Научно-исследовательская деятельность студентов как аспект реформирования системы высшего образования
|
Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретико-методологический анализ научно-исследовательской работы студентов в контексте реформирования российской системы образования 13
1.1. Реформирование системы высшего образования в России 13
1.2. Научно-исследовательская деятельность студентов современного вуза в контексте новой образовательной парадигмы 20
Глава 2. Исследование значения научно-исследовательской работы в рамках образовательного процесса 29
2.1. Сравнительный анализ образовательных стандартов в контексте изменения значения научно-исследовательской деятельности студентов 29
2.2. Мнение студентов Тольяттинского государственного университета об участии в научно-исследовательской работе 37
2.3. Изучение ценностных ориентаций участников научно-исследовательской деятельности с использованием метода Стефенсона 49
Заключение 59
Список используемой литературы и источников 63
Приложения 72
Введение 4
Глава 1. Теоретико-методологический анализ научно-исследовательской работы студентов в контексте реформирования российской системы образования 13
1.1. Реформирование системы высшего образования в России 13
1.2. Научно-исследовательская деятельность студентов современного вуза в контексте новой образовательной парадигмы 20
Глава 2. Исследование значения научно-исследовательской работы в рамках образовательного процесса 29
2.1. Сравнительный анализ образовательных стандартов в контексте изменения значения научно-исследовательской деятельности студентов 29
2.2. Мнение студентов Тольяттинского государственного университета об участии в научно-исследовательской работе 37
2.3. Изучение ценностных ориентаций участников научно-исследовательской деятельности с использованием метода Стефенсона 49
Заключение 59
Список используемой литературы и источников 63
Приложения 72
Актуальность темы исследования. На современном этапе развития общества все сферы жизнедеятельности человека отмечаются различными нововведениями и преобразованиями. Социально-экономические модификации, увеличивающийся объем информации, ценностные трансформации в обществе, а также расширение управленческих функций в профессиональной деятельности - все это повлияло на изменение требований, предъявляемых обществом к системе высшего профессионального образования. В сфере высшего образования на данный момент можно выделить две основные тенденции: продвижение образования как сферы услуг и как части научно-технической и инновационной политики. Указанные тенденции влекут за собой происходящую массификацию высшего образования1.
Согласно данным большинства социологических исследований, наличие высшего образования - важное условие успешной жизнедеятельности в российском обществе. Так, по результатам опроса ВЦИОМ2, на сегодняшний день необходимость получения высшего образования осознается сильнее, чем в 1990-е годы. 81 % россиян хотели бы видеть своих детей и внуков в качестве выпускников вузов, что в полтора раза больше, чем 25 лет назад. Стоит отметить, что многие респонденты (53 %) в качестве главного фактора, влияющего на уровень образования, называют тягу к знаниям.
Высшее профессиональное образование представляет собой социальный институт, в значительной мере определяющий уровень прогресса в научнотехнологической, экономической и культурной сферах. В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации»3 целью образовательного процесса являются такие направления, как самоопределение и самореализация личности, а также развитие общества. В связи с этим, образование представляет собой процесс развивающей деятельности и результат изменения личности и социальных групп.
Следует отметить, что формирование гибкой системы обучения помогает преодолеть противоречие между стремлением высшего образования к конкурентоспособности и быстрым устареванием знаний. Наиболее важными умениями для будущего специалиста на сегодняшний день признаются: адекватное восприятие сложных ситуаций жизни, правильное их оценивание, быстрая адаптивность к новым познавательным ситуациям, целенаправленная переработка имеющейся информации, поиск и дополнение недостающей, знание закономерностей ее оптимального использования, прогнозирование результатов деятельности посредством интеллектуального и творческого потенциала4.
Формирование выше перечисленных навыков относится к периоду обучения специалистов в вузе, а развиваются они, главным образом, через активное участие студентов в научно-исследовательской работе, которая в современном мире приобретает все большее значение в процессе образования.
Процесс подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности находит свое отражение в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС). Формирование из числа студентов будущей научной элиты является важнейшей социально-экономической задачей, а также условием развития страны. В связи с этим, возникает необходимость в создании эффективных национальных систем отбора, развития и поддержки одаренной студенческой молодежи в сфере науки. Результативность работы данных систем напрямую зависит от развития студенческой науки внутри каждого вуза страны и отлаженной системы ее функционирования.
Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) представляет собой обязательную, органически неотъемлемую часть подготовки специалистов высшего профессионального образования. НИРС выступает в качестве одной из основных задач университета, которая решается посредством единства учебного и научного процессов.
