Введение 4
Глава 1 Карьера в постиндустриальном обществе 7
1.1 Методологические принципы анализа постиндустриального общества . 7
1.2 Профессиональная карьера как социальный процесс в современном
обществе 15
Глава 2 Эмпирические аспекты изучения профессиональной карьеры мужчин и женщин постиндустриального общества 24
2.1 Оценка перспектив и значимости карьерного продвижения мужчин и
женщин 24
2.2 Отношение мужчин и женщин к карьерному продвижению 36
Заключение 53
Список используемой литературы и используемых источников 55
Приложение А Программа социологического исследования 58
Приложение Б Анкета 68
Приложение В Интервью 74
Приложение Г Таблицы распределений 75
Актуальность темы исследования. В настоящее время карьера является неотъемлемым элементом в социальной структуре организации, определяющим потребности, удовлетворенность трудом, и показателем развития современного человека. Успешная карьера обеспечивает человеку материальное благополучие, а также способствует удовлетворению потребностей в развитии, самореализации, уважении, успехе и власти. Грамотное управление карьерой имеет важное значение для функционирования и развития организации, для повышения ее эффективности. В связи с этим на первый план выходят проблемы связанные. Новая тенденция в управлении карьерой приводит к последовательному закреплению женщин на местах руководителей крупных организаций, фирм, компаний. Активная интеграция мужской и женской моделей поведения в управленческой сфере создает предпосылки и формирует осознанную потребность изучать различия представлений о карьерном продвижении в постиндустриальном обществе.
Степень научной разработанности проблемы. Проблему карьеры поднимали самые разные научные деятели. Нельзя обойти вниманием роль К. Маркса, Ф. Энгельса, А. Бебеля в решении этого вопроса. Отмечая различия социального положения мужчин и женщин, марксизм выходит на уровень понимания равенства полов, которое основывается на единстве биологического, психологического и социального. А. Бебель подчеркивал физиологические и психологические особенности женщин. Если марксисты делали упор на различия социальности, внешний по отношению к мужчинам и женщинам, то представители социально-духовных теорий акцентировали внимание на внутренней социальности. Ф. Ларошфуко, Ж.Ж. Руссо, Д. Юм, М. Монтень, И. Кант и другие представители философии доказывали, что мужчина превосходит женщину своими духовными, нравственными качествами. Развитие женского образования, профессиональной подготовки женщин и растущая потребность индустриального общества в рабочей силе привели к появлению новой концепции социокультурного развития. Ее представители, С. де Бовуар, К. Миллет, М. Мид, С. Файерстоун, Дж. Гриер, Б. Фриден, Дж. Митчелл, интерпретируют женщину, как общественный субъект, способный к неограниченному саморазвитию. Именно профессиональная деятельность является одной из сфер самореализации личности. В профессиональной деятельности человек может раскрыть и проявить свои способности, личные и профессиональные качества. Большую роль в данном процессе играет карьера, которая представляет собой процесс сознательного осуществления «профессионального или должностного продвижения, в функции которого проявляется «результирующий» статус, гарантирующий приемлемый способ самоутверждения». Карьера женщины, как и мужчины, включает всю ее жизнь: становление как личности, формирование как субъекта и объекта управления на разных уровнях; в системе различных общественных отношений и различных социальных институтов.
Объект исследования - профессиональная карьера как социальный процесс.
Предмет исследования - представления о карьерном продвижении мужчин и женщин в постиндустриальном обществе.
Целью бакалаврской работы является выявить степень значимости и изучить перспективы карьерного продвижения женщин и мужчин постиндустриального общества.
Из заявленной цели вытекают следующие задачи:
1. Рассмотреть методологические принципы анализа
постиндустриального общества.
2. Рассмотреть концепции о карьере в постиндустриальном обществе.
3. Изучить различия оценок женщинами и мужчинами перспектив и значимости карьерного продвижения.
