Казакова Р. Г. Смотрим и рисуем мультфильмы: метод. пособие / Р. Г. Казакова, Ж. В. Мацкевич. – Москва: Сфера, 2013. – 128 с. – Текст: непосредственный.
11. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст]: учебное пособие / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – Москва, 2015. – 431 с. – Текст: непосредственный.
12. Корепанова, М. В. Использование воспитательного потенциала мультфильмов в социально личностном развитии старших дошкольников / М. В. Корепанова, О. В. Куниченко. – Москва, 2013. – 31 с. – Текст: непосредственный.
13. Куниченко, О. В. Мультипликационный фильм как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста / О. В. Куниченко. – Волгоград: Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 2013. – 207 с. – Текст: непосредственный.
14. Лалетина, А. Ф. Анализ воспитательного потенциала мультипликационных фильмов / А. Ф. Лалетина, 2010 – 87 с. – Текст: непосредственный.
15. Марьенко, И. С. Нравственное становление личности / И. С. Марьенко. – Москва: Педагогика, 1985. – 104 с. – Текст: непосредственный.
16. Медведева, И. Я. Кто соблазнит малых сих: СМИ против детей: статьи разных лет / И. Я. Медведева, Т. Л. Шишова. – Москва: Христианская жизнь, 2006. – 94 с. – Текст: непосредственный.
17. Мусс, Г. Н. Проблемы преемственности в патриотическом воспитании между детским садом и начальной школой / Г. Н. Мусс, 2012. – 65 с. – Текст: непосредственный.
18. Мухина, В. С. Возрастная психология. феноменология развития: учебник / В. С. Мухина. – Москва: Академия, 2016. – 272 c. – Текст: непосредственный.
19. Немирич, А. А. Роль мультипликационного кино в решении задачи формирования медиаграмотности детей дошкольного возраста / А. А. Немирич, 2011. - 38 с. – Текст: непосредственный.
20. Нечаева, В. Г. Нравственное воспитание в детском саду: пособие для воспитателей / В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова, Р. И. Жуковская и др. – Москва: Просвещение, 1984. – 272 с. – Текст: непосредственный.
21. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: около 100000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов. – Москва: АСТ, 2018. – 282 c. – Текст: непосредственный.
22. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребёнка / Ж. Пиаже. – Москва: Римис, 2008. – 448 с. – Текст: непосредственный.
23. Подласый, И. П. Педагогика. Теоретическая педагогика: учебник для бакалавров / И. П. Подласый. - Москва: Юрайт, 2013. – 777 c. – Текст: непосредственный.
24. Сластенин, В. А. Педагогика: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – Москва: Академия, 2013. – 496 c. – Текст: непосредственный.
25. Головин. С. Ю. Словарь практического психолога / Головин. С. Ю. – Минск: Харвест, 2012. – 799 с. – Текст: непосредственный.
26. Бгуашева, З. К. Педагогические условия формирования нравственной воспитанности личности старшего дошкольника в современной дошкольной образовательной организации / З. К. Бгуашева. – Текст : электронный // Педагогические условия формирования нравственной воспитанности личности старшего дошкольника в современной дошкольной образовательной организации. – 2017. – № 1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-nravstvennoy-vospitannosti-lichnosti-starshego-doshkolnika-v-sovremennoy-doshkolnoy (дата обращения: 03.05.2020).
27. Долженко, А. А. Нравственное воспитание дошкольника в современных условиях ФГОС ДОО / А. А. Долженко, Н. В. Чепыжная, Н. В. Родионова. – Текст : электронный // Нравственное воспитание дошкольника в современных условиях ФГОС ДОО. – 2016. – № 76. - URL: https://1376.mskobr.ru/files/kruglyj_stol_metody_nravstvennogo_vospitaeniya.pdf (дата обращения: 11.05.2020).
28. Потаповская, О. М. Особенности реализации нравственного воспитания детей в современной практике дошкольных образовательных учреждений / О. М. Потаповская. – Текст : электронный // Особенности реализации нравственного воспитания детей в современной практике дошкольных образовательных учреждений. – 2014. - № 4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-realizatsii-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-detey-v-sovremennoy-praktike-doshkolnyh-obrazovatelnyh-uchrezhdeniy (дата обращения: 16.05.2020).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