Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Современные средства наглядности и методика их использования в процессе обучения математике в начальной школе

Работа №118380

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

методика преподавания

Объем работы71
Год сдачи2021
Стоимость4550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
91
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 5
Глава 1 Теоретические основы исследования вопросов применения современных средств наглядности и методик их использования в процессе обучения математике в начальной школе 8
1.1 Проблема исследования современных средств наглядности и методики их применения в обучении младших школьников в психолого-педагогической литературе 8
1.2 Условия реализации методики применения современных средств наглядности в процессе обучения математике в начальной школе 14
Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование вопросов применения современных средств наглядности в процессе обучения математике в начальной школе 21
2.1 Исследование уровня математического развития детей младшего школьного возраста 21
2.2 Реализация методических приемов применения современных средств наглядности в процессе обучения математике в начальной школе 33
2.3 Результаты опытно- экспериментальной работы 38
Заключение 47
Список используемой литературы 50
Приложение А Характеристика выборки исследования экспериментальной и контрольной групп 55
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования на этапе констатирующего эксперимента 57
Приложение В Сводные таблицы результатов исследования на этапе контрольного эксперимента 58
Приложение Г Тематическое планирование уроков математики для проведения формирующего этапа эксперимента 60
Приложение Д Конспекты уроков, проводимых на этапе формирующего эксперимента 63

Актуальность исследования обусловлена тем, что в современной педагогике вновь остро стоит вопрос использования наглядности в процессе обучения. Во ФГОС НОО первостепенными считаются такие принципы образовательного процесса, как актуализация и функционализация познаний учащихся, преобладание деятельностного подхода в обучении, общая гуманизация образовательного процесса. Все эти принципы значительно меняют устоявшиеся функции и особенности применения наглядных средств обучения в начальной школе. Однако отметим, что, несмотря на творческий подход к самому процессу обучения в начальной школе, проведение уроков в занимательном и разноплановом ключе для педагога является трудной задачей, так как на этой ступени общего образования от учителя требуется быть компетентным в различных областях знания.
Младшее школьное детство, с психологической точки зрения, является самым благоприятным для обучения математике, так как в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть желание познавать мир, о чем писали в своих работах Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн, Н.С. Лейтес, О.М. Дьяченко, и др. Проблема обучения математике в начальной школе с использованием современных средств наглядности изучалась в работах Л.И. Божович, Д.Б. Годовиковой, Т.И. Зубковой, М.И. Лисиной, Т.А. Серебряковой, Т.И. Шамова, Г.И. Щукиной. Теория игровой деятельности отражена в работах Ю.К. Бабанского, Л.Г. Вяткина, В.В. Давыдова, А.К. Марковой, Д.Б. Эльконина. Однако анализ исследований (Л.И. Божович, Н.И. Гуткина, В.А. Иванников, Г.Г. Кравпов, Е.Е. Кравпова, Е.О. Смирнова, Т.И. Шульга, Д.Б. Эльконин) позволяет обнаружить низкий уровень использования современных средств наглядности в процессе обучения математике в начальной школе .
На основании вышесказанного представляется актуальным изучить проблему современных средств наглядности и методики их использования в процессе обучения математике в начальной школе.
Отметим, что большое влияние на процесс обучения математике в начальной школе оказывают современные средства наглядности. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, средства наглядности не только увеличивают скорость и качество усвоения материала на уроках математики, но и способствуют увеличению уровня познавательной активности детей младшего школьного возраста. Однако практики использования современных средств наглядности и методики их использования в процессе обучения математике в начальной школе недостаточно.
На основании вышеизложенного, нами была обозначена проблема исследования: каково содержание приемов реализации современных средств наглядности в методике обучения математике в начальной школе?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Современные средства наглядности и методика их использования в процессе обучения математике в начальной школе».
Цель исследования: разработать и доказать эффективность содержания приемов применения современных средств наглядности в методике обучения математике младших школьников.
Объект исследования: процесс обучения математике в начальной школе.
Предмет исследования: содержание современных средств наглядности и особенности их применения в методике обучения математике в начальной школе.
Гипотеза исследования: процесс обучения математике в начальной школе обеспечит высокий уровень формирования предметных результатов, если:
• использовать приемы, активизирующие познавательную активность учащихся;
• учитывать уровень математических способностей учащихся и их заинтересованность современными техническими средствами;
• последовательно формировать цифровую грамотность и умение использовать технические средства обучения.
Задачи исследования.
1. Осуществить анализ психолого-педагогической литературы по вопросам использования средств наглядности в методике обучения математике в начальной школе.
2. Выявить уровень математического развития младших школьников.
3. Разработать и апробировать содержание современных приемов применения наглядных средств обучения при изучении математики.
4. Доказать эффективность разработанных приемов.
Методы исследования: теоретические (анализ, обобщение психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования), эмпирические (психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы, диагностические методы).
Новизна исследования заключается в том, что обоснована возможность обучения математике в начальной школе с использованием современных средств наглядности.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования предложенного в работе комплекса приемов обучения, содержания работы с использованием современных средств наглядности в деятельности педагогов-психологов, учителей при обучении математике в начальной школе.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (51 источник) и 5 приложений. Текст работы иллюстрирован 3 таблицами, 12 рисунками.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе теоретического изучения современных средств наглядности и методики их использования в процессе обучения математике в начальной школе мы выяснили, что наглядность играет существенную роль в процессе школьного обучения. Принцип наглядности приобретает свою актуальность при обучении математики, так как в ходе освоения данной дисциплины происходит изучение гораздо более значительной степени абстракции, чем при освоении остальных научных дисциплин. Одним из современных средств наглядности являются информационно-коммуникационные технологии обучения, под которыми подразумевается такая педагогическая технология, которая применяет технические и программные средства для работы с информацией. В младшем школьном возрасте у ребенка отмечается изменение типа мышления - это активное развитие абстрактного и логического мышления. Использование информационных технологий в работе педагога в процессе обучения математике в начальной школе в условиях введения ФГОС является перспективным средством дополнительных возможностей развивающей работы с детьми и их родителями. Использование мультимедийных презентаций помогает организовывать непосредственно образовательную деятельность интереснее и разнообразнее, предотвращает утомление школьников, поддерживает у детей познавательную активность, повышает эффективность работы в целом.
Мы установили, что на этапе констатации в экспериментальной группе демонстрируют низкий уровень сформированности предметных результатов 45% учеников начальной школы. У ребенка выявлен низкий уровень сформированности умения обнаруживать геометрические фигуры по устному описанию и наглядному образцу. Ребенок не может найти ни одной геометрической фигуры по устному описанию и наглядному образцу даже после подсказок педагога. Ребенок не может определить, что количество предметов не зависит от того, как они расположены на листе бумаги. Не справляется со счетом даже после подсказок педагога. Он не может определить величину посредством приложения предметов даже после подсказки взрослого. У ребенка отсутствуют навыки устного счета, он не умеет искать зависимости между числами.
Средний уровень сформированности предметных результатов выявлен у 55% школьников. У ребенка выявлен средний уровень сформированности умения обнаруживать геометрические фигуры по устному описанию и наглядному образцу. Ребенок может найти несколько геометрических фигур по устному описанию и наглядному образцу, иногда требовалась подсказка педагога. Ребенок может при помощи педагога определить, что количество предметов не зависит от того, как они расположены на листе бумаги. Со счетом справляется только после помощи взрослого. Он может определить величину посредством приложения предметов только после подсказки взрослого. У ребенка частично сформированы навыки устного счета, он может искать зависимости между числами после подсказки взрослого.
Высокого уровня не выявлено. В контрольной группе нами установлено, что 45% учеников начальной школы демонстрируют низкий уровень сформированности предметных результатов, у 55% школьников был установлен средний уровень сформированности математического развития, и высокого уровня не выявлено.
Полученные результаты диагностики обосновали необходимость разработки и апробации содержания работы по обучению математике в начальной школе с использованием современных средств наглядности.
Нами доказано, что процесс обучения математике в начальной школе обеспечит высокий уровень формирования предметных результатов, если:
• использовать приемы, активизирующие познавательную активность учащихся;
• учитывать уровень математических способностей учащихся и их заинтересованность современными техническими средствами;
• последовательно формировать цифровую грамотность и умение использовать технические средства обучения.
В ходе контрольного среза нам удалось установить, что в экспериментальной группе уровень сформированности предметных результатов у учеников начальной школы повысился. Так, количество учеников начальной школы с низким уровнем сформированности предметных результатов снизилось до 20% с 45% на этапе констатации. Количество учеников начальной школы со средним уровнем сформированности предметных результатов увеличилось с 55% до 70%, высокий с 0% до 10%, что доказывает эффективность формирующего этапа нашей работы. В контрольной же группе результаты констатирующего и контрольного этапов исследования не имеют значимых различий. Низкий уровень сформированности предметных результатов был обнаружен у 45% учеников начальной школы (45% констатирующий этап). Средний уровень сформированности предметных результатов у учеников начальной школы выявлен у 55% детей (было также 55%).
Можно констатировать, что разработанное и апробированное содержание работы по обучению математике в начальной школе с использованием современных средств наглядности является эффективным.
Таким образом, результаты контрольного среза доказывают эффективность работы с детьми и верность выдвинутой гипотезы.


