Конституционные основы экономической безопасности
|
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты экономической безопасности в РФ 8
1.1 Понятие, сущность и содержание экономической безопасности 8
1.2 Угрозы экономической безопасности 16
1.3 Способы и средства обеспечения экономической безопасности 28
Глава 2 Правовые основы экономической безопасности в РФ 36
2.1 Нормативно-правовая основа экономической безопасности 36
2.2 Субъекты обеспечения экономической безопасности 49
Заключение 61
Список используемой литературы и используемых источников 66
Глава 1 Теоретические аспекты экономической безопасности в РФ 8
1.1 Понятие, сущность и содержание экономической безопасности 8
1.2 Угрозы экономической безопасности 16
1.3 Способы и средства обеспечения экономической безопасности 28
Глава 2 Правовые основы экономической безопасности в РФ 36
2.1 Нормативно-правовая основа экономической безопасности 36
2.2 Субъекты обеспечения экономической безопасности 49
Заключение 61
Список используемой литературы и используемых источников 66
Экономическая безопасность выступает одним из элементов национальной безопасности, особо важной в масштабе государства. Воздействовать на стабильность экономической среды могут многие субъекты: от, собственно, государства в лице его органов, до организаций и отдельно взятого человека. Это воздействие имеет два полюса: конструктивный и деструктивный. Если первый направлен на стабилизацию экономики и нормализацию ее микроклимата, то второй вид воздействия, напротив, способствует дестабилизации экономической среды.
Но не всегда имеет место непосредственное воздействие, зачастую влияние на экономическую безопасность оказывают сопутствующие факторы, прямо не связанные с экономической средой, но запускающие процесс дестабилизации, который оказывает влияние на все сферы жизни общества. Такие факторы принято именовать угрозами или вызовами экономической безопасности и их перечень велик.
В связи с этим, задача государства в области поддержания экономической безопасности многократно усложняется, чему способствуют также международные потрясения последних лет: негативное отношение к России со стороны международного сообщества, вхождение в ее состав Крыма, гражданская война на Донбассе, усиление напряженности в Сирии. Наибольшее дестабилизирующее влияние на отечественную экономику оказывают экономические санкции со стороны иностранных государств, выступающие средством политического влияния.
Все эти проблемы и особенности делают избранную тему исследования крайне актуальной именно сейчас.
Объектом исследования стали общественные отношения, складывающиеся по поводу обеспечения экономической безопасности России. Предметом же стали правовые нормы, регламентирующие обеспечение экономической безопасности в РФ.
Целью работы стало формирование актуального понятия экономической безопасности, выявление актуальных угроз и средств противодействия им. Во исполнение указанной цели мы поставили следующие задачи:
- выявить существующее понятие экономической безопасности и содержание этого термина;
- проанализировать актуальные угрозы экономической безопасности;
- изучить способы и средства обеспечения экономической безопасности;
- проанализировать нормативно-правовую основу экономической безопасности;
- сформировать перечень субъектов обеспечения экономической безопасности.
Новизна исследования. Сфера обеспечения экономической безопасности является одной из наиболее подвижных в связи с нестабильностью в мире, внедрению новых технологий и источников энергии, поэтому многие работы, посвященные этой теме, теряют свою актуальность уже на момент печати. Мы постарались провести наиболее полный анализ современных и актуальных источников, проанализировать влияние санкций на экономическую безопасность России и сформировать актуальные на данный момент выводы, основанные как на классическом материале, законодательной базе, так и на новых исследованиях.
Методология проведения исследования. В процессе исследования использовались методы, подходящие для юридических наук. Разумеется, базовыми методами стали метод анализа и метод синтеза, важную роль сыграл метод конкретизации, позволяющий соотнести теорию и практику, а также использовались системный и сравнительно-правовой методы.
Теоретическая, научная, практическая значимость исследования. Данная работа соответствует всем требованиям, предъявляемым к научным работам, основана на актуальных исследованиях и обладает признаком научной новизны, что делает ее теоретические и научно значимой. Она может послужить основой для дальнейших научных изысканий относительно вопроса обеспечения экономической безопасности, например, в рамках кандидатской диссертации. Помимо этого, она содержит выводы и предложения, которые могут быть использованы для совершенствования нормативно-правовой базы, что подчеркивает ее практическую значимость.
