Прокурорский надзор за применением сотрудниками правоохранительных органов мер административного принуждения (Южно-Уральский государственный университет)
|
Есть приложения (статистика).
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….. 3
1 ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ
1.1 Нормативно-правовые основы, регулирующие применения мер административного принуждения …………8
1.2 Правоохранительные органы, осуществляющие административное принуждение ……16
1.3 Особенности применения отдельных административных мер сотрудниками правоохранительных органов …………….23
2 ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОКУРОСКОГО НАЗДОРА ЗА ПРИМЕНЕНИЕМ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ СОТРУДНИКАМИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
2.1 Организация и методика прокурорского надзора за законностью применения мер административного принуждения…31
2.2 Практика прокурорского реагирования в связи нарушением порядка применения мер административного принуждения………………………40
2.3 Актуальные проблемы прокурорского надзора за соблюдением законности при применении мер административного принуждения …………………………… 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………… 62
Приложение №1………………………………………………... 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………..…….…. 75
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….. 3
1 ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ
1.1 Нормативно-правовые основы, регулирующие применения мер административного принуждения …………8
1.2 Правоохранительные органы, осуществляющие административное принуждение ……16
1.3 Особенности применения отдельных административных мер сотрудниками правоохранительных органов …………….23
2 ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОКУРОСКОГО НАЗДОРА ЗА ПРИМЕНЕНИЕМ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ СОТРУДНИКАМИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
2.1 Организация и методика прокурорского надзора за законностью применения мер административного принуждения…31
2.2 Практика прокурорского реагирования в связи нарушением порядка применения мер административного принуждения………………………40
2.3 Актуальные проблемы прокурорского надзора за соблюдением законности при применении мер административного принуждения …………………………… 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………… 62
Приложение №1………………………………………………... 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………..…….…. 75
Тема данной работы является актуальной и спорной, в ходе реализации мер административного принуждения, зачастую нарушаются права человека и гражданина. Соответственно, законность является основополагающим принципом по применению данных мер. Применяемые меры напрямую связанны с ограничением прав личности, это положение закреплено в ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации (далее Конституция РФ), которая гласит, что права и свободы личности могут быть ограничены только федеральным законом с целью защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц. Конституция РФ выделяет возможности ограничения свобод человека и гражданина, если это основывается на федеральном законе. Примером этого может служить положение ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), согласно которому, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по административным правонарушениям иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу этого, основной проблемой является законность применения мер административного принуждения, а также прокурорский контроль и надзор за применением сотрудниками правоохранительных органов мер административного принуждения в соответствии с требованиями закона и с учетом обнаружения факта нарушения закона.
Проблеме применения должностными лицами правоохранительных и контролирующих органов мер государственного принуждения, в том числе административного принуждения, посвящено большое количество научных работ различных авторов, что обусловлено рядом объективных обстоятельств. Во-первых, динамичным развитием и совершенствованием российского административного законодательства. Во-вторых, отсутствием однозначного и единого теоретического подхода к понятию и смысловому содержанию таких основополагающих категорий в данной области, как «государственное принуждение», «административно-правовое принуждение», «меры административного принуждения» и др. В-третьих, главной проблемой является, нарушения прав и свобод человека и гражданина, при воздействии административного реагирования.
При осуществлении административного принуждения сотрудники правоохранительных органов должны обладать четким знаниями законодательства и нести ответственность за свои действия или бездействия. В случае нарушения тех или иных требований, сотрудники правоохранительных органов подвергаются служебной проверки. Для избежание нарушений, прокуратура осуществляет надзор за деятельностью правоохранительных органов, так как, прокуратура главный надзирающий орган. Прокурорский надзор - специфическая деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени Российской Федерации и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, действующих на ее территории. Прокурорский надзор осуществляется от имени государства, защищает права и законные интересы не только от отдельных органов местного самоуправления или представителей других видов власти, а в совокупности всех их, объединяемых общей задачей, таким образом, интересы отдельных органов, организаций, учреждений, должностных или физических лиц в соответствие с интересами государства в целом.
