Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогические основы совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности (Уральский государственный педагогический университет)

Работа №118391

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы36
Год сдачи2023
Стоимость450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
145
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 23 «Ромашка» (с. Знаменское, Сухоложского района, Свердловская область).
Выборка: 21 ребенок старшей группы.

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста 7
1.1 Психолого-педагогические основы совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста 7
1.2 Развитие речи дошкольников в игровой деятельности 11
1.3 Методы и приемы совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста 17
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование развития речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности 17
2.1 Диагностика уровня сформированности выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста 21
2.2 Комплекс игр, направленный на совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста 29
Заключение 33
Библиографический список 36

Проблема развития речи детей дошкольного возраста в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как основная образовательная деятельность. [16, с. 8].
Это связано, в первую очередь, с тем, что речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской. В этой связи развитие речи ребенка дошкольного возраста становится одной из наиболее актуальных проблем в педагогической деятельности дошкольной образовательной организации. Актуальность выбора темы исследования обусловлена также состоянием развития речи дошкольников на современном этапе. В век компьютерных технологий все больше и больше встречается детей с различными речевыми нарушениями. Это и односложность речи, ее бедность, не достаточный словарный запас, замусориванием речи сленгом, бедность диалогической и монологической речи. Все это обуславливает необходимость разработки и проведения целенаправленно работы по формированию речи в старшем дошкольном возрасте. Ведущий исследователь проблемы развития речи в детском возрасте О.С. Ушакова отмечает, что «…это важнейшее условие воспитания общей и внутренней культуры человека [15, с. 63]. Владение литературным языков, постоянное совершенствование речевых навыков составляет необходимый компонент образованности и интеллигентности. Под культурой речи понимается соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли в соответствии с назначением и целью высказывания грамматически правильно, логично, точно, выразительно. Проблемой развития речи в старшем дошкольном возрасте занимались Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин. По мнению С.Л. Рубинштейна, речь ребенка наполняется образностью в игровой деятельности. В таких случаях речь ребенка непроизвольна, непосредственна, в ней много импульсивной эмоциональности [11, с. 618].
Выразительная речь позволяет не только донести знания до собеседника, но и вызвать у него интерес и внимание. Это достигается тщательным и умелым отбором языковых средств с учетом условий и задач общения, что в свою очередь требует хорошего знания языка, его выразительных возможностей и особенностей функциональных стилей. Основным назначением выразительности речи является обеспечение эффективности коммуникации, вместе с тем выразительность можно считать значимым средством речевого самовыражения личности. Проблема формирования выразительности речи нашла отражение в трудах известных отечественных психологов, таких как Л.С. Выготский [3, с.164] С.Л. Рубинштейн [11, с. 618].
В дошкольном возрасте происходит развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, звуковой и интонационной культуры речи, что требует специального обучения и речевого воспитания. Процесс познания у детей происходит эмоционально-практическим путем, поэтому ведущим видом деятельности дошкольного возраста является игра, через которую ребенок знакомится со всеми аспектами окружающей действительности, учится решать конфликтные ситуации, взаимодействовать со сверстниками, постигает правила поведения, историю и культуру своего народа. Выразительность речи возникает в игре тогда, когда ребенок хочет передавать не только свои знания, но и чувства, отношения. [2, с. 216].
Выразительность является следствием понимания того, о чем и как говорится. Старший дошкольный возраст можно охарактеризовать, как наиболее благоприятный для совершенствования выразительности речи, потому что является периодом интенсивного речевого развития [6, с. 209].
В этот период важно научить ребенка менять темп в игре, регулировать силу голоса, интонационную выразительность. Владение выразительностью речи делает игру очень интересной и занимательной для дошкольника.
Таким эффективным средством развития речи у детей старшего дошкольного возраста является игра. Она сочетает в себе эмоциональность, непосредственность речи и поведения детей; а также направление, контроль воспитателя. Игры способствуют социально-нравственному и эмоциональному развитию дошкольника, развитию его познавательной активности, творческих способностей и воображения, адекватному эмоциональному реагированию, формированию таких высших социальных чувств, как эмпатия, сочувствие, сопереживание, отзывчивость. В тесной связи с развитием личности у детей развиваются и остальные психические процессы: восприятие, мышление, внимание и другие. Особое влияние игра оказывает на развитие речи ребенка, усвоение языка, характерного для героев того или другого литературного произведения, способствует активизации детской деятельности, коллективного общения, обогащая тем самым речь, делая ее образной и яркой [8, с. 94].
Цель исследования: теоретически обосновать и составить комплекс игр, направленный на совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс игр, направленный на совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Цель, объект и предмет определили задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Охарактеризовать методы и приемы совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
3. Провести диагностическое исследование сформированности выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
4. Подобрать материал для комплекса игр, направленного на совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая основа исследования:
- теоретические положения о важности дошкольного возраста как сензитивного периода развития речи у детей (Ж. Пиаже, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, О.С. Ушакова и др.);
- теоретические положения о роли развития речи для детей дошкольного возраста (Д.Б. Эльконин, Е.И. Тихеева, О.И. Соловьева и др.);
- концептуальные подходы о роли игр в развитии речи детей дошкольного возраста (Л.В. Артемова, Л.В. Ворошнина, Л.С. Фурмина и др.).
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, диагностирование уровня сформированности выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста, статистическая обработка полученных данных (качественный, количественный анализ).
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 23 «Ромашка», с. Знаменское.
В практической работе принял участие 21 ребенок старшей группы.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка библиографической литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Для развития речи большое значение имеет степень сформированности таких психических процессов, как внимание, восприятие, память, мышление.
Выразительность речи – это коммуникативное качество речи, направленное на умение внятно, убедительно выражать свои мысли, чувства, эмоции. А также пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми, интонационными, лексическими).
Овладение родным языком играет важную роль в процессе развития и становления личности, дошкольное детство является сензитивным периодом для развития навыков коммуникации, а развитие речи является одной из основных задач в дошкольном возрасте. Поэтому развитие устной речи в дошкольном возрасте создает фундамент для развития навыков и умений выразительности речи и умения применять полученный опыт в общении и обучении в будущем.
В дошкольном возрасте происходит развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, звуковой и интонационной культуры речи, что требует специального обучения и речевого воспитания. В этот период детства важно научить ребенка регулировать силу голоса, менять темп речи, вырабатывать четкую дикцию, правильность речевого дыхания, выделять главное слово логическим ударением, интонационную выразительность. Процесс познания детей происходит эмоционально-практическим путем, поэтому ведущим видом деятельности дошкольного возраста является игра, через которую ребенок знакомится со всеми аспектами окружающей действительности, учится решать конфликтные ситуации, взаимодействовать со сверстниками, постигает правила поведения, историю и культуру своего народа.
Для совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста нужно создать такие условия, в которых ребенок может выразить все свои чувства, желания, эмоции, знания. В развитии выразительности речи большую помощь могут оказать театрализованные игры, игры-инсценировки, сюжетно-ролевые игры, в которых дети учатся менять темп речи, регулировать силу голоса, изменять интонацию в зависимости от содержания высказывания. Дидактические игры, в которых дети учатся выделять логическим ударением главное слово, подбирать к словам синонимы и антонимы, а также регулировать силу голоса, менять темп речи, изменять интонацию в зависимости от ситуации.
Воспитатель, владея различными средствами выразительности (интонацией, силой голоса, темпом речи), способствует не только совершенствованию выразительности речи у детей, но становится объектом для подражания.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Данная работа была ориентирована на описание условий, необходимых для совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
В процессе исследования раскрыты поставленные задачи:
1. Проанализировав психолого-педагогическую литературу по теме исследования, мы определили понятия выразительности речи и совершенствование в игровой деятельности. Чем богаче и выразительнее речь, тем глубже, шире и разнообразнее содержание речи. Выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи дошкольника. Охарактеризованы методы и приемы, которые направлены на совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
2. Проведена диагностика, результаты которой показали, что существуют трудности в развитии выразительности речи, поэтому необходимо вести целенаправленную работу по совершенствованию выразительности речи.
3. В связи с этим для преодоления трудностей нами был разработан комплекс игр, который направлен на совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Для развития выразительной стороны речи необходимо создание специально организованной среды, пространства, в котором каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем спонтанно, исходя из собственных представлений и желаний. Таким образом, использование игровой деятельности в целях развития речи детей становится возможным при выполнении следующих условий:
1. совместного участия в данном процессе детей и взрослых;
2. наличия интересных и эффективных игровых методов и приемов работы с детьми;
3. учитывая уровень развития выразительности речи (степень овладения теми или иными средствами выразительности: вербальными и невербальными), учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.
4. наполненность этой деятельности личным смыслом для каждого ребенка, интересом.
Анализ результатов данного исследования показал, что в первую очередь игровая деятельность способна диагностировать уровень развития выразительности речи у детей, а значит, мы делаем предположение, способствует ее развитию.
По результатам исследования была намечена перспектива работы. В дальнейшем мы планируем экспериментальное исследование по определению методических основ совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.



1. Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия, 2000. - 159 с.
2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2000. - 272 с.
3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3. Проблемы развития психики / Под ред. А.М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983. - 368 с.
4. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду. / сост. В.И. Логинова, Т.И. Бабаева. СПб.: Мозаика-Синтез, 2015. - 250 с.
5. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду: / Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. - 96 с.
6. Мухина В.С. Детская психология. - М.: Апрель-пресс, 2004. - 315 с.
7. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 9-е изд., стереотип изд. М.: Мозаика Синтез, 2014. - 368 с.
8. Печерога А.В. Развивающие игры для дошкольников. / М.: ВАКО, 2010. - 192 с.
9. Пичугина Е.А. Речевые игры в группе и на прогулке // Воспитатель ДОУ. - 2008. – 54 с.
10. Развитие речи детей дошкольного возраста: / Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. М.: Просвещение, 1979. - 223 с.
11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: / учебник. СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
12. Склярова Т.В. Возрастная педагогика и психология: учеб.пособие для студентов пед. вузов / Т.В. Склярова, О.Л. Янушкявичене ; Православ. Свято-Тихон. Богосл. ин-т, Центр пед. исслед. «Покров». М.: Покров, 2004. – 143 с.
13. Смирнова Е.О. Психология ребенка: учебник для педагогических училищ и вузов. - М., 2004. - 215 с.
14. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. / М.: Академия, 2001. - 336 с.
15. Ушакова О.С. Развитие речи детей 4-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2006. – 147 с.
16. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. / М.: УЦ Перспектива, 2014. – 158 с.
17. Федоренко Л.П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Пособие для учащихся дошкольных пед. училищ. М., «Просвещение», 2000. – 137 с.
18. Швайко Г.С. Игры и упражнения для развития речи / Под ред. В.В. Гербовой. - М.: Просвещение, 2000. – 190 с.
19. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. - М.: Просвещение, 2000. - 348 с.
20. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы дошкольной игры // Психологическая наука и образование, 2000. - 137 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