Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ПОВЫШЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ РЕБЕНКА В ИНТЕРНЕТЕ

Работа №63377

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы54
Год сдачи2017
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
227
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЕЗОПАСНОСТИ РЕБЕНКА В ИНТЕРНЕТЕ 6
1.1 Интернет как современное средство виртуальной коммуникации и
формирования познавательного интереса 6
1.2 Психологическая характеристика детей дошкольного возраста 11
1.3 Роль родителей в повышении безопасности ребенка в Интернете 18
Выводы по первой главе 24
Глава 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ РЕБЕНКА В ИНТЕРНЕТЕ 25
2.1 Организация исследования. Описание методик 25
2.2 Результаты исследования 26
2.3 Рекомендации родителям по повышению безопасности ребенка в
интернете 36
Выводы по второй главе 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность работы. За последние десятилетия Интернет стал той технологией, без которой большинство людей не представляют свою жизнь, работу, общение и свое будущее. Он привел к психологическим и социальным изменениям, которые невозможно игнорировать, в том числе - изменениям опасным, связанным с рисками для здоровья и жизни. Если раньше многие риски для ребенка и подростка определялись попаданием в «дурную» компанию, где рассказывали и приучали к алкоголю, наркотикам, преступлениям, то теперь эта информация доступна каждому.
Интернет - вместе с его рисками и угрозами - стал частью жизни современных детей. В новых стандартах начальной школы предполагается, что каждый ребенок должен иметь доступ к компьютеру и соответственно приобретать определенный уровень медиа- грамотности. Отсидеться на безопасном берегу уже не получится - всех надо учить плавать, ставить буйки, обучать спасателей. В какой роли сегодня выступают родители? Могут ли они, не ограничивая возможностей и интересов детей, участвовать в деле снижения онлайн- рисков и помогать детям справляться с возникающими трудностями в сети?
Обеспечение информационной безопасности детей возможно исключительно при условии эффективного сочетания государственных и общественных усилий при определяющей роли семьи.
В связи с этим важнейшей задачей является налаживание согласованного взаимодействия семьи, главного института социализации и воспитания детей, с государством и всеми элементами современного медиа рынка - производителями и распространителями контента, психологопедагогическими экспертными сообществами и экспертными сообществами в области художественного образования. Только тесное сотрудничество всех участников медиа- индустрии позволит построить эффективную систему регулирования потребления информационной продукции, максимально безопасную для психического и физического развития и здоровья подрастающего поколения» [24, С. 17].
Противоречие между активным внедрением медиа- ресурсов, в том числе и Интернета, в жизнь людей, начиная с дошкольного возраста и его вреда для психики ребенка может быть разрешено только при условии изучения имеющегося исследовательского опыта в обеспечении безопасности детей при пользовании Интернет-ресурсами и эмпирического исследования роли родителей в данном процессе.
Цель исследования-изучить роль родителей в повышении безопасности детей дошкольного возраста в Интернете.
Объект исследования -дети дошкольного возраста и их родители.
Предмет исследования - роль родителей в повышении безопасности детей дошкольного возраста в Интернете.
Гипотеза исследования: современные родители не уделяют достаточно внимания вопросам безопасности детей дошкольного возраста в Интернете.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психо лого-педагогической и методической литературы по проблеме безопасности ребенка в интернете.
2. Изучить роль родителей в обеспечении безопасности детей дошкольного возраста в Интернете.
3. Сформулировать рекомендации родителям по повышению безопасности детей дошкольного возраста в Интернете.
Методы исследования:
- теоретический анализ педагогической и психологической литературы;
- анкетирование;
- тестирование;
- количественный и качественный анализ результатов исследования.
Методики исследования:
- авторская анкета для родителей по определению характера пользования детей Интернетом и уровня обеспечения безопасности в нем;
- опрос детей по выявлению участия родителей в безопасности детей в сети Интернет (Г.У. Солдатова, Е.И. Рассказова).
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты могут быть эффективно использованы в процессе педагогической работы педагогов по повышению безопасности в Интернете детей дошкольного возраста.
База исследования: МБДОУ «Детский сад обще развивающего вида 2», село Актаныш Республики Татарстан.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Решение первой задачи по анализу литературы показало, что в современном мире интернет-среда стала неотъемлемой составляющей повседневной жизни. Подрастающее поколение активно ведет существование в режиме on-line. Безопасность детей в интернете - актуальная проблема. Ребята гуляют в киберпространстве, общаются, дружат, играют — все это не покидая дома
Интернет (англ. Internet, мфа: ) — всемирная система объединенных компьютерных сетей для хранения и передачи информации.