Социально-экономические изменения в Российской Федерации подвергли значительное изменение функций прокуратуры России и ее роли в обеспечении законности. Также, не менее важными стали изменения процессуального законодательства, законодательства о прокуратуре России, образование Следственного комитета в автономную структуру, привели к отмене контроля прокуратуры за расследованием уголовных дел прокурорской подследственности. Если раньше полномочия прокуратуры за исполнением законов и руководство предварительным следствием находилось в одних руках, то на сегодняшний момент они разделены, и теперь прокуратура выполняет только надзорные функции. Предметом работы является деятельность прокуратура Российской Федерации в осуществлении надзора за применением мер административного принуждения, за законностью и обоснованностью их применения, а объектом является совокупность общественных отношений, связанных с осуществлением прокурорского надзора и применением сотрудниками правоохранительных органов мер административного реагирования.
Целью работы является изучение и анализ основ организации и деятельности прокуратуры РФ, как надзорного органа. Также изучить меры административного принуждения, какие органы вправе применять данные меры. Проанализировать теоретические и практические аспекты данной темы.
Для глубокого и подробного исследования, можно выделить следующие задачи:
1. Определить статус и место прокуратуры в административно-юрисдикционном процессе.
2. Исследовать особенности мер административно-правового принуждения, их классификация по различным основаниям;
3. Раскрыть сущность прокурорского надзора при применении мер административного принуждения сотрудниками правоохранительных органов;
4. Изучить организацию и методику прокурорского надзора.
В данной работе представлены научные исследования с использованием логических методов, как анализа, так и синтеза. Приведены различные примеры юридических практик, а также изучены мнения ученых и их теории. Использование методологии предоставило возможность подробнее исследовать задачи в динамике, изучая общие методологические особенности формирования органов прокуратуры в России, ее функций и задач. Данная работа также касается сравнительного, статистического, юридически-правового и социологического метода исследования
За теоретическую основу были взяты работ следующих ученных: Воронцов А.А., Боголюбова Т.А., Борисов С.В., Бажанов С.В., Яшин В.Н., Диканова Т.А., Артеменков В. К., Васягина М.М, Васькина И.А., Винокуров С.И., Вандышев, В.В., Григорьев В.Н., Победкин А.В., Евдокимов К.Н., Евланова О. А., Ережипалиев Д. И., Жидких А. А., Илий С. К., Капинус О. С., Коимшиди Г. Ф., Красникова Е. В. и др.
В ходе изучения научной литературы, можно сказать, что проблемы административного принуждения и их применение на сегодняшний день не разрешены в полной мере. Поэтому изучить и разрешить их, учитывая динамичные изменения общественных отношений, появления новых сфер правового регулирования с деятельность правоохранительных органов, очень трудно.
Нормативна-правовая база работы включает федеральное законодательство – Конституцию Российской Федерации, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, а также научную и учебную литературу, в которой рассматриваются различные аспекты применения административно-правового принуждения.
Методологическая основа исследования - диалектический метод научного познания действительности как важнейший, основополагающий способ объективного и комплексного изучения, юридическо-правового и социального мира. Методы исследования включают принципы системного подхода к анализу правовых аспектов исполнительной деятельности органов прокуратуры и иных правоохранительных органов, а также метод индукции и дедукции, метод сравнений и аналогий, метод системного анализа, метод обобщений, метод экспертных оценок.
Структура выпускной квалификационной работы соответствует поставленным целям и задачам. Она включает введение, две главы с параграфами, заключение, список использованной литературы.
В силу этого, основной проблемой является законность применения мер административного принуждения, а также прокурорский контроль и надзор за применением сотрудниками правоохранительных органов мер административного принуждения в соответствии с требованиями закона и с учетом обнаружения факта нарушения закона.
