Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения влияния компьютера на психику детей 6
1.1 Понятие компьютерной зависимости 6
1.2 Взаимоотношения детей и компьютера 9
1.3 Психологический аспект увлечения компьютерными играми 14
1.4 Проблема взаимоотношений детей и компьютеров 16
Глава 2. Практическое исследование негативного влияния компьютера на психику детей 21
2.1Общая характеристика исследования влияния компьютера на детскую психику 21
2.2 Анализ проведенного исследования 23
2.3 Рекомендации, направленные на оптимизацию взаимоотношения детей с компьютером 27
Заключение 30
Список используемых источников 32
Приложения 35
Актуальность. В наши дни дети растут и развиваются в условиях постиндустриального информационного общества. С момента рождения они подвергаются воздействию современных достижений высоких технологий. Все технические новинки входят в жизнь подрастающего поколения: телевидение, компьютер, компьютерные игры, Интернет, 3D-фильмы, интерактивные игрушки, рекламные ролики и т.д.
Конечно, нельзя отрицать важность информационных каналов для расширения кругозора детей. Но, как показывает практика воспитания детей и психологические исследования, влияние информационной среды на психическое развитие, здоровье и психологическое благополучие дошкольников чрезвычайно велико, так как этот период является наиболее просветительским временем для усвоения информации.
В то же время, как показывают исследования, последнее десятилетие характеризуется повышением уровня агрессии и агрессивности детей, случаев склонности дошкольников к массовой тревожности, повышенной тревожности, неуверенности, эмоциональной неустойчивости; ухудшение психического здоровья, увеличение числа детей с проблемами поведения, гиперактивностью, невнимательностью, снижение интеллектуальной работоспособности.
При этом, многие психологи, как зарубежные, так и отечественные, утверждают, что такая ситуация — результат чрезмерного злоупотребления дошкольниками просмотром телепередач, мультфильмов, увлечения компьютерными играми, где изобилуют сцены агрессии (Смирнов Н.К., Зейвальд И.В., Комарова И.И., А.В. Спирина, Ткачук Е.А., и др.).
Проблеме влияния на детей информационных технологий и медиасреды посвящено также достаточное число публикаций. Так, за рубежом систематические исследования влияния телевидения на агрессивное поведение зрителей разных возрастов начались с 1950-х гг. (С. Фешбах, Э. Маккоби, А. Бандура, Л. Берковитц, Р. Бэрон, Д. Лемиш, и др.). Первые аналогичные исследования в нашей стране начались в 1990-х.
Сегодня влиянием факторов информационной среды на проявление агрессивного поведения детей занимаются М.И. Жабский, А.И. Захаров, Г.У. Солдатова, А.В. Спирина, 2014; К.А. Тарасов, и др., которые в своих исследованиях утверждают, что в настоящее время на телеэкране транслируется очень много сцен насилия, акцентируя внимание на механизмах воздействия на детей.
Тема влияния информационной среды на поведенческие отклонения детей и подростков активно обсуждается в журнале «Дети в информационном обществе» (Е.Ю. Зотова и др.). Несмотря на достаточное количество публикаций, и исследований, проблема влияния информационной среды на здоровье и развитие детей остается актуальной и требует дальнейшего изучения.
Проблема исследования заключается в необходимости систематизации научных представлений и уточнения теоретических выводов о влиянии современной информационной среды на психическое здоровье старших дошкольников, а также экспериментальной проверки сделанных выводов, что определит направленность психолого-педагогической работы. в этой возрастной группе на формирование адекватного поведения.
Объект исследования: психическое здоровье младших школьников и подростков.
Предмет исследования: особенности влияния современной информационной среды на психическое здоровье младших школьников и подростков.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что современная информационная среда, а именно: просмотр передач (мультфильмов и фильмов) с враждебно-агрессивным содержанием, может оказывать негативное влияние на психическое здоровье ребенка и приводит к повышению тревожности и агрессии.
Цель курсовой работы – исследовать влияние компьютера на психику ребёнка.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие компьютерной зависимости;
2. Выявить взаимоотношение детей и компьютера;
3.Проанализировать психологический аспект увлечения компьютерными играми;
4. Выявить проблему взаимоотношений детей и компьютеров;
5. Дать характеристику исследованию влияния компьютера на детскую психику;
6. Провести анализ исследования;
7.Дать рекомендации, направленные на оптимизацию взаимоотношения детей с компьютером;
8. Подвести итоги.
Методы исследования: теоретические (анализ литературных, источников) и эмпирические методы (беседа, опрос, констатирующий эксперимент; обобщение и сравнение; количественная и качественная обработка, интерпретация результатов).
Методики исследования: методика диагностики уровня социальной фрустрации Л.И. Вассермана.
Эмпирическая выборка исследований: в ходе исследования мною были опрошены 20 учащихся 5 - 9 классов.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложение.
Изучив литературу о влиянии компьютера на детскую психику, можно сделать вывод, что, с одной стороны, компьютер облегчает жизнь человека и может стать источником воспитания, с другой стороны, может вызывать серьезное привыкание и комплексы.