Безопасность детей в сети интернет - это кодекс правил, соблюдение которых дадут ребенку возможность получать полезную информацию, учиться, играть в развивающие умственную деятельность игры, словом, правильно проводить время.
Существует несколько типов рисков, с которыми дети могут встретиться, пользуясь Интернетом: 1) получение доступа к неподходящей возрасту информации, 2) совершение действий, покупка товаров, потенциально опасных для них, 3) притеснение со стороны других пользователей сети, 4) возможность стать жертвой обмана, а также выдать важную информацию.
Для решения второй задачи в исследовании были использованы две авторские анкеты:
1. Анкета для родителей (Приложение 1) включает в себя десять вопросов.
2. Опрос для детей (Г.У. Солдатова, Е.И. Рассказова) предназначен для возраста 6-8 лет и содержит в себе 5 вопросов.
По результатам анкетирования родителей отметим, что, несмотря на то, что у всех есть дома компьютеры и подключен Интернет, 30% респондентов не разрешают выходить в Интернет детям. Остальные 70% родителей ответили, что дети в основном пользуются Интернетом для игр, причем половина родителей находятся при этом рядом, а половина родителей разрешает играть детям самим. В плане безопасности большинство родителей осознают, что в Интернете много угроз различного вида, но при этом не все родители ставят фильтр запрещенных сайтов (ставят лишь 10%) и не все (лишь 50%) объясняют ребенку, как безопасно пользоваться Интернетом.
Опрос детей показал, что те дети, которые пользуются Интернетом (70%), как правило, не знают о тех опасностях, которые могут их подстерегать в Интернете. Лишь половина родителей в находятся рядом с детьми в то время, как они находятся в Интернете, причем в основном они играют в игры, один ребенок имеет профиль в социальной сети. Родители не запрещают детям скачивать видео и другие файлы, а также закачивать их в Интернет. Также дети не осведомлены с теми мерами, которые защищают компьютер от угроз и родители не разговаривают с детьми об угрозах Интернета.
Родители лишь частично ограничивают их в плане пользования Интернетом (ограничение времени, запрет на создание профилей в социальных сетях, обмен данными). Вопросам безопасности, по результатам опроса, родители также уделяют мало внимания, не устанавливая соответствующее программное обеспечение, не проводя беседы о возможных угрозах в Интернете.
Итак, исходя из сделанных выше выводов видна необходимость информирования родителей о необходимости защиты детей от возможных Интернет- опасностях и устанавливании защиты от ненужной информации, которая может навредить детям. На данном этапе дети в основном пользуются Интернетом для игр, но уже в младших классах познавательная активность детей будет выше и возникнут опасности получения детьми ненужной и угрожающей им информации.



1. Анохина Н. Советы родителям // Семья и школа,- 2013 .— №1-2 .— С. 10-11.
2. Баталова Е.С., Козьминых Д.А., Фазлыева В.Ф., Егоров К.Б. Дети в интернете: проблемы безопасности // Безопасное детство как правовой и социально-педагогический концепт материалы III Всероссийской научнопрактической конференции с международным участием для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей и специалистов, в рамках Недели науки на факультете правового и социально-педагогического образования ПЕЕПУ: в 2 томах. -Пермь: Пермский государственный гуманитарнопедагогический университет; АНО Институт поддержки семейного воспитания, 2016. - С. 172-174.
3. Бергман Н.Ю. О необходимости обеспечения безопасности детей при
работе в интернете // Поколение будущего: Взгляд молодых ученых - 2014 сборник научных статей 3-й Международной молодежной научной конференции: в 2-х томах. Ответственный редактор Еорохов А.А.-
Москва,2014,- С. 263-264.
4. Березина Н.Л., Богданова Д.А. Об опыте обучения детей интернетбезопасности // Информатика в школе: прошлое, настоящее и будущее Материалы Всероссийской научно-методической конференции по вопросам применения ИКТ в образовании. -Пермь: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный национальный исследовательский университет», Национальный исследовательский университет, Высшая школа экономики (Пермский филиал), Пермское отделение Академии информатизации образования РФ, ООО Учебный центр «Информатика»,2014. - С. 224-226.
5. Беспалов Е. И. Отношение родителей к проблеме агрессивного Интернет-контента // Журнал социологии и социальной антропологии .— 2007 .— Т. 10 №3(40).— С. 160-164.
6. Биктагирова Г.Ф. Безопасность детей в Интернете // Вестник научного центра безопасности жизнедеятельности. - 2010. - № 6. - С. 73-75.