Проблеме применения должностными лицами правоохранительных и контролирующих органов мер государственного принуждения, в том числе административного принуждения, посвящено большое количество научных работ различных авторов, что обусловлено рядом объективных обстоятельств. Во-первых, динамичным развитием и совершенствованием российского административного законодательства. Во-вторых, отсутствием однозначного и единого теоретического подхода к понятию и смысловому содержанию таких основополагающих категорий в данной области, как «государственное принуждение», «административно-правовое принуждение», «меры административного принуждения» и др. В-третьих, главной проблемой является, нарушения прав и свобод человека и гражданина, при воздействии административного реагирования.
При осуществлении административного принуждения сотрудники правоохранительных органов должны обладать четким знаниями законодательства и нести ответственность за свои действия или бездействия. В случае нарушения тех или иных требований, сотрудники правоохранительных органов подвергаются служебной проверки. Для избежание нарушений, прокуратура осуществляет надзор за деятельностью правоохранительных органов, так как, прокуратура главный надзирающий орган. Прокурорский надзор - специфическая деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени Российской Федерации и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, действующих на ее территории. Прокурорский надзор осуществляется от имени государства, защищает права и законные интересы не только от отдельных органов местного самоуправления или представителей других видов власти, а в совокупности всех их, объединяемых общей задачей, таким образом, интересы отдельных органов, организаций, учреждений, должностных или физических лиц в соответствие с интересами государства в целом.
Социально-экономические изменения в Российской Федерации подвергли значительное изменение функций прокуратуры России и ее роли в обеспечении законности. Также, не менее важными стали изменения процессуального законодательства, законодательства о прокуратуре России, образование Следственного комитета в автономную структуру, привели к отмене контроля прокуратуры за расследованием уголовных дел прокурорской подследственности. Если раньше полномочия прокуратуры за исполнением законов и руководство предварительным следствием находилось в одних руках, то на сегодняшний момент они разделены, и теперь прокуратура выполняет только надзорные функции. Предметом работы является деятельность прокуратура Российской Федерации в осуществлении надзора за применением мер административного принуждения, за законностью и обоснованностью их применения, а объектом является совокупность общественных отношений, связанных с осуществлением прокурорского надзора и применением сотрудниками правоохранительных органов мер административного реагирования.
Целью работы является изучение и анализ основ организации и деятельности прокуратуры РФ, как надзорного органа. Также изучить меры административного принуждения, какие органы вправе применять данные меры. Проанализировать теоретические и практические аспекты данной темы.
Для глубокого и подробного исследования, можно выделить следующие задачи:
1. Определить статус и место прокуратуры в административно-юрисдикционном процессе.
2. Исследовать особенности мер административно-правового принуждения, их классификация по различным основаниям;
3. Раскрыть сущность прокурорского надзора при применении мер административного принуждения сотрудниками правоохранительных органов;
4. Изучить организацию и методику прокурорского надзора.
В данной работе представлены научные исследования с использованием логических методов, как анализа, так и синтеза. Приведены различные примеры юридических практик, а также изучены мнения ученых и их теории. Использование методологии предоставило возможность подробнее исследовать задачи в динамике, изучая общие методологические особенности формирования органов прокуратуры в России, ее функций и задач. Данная работа также касается сравнительного, статистического, юридически-правового и социологического метода исследования
За теоретическую основу были взяты работ следующих ученных: Воронцов А.А., Боголюбова Т.А., Борисов С.В., Бажанов С.В., Яшин В.Н., Диканова Т.А., Артеменков В. К., Васягина М.М, Васькина И.А., Винокуров С.И., Вандышев, В.В., Григорьев В.Н., Победкин А.В., Евдокимов К.Н., Евланова О. А., Ережипалиев Д. И., Жидких А. А., Илий С. К., Капинус О. С., Коимшиди Г. Ф., Красникова Е. В. и др.
