Проведен анализ рынка труда России по 2022 год включительно.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты взаимодействия рынка труда и системы профессионального образования 5
1.1 Рынок труда: понятие, участники, механизм функционирования 5
1.2 Проблемы и особенности взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда 11
Глава 2. Анализ потребности рынка труда в кадрах и трудоустройства молодежи на рынке труда 15
2.1 Анализ потребностей российского рынка труда в кадрах 15
2.2 Анализ трудоустройства молодежи на рынке труда 19
Глава 3. Направления совершенствования взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда 25
3.1 Способы обеспечения эффективного взаимодействия системы образования с работодателями 25
Заключение 27
Список литературы 29
Актуальность исследования заключается в том, что значительные инвестиции в сферу образования как со стороны государства, так и со стороны домохозяйств поднимают вопрос об их эффективности, которую можно оценить на основании положения выпускников вузов и учреждений профессионального образования на рынке труда.
Быстрые изменения в экономике приводят к появлению новых профессий и в этом смысле становится важным, используются ли компетенции, полученные в ходе обучения, в профессиональной деятельности и насколько полезными оказались годы, проведенные в высшем учебном заведении или ином учреждении профессионального образования, для построения успешной карьеры.
Цель работы – исследовать проблемы взаимодействия рынка труда и системы профессионального образования в России.
Задачами исследования стали:
анализ понятия рынка труда, состава его участников и механизма функционирования;
изучение проблем и особенностей взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда;
анализ потребностей российского рынка труда в кадрах;
анализ трудоустройства молодежи на рынке труда;
выработка рекомендаций по обеспечению эффективного взаимодействия системы образования с работодателями.
Объект исследования – взаимодействие рынка труда и системы профессионального образования.
Предмет исследования – специфика взаимодействия рынка труда и системы профессионального образования в России.
Теоретической базой исследования стали работы российских и зарубежных авторов по экономике труда, и в частности, по исследованию рынка труда, таких как Эренберг Р. Дж., Смит Р.С., Рофе А.И., Корнейчук, Б.В. и многие другие.
Методологическая база исследования состоит из общенаучных и специальных методов, таких как анализ и синтез, классификация, сравнение, графический метод, метод статистического анализа данных.
Информационной базой исследования послужили статистическая отчетность Росстата, Федеральной службы по труду и занятости, аналитические материалы Международной организации труда, различных агентств по трудоустройству и кадровых компаний.
В работе были исследованы проблемы взаимодействия рынка труда и системы профессионального образования. Теоретически, более высокий уровень образования, знаний и навыков увеличивает шансы найти работу, усовершенствовать навыки во время работы (следовательно, сохранить свое место работы) и получить более высокий заработок в течение всей жизни специалиста. Перспективы трудоустройства во многом зависят от того, соответствуют ли навыки отдельных лиц требованиям рынка труда.
Положение с трудоустройством выпускников воспроизводит общероссийский тренд, характерный для рынка труда в целом: самые привлекательные условия для трудоустройства сложились в экономически развитых или нефтедобывающих регионах (Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Ленинградской области, Республике Татарстан, Свердловской области), наименее привлекательные – в Северо-Кавказском и Южном федеральных округах, а также ряде субъектов Сибирского федерального округа.
В России самая высокая доля трудоустроенных наблюдается среди выпускников в области физико-математических и компьютерных наук, а также технических и инженерных наук. Именно в этих сферах выпускники могут рассчитывать и на самые высокие заработные платы. Повышает шансы выгодно трудоустроиться хороший уровень образования и начало трудовой деятельности еще во время учебы.
С точки зрения руководства вузов необходимо изменение характера работы с выпускниками – обучение должно становиться все более практикоориентированным – требуется проведение различных мастер-классов, хакатонов, встреч с ведущими экспертами узких отраслей. На таких мероприятиях студенты отрабатывают свои навыки на реальных кейсах, благодаря чему понимают запросы современных работодателей.
Таким образом, совершенствование сотрудничества образовательных учреждений с предприятиями реального сектора может оказывать существенное влияние на качество подготовки выпускников вузов, их востребованность и конкурентоспособность на рынке труда.