Среди направлений научно-исследовательской работы можно выделить: становление устойчивого интереса к самообразованию, развитие творческого подхода к работе, а также способствование связи учебного процесса с практикой. Такой специалист всегда будет сознательно, творчески относиться к своему труду, постоянно стремиться к самосовершенствованию в профессии. Исследовательские навыки специалиста, приобретенные им в ходе профессиональной подготовки, дают возможность опережать предъявляемые ему работодателем требования и быть востребованным на рынке труда.
Из выше сказанного следует, что проблема участия студентов в научно-исследовательской деятельности является особо актуальной на современном этапе развития общества.
К сожалению, большинство студентов имеют лишь поверхностное представление о научно-исследовательской работе. Существует необходимость создания условий для формирования готовности студентов к научной деятельности5. Изучению данного аспекта проблемы и посвящена данная выпускная квалификационная работа.
Степень научной разработанности темы. Изучение системы высшего образования имеет богатую историю. В работах Я. У. Астафьева, В. Н. Шубкина6, Г. Е. Зборовского и Е. А. Шуклиной7, Н. И. Асановой8, В. В. Фурсовой, В. П. Модестова9 рассматриваются теоретико-методологические основы изучения института образования.
Проблема реформирования высшего образования также затронута в работах многих исследователей, таких как М. Н. Шматков10, И. Г. Малинский11, А. Г. Щелкин12 и другие.
Еще в начале XX века известный социолог М. Вебер рассматривал университет как центр интеллектуального единства знаний и обучения методам мышления. Именно в этом центре «наука разрабатывает методы мышления, рабочие инструменты и вырабатывает навыки обращения с ними»13.
Особое внимание автор уделял отношению молодого поколения к науке и определяющим это отношение факторам. М. Вебер считал, что молодежь, как правило, ненавидит интеллектуализм, на что, зачастую, оказывают влияние социокультурные причины. Автор отмечал, что молодежь, еще не попробовав себя в научном творчестве, уже заранее обращается в бегство.
Характер организации научной деятельности студентов в вузе выступает как один из факторов активизации НИРС. Проблемы организации научных исследований в высшей школе затрагивают Е. Володарская и С. Лебедев14. Авторы считают, что в современном обществе эффективное управление деятельностью коллективов ученых представляет собой важный фактор научного прогресса. Особое внимание уделяется проблеме адаптации молодых ученых в исследовательском коллективе. Рекомендации по оптимизации управления и функционирования научного коллектива, предложенные авторами статьи, в полной мере применимы к научным группам, в которых участвуют студенты.
Ф. Э. Шереги в своей работе считает, что научная деятельность оказывает влияние на реализацию всех ведущих функций образования. «Студенческая наука - сфера интеллектуального развития и повышения уровня эрудиции молодых людей, самореализации, развития творческих способностей; она помогает более глубоко усвоить учебный материал, развить навыки самостоятельного творчества и работы в коллективе»15.
В своей работе Ф. Ш. Галиуллина16 рассматривает влияние научно-исследовательской деятельности студентов на формирование их профессиональной компетентности. Автор анализирует современное состояние организации научно-исследовательской деятельности студентов в вузах на примере Республики Татарстан и г. Казань. В работе рассматриваются тенденции, формы и методы развития научно-исследовательского потенциала студентов в современных условиях.
Исследователи О. В. Шиняева и Д. Х. Акманаева17 в своей работе отмечают существование такой проблемы, как отсутствие у студентов четкого понимания смысла научной работы, а также того, каким образом научная деятельность повысит качество получаемого образования и поможет реализовать себя на рынке труда. Как правило, студенты не соотносят научную работу с решением прикладных задач или продвижением своих идей. Авторы отмечают, что студенты демонстрируют высокую активность участия в разовых формах НИРС, а более трудоемкие формы студенческой науки обладают привлекательностью лишь для немногочисленных студентов.
Таким образом, проблема научно-исследовательской деятельности студентов является предметом изучения многих исследователей. Необходимо отметить, что большинство исследователей признают важной роль НИРС при формировании профессиональных качеств у студентов в процессе обучения. Однако остается малоизученной роль научной работы студентов в процессе реформирования системы высшего образования.
Цель работы - анализ изменения значения научно-исследовательской деятельности студентов в условиях модернизации сферы высшего образования.
Объектом данного исследования является научно-исследовательская деятельность студентов как социальный феномен трансформирующегося общества.
Предмет исследования - научная работа студентов как аспект реформирования системы высшего образования.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть процессы модернизации высшего профессионального образования.
2. Изучить категорию «научно-исследовательская работа студентов» в контексте новой образовательной парадигмы.
3. Рассмотреть изменение роли научной работы студентов в процессе модернизации сферы высшего образования.