7. Бовина И.Б. Информационная безопасность детей в обыденном понимании родителей и учителей // Вестник РУДН. Сер. : Психология и педагогика. - 2016. - № 1. - С. 77-86.
8. Богданова О.А. Проблема безопасности работы детей в сети Интернет // Вестник МГПУ. Сер.: Информатика и информатизация образования. - 2010. - № 20. - С. 104-108.
9. Богданова Д. А. Интернет-безопасность детей: что надо знать учителям // Школьные технологии. — 2014 .— № 2 .— С. 98-105.
10. Богданова Д. А. Слабое звено // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2012. - № 3. - С. 68-76.
11. Борисова Т. В. Роль семьи в формировании социального информационного пространства младших школьников // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2010. - № 10. - С. 121126.
12. Бурковская И. В. Помощь родителей в обеспечении безопасности работы ребенка в сети интернет- Барнаул: АКИПКРО, 2014. - 27 с.
13. Будыкин С.В., Дворянчиков Н.В., Бовина И.Б. Информационная безопасность детей и подростков в понимании родителей и учителей (часть 2.Результаты эмпирического исследования) // Психология и право. - 2016. - Т. 6. -№ 1,- С. 25-38.
14. Волков Б. С. Детская психология в вопросах и ответах. - М. :Филинъ, 2012. - 330 с.
15. Горбанева Л.А., Пестрикова Е.Д., Попкова Е.В. Безопасность ребенка в интернете // Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен. Материалы II Международной научной конференции. - ООО "Научно-технический центр" (Самара), 2016. - С. 340343.
16. Горячева Е. А. Ребенок в «Паутине» // Начальная школа. — 2010 .— N2 .— С. 79-80.
17. Готлиб В. Я. Главные виновники компьютерной зависимости детей - родители! // Нарконет.— 2016.— №2 .— С. 10-13.
18. Дарвиттт О.Б. Возрастная психология,- М.: Изд-во ВЛАДОС- ПРЕСС, 2013.-264с.
19. Ефимова И.Ю. Методика формирования компетенций родителей в области обеспечения информационной безопасности подростков в сети Интернет // Новые информационные технологии в образовании : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. / Рос.гос. профессионально-пед. ун-т. - Екатеринбург, 2014. - С. 515-519; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/69 (07.12.2016).
20. Ефимова И.Ю. Роль родителей в обеспечении информационной безопасности учащихся при использовании Интернета // Информационная безопасность и вопросы профилактики экстремизма среди молодежи : материалы внутривуз. конф. / под ред. Г.Н. Чусавитиной, Е.В. Черновой, О.Л. Колобовой. - Магнитогорск, 2015. - С. 205-218.
21. Зотова О.Ю. Социально-психологические аспекты интернетбезопасности детей // Современный город: социальность, культуры, жизнь людей Материалы XVII Международной научно-практической конференции. Автономная некоммерческая организация высшего образования "Гуманитарный университет" (Екатеринбург), 2014. - С. 320-323.
22. Истомин А.Е. Актуальные проблемы обеспечения информационной безопасности детей при использовании ресурсов сети интернет // Человеческий капитал. - 2014,- № 4 (64). - С. 23-25.
23. Качка Д.Ю. Дети и интернет // Гуманитарное образование как императив развития гражданского общества Сборник научно-методических материалов международного научно-образовательного форума СВФУ. Ответственные за выпуск: О.М. Чоросова, Р.Е. Герасимова, Л.Е. Манчурина, Н.И. Захарова,- Международный центр научно-исследовательских проектов (Киров), 2014. - С. 410-412.
24. Концепция информационной безопасности детей: утв.
распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.12.2015 No 2471-р // Вестник образования России». -2016. -1. -С. 17-18.
25. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. - М., 2014. - 268с.
26. Лучинкина А.И., Юдеева Т.В. Информационно-психологическая безопасность детей и подростков в интернет- пространстве // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. -2015. -№ Г- С. 19-24.
27. Лях Ю.А., Овчиев Р.М. Проблемы информационной безопасности детей в сети интернет // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2015. - № 11 (66). - С. 135-139.
28. Малых Т. А. Наши дети во «Всемирной паутине» Интернета -// Начальная школа плюс до и после. - 2007. - № 7. - С. 8-10. -
29. Матушкина С. С. Что надо знать учителю и родителям об интернете // Искусство. Все для учителя! - 2014. - № 5 (29). - С. 4-8.
30. Меликова Н. Д. Влияние интернета на психику детей // Universum: психология и образование. -2015. -№ 11-12 (20). - С. 5.