В ходе изучения научной литературы, можно сказать, что проблемы административного принуждения и их применение на сегодняшний день не разрешены в полной мере. Поэтому изучить и разрешить их, учитывая динамичные изменения общественных отношений, появления новых сфер правового регулирования с деятельность правоохранительных органов, очень трудно.
Нормативна-правовая база работы включает федеральное законодательство – Конституцию Российской Федерации, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, а также научную и учебную литературу, в которой рассматриваются различные аспекты применения административно-правового принуждения.
Методологическая основа исследования - диалектический метод научного познания действительности как важнейший, основополагающий способ объективного и комплексного изучения, юридическо-правового и социального мира. Методы исследования включают принципы системного подхода к анализу правовых аспектов исполнительной деятельности органов прокуратуры и иных правоохранительных органов, а также метод индукции и дедукции, метод сравнений и аналогий, метод системного анализа, метод обобщений, метод экспертных оценок.
Структура выпускной квалификационной работы соответствует поставленным целям и задачам. Она включает введение, две главы с параграфами, заключение, список использованной литературы.
В результате проведенного исследования следует, что: Прокуратура Российской Федерации – это единая система контрольно-надзирающих органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Можно сделать вывод, что прокуратура является единственным органом, который осуществляет государственный надзор за исполнением законов, а именно, осуществляет непосредственный надзор за применением сотрудников правоохранительных органов мер административного принуждения, которые направлены на прекращение противоправного посягательства, связанное с устранением вредных последствий и нацеленных на привлечение виновного лица к ответственности.
При осуществлении прокурорского надзора за мерами административного пресечения, выявляется не только законность применения данных мер сотрудниками правоохранных органов, а также осуществляется защита прав и свобод человека и гражданина.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что в ходе применения мер административного принуждения, каждый год выявляются огромное количество правонарушителей, предупреждается и пресекается совершение административных правонарушений. Но помимо, их применения, должны учитываться все права и законные интересы граждан, подвергающихся административному реагированию. Надзор прокуратуры как раз и осуществляет наблюдения за исполнением прав и свобод человека и гражданина, законных интересов физических и юридических лиц, предупреждение и профилактика устранения имеющихся нарушений законодательства, устранение причин и условий, способствующих таким нарушениям.
В ходе данной темы было приведено многочисленное количество научных работ, в которых рассматривались меры административного принуждения с разных ракурсов исследования. В связи с тем, что административное законодательство не стоит на месте и динамично развивается, вместе с ним появляются различного рода проблемы, задачи и условия их решения. Соответственно, органы прокуратуры, которые надзирают за законностью правоохранительных органов, должны учитывать и сопоставлять все законные интересы сторон. Для избежание каких-либо нарушений или противоречий, органы прокуратуры, должны защищать права и законные интересы не только от отдельных органов местного самоуправления или представителей других видов власти, а в совокупности всех их, объединяемых общей задачей, приводя, таким образом интересы отдельных органов, организаций, учреждений, должностных или физических лиц в соответствие с интересами государства в целом
Прокуратура является одним из органов государственной власти и занимает особое место. Нормативно-правовые основы органов прокуратуры закреплены в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации», также и других законодательных актах. В данных нормативно-правовых актах описывается взаимодействие прокуратуры с другими государственными органами, система и положения прокуратуры, функции и другие организационные моменты. Из проведенного анализа правовой базы усматривается явная недоработка законодателя, не все моменты конституционно-правового статуса закреплены в источниках, регулирующие прокуратуру.
Нормативна-правовая база достаточна широко распределяет организацию работы органов прокуратуры: Закон «О прокуратуре Российской Федерации», приказы Генерального прокурора «Об организации работы по реализации полномочий прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях», от 23 ноября 2015 г. № 645 «О порядке реализации прокурорами полномочий в сфере привлечения к административной ответственности лиц, обладающих особым правовым статусом», от 25 мая 2012 г. № 223 «Об обеспечении участия прокуроров в арбитражном процессе», указания заместителя Генерального прокурора РФ — Главного военного прокурора от 10 апреля 2008 г. № 70 «О задачах органов военной прокуратуры по надзору за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», различные нормативно-правовые акты субъектов, федеральные законы, федерально-конституционные законы, но главенствующий закон во всей этой цепочки – Конституция РФ. В данном случае, все законы не должны противоречить и нарушать закреплённые основы Конституции РФ.