4. Проанализировать мнения студентов об участии в научно-исследовательской работе.
Теоретико-методологическая база исследования. Содержание и специфику научного исследования в значительной степени определяют подходы: системный, структурно-функциональный, ценностный (аксиологический), феноменологический.
Системный подход (Т. Парсонс, Р. Мертон, Н. Луман) позволяет обобщить и проанализировать различные концепции исследований научной работы студентов из множества связанных взаимным отношением элементов. Данный подход раскрывает представление о научно-исследовательской деятельности студентов как открытой социальной системе. НИРС можно представить, как совокупность подсистем, выделяемых по разным основаниям, например, по формам участия студентов в научной работе.
Структурно-функциональный подход (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Р. Мертон, Г. Спенсер) позволяет рассмотреть НИРС как целостную систему, элементы которой находятся в функциональных связях и отношениях друг с другом. С помощью данного подхода можно более объемно увидеть и понять отношение студентов к научной деятельности.
Ценностный (аксиологический) подход (В. Виндельбанд, Г. Риккерт, М. Шелер, Н. Гартман, Н. А. Бенедиктов, П. П. Гайденко, А. Б. Гофман) позволяет исследовать отношение студентов к научно-исследовательской деятельности как к ценности. В центре рассмотрения - ценностное отношение студентов к научной работе, ее включенность в систему ценностей студентов.
Феноменологический подход (А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукман) позволяет изучить не столько действительность, сколько то, как эту действительность воспринимают люди в повседневной жизни. С помощью данного подхода можно рассмотреть отношение студентов к научно-исследовательской деятельности.
Гипотеза исследования: в условиях реформирования системы высшего образования в России роль научно-исследовательской деятельности студентов заметно возросла.
Методы исследования: анкетный опрос, метод Стефенсона, контент- анализ.
Эмпирическая база исследования. Анкетный опрос N=200 человек (студенты Тольяттинского государственного университета), исследование методом Стефенсона N=60 человек (студенты, принимающие участие в НИРС), анализ документов (ГОСы и ФГОСы для бакалавров: 52.12.00 «Социология», 39.03.01 «Социология», 55.27.00 «Энергомашиностроение», 15.03.01 «Машиностроение»; для магистров: 52.12.00 «Социология», 39.04.01 «Социология», 55.27.00 «Энергомашиностроение», 15.04.01 «Машиностроение»).
Обработка и анализ полученной информации производилась с помощью программ Microsoft Office Excel 2007 и SPSS Statistics 21.
Апробация работы:
1. «Студенческие дни науки в ТГУ»: научно-практическая конференция, 1-25 апреля 2016 года, г. Тольятти.
2. XLII Самарская областная студенческая научная конференция, 12-22 апреля 2016 года, г. Самара.
3. Региональная студенческая научно-практическая конференция, посвященная 65-летию Тольяттинского государственного университета, 31 мая 2016 года, г. Тольятти.
4. V Всероссийский социологический конгресс: «Социология и общество: социальное неравенство и социальная справедливость», 19-21 октября 2016 года, г. Екатеринбург.
5. Международная научная конференция «Российское социологическое сообщество: история, современность, место в мировой науке (к 100-летию Русского социологического общества имени М. М. Ковалевского)», 10-12 ноября 2016 года, г. Санкт-Петербург.
6. Международная научно-практическая Интернет-конференция «Актуальные проблемы развития человеческого потенциала в современном российском обществе», 6-7 декабря 2016 года, г. Пермь.
7. Вторая всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Проблемы моделирования социальных процессов: Россия и страны АТР», 7-8 декабря 2016 года, г. Владивосток.
8. Всероссийский социологический студенческий Форум «Олимп Жигулевских гор», 7-8 декабря 2016 года, г. Тольятти.
9. Всероссийская научно-практическая конференция «Современные образовательные технологии в подготовке педагога с учетом профессионального стандарта», 8 декабря 2016 года, г. Москва.
10. II Международная научно-практическая конференция «Социализация личности в условиях информатизации и глобализации общества», 19 декабря 2016 года, г. Тверь.
11. «Студенческие дни науки в ТГУ»: научно-практическая конференция, апрель 2017 года, г. Тольятти.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка используемой литературы и источников и приложения.
Согласно данным большинства социологических исследований, наличие высшего образования - важное условие успешной жизнедеятельности в российском обществе. Так, по результатам опроса ВЦИОМ2, на сегодняшний день необходимость получения высшего образования осознается сильнее, чем в 1990-е годы. 81 % россиян хотели бы видеть своих детей и внуков в качестве выпускников вузов, что в полтора раза больше, чем 25 лет назад. Стоит отметить, что многие респонденты (53 %) в качестве главного фактора, влияющего на уровень образования, называют тягу к знаниям.