Научная обоснованность и достоверность. Исследование основывается на действующем законодательстве и актуальных научных исследованиях признанных правоведов. Сделанные нами выводы логично обоснованы и подкреплены как положениями закона, так и ссылками на ученые труды.
Научные положения и результаты исследования, выносимые на защиту.
- основываясь на анализе научной юридической литературы, можно сделать вывод, что, говоря о сущности явления «экономическая безопасность», необходимо включать в него следующие компоненты: состояние защищенность (устойчивости) экономических систем; устойчивость экономики к эндогенным и экзогенным шокам экономического или политического происхождения; независимость национальной экономики; экономические интересы всех субъектов рынка, охраняемые и защищаемые государством; стабильное экономическое развитие государства.
- экономическая безопасность - это совокупность правовых и организационных мер и средств, которые создаются и реализуются государством для защиты государственных, общественных и личных экономических интересов, а также для обеспечения устойчивости от внешних и внутренних угроз и развития экономических отношений.
- основными проблемами, влияющими на экономическую безопасность, дающими начало остальным, являются следующие: низкий уровень дохода населения; нецелесообразное правовое регулирование; снижение качества и доступности образования; неэффективное государственное управление; высокий уровень коррупции; состояние международной напряженности, повлекшее санкции в отношении Российской Федерации; экономическая преступность.
- одной из самых очевидных угроз экономической безопасности выступает высокий уровень криминализации и коррупции в экономической сфере. Тому есть множество причин: несовершенство действующего законодательства; наличие множества бюрократических издержек, тормозящих развитие бизнеса; недостаток стабильности доходов участников рынка; недостаточная государственная поддержка субъектов малого и среднего бизнеса; нестабильность экономики; низкий уровень доходов населения и другие.
- субъекты обеспечения экономической безопасности, и это в первую очередь государство, располагают разнообразием средств и способов защиты экономики. Для обеспечения экономической безопасности необходимо применение не только социально-экономических мер, но и специализированных политических средств как на международном, так и на национальном уровне.
- в отечественном законодательстве системе управления рисками посвящено слишком мало установлений, явно недостаточно для ее полноценной и эффективной работы, как та, что организована, например, в Канаде, поэтому видится необходим рекомендация более четко урегулировать этот вопрос. В остальном законодательство носит в большей степени декларативный характер и должным образом не регулирует вопрос применения комплексным мер для погашения возникших угроз и рисков. Необходимо создать комплексный законодательный акт, регламентирующий систему управления рисками, закрепляющий все средства и способы обеспечения экономической безопасности и условия их применения для более эффективного поддержания экономической системы государства.
- наибольшее влияние на обеспечение экономической безопасности страны имеют государства и государственные органы. Так, наложение санкций со стороны ряда иностранных государств и организаций существенным образом дестабилизировало экономику Российской Федерации и вынудило Россию применить в отношении этих государств контрсанкции, что привело к дестабилизации международной экономики.
- в рамках государства государственные органы призваны реализовывать единую социально-экономическую политику, оказывающую положительное влияние на экономическую безопасность. В этом вопросе задействован, собственно, Президент РФ, Совет Безопасности РФ со своими комиссиями, Федеральное собрание, Министерство экономики и развития, Центральный банк и другие органы, так или иначе оказывающие влияние на экономическую среду, а потому именуемые субъектами обеспечения экономической безопасности.
Апробация результатов исследования. Участвовал в Международной научно-практической конференции «Наукоемкие исследования как основа инновационного развития общества» 11 июня 2021 года, по результатам которой была опубликована научная статья «Экономическая безопасность как правовая категория» в сборнике научно-практической конференции.
Личный вклад автора в исследование. В рамках исследования автор осуществлял подбор актуальной литературы, посвятил не мало времени изучению судебных решений для подбора эмпирической базы исследования. Также автором был сформулирован ряд предложений по улучшению действующего законодательства, часть из которых после обсуждения с научным руководителем вошла в состав данной работы.
