Сервисная политика предприятия общественного питания как фактор повышения экономической эффективности его деятельности (Иркутский государственный университет)
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. Теоретические вопросы сервисной политики предприятий общественного питания 5
1.1. Сущность и ключевые элементы сервисной политики предприятия 5
1.2.Особенности экономической эффективности деятельности предприятий общественного питания 13
РАЗДЕЛ 2. Направления повышения уровня сервиса предприятий общественного питания, осуществляемые на современном этапе 16
2.1. Современные тенденции развития сервиса общепита 16
2.2. Направления решения проблем повышения уровня сервиса на предприятиях общественного питания 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27
Современные условия жёсткой конкуренции, кризисные явления, нестабильность экономических условий, углубление рыночных преобразований привели к необходимости поиска новых решений вопросов разработки и реализации сервисной политики.
Без ясно сформированной и эффективной сервисной программы, определяющей направления развития сервиса, направленной на удовлетворение потребностей целевых потребителей, создание имиджа предприятия и реализующей поддержку основной деятельности предприятия, предприятие в современных условиях не сможет обеспечить своё выживание. Сервисная политика является одним из факторов, позволяющих обеспечить экономическую эффективность предприятия, и создаёт дополнительные конкурентные преимущества. Независимо от сферы деятельности каждое заинтересованное в увеличении прибыли предприятие уделяет особое внимание сервису.
Предприятия общепита играют большую роль в выполнении социальных и экономических задач в жизни общества и напрямую связаны с удовлетворением потребностей питания населения на сервисной основе. Эффективное функционирование сервисной службы является залогом успеха.
Цель работы – обосновать теоретические аспекты сервисной политики предприятия общественного питания как фактора экономической эффективности предприятия.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
уточнить классификацию основных видов предприятий общепита;
сформировать понимание сервисной политики через этапы её реализации на предприятии общепит и выполнение функций управления;
уточнить основные элементы сервисной политики на предприятии;
выявить особенности экономической эффективности деятельности предприятий общественного питания, роли её оценки в сервисной политики предприятия;
исследовать существующие тенденции развития сервиса общепита, в частности перспективных направлений развития клиентского сервиса.
выявить основные направления решения проблем повышения уровня сервиса на предприятиях общественного питания.
Объект исследования – сервисная политики предприятия общепита как многоэлементная система, обеспечивающая экономическое развитие предприятия.
Предмет исследования – направления повышения уровня сервиса как части деятельности сервисной политики, ориентированные на развитие клиентского сервиса и обеспечивающие предпосылки достижения экономической деятельности предприятия в долгосрочной перспективе.
В первой главе рассмотрены теоретические понятия, относящиеся к сервисной политики и экономической эффективности на предприятиях общепита, в частности выявлены основные элементы сервисной политики и изучены особенности экономической эффективности на предприятиях общепита.
Показано, что сервисная политики предприятия общепита представляет собой сложную обеспечивающую экономическое развитие предприятия систему, состоящую из элементов - целей и задач, принципов и факторов, функций, показателей оценки деятельности политики, инструментов и механизмов её осуществления. Слаженная работа этих элементов необходима и поддерживается общими принципами системы управления предприятием. На основе такого подхода к пониманию сервисной политики можно упорядоченно подойти к формированию и реализации эффективной стратегии экономического развития предприятия общепита. Выделены направления оценки экономической эффективности, учитывающие специфику отрасли. Для практической ценности использования показателя экономической эффективности в рамках разработки и совершенствования сервисной политики необходим комплексный подход с учётом критериев работы сервиса по разным видам услуг.
Вторая глава отражает основные тенденции развития сервиса общепита, в частности перспективных направлений развития клиентского сервиса и основные направления решения проблем, с которыми сталкивается предприятие в процессе осуществления сервисной политики при решении вопросов повышения уровня сервиса на предприятиях общественного питания. Особо важным является развитие клиентского сервиса: гибридное дистанционное обслуживание, новые гибридные форматы заведений общепита, способы поддержки и консультирования потребителей, развитие самообслуживания через автоматизацию и роботизацию, развитие брендинга, омниканальность сервиса и многое другое.
Исследование современных тенденций развития сервиса и процесса управления сервисом с применением организационных инструментов управления совершенствования сервиса позволит конкретному предприятию внедрять лучшие разработки и инновационные изменения в сервисную деятельность предприятия, тем самым увеличить свою конкурентоспособность на рынке. Наличие целого ряда проблем в сфере общепита, существенно усложняют эту задачу. Применение в сервисной политике модели управления сервисом «Машина сервиса», состоящей из центра ответственности, оценки, контроля и стандартов сервиса, внутренних процессов организации и системного управления, при учёте особенностей сервисной деятельности общепита позволит определить ключевые направления сервисной политики предприятия общепита, разработать сервисную стратегию предприятия.