Высшее профессиональное образование представляет собой социальный институт, в значительной мере определяющий уровень прогресса в научнотехнологической, экономической и культурной сферах. В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации»3 целью образовательного процесса являются такие направления, как самоопределение и самореализация личности, а также развитие общества. В связи с этим, образование представляет собой процесс развивающей деятельности и результат изменения личности и социальных групп.
Следует отметить, что формирование гибкой системы обучения помогает преодолеть противоречие между стремлением высшего образования к конкурентоспособности и быстрым устареванием знаний. Наиболее важными умениями для будущего специалиста на сегодняшний день признаются: адекватное восприятие сложных ситуаций жизни, правильное их оценивание, быстрая адаптивность к новым познавательным ситуациям, целенаправленная переработка имеющейся информации, поиск и дополнение недостающей, знание закономерностей ее оптимального использования, прогнозирование результатов деятельности посредством интеллектуального и творческого потенциала4.
Формирование выше перечисленных навыков относится к периоду обучения специалистов в вузе, а развиваются они, главным образом, через активное участие студентов в научно-исследовательской работе, которая в современном мире приобретает все большее значение в процессе образования.
Процесс подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности находит свое отражение в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС). Формирование из числа студентов будущей научной элиты является важнейшей социально-экономической задачей, а также условием развития страны. В связи с этим, возникает необходимость в создании эффективных национальных систем отбора, развития и поддержки одаренной студенческой молодежи в сфере науки. Результативность работы данных систем напрямую зависит от развития студенческой науки внутри каждого вуза страны и отлаженной системы ее функционирования.
Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) представляет собой обязательную, органически неотъемлемую часть подготовки специалистов высшего профессионального образования. НИРС выступает в качестве одной из основных задач университета, которая решается посредством единства учебного и научного процессов.
Среди направлений научно-исследовательской работы можно выделить: становление устойчивого интереса к самообразованию, развитие творческого подхода к работе, а также способствование связи учебного процесса с практикой. Такой специалист всегда будет сознательно, творчески относиться к своему труду, постоянно стремиться к самосовершенствованию в профессии. Исследовательские навыки специалиста, приобретенные им в ходе профессиональной подготовки, дают возможность опережать предъявляемые ему работодателем требования и быть востребованным на рынке труда.
Из выше сказанного следует, что проблема участия студентов в научно-исследовательской деятельности является особо актуальной на современном этапе развития общества.
К сожалению, большинство студентов имеют лишь поверхностное представление о научно-исследовательской работе. Существует необходимость создания условий для формирования готовности студентов к научной деятельности5. Изучению данного аспекта проблемы и посвящена данная выпускная квалификационная работа.
Степень научной разработанности темы. Изучение системы высшего образования имеет богатую историю. В работах Я. У. Астафьева, В. Н. Шубкина6, Г. Е. Зборовского и Е. А. Шуклиной7, Н. И. Асановой8, В. В. Фурсовой, В. П. Модестова9 рассматриваются теоретико-методологические основы изучения института образования.
Проблема реформирования высшего образования также затронута в работах многих исследователей, таких как М. Н. Шматков10, И. Г. Малинский11, А. Г. Щелкин12 и другие.
Еще в начале XX века известный социолог М. Вебер рассматривал университет как центр интеллектуального единства знаний и обучения методам мышления. Именно в этом центре «наука разрабатывает методы мышления, рабочие инструменты и вырабатывает навыки обращения с ними»13.
Особое внимание автор уделял отношению молодого поколения к науке и определяющим это отношение факторам. М. Вебер считал, что молодежь, как правило, ненавидит интеллектуализм, на что, зачастую, оказывают влияние социокультурные причины. Автор отмечал, что молодежь, еще не попробовав себя в научном творчестве, уже заранее обращается в бегство.
Характер организации научной деятельности студентов в вузе выступает как один из факторов активизации НИРС. Проблемы организации научных исследований в высшей школе затрагивают Е. Володарская и С. Лебедев14. Авторы считают, что в современном обществе эффективное управление деятельностью коллективов ученых представляет собой важный фактор научного прогресса. Особое внимание уделяется проблеме адаптации молодых ученых в исследовательском коллективе. Рекомендации по оптимизации управления и функционирования научного коллектива, предложенные авторами статьи, в полной мере применимы к научным группам, в которых участвуют студенты.