Структура и объем магистерской диссертации. По своей структуре работа состоит из введения, где обоснована актуальность работы, двух формально определенных глав, разделенных на три и два параграфа соответственно, заключения с основными выводами и списка используемой литературы и используемых источников.
Но не всегда имеет место непосредственное воздействие, зачастую влияние на экономическую безопасность оказывают сопутствующие факторы, прямо не связанные с экономической средой, но запускающие процесс дестабилизации, который оказывает влияние на все сферы жизни общества. Такие факторы принято именовать угрозами или вызовами экономической безопасности и их перечень велик.
В связи с этим, задача государства в области поддержания экономической безопасности многократно усложняется, чему способствуют также международные потрясения последних лет: негативное отношение к России со стороны международного сообщества, вхождение в ее состав Крыма, гражданская война на Донбассе, усиление напряженности в Сирии. Наибольшее дестабилизирующее влияние на отечественную экономику оказывают экономические санкции со стороны иностранных государств, выступающие средством политического влияния.
Все эти проблемы и особенности делают избранную тему исследования крайне актуальной именно сейчас.
Объектом исследования стали общественные отношения, складывающиеся по поводу обеспечения экономической безопасности России. Предметом же стали правовые нормы, регламентирующие обеспечение экономической безопасности в РФ.
Целью работы стало формирование актуального понятия экономической безопасности, выявление актуальных угроз и средств противодействия им. Во исполнение указанной цели мы поставили следующие задачи:
- выявить существующее понятие экономической безопасности и содержание этого термина;
- проанализировать актуальные угрозы экономической безопасности;
- изучить способы и средства обеспечения экономической безопасности;
- проанализировать нормативно-правовую основу экономической безопасности;
- сформировать перечень субъектов обеспечения экономической безопасности.
Новизна исследования. Сфера обеспечения экономической безопасности является одной из наиболее подвижных в связи с нестабильностью в мире, внедрению новых технологий и источников энергии, поэтому многие работы, посвященные этой теме, теряют свою актуальность уже на момент печати. Мы постарались провести наиболее полный анализ современных и актуальных источников, проанализировать влияние санкций на экономическую безопасность России и сформировать актуальные на данный момент выводы, основанные как на классическом материале, законодательной базе, так и на новых исследованиях.
Методология проведения исследования. В процессе исследования использовались методы, подходящие для юридических наук. Разумеется, базовыми методами стали метод анализа и метод синтеза, важную роль сыграл метод конкретизации, позволяющий соотнести теорию и практику, а также использовались системный и сравнительно-правовой методы.
Теоретическая, научная, практическая значимость исследования. Данная работа соответствует всем требованиям, предъявляемым к научным работам, основана на актуальных исследованиях и обладает признаком научной новизны, что делает ее теоретические и научно значимой. Она может послужить основой для дальнейших научных изысканий относительно вопроса обеспечения экономической безопасности, например, в рамках кандидатской диссертации. Помимо этого, она содержит выводы и предложения, которые могут быть использованы для совершенствования нормативно-правовой базы, что подчеркивает ее практическую значимость.
Научная обоснованность и достоверность. Исследование основывается на действующем законодательстве и актуальных научных исследованиях признанных правоведов. Сделанные нами выводы логично обоснованы и подкреплены как положениями закона, так и ссылками на ученые труды.
Научные положения и результаты исследования, выносимые на защиту.
- основываясь на анализе научной юридической литературы, можно сделать вывод, что, говоря о сущности явления «экономическая безопасность», необходимо включать в него следующие компоненты: состояние защищенность (устойчивости) экономических систем; устойчивость экономики к эндогенным и экзогенным шокам экономического или политического происхождения; независимость национальной экономики; экономические интересы всех субъектов рынка, охраняемые и защищаемые государством; стабильное экономическое развитие государства.
- экономическая безопасность - это совокупность правовых и организационных мер и средств, которые создаются и реализуются государством для защиты государственных, общественных и личных экономических интересов, а также для обеспечения устойчивости от внешних и внутренних угроз и развития экономических отношений.