4. Определить отношение мужчин и женщин к карьерному продвижению
Теоретико-методологическая база исследования представлена следующими подходами:
Концепция постиндустриального общества впервые появляется у Р.Дарендорфа в 1958 году. По-другому Р.Дарендорф называл данную теорию «постапокалиптической», в рамках которой появлялась новая экономическая отрасль - информационная. Полно она изложена впервые в вышедшей в 1973 году книге американским социологом Д. Беллом «Грядущее постиндустриальное общество». Научные деятели СССР также сильно углублялись в проблему постиндустриального общества, как и зарубежные социологи. Одними из самых известных публицистов были, например, такие люди, как М.Г.Делягина, В.Л.Иноземцева, Ю.А.Левады и др. Термин «информационное общество» возник практически в один момент в двух странах, в Соединенных Штатов Америки и в Японии. Разработали терминологию по данноми вопросу Ф.Махлупом и Т.Умесао. «Информационное общество» сильнейшим образом повлияло на дальнейший ракурс развития концепций постиндустриального общества. Дальнейшие теории, основанные на данном термине, были поддержаны такими социологами того времени, как М.Порат, Й.Масуда, Т.Стоуньер, Р.Катц и др.
В рамках данной работы был использован метод анкетирования и глубинного интервью, позволяющий помочь лучше и более углубленно изучить степень значимости карьерного роста для женщин и мужчин и их личные перспективы.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка литературы, приложения А, приложения Б, приложения В, Приложения Г. Общий объем работы 83 машинописных страниц.
В настоящее время карьера является неотъемлемым элементом в социальной структуре организации, определяющим потребности, удовлетворенность трудом, и показателем развития современного человека. Успешная карьера обеспечивает человеку материальное благополучие, а также способствует удовлетворению потребностей в развитии, самореализации, уважении, успехе и власти.
Активная интеграция мужской и женской моделей поведения в управленческой сфере создает предпосылки и формирует осознанную потребность изучать различия представлений о карьерном продвижении в постиндустриальном обществе.
Целью бакалаврской работы является выявить степень значимости и изучить перспективы карьерного продвижения женщин и мужчин постиндустриального общества.
Из заявленной цели вытекают несколько задач. Например, необходимо было рассмотреть методологические принципы анализа постиндустриального общества, рассмотреть концепции о карьере в постиндустриальном обществе, изучить различия оценок женщинами и мужчинами перспектив и значимости карьерного продвижения, определить отношение мужчин и женщин к карьерному продвижению. С уверенностью можно сказать, что данные задачи выполнены.
Мы сделали вывод, что к настоящему времени за рубежом выдвинуто немало оригинальных концепций, в которых обобщаются фундаментальные закономерности хозяйственного развития и на этой основе делаются попытки осмыслить глобальные перспективы человечества.
Нами было выяснено, что современные исследователи склонны рассматривать карьеру в рамках исполнения различных ролей, которые предоставляет человеку его жизнь в процессе перемещения из одной сферы с другую. Все это позволяет установить базисное его содержание, отражающее явление движения и развития, достижения значимого для человека состояние в его личной и социальной жизни. Этот базовый признак и положен в основу множества существующих дефиниций термина «карьера».
Автором проведено исследование, в ходе которого были сделаны определенные выводы. Материальное положение является одним из главных факторов. Многие мужчины и женщины видели материальное благополучие одним из главных вещей в их жизни. Главным в жизни вовсе не являлась карьера или профессионализм, как мы предполагали изначально. Самореализация себя в карьере уходила на второй план по сравнению с материальным достатком и комфортной жизни. Также автор пришел к выводу, что у современного человека довольно серьезное отношение к карьерному продвижению. Все респонденты отмечают важность, значимость и смысл профессиональной сферы в своей жизни.
1. 2. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины. // Вопросы психологии. - 1991. - №4. с.74-82.
2. Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике. М., 1999.
3. Д. Белл. «Грядущее постиндустриальное общество». 2004. 788 с.
4. Берн Ш. Гендерная психология. - СПб.: Речь, 2001
5. 10. Гимазетдинова, Э. Я. Гендерные различия в управлении / Э. Я. Гимазетдинова, Р. Р. Ураев // Актуальные вопросы современной психологии : материалы
6. Дарендорф Р. Размышления о революции в Европе. 1998. 272 с.