Ф. Э. Шереги в своей работе считает, что научная деятельность оказывает влияние на реализацию всех ведущих функций образования. «Студенческая наука - сфера интеллектуального развития и повышения уровня эрудиции молодых людей, самореализации, развития творческих способностей; она помогает более глубоко усвоить учебный материал, развить навыки самостоятельного творчества и работы в коллективе»15.
В своей работе Ф. Ш. Галиуллина16 рассматривает влияние научно-исследовательской деятельности студентов на формирование их профессиональной компетентности. Автор анализирует современное состояние организации научно-исследовательской деятельности студентов в вузах на примере Республики Татарстан и г. Казань. В работе рассматриваются тенденции, формы и методы развития научно-исследовательского потенциала студентов в современных условиях.
Исследователи О. В. Шиняева и Д. Х. Акманаева17 в своей работе отмечают существование такой проблемы, как отсутствие у студентов четкого понимания смысла научной работы, а также того, каким образом научная деятельность повысит качество получаемого образования и поможет реализовать себя на рынке труда. Как правило, студенты не соотносят научную работу с решением прикладных задач или продвижением своих идей. Авторы отмечают, что студенты демонстрируют высокую активность участия в разовых формах НИРС, а более трудоемкие формы студенческой науки обладают привлекательностью лишь для немногочисленных студентов.
Таким образом, проблема научно-исследовательской деятельности студентов является предметом изучения многих исследователей. Необходимо отметить, что большинство исследователей признают важной роль НИРС при формировании профессиональных качеств у студентов в процессе обучения. Однако остается малоизученной роль научной работы студентов в процессе реформирования системы высшего образования.
Цель работы - анализ изменения значения научно-исследовательской деятельности студентов в условиях модернизации сферы высшего образования.
Объектом данного исследования является научно-исследовательская деятельность студентов как социальный феномен трансформирующегося общества.
Предмет исследования - научная работа студентов как аспект реформирования системы высшего образования.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть процессы модернизации высшего профессионального образования.
2. Изучить категорию «научно-исследовательская работа студентов» в контексте новой образовательной парадигмы.
3. Рассмотреть изменение роли научной работы студентов в процессе модернизации сферы высшего образования.
4. Проанализировать мнения студентов об участии в научно-исследовательской работе.
Теоретико-методологическая база исследования. Содержание и специфику научного исследования в значительной степени определяют подходы: системный, структурно-функциональный, ценностный (аксиологический), феноменологический.
Системный подход (Т. Парсонс, Р. Мертон, Н. Луман) позволяет обобщить и проанализировать различные концепции исследований научной работы студентов из множества связанных взаимным отношением элементов. Данный подход раскрывает представление о научно-исследовательской деятельности студентов как открытой социальной системе. НИРС можно представить, как совокупность подсистем, выделяемых по разным основаниям, например, по формам участия студентов в научной работе.
Структурно-функциональный подход (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Р. Мертон, Г. Спенсер) позволяет рассмотреть НИРС как целостную систему, элементы которой находятся в функциональных связях и отношениях друг с другом. С помощью данного подхода можно более объемно увидеть и понять отношение студентов к научной деятельности.
Ценностный (аксиологический) подход (В. Виндельбанд, Г. Риккерт, М. Шелер, Н. Гартман, Н. А. Бенедиктов, П. П. Гайденко, А. Б. Гофман) позволяет исследовать отношение студентов к научно-исследовательской деятельности как к ценности. В центре рассмотрения - ценностное отношение студентов к научной работе, ее включенность в систему ценностей студентов.
Феноменологический подход (А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукман) позволяет изучить не столько действительность, сколько то, как эту действительность воспринимают люди в повседневной жизни. С помощью данного подхода можно рассмотреть отношение студентов к научно-исследовательской деятельности.
Гипотеза исследования: в условиях реформирования системы высшего образования в России роль научно-исследовательской деятельности студентов заметно возросла.
Методы исследования: анкетный опрос, метод Стефенсона, контент- анализ.
Эмпирическая база исследования. Анкетный опрос N=200 человек (студенты Тольяттинского государственного университета), исследование методом Стефенсона N=60 человек (студенты, принимающие участие в НИРС), анализ документов (ГОСы и ФГОСы для бакалавров: 52.12.00 «Социология», 39.03.01 «Социология», 55.27.00 «Энергомашиностроение», 15.03.01 «Машиностроение»; для магистров: 52.12.00 «Социология», 39.04.01 «Социология», 55.27.00 «Энергомашиностроение», 15.04.01 «Машиностроение»).
Обработка и анализ полученной информации производилась с помощью программ Microsoft Office Excel 2007 и SPSS Statistics 21.