- основными проблемами, влияющими на экономическую безопасность, дающими начало остальным, являются следующие: низкий уровень дохода населения; нецелесообразное правовое регулирование; снижение качества и доступности образования; неэффективное государственное управление; высокий уровень коррупции; состояние международной напряженности, повлекшее санкции в отношении Российской Федерации; экономическая преступность.
- одной из самых очевидных угроз экономической безопасности выступает высокий уровень криминализации и коррупции в экономической сфере. Тому есть множество причин: несовершенство действующего законодательства; наличие множества бюрократических издержек, тормозящих развитие бизнеса; недостаток стабильности доходов участников рынка; недостаточная государственная поддержка субъектов малого и среднего бизнеса; нестабильность экономики; низкий уровень доходов населения и другие.
- субъекты обеспечения экономической безопасности, и это в первую очередь государство, располагают разнообразием средств и способов защиты экономики. Для обеспечения экономической безопасности необходимо применение не только социально-экономических мер, но и специализированных политических средств как на международном, так и на национальном уровне.
- в отечественном законодательстве системе управления рисками посвящено слишком мало установлений, явно недостаточно для ее полноценной и эффективной работы, как та, что организована, например, в Канаде, поэтому видится необходим рекомендация более четко урегулировать этот вопрос. В остальном законодательство носит в большей степени декларативный характер и должным образом не регулирует вопрос применения комплексным мер для погашения возникших угроз и рисков. Необходимо создать комплексный законодательный акт, регламентирующий систему управления рисками, закрепляющий все средства и способы обеспечения экономической безопасности и условия их применения для более эффективного поддержания экономической системы государства.
- наибольшее влияние на обеспечение экономической безопасности страны имеют государства и государственные органы. Так, наложение санкций со стороны ряда иностранных государств и организаций существенным образом дестабилизировало экономику Российской Федерации и вынудило Россию применить в отношении этих государств контрсанкции, что привело к дестабилизации международной экономики.
- в рамках государства государственные органы призваны реализовывать единую социально-экономическую политику, оказывающую положительное влияние на экономическую безопасность. В этом вопросе задействован, собственно, Президент РФ, Совет Безопасности РФ со своими комиссиями, Федеральное собрание, Министерство экономики и развития, Центральный банк и другие органы, так или иначе оказывающие влияние на экономическую среду, а потому именуемые субъектами обеспечения экономической безопасности.
Апробация результатов исследования. Участвовал в Международной научно-практической конференции «Наукоемкие исследования как основа инновационного развития общества» 11 июня 2021 года, по результатам которой была опубликована научная статья «Экономическая безопасность как правовая категория» в сборнике научно-практической конференции.
Личный вклад автора в исследование. В рамках исследования автор осуществлял подбор актуальной литературы, посвятил не мало времени изучению судебных решений для подбора эмпирической базы исследования. Также автором был сформулирован ряд предложений по улучшению действующего законодательства, часть из которых после обсуждения с научным руководителем вошла в состав данной работы.
Структура и объем магистерской диссертации. По своей структуре работа состоит из введения, где обоснована актуальность работы, двух формально определенных глав, разделенных на три и два параграфа соответственно, заключения с основными выводами и списка используемой литературы и используемых источников.
Экономическая безопасность - это совокупность правовых и организационных мер и средств, которые создаются и реализуются государством для защиты государственных, общественных и личных экономических интересов, а также для обеспечения устойчивости от внешних и внутренних угроз и развития экономических отношений.
Степень защищенности государства характеризует национальная безопасность, которая интегрирует в себе ряд частных видов безопасности, что позволяет на данной основе более полно оценивать состояние обеспечения безопасности интересов государства не только от отдельных, но и от системных угроз, возникающих в результате взаимодействия нескольких негативных факторов. В содержательном плане национальная безопасность государства включает в себя безопасность в экономической, военной, продовольственной, политической, социальной, экологической, интеллектуальной, демографической, технологической, информационной и других сферах.