Выделим положительные стороны влияния компьютера на психику детей:
• Получение новых знаний;
• Помощь в контроле агрессии;
• Овладение навыками быстрых и точных движений рук и пальцев;
• Овладение навыками управления автоматизированной системой;
• Развитие мышления;
• Повышение концентрации
Судя по вышеперечисленным пунктам, компьютер есть не что иное, как своеобразный катализатор развития интеллекта ребенка.
Также выделим негативные стороны общения ребенка с компьютером:
• Снижение зрения и заболевания глаз;
• Стрессовое состояние;
• Искривление позвоночника и остеохондроз;
• Снижение иммунитета;
• Агрессивное или депрессивное состояние.
Этих вредных последствий можно избежать, если соблюдать некоторые рекомендации с самого начала взаимодействия ребенка с компьютером. а именно:
• Ограничение времени пребывания ребенка перед монитором (в зависимости от возраста и медицинских показаний);
• Разминка ног, рук, шеи и спины;
• выполнение гимнастики для глаз;
• Прием витаминов, действующих профилактически при повышенной утомляемости и покраснении глаз;
• Организация комфортного рабочего места;
• Реальное общение с близкими и сверстниками.
Проведенное практическое исследование также выявило положительные и отрицательные стороны общения учащихся с компьютером. По собранным анкетам можно сделать вывод, что достаточно высокий процент детей знает и выполняет упражнения для предотвращения негативных последствий, но также мы увидели, что есть значительный процент детей, уже увлекающихся компьютерными играми и высокий процент детей которые находятся на грани зависимости. Данная ситуация требует вмешательства педагогов и родителей для вывода детей из кризисной ситуации.
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. – Москва-Воронеж. – 2019. - 106с.
2. Азарова Р.И. Досуг современной молодежи//Внешкольник. – 2018. - № 10 - 128с.
3. Акопов А.Ю. Лечение игровой зависимости. Психотерапевтический метод контраддиктивной стимуляции. - СПб., 2019 – 203 с.
4. Башкирова Н. Современный ребенок и его проблемы. Детский сад, школа, телевизор, интернет, улица. – СПб.: Наука и Техника, 2018. – 240 с.
5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте Текст. / Л.И.Божович. М.: Просвещение, 2018. - 767 с.
6. Борытко Н.М. Досуг в пространстве воспитания//Внешкольник. – 2020. -№ 6.- с 15-22
7. Войскунский А. Е. Зависимость от Интернета: актуарная проблема // Журн. неврологии и психиатрии. - 2019. -№ 3.
8. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2019.
9. Гурьева Л. П. Психологические последствия компьютеризации: функциональный, онтогенетический и исторический аспекты/ Вопросы психологии. - 2018. - № 3.
10. Днепров А. Защита детей от компьютерных опасностей. – СПБ: Питер, 2018. – 188 с.
11. Джонсон С. Как защитить детей от опасностей Интернета: вирусов, программ-шпионов, спама, порносайтов, всплывающих окон. – М.: NT Press, 2020. – 304 с.
12. Евстигнеева, Ю.М. Психологические особенности обращения к компьютерным играм в подростковом возрасте: Дисс. канд. психологических наук Текст. - М.: РГБ, 2018. 171 с.
13. Иванов М. Влияние ролевых компьютерных игр на формирование психологической зависимости человека от компьютера/ Психол. журн. - 2019. — Т. 24, № 2.
14. Куртышева М. Как сохранить психологическое здоровье детей. – СПб., 2018-45-56с.
15. Компьютерные игры и их возможное влияние на здоровье детей и подростков/ М.Л. Кочина, Л. В. Подригало, В. М. Синайко, А. В. Яворский и др. //Укр. ШСН. психоневрологи. - 2018. - Т. 9, вып. № 1.
16. Корнеева Е. Компьютерная зависимость: «бермудский треугольник» за углом//Мир семьи. – 2019. - № 13-17с.
17. Майечак Б. Интернет для детей. – М.: Интерэксперт, 2019. – 352 с.
18. Мурсалиева Г. Дети в сети: шлем безопасности ребенку в Интернете. – М.:АСТ, 2018. – 320 с.
19. Психология зависимости: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. Минск: Харвест, 2019.
20. Прибылова Ю.О. Психологические проблемы современных школьников в области информационных технологий//Естествознание в школе. – 2019.-№ 4 - 35-39с.
21. Розин В.М. Культурная деятельность подростка в контексте современной подростковой культуры//Школьные технологии. – 2018. - № 5- 17-23с.
22. Соболева Б. Влияние телевизора и компьютера на душу ребенка//Женское здоровье. – 2019. - № 7 - 16-19с.
23. Федоров А.В. Школьники и компьютерные игры с «экранным насилием»//Педагогика. – 2020. - № 6- 56-58 с.
24. Чудинова В.П. Социализация ребенка и медиа//Школьная библиотека. – 2018. - № 4- 14-18 с.
25. Шапкин С. А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований/ Психол. журнал/ А.С. Шапкин — 2019. - Т. 20.- № I.
26. Якушина Е.В. Подростки в Интернете//Педагогика. – 2018. - № 4 - 21-25 с.