Апробация работы:
1. «Студенческие дни науки в ТГУ»: научно-практическая конференция, 1-25 апреля 2016 года, г. Тольятти.
2. XLII Самарская областная студенческая научная конференция, 12-22 апреля 2016 года, г. Самара.
3. Региональная студенческая научно-практическая конференция, посвященная 65-летию Тольяттинского государственного университета, 31 мая 2016 года, г. Тольятти.
4. V Всероссийский социологический конгресс: «Социология и общество: социальное неравенство и социальная справедливость», 19-21 октября 2016 года, г. Екатеринбург.
5. Международная научная конференция «Российское социологическое сообщество: история, современность, место в мировой науке (к 100-летию Русского социологического общества имени М. М. Ковалевского)», 10-12 ноября 2016 года, г. Санкт-Петербург.
6. Международная научно-практическая Интернет-конференция «Актуальные проблемы развития человеческого потенциала в современном российском обществе», 6-7 декабря 2016 года, г. Пермь.
7. Вторая всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Проблемы моделирования социальных процессов: Россия и страны АТР», 7-8 декабря 2016 года, г. Владивосток.
8. Всероссийский социологический студенческий Форум «Олимп Жигулевских гор», 7-8 декабря 2016 года, г. Тольятти.
9. Всероссийская научно-практическая конференция «Современные образовательные технологии в подготовке педагога с учетом профессионального стандарта», 8 декабря 2016 года, г. Москва.
10. II Международная научно-практическая конференция «Социализация личности в условиях информатизации и глобализации общества», 19 декабря 2016 года, г. Тверь.
11. «Студенческие дни науки в ТГУ»: научно-практическая конференция, апрель 2017 года, г. Тольятти.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка используемой литературы и источников и приложения.
На современном этапе развития общества образование представляет собой одну из самых обширных сфер человеческой деятельности, от направленности и эффективности которой во многом зависят перспективы общественного развития. Различные трансформации всех сторон общественной жизнедеятельности повлекли за собой изменение требований, предъявляемых обществом к системе высшего профессионального образования. Главной целью высшего образования сегодня признается не подготовка узкого однопрофильного специалиста, а формирование многомерной творческой личности, способной активно действовать в профессиональной и социальной сферах деятельности.
Современное образование должно предоставить студенту не только сумму базовых знаний, профессионально важных качества и навыков. Оно должно способствовать формированию умения воспринимать и осваивать новые знания, новые формы профессиональной деятельности, новые культурные ценности. Современным обществом признается необходимость выработки у будущего специалиста способов адаптации к изменяющейся профессиональной среде и достижениям научно-технического прогресса, а также развитие способностей к творчеству.
Формирование выше перечисленных навыков возможно посредством участия студентов в научно-исследовательской деятельности, которая приобретает все большее значение в современном образовательном процессе.
Научно-исследовательская работа студентов является неотъемлемой частью образовательного процесса, которая направлена на подготовку высокопрофессиональных специалистов, обладающих такими качествами, как сознательное, творческое отношение к своему труду, стремление к самосовершенствованию, умение ориентироваться в нестандартных ситуациях.
В первой части работы приводится теоретико-методологический анализ научно-исследовательской деятельности студентов в контексте реформирования российской системы образования.
В параграфе 1.1 рассматривается реформирование системы высшего образования в России, особое место уделяется реформированию современного этапа, переходу высшего образования к Болонской системе, а также внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов в образовательные программы. Следует отметить, что особое внимание при реформировании российской системы высшего образования уделяется научной деятельности студентов. В целях достижения нового качества профессионального образования необходимо повышать статус вузовской науки. Важное место в этом процессе занимает стимулирование научно-исследовательской деятельности преподавателей высшей школы: предполагается увеличение финансовой государственной поддержки, в том числе, в виде грантов на конкурсной основе. Концептуально важным моментом возрастания значимости студенческой науки выступает социально-экономическая реальность, которая характеризуется все более тесным слиянием науки и образования, науки и производства.
В параграфе 1.2 рассматриваются понятие научно-исследовательской деятельности, ведущие принципы ее организации, цели и задачи научной работы, ее функции, а также способы вовлечения студентов в научно-исследовательскую деятельность. Особое внимание уделяется готовности студентов к научно-исследовательской работе.
Во второй главе проводится сравнительный анализ образовательных стандартов по программам бакалавриата и магистратуры старого и нового поколений в контексте изменения значения НИРС, а также исследуется мнение студентов относительно участия в научно-исследовательской деятельности.
В результате исследования мы установили, что научно-исследовательская деятельность, отраженная в устаревших стандартах по программам бакалавриата, выступает в качестве учебно-исследовательской деятельности, непосредственно связанной с учебными ситуациями. ФГОСы рассматривают научную деятельность студентов в ином контексте, определяя ее как вектор всего образовательного процесса.