Основываясь на анализе научной юридической литературы, можно сделать вывод, что, говоря о сущности явления «экономическая безопасность», необходимо включать в него следующие компоненты:
- состояние защищенность (устойчивости) экономических систем. Устойчивость экономических систем предполагает прочность и надежность связей, возникающих между субъектами, участвующими в производстве, распределении, обмене и потреблении;
- устойчивость экономики к эндогенным и экзогенным шокам экономического или политического происхождения, позволяющая системе функционировать даже в экстраординарных обстоятельствах;
- независимость национальной экономики, её способность регулировать экономические отношения своими силами без привлечения средств из вне;
- экономические интересы всех субъектов рынка, охраняемые и защищаемые государством;
- стабильное экономическое развитие государства, позволяющее планомерно развивать все сферы общественной жизни, тем самым повышая уровень жизни населения.
На данный момент сохраняют актуальность многие угрозы и вызовы экономической безопасности, что делает экономическую обстановку в Российской Федерации весьма напряженной. Противостояние этим угрозам требует внесения существенных изменений во все сферы общественной жизни, что является крайне проблематичным и требует больших затрат со стороны государства, поэтому на разрешение этих проблем требуется много времени.
Основными проблемами, дающими начало остальным, являются следующие:
- низкий уровень дохода населения;
- нецелесообразное правовое регулирование;
- снижение качества и доступности образования;
- неэффективное государственное управление;
- высокий уровень коррупции;
- состояние международной напряженности, повлекшее санкции в отношении Российской Федерации.
Только разрешив указанные исходные проблемы мы приблизимся к решению остальных проблем, которые угрожают экономической безопасности России.
Несмотря на большое количество обстоятельств, угрожающих экономической безопасности России, для ее сохранения предусмотрены разнообразные средства и способы обеспечения экономической безопасности, отвечающие за стабильность в экономической среде. Они призваны уравновесить негативные аспекты, такие как угрозы и вызовы, и стабилизировать экономическую сферу.
Главным источником нормативно-правовой базы выступает, конечно же, Конституция Российской Федерации, именуемая также Основным законом страны. Именно она закрепляет концептуальные основы экономической безопасности России. Основной закон особо выделяет базовые элементы, на которых строится экономика страны:
- свобода экономической и предпринимательской деятельности;
- свобода конкуренции и запрет монополий;
- защита всех форм собственности;
- государственные инициативы, поддерживающие экономический рост;
- судебный порядок разрешения экономических споров.
Следующим актом, входящим в нормативно-правовую основу экономической безопасности Российской Федерации, является Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ «О безопасности». Одним из основных направлений деятельности по обеспечению безопасности является применение специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности. Сущность этих мер расшифровывается в Федеральном законе от 30.12.2006 N 281-ФЗ «О специальных экономических мерах и принудительных мерах».
Следующим важным актом в этой сфере является Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». На основе и во исполнение указанного федерального закона был принят ряд подзаконных актов, в частности Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» и Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».
Именно в этих нормативно-правовых актах определяются основные теоретические аспекты, такие как:
- существующие угрозы безопасности;
- предполагаемые угрозы и вызовы безопасности;
- предполагаемый уровень развития экономики и другие.
можно отметить несогласованность стратегии национальной безопасности и стратегии экономической безопасности, что выражается в различных мерах обеспечения все той же экономической безопасности в стратегиях, тогда как перечень должен быть един. Также нормы стратегий носят исключительно декларационный характер и закрепляют лишь существующее положение дел в сфере экономической безопасности и прогнозы относительно этой сферы.
Вместе с этим нельзя не отметить теоретический характер положений обеих стратегий: они фиксируют существующие характеристики экономической безопасности в стране, а также предлагают некоторые направления развития страны, реализация идей в отношении которых может привести к улучшению экономической среды в государстве.
В связи с этим видится необходимым создание комплексного документа, который не только декларировал бы основные положения относительно экономической безопасности, но также и предусматривал реальный и четкий комплекс мер по ее обеспечению. Сейчас же, обе стратегии обладают лишь расплывчатыми формулировками относительно этих мер, что препятствует их воплощения в жизнь.