Если рассматривать мера административного принуждения, здесь правовые основы заложены для каждого правоохранительного органа в соответствии с их компетенцией. Например, Кодекс РФ об административных правонарушениях; Федеральный закон "О полиции»; Таможенный кодекс Российской Федерации от 18 июня 1993 г., Федеральный закон от 06.02.1997 N 27-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «O внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» «Об оперативно-розыскной деятельности" и т.д.
Мерами административного реагирование наделено большое количество правоохранительных органов, которые наделены особыми полномочиями и вправе применять меры административно-правового принуждения. Все государственные органы разнообразны и специфичны по своей специализации, имеют свои компетенции и полномочия. Применяются меры административного правонарушения в таких случаях, как: требование прекратить общественно опасные действия, задержания лица, подозреваемого в правонарушении, общественно опасные последствия, угроза санитарно-эпидемиологических условий или других отрицательных последствий которые могут сказаться на обществе.
Каждая мера админстративнного принуждения имеет свои свойства, методы и закреплена правовым актом. К мерам админстративнного принуждения относится административное пресечение и административное наказание. Законодательством официально закреплены, следующие меры административного пресечения:
• меры пресечения в виде доставления;
• административное задержание;
• привод;
• досмотр/осмотр;
• отстранение от управление транспортным средством;
• освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;
• медицинское освидетельствование на состояние;
• изъятие вещей и документов;
• задержание транспортного средства, запрещение эксплуатации;
• залог за арестованное судно;
• арест товара, транспортных средств и иных вещей;
• временный запрет деятельности.
Что касается, мер административного наказания в главе 3 КоАП РФ приведены виды административного наказания. Административное наказание:
1) предупреждение;
2) административный штраф
3) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
4) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
5) административный арест;
6) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
7) дисквалификация;
8) административное приостановление деятельности;
9) обязательные работы;
10) административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения;
При осуществлении мер админстративнного принуждения, сотрудники правоохранительных органов должно в соответствии законом применять их и реагировать в соответствии с законом. Проверка законности данной деятельности, возложены на органы прокуратуры. В частности, при применении мер административного принуждения уполномоченными на то органами, должны нести ответственность за свои действия и должным образам относится к своим должностным полномочиям. В случае нарушения данных требований органы прокуратуры незамедлительно должны реагировать на незаконные действия сотрудников правоохранительных органов и применять надлежащие меры. Прокурор должен применить следящие формы реагирования: протест прокурора; представление прокурора; требование прокурора; постановление прокурора; предостережение о недопустимости нарушения закона.
Наряду с этим, выступает большое количество проблем, когда при применении мер админстративнного принуждения сотрудники правоохранительных органов нарушают права и свободы человека и гражданина. Задача прокурора является надлежащим образом предотвратить и пресечь данное нарушения, и вынести законное обоснованное решение по их устранению. Установить все факты и обстоятельства в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности. Прокурор обязан немедленно реагировать на выявленные нарушения политических, социальных и экономических прав и свобод в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, юридических лиц, требуют привлечения к ответственности должностных лиц, допустивших такие нарушения.
С целью обеспечение должного уровня по применению мер админстративнного принуждения необходимо реализовать комплексно-профилактические меры, направленные на эффективность деятельности по профилактики нарушений законности, в том числе необходимо усовершенствовать нормативно правовую базу и разработать примеры типовых ситуаций по применению мер админстративнного принуждения, для избежания повторных нарушений и эффективной деятельности сотрудников правоохранительных органов.