Следует отметить, что образовательные стандарты старого и нового поколений по программам магистратуры уделяют особое внимание научно-исследовательской составляющей образовательного процесса. Однако объем научно-исследовательской нагрузки в ФГОСах увеличивается примерно в два раза по сравнению с ГОСами.
Согласно мнению студентов, научно-исследовательская деятельность занимает важное место в образовательном процессе, а также имеет практическую пользу в сфере дальнейшего образования или будущей профессиональной деятельности. Определяющую роль в научно-исследовательской активности студентов играют кафедра и научный руководитель, которые информируют, привлекают, организуют и направляют студентов в рамках научной работы.
Следует отметить, что меньше половины студентов вовлечены в научно-исследовательскую работу, причем наиболее часто студенты участвуют в олимпиадах и конференциях в качестве слушателя. Анкетирование показало, что навыки НИРС лучше сформированы на теоретическом уровне, а навыками в практическом плане владеет малая часть студентов. Таким образом, можно сделать вывод о существовании проблемы активизации научно-исследовательского потенциала студентов.
На основании анализа научной литературы, посвященной проблемам НИРС, и результатов проведенного исследования можно сформулировать следующие рекомендации:
1. В целях формирования представлений о научно-исследовательской работе в вузе, ее роли в процессе подготовки высококвалифицированных специалистов, а также о возможных преимуществах для участников научной работы следует не реже, чем 3 раза в семестр, проводить консультационные мероприятия, направленные, в основном, на студентов 1-2-х курсов обучения. Подобные мероприятия должны проводиться как на уровне кафедры, так и на уровне университета.
2. Для повышения качества результатов научно-исследовательской деятельности следует развивать практические навыки НИРС посредством привлечения студентов к исследовательским работам, выполняемым преподавательским составом кафедр, институтов, университета.
3. Для привлечения большего количества студентов к работам научно-исследовательского характера необходимо улучшение системы информированности о проведении научных мероприятий (информационные стенды, электронная рассылка, личные беседы).
Подводя итоги, можно утверждать, что научно-исследовательская деятельность как аспект реформирования системы высшего образования оказывает значительное влияние на подготовку высококвалифицированного специалиста, знатока своего дела, профессионала. В условиях естественных социальных и технологических трансформаций общества реальная конкурентоспособность вуза во многом определяется степенью развития исследовательской составляющей образовательного процесса. Научноисследовательская деятельность студентов выступает в качестве эффективного средства формирования знаний, умений, навыков, необходимых для успешной профессиональной деятельности. Развитие системы научной работы в вузе содействует продолжению образования, а также лучшей адаптации выпускника в профессиональной среде.
Современное образование должно предоставить студенту не только сумму базовых знаний, профессионально важных качества и навыков. Оно должно способствовать формированию умения воспринимать и осваивать новые знания, новые формы профессиональной деятельности, новые культурные ценности. Современным обществом признается необходимость выработки у будущего специалиста способов адаптации к изменяющейся профессиональной среде и достижениям научно-технического прогресса, а также развитие способностей к творчеству.
Формирование выше перечисленных навыков возможно посредством участия студентов в научно-исследовательской деятельности, которая приобретает все большее значение в современном образовательном процессе.
Научно-исследовательская работа студентов является неотъемлемой частью образовательного процесса, которая направлена на подготовку высокопрофессиональных специалистов, обладающих такими качествами, как сознательное, творческое отношение к своему труду, стремление к самосовершенствованию, умение ориентироваться в нестандартных ситуациях.
В первой части работы приводится теоретико-методологический анализ научно-исследовательской деятельности студентов в контексте реформирования российской системы образования.
В параграфе 1.1 рассматривается реформирование системы высшего образования в России, особое место уделяется реформированию современного этапа, переходу высшего образования к Болонской системе, а также внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов в образовательные программы. Следует отметить, что особое внимание при реформировании российской системы высшего образования уделяется научной деятельности студентов. В целях достижения нового качества профессионального образования необходимо повышать статус вузовской науки. Важное место в этом процессе занимает стимулирование научно-исследовательской деятельности преподавателей высшей школы: предполагается увеличение финансовой государственной поддержки, в том числе, в виде грантов на конкурсной основе. Концептуально важным моментом возрастания значимости студенческой науки выступает социально-экономическая реальность, которая характеризуется все более тесным слиянием науки и образования, науки и производства.