1. Актуальные проблемы обучения математике и информатике в школе и педагогическом вузе : коллектив. моногр. / И.М. Смирнова [и др.]. М.: Прометей, 2017. 238 с.
2. Алексеева А. А. Новые образовательные технологии как механизм повышения качества знаний // Молодой ученый. 2015. № 16 (96). С. 400-403.
3. Аминов И. Б. Применение средств мультимедийных технологий как условие повышения качества обучения // Молодой ученый. — 2015. № 21 (101). С. 759-761.
4. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Москва: Педагогика, 1977. 253 с.
5. Бантова М.А. Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах. М. : Просвещение, 1984. 335 с.
6. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). М. : МПСИ, 2002. 352 с.
7. Божович Л.И. Личность и формирование в детском возрасте. СПб. : Питер, 2008. 398 с.
8. Большунова Н.Я. Организация образования дошкольников в формах игры средствами сказки: Учебное пособие. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2000 - 372 с.
9. Васильева Г.Н. Современные технологии обучения математике. Пермь: Пермский гос. гуманитарно-пед. ун-т, 2013. 114 с.
10. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. М. : Просвещение, 1988. 336 с.
11. Волков Б.С. Психология младшего школьника. М. : Кнорус, 2016. 347 с.
12. Вороговская А.И. Об организации и формах обучения шестилетних детей на уроках математики. М. : Просвещение, 1990. 541 с.
13. Воронкова, О. Б. Информационные технологии в образовании. Интерактивные методы. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. 315 с.
14. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М. : Эксмо, 2005. 500 с.
15. Габова, М.А. Средства математического развития ребенка: история и современность // Детский сад: теория и практика. 2011. № 3. С. 18­27.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