Обновленные системы правоприменения помогут уполномоченным сотрудником применять меры админстративнного принуждения избежать нарушений, а сотрудники прокуратуры обеспечат законное соблюдение прав и свобод гражданина при реализации данных мер. Данные системы наладят механизм применения и утвердят законность в сфере применения мер админстративнного реагирования и будут отражать эффективность деятельности правоохранительных органов. В этом случае, можно будет утверждать об обеспечении правового соответствия применяемых мер админстративнного принуждения в системе правового государства.
Можно сделать вывод, что прокуратура является единственным органом, который осуществляет государственный надзор за исполнением законов, а именно, осуществляет непосредственный надзор за применением сотрудников правоохранительных органов мер административного принуждения, которые направлены на прекращение противоправного посягательства, связанное с устранением вредных последствий и нацеленных на привлечение виновного лица к ответственности.
При осуществлении прокурорского надзора за мерами административного пресечения, выявляется не только законность применения данных мер сотрудниками правоохранных органов, а также осуществляется защита прав и свобод человека и гражданина.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что в ходе применения мер административного принуждения, каждый год выявляются огромное количество правонарушителей, предупреждается и пресекается совершение административных правонарушений. Но помимо, их применения, должны учитываться все права и законные интересы граждан, подвергающихся административному реагированию. Надзор прокуратуры как раз и осуществляет наблюдения за исполнением прав и свобод человека и гражданина, законных интересов физических и юридических лиц, предупреждение и профилактика устранения имеющихся нарушений законодательства, устранение причин и условий, способствующих таким нарушениям.
В ходе данной темы было приведено многочисленное количество научных работ, в которых рассматривались меры административного принуждения с разных ракурсов исследования. В связи с тем, что административное законодательство не стоит на месте и динамично развивается, вместе с ним появляются различного рода проблемы, задачи и условия их решения. Соответственно, органы прокуратуры, которые надзирают за законностью правоохранительных органов, должны учитывать и сопоставлять все законные интересы сторон. Для избежание каких-либо нарушений или противоречий, органы прокуратуры, должны защищать права и законные интересы не только от отдельных органов местного самоуправления или представителей других видов власти, а в совокупности всех их, объединяемых общей задачей, приводя, таким образом интересы отдельных органов, организаций, учреждений, должностных или физических лиц в соответствие с интересами государства в целом
Прокуратура является одним из органов государственной власти и занимает особое место. Нормативно-правовые основы органов прокуратуры закреплены в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации», также и других законодательных актах. В данных нормативно-правовых актах описывается взаимодействие прокуратуры с другими государственными органами, система и положения прокуратуры, функции и другие организационные моменты. Из проведенного анализа правовой базы усматривается явная недоработка законодателя, не все моменты конституционно-правового статуса закреплены в источниках, регулирующие прокуратуру.
Нормативна-правовая база достаточна широко распределяет организацию работы органов прокуратуры: Закон «О прокуратуре Российской Федерации», приказы Генерального прокурора «Об организации работы по реализации полномочий прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях», от 23 ноября 2015 г. № 645 «О порядке реализации прокурорами полномочий в сфере привлечения к административной ответственности лиц, обладающих особым правовым статусом», от 25 мая 2012 г. № 223 «Об обеспечении участия прокуроров в арбитражном процессе», указания заместителя Генерального прокурора РФ — Главного военного прокурора от 10 апреля 2008 г. № 70 «О задачах органов военной прокуратуры по надзору за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», различные нормативно-правовые акты субъектов, федеральные законы, федерально-конституционные законы, но главенствующий закон во всей этой цепочки – Конституция РФ. В данном случае, все законы не должны противоречить и нарушать закреплённые основы Конституции РФ.
