Прокурорский надзор за применением сотрудниками правоохранительных органов мер административного принуждения (Южно-Уральский государственный университет)
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….. 3
1 ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ
1.1 Нормативно-правовые основы, регулирующие применения мер административного принуждения …………8
1.2 Правоохранительные органы, осуществляющие административное принуждение ……16
1.3 Особенности применения отдельных административных мер сотрудниками правоохранительных органов …………….23
2 ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОКУРОСКОГО НАЗДОРА ЗА ПРИМЕНЕНИЕМ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ СОТРУДНИКАМИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
2.1 Организация и методика прокурорского надзора за законностью применения мер административного принуждения…31
2.2 Практика прокурорского реагирования в связи нарушением порядка применения мер административного принуждения………………………40
2.3 Актуальные проблемы прокурорского надзора за соблюдением законности при применении мер административного принуждения …………………………… 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………… 62
Приложение №1………………………………………………... 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………..…….…. 75
Тема данной работы является актуальной и спорной, в ходе реализации мер административного принуждения, зачастую нарушаются права человека и гражданина. Соответственно, законность является основополагающим принципом по применению данных мер. Применяемые меры напрямую связанны с ограничением прав личности, это положение закреплено в ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации (далее Конституция РФ), которая гласит, что права и свободы личности могут быть ограничены только федеральным законом с целью защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц. Конституция РФ выделяет возможности ограничения свобод человека и гражданина, если это основывается на федеральном законе. Примером этого может служить положение ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), согласно которому, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по административным правонарушениям иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу этого, основной проблемой является законность применения мер административного принуждения, а также прокурорский контроль и надзор за применением сотрудниками правоохранительных органов мер административного принуждения в соответствии с требованиями закона и с учетом обнаружения факта нарушения закона.
Проблеме применения должностными лицами правоохранительных и контролирующих органов мер государственного принуждения, в том числе административного принуждения, посвящено большое количество научных работ различных авторов, что обусловлено рядом объективных обстоятельств. Во-первых, динамичным развитием и совершенствованием российского административного законодательства. Во-вторых, отсутствием однозначного и единого теоретического подхода к понятию и смысловому содержанию таких основополагающих категорий в данной области, как «государственное принуждение», «административно-правовое принуждение», «меры административного принуждения» и др. В-третьих, главной проблемой является, нарушения прав и свобод человека и гражданина, при воздействии административного реагирования.
При осуществлении административного принуждения сотрудники правоохранительных органов должны обладать четким знаниями законодательства и нести ответственность за свои действия или бездействия. В случае нарушения тех или иных требований, сотрудники правоохранительных органов подвергаются служебной проверки. Для избежание нарушений, прокуратура осуществляет надзор за деятельностью правоохранительных органов, так как, прокуратура главный надзирающий орган. Прокурорский надзор - специфическая деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени Российской Федерации и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, действующих на ее территории. Прокурорский надзор осуществляется от имени государства, защищает права и законные интересы не только от отдельных органов местного самоуправления или представителей других видов власти, а в совокупности всех их, объединяемых общей задачей, таким образом, интересы отдельных органов, организаций, учреждений, должностных или физических лиц в соответствие с интересами государства в целом.
Социально-экономические изменения в Российской Федерации подвергли значительное изменение функций прокуратуры России и ее роли в обеспечении законности. Также, не менее важными стали изменения процессуального законодательства, законодательства о прокуратуре России, образование Следственного комитета в автономную структуру, привели к отмене контроля прокуратуры за расследованием уголовных дел прокурорской подследственности. Если раньше полномочия прокуратуры за исполнением законов и руководство предварительным следствием находилось в одних руках, то на сегодняшний момент они разделены, и теперь прокуратура выполняет только надзорные функции. Предметом работы является деятельность прокуратура Российской Федерации в осуществлении надзора за применением мер административного принуждения, за законностью и обоснованностью их применения, а объектом является совокупность общественных отношений, связанных с осуществлением прокурорского надзора и применением сотрудниками правоохранительных органов мер административного реагирования.
Целью работы является изучение и анализ основ организации и деятельности прокуратуры РФ, как надзорного органа. Также изучить меры административного принуждения, какие органы вправе применять данные меры. Проанализировать теоретические и практические аспекты данной темы.
Для глубокого и подробного исследования, можно выделить следующие задачи:
1. Определить статус и место прокуратуры в административно-юрисдикционном процессе.
2. Исследовать особенности мер административно-правового принуждения, их классификация по различным основаниям;
3. Раскрыть сущность прокурорского надзора при применении мер административного принуждения сотрудниками правоохранительных органов;
4. Изучить организацию и методику прокурорского надзора.
В данной работе представлены научные исследования с использованием логических методов, как анализа, так и синтеза. Приведены различные примеры юридических практик, а также изучены мнения ученых и их теории. Использование методологии предоставило возможность подробнее исследовать задачи в динамике, изучая общие методологические особенности формирования органов прокуратуры в России, ее функций и задач. Данная работа также касается сравнительного, статистического, юридически-правового и социологического метода исследования
За теоретическую основу были взяты работ следующих ученных: Воронцов А.А., Боголюбова Т.А., Борисов С.В., Бажанов С.В., Яшин В.Н., Диканова Т.А., Артеменков В. К., Васягина М.М, Васькина И.А., Винокуров С.И., Вандышев, В.В., Григорьев В.Н., Победкин А.В., Евдокимов К.Н., Евланова О. А., Ережипалиев Д. И., Жидких А. А., Илий С. К., Капинус О. С., Коимшиди Г. Ф., Красникова Е. В. и др.