Если объектом экономической безопасности выступают общественные отношения, связанные с реализацией экономических процессов в государстве, то в качестве субъекта выступают физические лица, должностные лица, организации и государственные органы, среди чьих целей наличествует цель обеспечения экономической безопасности. Совместно они составляют систему обеспечения экономической безопасности.
Деятельность субъекта может носить не только созидательный характер, при котором создаются специальные механизмы защиты от угроз объектам в сфере экономики, но и деструктивный характер, т.е. формирующий различные угрозы для достижения определенных целей, например завладения имуществом, бизнесом или уничтожения конкурента.
Наибольшее влияние на обеспечение экономической безопасности страны имеют государства и государственные органы. Так, наложение санкций со стороны ряда иностранных государств и организаций существенным образом дестабилизировало экономику Российской Федерации и вынудило Россию применить в отношении этих государств контрсанкции, что привело к дестабилизации международной экономики.
В рамках государства государственные органы призваны реализовывать единую социально-экономическую политику, оказывающую положительное влияние на экономическую безопасность. В этом вопросе задействован, собственно, Президент РФ, Совет Безопасности РФ со своими комиссиями, Федеральное собрание, Министерство экономики и развития, Центральный банк и другие органы, так или иначе оказывающие влияние на экономическую среду, а потому именуемые субъектами обеспечения экономической безопасности.
Нельзя отрицать и важности воздействия, как стабилизирующего, так и дестабилизирующего, на экономику отдельных участников рынка, таких как юридические и физические лица, так как именно на их каждодневной деятельности и строится рыночная система.
Степень защищенности государства характеризует национальная безопасность, которая интегрирует в себе ряд частных видов безопасности, что позволяет на данной основе более полно оценивать состояние обеспечения безопасности интересов государства не только от отдельных, но и от системных угроз, возникающих в результате взаимодействия нескольких негативных факторов. В содержательном плане национальная безопасность государства включает в себя безопасность в экономической, военной, продовольственной, политической, социальной, экологической, интеллектуальной, демографической, технологической, информационной и других сферах.
Основываясь на анализе научной юридической литературы, можно сделать вывод, что, говоря о сущности явления «экономическая безопасность», необходимо включать в него следующие компоненты:
- состояние защищенность (устойчивости) экономических систем. Устойчивость экономических систем предполагает прочность и надежность связей, возникающих между субъектами, участвующими в производстве, распределении, обмене и потреблении;
- устойчивость экономики к эндогенным и экзогенным шокам экономического или политического происхождения, позволяющая системе функционировать даже в экстраординарных обстоятельствах;
- независимость национальной экономики, её способность регулировать экономические отношения своими силами без привлечения средств из вне;
- экономические интересы всех субъектов рынка, охраняемые и защищаемые государством;
- стабильное экономическое развитие государства, позволяющее планомерно развивать все сферы общественной жизни, тем самым повышая уровень жизни населения.
На данный момент сохраняют актуальность многие угрозы и вызовы экономической безопасности, что делает экономическую обстановку в Российской Федерации весьма напряженной. Противостояние этим угрозам требует внесения существенных изменений во все сферы общественной жизни, что является крайне проблематичным и требует больших затрат со стороны государства, поэтому на разрешение этих проблем требуется много времени.
Основными проблемами, дающими начало остальным, являются следующие:
- низкий уровень дохода населения;
- нецелесообразное правовое регулирование;
- снижение качества и доступности образования;
- неэффективное государственное управление;
- высокий уровень коррупции;
- состояние международной напряженности, повлекшее санкции в отношении Российской Федерации.
Только разрешив указанные исходные проблемы мы приблизимся к решению остальных проблем, которые угрожают экономической безопасности России.
Несмотря на большое количество обстоятельств, угрожающих экономической безопасности России, для ее сохранения предусмотрены разнообразные средства и способы обеспечения экономической безопасности, отвечающие за стабильность в экономической среде. Они призваны уравновесить негативные аспекты, такие как угрозы и вызовы, и стабилизировать экономическую сферу.