Если рассматривать мера административного принуждения, здесь правовые основы заложены для каждого правоохранительного органа в соответствии с их компетенцией. Например, Кодекс РФ об административных правонарушениях; Федеральный закон "О полиции»; Таможенный кодекс Российской Федерации от 18 июня 1993 г., Федеральный закон от 06.02.1997 N 27-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «O внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» «Об оперативно-розыскной деятельности" и т.д.
Мерами административного реагирование наделено большое количество правоохранительных органов, которые наделены особыми полномочиями и вправе применять меры административно-правового принуждения. Все государственные органы разнообразны и специфичны по своей специализации, имеют свои компетенции и полномочия. Применяются меры административного правонарушения в таких случаях, как: требование прекратить общественно опасные действия, задержания лица, подозреваемого в правонарушении, общественно опасные последствия, угроза санитарно-эпидемиологических условий или других отрицательных последствий которые могут сказаться на обществе.
Каждая мера админстративнного принуждения имеет свои свойства, методы и закреплена правовым актом. К мерам админстративнного принуждения относится административное пресечение и административное наказание. Законодательством официально закреплены, следующие меры административного пресечения:
• меры пресечения в виде доставления;
• административное задержание;
• привод;
• досмотр/осмотр;
• отстранение от управление транспортным средством;
• освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;
• медицинское освидетельствование на состояние;
• изъятие вещей и документов;
• задержание транспортного средства, запрещение эксплуатации;
• залог за арестованное судно;
• арест товара, транспортных средств и иных вещей;
• временный запрет деятельности.
Что касается, мер административного наказания в главе 3 КоАП РФ приведены виды административного наказания. Административное наказание:
1) предупреждение;
2) административный штраф
3) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
4) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
5) административный арест;
6) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
7) дисквалификация;
8) административное приостановление деятельности;
9) обязательные работы;
10) административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения;
При осуществлении мер админстративнного принуждения, сотрудники правоохранительных органов должно в соответствии законом применять их и реагировать в соответствии с законом. Проверка законности данной деятельности, возложены на органы прокуратуры. В частности, при применении мер административного принуждения уполномоченными на то органами, должны нести ответственность за свои действия и должным образам относится к своим должностным полномочиям. В случае нарушения данных требований органы прокуратуры незамедлительно должны реагировать на незаконные действия сотрудников правоохранительных органов и применять надлежащие меры. Прокурор должен применить следящие формы реагирования: протест прокурора; представление прокурора; требование прокурора; постановление прокурора; предостережение о недопустимости нарушения закона.
Наряду с этим, выступает большое количество проблем, когда при применении мер админстративнного принуждения сотрудники правоохранительных органов нарушают права и свободы человека и гражданина. Задача прокурора является надлежащим образом предотвратить и пресечь данное нарушения, и вынести законное обоснованное решение по их устранению. Установить все факты и обстоятельства в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности. Прокурор обязан немедленно реагировать на выявленные нарушения политических, социальных и экономических прав и свобод в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, юридических лиц, требуют привлечения к ответственности должностных лиц, допустивших такие нарушения.
С целью обеспечение должного уровня по применению мер админстративнного принуждения необходимо реализовать комплексно-профилактические меры, направленные на эффективность деятельности по профилактики нарушений законности, в том числе необходимо усовершенствовать нормативно правовую базу и разработать примеры типовых ситуаций по применению мер админстративнного принуждения, для избежания повторных нарушений и эффективной деятельности сотрудников правоохранительных органов.
Обновленные системы правоприменения помогут уполномоченным сотрудником применять меры админстративнного принуждения избежать нарушений, а сотрудники прокуратуры обеспечат законное соблюдение прав и свобод гражданина при реализации данных мер. Данные системы наладят механизм применения и утвердят законность в сфере применения мер админстративнного реагирования и будут отражать эффективность деятельности правоохранительных органов. В этом случае, можно будет утверждать об обеспечении правового соответствия применяемых мер админстративнного принуждения в системе правового государства.
Подобные работы
- Принцип равенства при привлечении к административной ответственности в РФ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018