Перспективы дальнейшей разработки темы. Необходимо на наш взгляд, развивать подходы к разработке и совершенствованию применяемых инструментов и методик оценки эффективности сервисной политики на предприятии общепита в рамках представленной модели управления сервисом «Машина сервиса».
1. ГОСТ Р 50764-2009. Услуги общественного питания. Общие требования.
2. ГОСТ Р 51304-99. Услуги розничной торговли: Общие требования. - М.: Госстандарт России, 2000. – 7 с.
3. ГОСТ Р 51305-1999. Розничная торговля: Требования к обслуживающему персоналу. – М.: Госстандарт России, 2000.- 7 с.
4. Бгашев, М. В. Стратегический менеджмент: учеб. пособие / М. В. Бгашев. – Саратов: 2013. – 181 с.
5. Богушева, В. И. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания: учебник / В. И. Богушева. — Ростов н /Д: Феникс, 2008. – 253 с. – ISBN 978-5-222 -13048-3.
6. Захарова, И. И. Эффективность предприятий общественного питания в условиях развития экономики страны / И. И. Захарова, И. В. Шавандина, М. З. Дубиновский // Фундаментальные исследования, 2014. – №12. – С. 1962-1967.
7. Коротецкий, С. Пять основных трендов ресторанной индустрии, которые продолжают её менять в 2023 году [Электронный ресурс] / С. Коротецкий. Режим доступа: https://new-retail.ru/business/
8. Котин, М. Идеальный шторм: как технологии меняют индустрию общественного питания [Электронный ресурс] / М. Котин. 23.03.2020. Режим доступа: https://habr.com/ru/companies/dododev/articles/493720.
9. Линник, В. Мировые тренды ресторанной индустрии в 2023 [Электронный ресурс] /Виктория Линник. – 25.01.2023. Режим доступа: https://quickresto.ru
10. Лялин, Н. Тенденции развития сервиса: три главных тренда в дистанционном обслуживании [Электронный ресурс] / Н. Лялин 11.05.2018. Режим доступа: https://yeahdesk.ru/blog.
11. Николаева, Т. И. Формирование услуг предприятий общественного питания в условиях развития рыночной экономики / Т. И. Николаева, З. О. Фадеева // Вестник ЮУрГУ. Серия: Экономика и менеджмент, 2007. №27 (99). – С. 64-69.
12. Рунтова, М.В. Эволюция сервиса /М.В. Рунтова. // Современные проблемы туризма и сервиса. Сб. статей, научных докладов по итогам Всероссийской научно-практической конференции, 2019. – С.134-138.
13. Свистунов, А. В. Современные проблемы и тренды развития в сфере общественного питания / Свистунов А. В., Наумов Д. А. //Современные тенденции развития экономики. Наука и образование в развитии промышленной, социальной и экономической сфер регионов России. ⅪⅤ Всероссийские научные Зворынские чтения: сб. тез. докл. Всеросссийской научной конференции. Муром, 4 февр. 2022. – Муром: МИ ВлГУ. – С. 356-358.
14. Смирнова, И. Р. Организация производства на предприятиях общественного питания: учебник / И. Р. Смирнова, А. Д. Ефимов, JI. А. Толстова, Л. В. Козловская. — СПб.: Троицкий мост, 2011. — 232 с.: ил. – ISBN 978-5-904406-21-9.
15. Тошев, А. Д. Организация производства на предприятиях общественного питания: учеб. пособие / А. Д. Тошев, Н. Д. Журавлева. – Челябинск: Издат. центр ЮУрГУ, 2019. – 87 с.
16. Усов, В. В. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания: учеб. пособие / В. В. Усов. – 12-е изд., стер. –М.: Издат.центр «Академия», 2014. -432 с. – ISBN 978-5-4468-0842-7.
17. Фадеева, З.О. Эффективность предприятий общественного питания: автореф. дис. … канд. эк. наук : 08.00.05 / Фадеева Зоя Олеговна. – Екатеринбург, 2009. – 21 с.
18. Цысарь, Е. Сервис-менеджмент. Шаг 5. Цикличность управления как цемент для высокого сервиса [Электронный ресурс] / Е. Цысарь. // RETAIL&LOYALTY. – 2018. – №3 (74). – Режим доступа: https://retail-loyalty.org/journal_retail_loyalty/read_online/art277385/
19. Цысарь, Е. Теория сервиса: 5 главных элементов сервис менеджмента [Электронный ресурс] / Е. Цысарь.//Бизнес 09.06.2018. Режим доступа: https://new-retail.ru/business/teoriya_servisa_5_glavnykh_elementov_servis_ menedzhmenta9365
20. Щербакова, Н. В. Формирование сервисных стратегий потребительской лояльности на предприятиях общественного питания / Н. В. Щербакова, Н. Т. Обоймова // СервисPlus. – 2018. – Том 12. – №3. – С.87-95.