Главным источником нормативно-правовой базы выступает, конечно же, Конституция Российской Федерации, именуемая также Основным законом страны. Именно она закрепляет концептуальные основы экономической безопасности России. Основной закон особо выделяет базовые элементы, на которых строится экономика страны:
- свобода экономической и предпринимательской деятельности;
- свобода конкуренции и запрет монополий;
- защита всех форм собственности;
- государственные инициативы, поддерживающие экономический рост;
- судебный порядок разрешения экономических споров.
Следующим актом, входящим в нормативно-правовую основу экономической безопасности Российской Федерации, является Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ «О безопасности». Одним из основных направлений деятельности по обеспечению безопасности является применение специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности. Сущность этих мер расшифровывается в Федеральном законе от 30.12.2006 N 281-ФЗ «О специальных экономических мерах и принудительных мерах».
Следующим важным актом в этой сфере является Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». На основе и во исполнение указанного федерального закона был принят ряд подзаконных актов, в частности Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» и Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».
Именно в этих нормативно-правовых актах определяются основные теоретические аспекты, такие как:
- существующие угрозы безопасности;
- предполагаемые угрозы и вызовы безопасности;
- предполагаемый уровень развития экономики и другие.
можно отметить несогласованность стратегии национальной безопасности и стратегии экономической безопасности, что выражается в различных мерах обеспечения все той же экономической безопасности в стратегиях, тогда как перечень должен быть един. Также нормы стратегий носят исключительно декларационный характер и закрепляют лишь существующее положение дел в сфере экономической безопасности и прогнозы относительно этой сферы.
Вместе с этим нельзя не отметить теоретический характер положений обеих стратегий: они фиксируют существующие характеристики экономической безопасности в стране, а также предлагают некоторые направления развития страны, реализация идей в отношении которых может привести к улучшению экономической среды в государстве.
В связи с этим видится необходимым создание комплексного документа, который не только декларировал бы основные положения относительно экономической безопасности, но также и предусматривал реальный и четкий комплекс мер по ее обеспечению. Сейчас же, обе стратегии обладают лишь расплывчатыми формулировками относительно этих мер, что препятствует их воплощения в жизнь.
Если объектом экономической безопасности выступают общественные отношения, связанные с реализацией экономических процессов в государстве, то в качестве субъекта выступают физические лица, должностные лица, организации и государственные органы, среди чьих целей наличествует цель обеспечения экономической безопасности. Совместно они составляют систему обеспечения экономической безопасности.
Деятельность субъекта может носить не только созидательный характер, при котором создаются специальные механизмы защиты от угроз объектам в сфере экономики, но и деструктивный характер, т.е. формирующий различные угрозы для достижения определенных целей, например завладения имуществом, бизнесом или уничтожения конкурента.
Наибольшее влияние на обеспечение экономической безопасности страны имеют государства и государственные органы. Так, наложение санкций со стороны ряда иностранных государств и организаций существенным образом дестабилизировало экономику Российской Федерации и вынудило Россию применить в отношении этих государств контрсанкции, что привело к дестабилизации международной экономики.
В рамках государства государственные органы призваны реализовывать единую социально-экономическую политику, оказывающую положительное влияние на экономическую безопасность. В этом вопросе задействован, собственно, Президент РФ, Совет Безопасности РФ со своими комиссиями, Федеральное собрание, Министерство экономики и развития, Центральный банк и другие органы, так или иначе оказывающие влияние на экономическую среду, а потому именуемые субъектами обеспечения экономической безопасности.
Нельзя отрицать и важности воздействия, как стабилизирующего, так и дестабилизирующего, на экономику отдельных участников рынка, таких как юридические и физические лица, так как именно на их каждодневной деятельности и строится рыночная система.
Подобные работы
- ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2017 - Экономическая безопасность России (Челябинский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, экономическая безопасность. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025 - Совершенствование механизмов обеспечения экономической безопасности Российской Федерации
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ - УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2018 - ВЛИЯНИЕ СФЕРЫ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2018 - РАЗРАБОТКА МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2019 - Обеспечение экономической безопасности транспортировки нефти, как фактор национальной безопасности страны
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - АНАЛИЗ И ОЦЕНКА УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