31. Николаев С.В. О некоторых перспективных механизмах реализации государственной политики в области обеспечения информационной безопасности детей в сети «интернет» // Перспективы развития информационных технологий. - 2016. - № 31. - С. 134-138.
32. Оранж Т. Медиадиета для детей. Руководство для родителей: как преодолеть зависимость от телевизора и компьютерных игр.— М. ; СПб. : Диля, 2007 .— 272 с.
33. Палатина Н.Н. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие для вузов,- М.: Московский психолога - социальный институт, 2015. - 234 с.
34. Попова М.В. Психология растущего человека: краткий курс возрастной психологии. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 128 с.
35. Психология дошкольника [Текст]: Хрестоматия для студентов средних педагогических учебных заведений / сост. Т. Н. Васильева. - М. : Издательство Академия, 2017. - С. 86-90.
36. Рекомендации учителям и родителям о том, как обеспечить безопасность ребенка в Интернете // Не будь зависим - скажи «Нет!»: наркотикам, алкоголю, курению, игромании. - 2013. - № 4 (16). - С. 58-63.
37. Рябова Д.Н., Мовчан И.Н. Компьютерные онлайн ролевые игры в
жизни современных дошкольников // Информационная безопасность и вопросы профилактики кибер экстремизма среди молодежи Материалы внутри вузовской конференции. Под редакцией Г.Н. Чусавитиной, Е.В. Черновой, О. Л. Колобовой. - Издательство: Магнитогорский
государственный технический университет им. Г.И. Носова (Магнитогорск). -2015. - С. 388-395.
38. Савельев А. И. Проблема информационной безопасности несовершеннолетних в сети интернет // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2016. - № 2 (36). - С. 59-66.
39. Симинягин А.Ю. К вопросу об обеспечении родителями безопасности несовершеннолетних в Интернете // Вестник Калининградского филиала С.-Петерб. ун-та МВД России. -2009. - № 2. - С. 91-95.
40. Солдатова Г.В., Зотова Е.Ю. Зона риска. Российские и европейские школьники: проблемы онлайн- социализации // Дети в информационном обществе. - 2011. - N - 7. - С. 46-55.
41. Солдатова Г.В., Лебешева М.И. Опасное любопытство. Кто и как попадает на сайты, несущие угрозу для здоровья школьников? // Дети в информационном обществе. - 2011. - N 8. - С. 46-55.
42. Солдатова Г.У. Безопасность подростков в Интернете: риски, совладание и родительская медиация // Национальный психол. журнал. - 2014. - №3(15) - С. 39-51 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http: //npsyj. ru/articles/detail. php? article=5051 (07.12.2016).
43. Солдатова Г. У. Психологические факторы безопасности подростка в Интернете: роль совладеющего поведения и родительской медиации // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. - 2014. - № 2 (75). - С. 126-134.
44. Солдатова Е.И, Рассказова А.Т. Роль родителей в повышении безопасности ребенка в интернете: классификация и сопоставительный анализ // Вопросы психологии. - 2013. - №2. - С. 3-16.
45. Сюткина Е.Б. Безопасность детей в интернете // Образование в Кировской области. - 2012. - № 2 (22). - С. 58-59.
46. Таирова З.Ш. Здоровье и безопасность ребенка в эпоху интернета // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. - 2015. - № 1. - С. 48-51.
47. Толоконникова А.В. Дети и интернет: проблемы и гарантии информационной безопасности // Медиаскоп. - 2015. - № 2. - С. 22.
48. Хохлова Н.И. Обеспечение детской безопасности в Интернете:
российский опыт и зарубежные инициативы // Пространство и Время. - 2012. - № 1; То же [Электронный ресурс]. - URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/obespechenie-detskoy-bezopasnosti-v-intemete- rossiyskiy-opyt-i-zambezbnye-initsiati... (07.12.2016).
49. Чернова Е.В., Доколин А.С. Анализ детских интернет - ресурсов с точки зрения информационной безопасности // Научные труды SWorld. -
2011. -Т. 12,- №4. - С. 74-76.
50. Чумаченко Т.И., Муженская А.Г. Развитие икт- компетентности родителей для обеспечения информационной безопасности детей в сети интернет // Решение. - 2014. - Т. 1. - С. 61-63.
51. Шубинский М.И. Проблемы обеспечения безопасности детей при работе в сети Интернет // Интернет и современное общество сборник научных статей: Труды XVI Всероссийской объединенной конференции. СПб.: Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, 2013. - С. 262-266


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