В параграфе 1.2 рассматриваются понятие научно-исследовательской деятельности, ведущие принципы ее организации, цели и задачи научной работы, ее функции, а также способы вовлечения студентов в научно-исследовательскую деятельность. Особое внимание уделяется готовности студентов к научно-исследовательской работе.
Во второй главе проводится сравнительный анализ образовательных стандартов по программам бакалавриата и магистратуры старого и нового поколений в контексте изменения значения НИРС, а также исследуется мнение студентов относительно участия в научно-исследовательской деятельности.
В результате исследования мы установили, что научно-исследовательская деятельность, отраженная в устаревших стандартах по программам бакалавриата, выступает в качестве учебно-исследовательской деятельности, непосредственно связанной с учебными ситуациями. ФГОСы рассматривают научную деятельность студентов в ином контексте, определяя ее как вектор всего образовательного процесса.
Следует отметить, что образовательные стандарты старого и нового поколений по программам магистратуры уделяют особое внимание научно-исследовательской составляющей образовательного процесса. Однако объем научно-исследовательской нагрузки в ФГОСах увеличивается примерно в два раза по сравнению с ГОСами.
Согласно мнению студентов, научно-исследовательская деятельность занимает важное место в образовательном процессе, а также имеет практическую пользу в сфере дальнейшего образования или будущей профессиональной деятельности. Определяющую роль в научно-исследовательской активности студентов играют кафедра и научный руководитель, которые информируют, привлекают, организуют и направляют студентов в рамках научной работы.
Следует отметить, что меньше половины студентов вовлечены в научно-исследовательскую работу, причем наиболее часто студенты участвуют в олимпиадах и конференциях в качестве слушателя. Анкетирование показало, что навыки НИРС лучше сформированы на теоретическом уровне, а навыками в практическом плане владеет малая часть студентов. Таким образом, можно сделать вывод о существовании проблемы активизации научно-исследовательского потенциала студентов.
На основании анализа научной литературы, посвященной проблемам НИРС, и результатов проведенного исследования можно сформулировать следующие рекомендации:
1. В целях формирования представлений о научно-исследовательской работе в вузе, ее роли в процессе подготовки высококвалифицированных специалистов, а также о возможных преимуществах для участников научной работы следует не реже, чем 3 раза в семестр, проводить консультационные мероприятия, направленные, в основном, на студентов 1-2-х курсов обучения. Подобные мероприятия должны проводиться как на уровне кафедры, так и на уровне университета.
2. Для повышения качества результатов научно-исследовательской деятельности следует развивать практические навыки НИРС посредством привлечения студентов к исследовательским работам, выполняемым преподавательским составом кафедр, институтов, университета.
3. Для привлечения большего количества студентов к работам научно-исследовательского характера необходимо улучшение системы информированности о проведении научных мероприятий (информационные стенды, электронная рассылка, личные беседы).
Подводя итоги, можно утверждать, что научно-исследовательская деятельность как аспект реформирования системы высшего образования оказывает значительное влияние на подготовку высококвалифицированного специалиста, знатока своего дела, профессионала. В условиях естественных социальных и технологических трансформаций общества реальная конкурентоспособность вуза во многом определяется степенью развития исследовательской составляющей образовательного процесса. Научноисследовательская деятельность студентов выступает в качестве эффективного средства формирования знаний, умений, навыков, необходимых для успешной профессиональной деятельности. Развитие системы научной работы в вузе содействует продолжению образования, а также лучшей адаптации выпускника в профессиональной среде.
Подобные работы
- ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В
МЕЖДУНАРОДНОМ ПРОЕКТЕ (НА ОСНОВЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ
ПРОКРАСТИНАЦИИ)
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2019 - Культурные особенности системы высшего образования
России и Китая: опыт сравнительного анализа
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА (1964-1991 ГГ.)
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2025 - ПРОГРАММИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - Система высшего образования и предложения по совершенствованию ее образовательных элементов (на примере ФГАОУ ВО «Елабужский институт Казанского (Приволжского) Федерального университета»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2018 - СИСТЕМА ТЕХНОЛОГИЙ УРЕГУЛИРОВАНИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (на примере Дальневосточного Федерального университета)
Дипломные работы, ВКР, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2018 - ПОЛИТИКА АДМИНИСТРАЦИЙ БИЛЛА КЛИНТОНА В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 1993-2000 ГГ
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2016 - Программирование учебно-исследовательской деятельности студентов на основе элементов системного подхода
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2003 - СОЗДАНИЕ АДАПТАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ПЕРЕХОДА РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА МОДЕЛЬ 3.0 (НА ПРИМЕРЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАЗАНСКОГО (ПРИВОЛЖСКОГО) ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018