7. Иванов В. Ю. Управление карьерой менеджера: необходимость и основное содержание.// Менеджмент в России и за рубежом. №5. 1998. с. 30 -35.
8. Д.М. Иванцевич. Человеческие ресурсы управления М.: Дело, 1993. 304 с.
9. Иноземцев В.Л. Концепция постэкономического общества: теоретические и практические аспекты //Диссертация на соискание ученой степени док. эконом. наук.-М., 1998.
10. Иноземцев, В. Fin de srncle. К истории становления постиндустриальной хозяйственной системы (1973-2000). // Свободная мысль XXI, -1999. - № 7, с.3-27; № 8.
11. Иноземцев, В.Л. Парадоксы постиндустриальной экономики.
Инвестиции, производительность и хозяйственный рост в 90-е годы. // МЭиМО, 2000. -№ 3.
12. Карьерные возможности в сфере бизнеса. - URL:
http: //www.pwc. ru/en/hrconsulting/publications/assets/women- survey- 2012.pdf (обращение: 15.04.2022)
13. Климов Е.А. Как выбирать профессию. - М.: Владос, 1994.
14. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессии. -
Екатеринбург: Деловая книга ,1993.
15. Красильщиков В.А. Ориентиры грядущего: постиндустриальное
общество и парадоксы истории // Общественные науки и современность. М., 1993. №2.
16. Литвинцева Н.А. Женская психология. - М.: Эксмо,1994.
17. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Смысл, 1996.
18. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Киев, 1995.
19. Ф. Махлуп. «Производство и распределение знаний в США». 1966. 462 с.
20. Мезенцева Е.Б. Равенство возможностей в сфере занятости или «защитные меры». Женщины перед лицом выбора. //Женщины и социальная политика (гендерный аспект) / Под.ред. З.А. Хоткиной. - М., 1992. - с.23 - 46.
21. Платонов К.К. Вопросы психологии труда. - М.: Эксмо, 1990.
22. Поляков В.А. Технология карьеры. - М.: Академия, 1995.
23. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. - СПб.: Речь, 2002.
24. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. - М.: Академия, 2004.
25. Психология. Словарь. - М.: Смысл, 1990.
26. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной
деятельности. - М.: Эксмо, 1999.
27. Сафонова М.В. Социально-психологические особенности женщин, успешных в карьере. Авторев. дисс. канд. пс. н. СПб.:Питер, 1999.
28. Силласте Г.Г. Основы экономической социологии. 2001. с. 116-117.
29. Г. Г. Силласте // Высшее образование в России. - 2004. - № 3. - С. 122-133.
30. Токсанбаева М. Женщины в составе экономически активного населения. // Женщины в реформируемой экономике. М., 1995. с. 30 - 40.
31. Чернышев В.Н., Двинин А.П. Человек и персонал в управлении. - СПб: Энергоатомиздат, 1997.
32. Чирикова А. Женщина во главе фирмы. // Вопросы экономики. - 2000. - №3.
33. Kosharnaya G. B., Tolubaeva L. T. Gendernye aspekty upravleniya personalom [Gender apsects of staff management]. Penza: Inf.-izd. tsentr PGU, 2007, 104 p.
34. Sillaste G. G. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. 2004, no. 3, pp. 122-133.
35. Kruzhkova A. N. Delovoy ezhenedel'nik «Kompaniya» [“Company” business weekly]. 2012, pp. 23-26.
36. Kar'ernye vozmozhnosti zhenshchin v sfere biznesa [Career opportunities of
women in business]. Available at: http://www.pwc.ru/en/hr-
consulting/publications/assets/womensurvey-2012.pdf
37. Romanovskiy G. B., Tarkhanova E. S. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obshchestvennye nauki [University proceedings. Volga region. Social sciences]. 2012, no. 3 (23), pp. 103-109.
38. Frumkin K. Delovoy ezhenedel'nik «Kompaniya» [“Company” business weekly]. 2015, no. 3, pp. 20-26.