1. Бурденко Е. Взаимосвязь рынка труда и рынка образовательных услуг. URL: https://www.researchgate.net/publication/299577344_Vzaimosvaz_rynka_truda_i_rynka_obrazovatelnyh_uslug
2. Былков В.Г. Рекрутинговые характеристики спроса на рабочую силу // Экономика труда. – 2021. – Том 8. – № 9. – С. 961
3. Волошина И. А., Джума В. И., Мухина И. И. Спрос на рабочую силу и востребованность профессий в 2021-2022 гг.: Результаты анализа вакансий. ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России. URL: https://vcot.info/blog/spros-na-rabocuu-silu-i-vostrebovannost-professij-v-2021-2022-gg-rezul-taty-analiza-vakansij
4. Денисенко М., Мукомель В. Трудовая миграция во время коронакризиса. URL: https://econs.online/articles/ekonomika/trudovaya-migratsiya-vo-vremya-koronakrizisa/
5. Доклад Международной организации труда. URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---dgreports/---stat/documents/publication/wcms_424077.pdf
6. Карлос А. Какие сотрудники нужны работодателям в 2022 году. URL: https://www.vedomosti.ru/partner/articles/2022/08/26/937636-sotrudniki-vostrebovani-rabotodatelei
7. Корнейчук, Б.В. Рынок труда. 2-е изд., испр. и доп. / Б.В. Корнейчук. – М.: НИУ «ВШЭ», 2018. – с. 287
8. Лазарев В. Н., Пирогова Е. В., Заболотникова М. В. Взаимодействие рынка образовательных услуг и рынка труда: проблемы и перспектив // Вестник Ульяновского государственного технического университета, 2018. - № 1 (81). - с. 74-76.
9. Ламова Е. Программисты и инженеры обошли гуманитариев. Факторы успешного трудоустройства выпускников вузов. URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2022/04/07/624c24ce9a7947584003e74b
10. Леушкина В.В., Зинич А.В. Молодежь на рынке труда России // Экономика труда. – 2022. – Том 9. – № 3. – С. 689-702. – doi: 10.18334/et.9.3.114336.
11. Рофе А.И. Рынок труда: учебник [Текст] / А. И. Рофе. — М.: КНОРУС, 2018. — с. 122
12. Рудаков В.Н. Региональные различия в результативности трудоустройства выпускников вузов: Информационно-аналитические материалы по результатам статистических и социологических обследований – М.: НИУ ВШЭ, 2021. – с.9
13. Самойлова П.Н., Нерсесян Д.С. Анализ проблем и перспектив молодежи на рынке труда в Российской Федерации. – М.: ООО «Тверская фабрика печати», 2022. – 29 с.
14. Состояние рынка труда в России в ноябре 2022. URL: https://hrlider.ru/posts/rynok-truda-v-rossii-v-oktyabre-2022/
15. Трудоустройство выпускников образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования в 2018-2020 гг. Аналитические материалы Федеральной службы государственной статистики URL: https://rosstat.gov.ru/labour_force
16. Тырсин, А. Н. Моделирование взаимосвязи факторов формирования спроса на рабочую силу и ее предложения / А. Н. Тырсин, Е. В. Васильева // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2021. – Т. 14. – № 2. – С. 145-155. – DOI 10.15838/esc.2021.2.74.9.
17. Черных, Е.А. Рынок труда [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia:0131749
18. Экономика и социология труда. Теория и практика: учебник для бакалавров / под ред. В. М. Масловой. — М.: Издательство Юрайт, 2021. — с. 59
19. Careers with the highest average monthly salary in Russia in 2022 (in 1,000 Russian rubles). URL https://www.statista.com/statistics/1248032/highest-paying-careers-in-russia/#statisticContainer
20. Ehrenberg, R.G., & Smith, R.S. (2017). Modern Labor Economics: Theory and Public Policy (13th ed.). Routledge. https://doi.org/10.4324/9781315101798
21. Ionescu, Alina. (2012). How does education affect labour market outcomes? // Review of Applied Socio-Economic Research. 4. p. 130-144.
22. Pagés C., Stampini M. No Education, No Good Jobs? Evidence on the Relationship between Education and Labor Market Segmentation. URL: https://docs.iza.org/dp3187.pdf