В ходе изучения научной литературы, можно сказать, что проблемы административного принуждения и их применение на сегодняшний день не разрешены в полной мере. Поэтому изучить и разрешить их, учитывая динамичные изменения общественных отношений, появления новых сфер правового регулирования с деятельность правоохранительных органов, очень трудно.
Нормативна-правовая база работы включает федеральное законодательство – Конституцию Российской Федерации, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, а также научную и учебную литературу, в которой рассматриваются различные аспекты применения административно-правового принуждения.
Методологическая основа исследования - диалектический метод научного познания действительности как важнейший, основополагающий способ объективного и комплексного изучения, юридическо-правового и социального мира. Методы исследования включают принципы системного подхода к анализу правовых аспектов исполнительной деятельности органов прокуратуры и иных правоохранительных органов, а также метод индукции и дедукции, метод сравнений и аналогий, метод системного анализа, метод обобщений, метод экспертных оценок.
Структура выпускной квалификационной работы соответствует поставленным целям и задачам. Она включает введение, две главы с параграфами, заключение, список использованной литературы.
В результате проведенного исследования следует, что: Прокуратура Российской Федерации – это единая система контрольно-надзирающих органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Можно сделать вывод, что прокуратура является единственным органом, который осуществляет государственный надзор за исполнением законов, а именно, осуществляет непосредственный надзор за применением сотрудников правоохранительных органов мер административного принуждения, которые направлены на прекращение противоправного посягательства, связанное с устранением вредных последствий и нацеленных на привлечение виновного лица к ответственности.
При осуществлении прокурорского надзора за мерами административного пресечения, выявляется не только законность применения данных мер сотрудниками правоохранных органов, а также осуществляется защита прав и свобод человека и гражданина.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что в ходе применения мер административного принуждения, каждый год выявляются огромное количество правонарушителей, предупреждается и пресекается совершение административных правонарушений. Но помимо, их применения, должны учитываться все права и законные интересы граждан, подвергающихся административному реагированию. Надзор прокуратуры как раз и осуществляет наблюдения за исполнением прав и свобод человека и гражданина, законных интересов физических и юридических лиц, предупреждение и профилактика устранения имеющихся нарушений законодательства, устранение причин и условий, способствующих таким нарушениям.
В ходе данной темы было приведено многочисленное количество научных работ, в которых рассматривались меры административного принуждения с разных ракурсов исследования. В связи с тем, что административное законодательство не стоит на месте и динамично развивается, вместе с ним появляются различного рода проблемы, задачи и условия их решения. Соответственно, органы прокуратуры, которые надзирают за законностью правоохранительных органов, должны учитывать и сопоставлять все законные интересы сторон. Для избежание каких-либо нарушений или противоречий, органы прокуратуры, должны защищать права и законные интересы не только от отдельных органов местного самоуправления или представителей других видов власти, а в совокупности всех их, объединяемых общей задачей, приводя, таким образом интересы отдельных органов, организаций, учреждений, должностных или физических лиц в соответствие с интересами государства в целом
Прокуратура является одним из органов государственной власти и занимает особое место. Нормативно-правовые основы органов прокуратуры закреплены в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации», также и других законодательных актах. В данных нормативно-правовых актах описывается взаимодействие прокуратуры с другими государственными органами, система и положения прокуратуры, функции и другие организационные моменты. Из проведенного анализа правовой базы усматривается явная недоработка законодателя, не все моменты конституционно-правового статуса закреплены в источниках, регулирующие прокуратуру.
Нормативна-правовая база достаточна широко распределяет организацию работы органов прокуратуры: Закон «О прокуратуре Российской Федерации», приказы Генерального прокурора «Об организации работы по реализации полномочий прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях», от 23 ноября 2015 г. № 645 «О порядке реализации прокурорами полномочий в сфере привлечения к административной ответственности лиц, обладающих особым правовым статусом», от 25 мая 2012 г. № 223 «Об обеспечении участия прокуроров в арбитражном процессе», указания заместителя Генерального прокурора РФ — Главного военного прокурора от 10 апреля 2008 г. № 70 «О задачах органов военной прокуратуры по надзору за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», различные нормативно-правовые акты субъектов, федеральные законы, федерально-конституционные законы, но главенствующий закон во всей этой цепочки – Конституция РФ. В данном случае, все законы не должны противоречить и нарушать закреплённые основы Конституции РФ.
Если рассматривать мера административного принуждения, здесь правовые основы заложены для каждого правоохранительного органа в соответствии с их компетенцией. Например, Кодекс РФ об административных правонарушениях; Федеральный закон "О полиции»; Таможенный кодекс Российской Федерации от 18 июня 1993 г., Федеральный закон от 06.02.1997 N 27-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «O внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» «Об оперативно-розыскной деятельности" и т.д.
Мерами административного реагирование наделено большое количество правоохранительных органов, которые наделены особыми полномочиями и вправе применять меры административно-правового принуждения. Все государственные органы разнообразны и специфичны по своей специализации, имеют свои компетенции и полномочия. Применяются меры административного правонарушения в таких случаях, как: требование прекратить общественно опасные действия, задержания лица, подозреваемого в правонарушении, общественно опасные последствия, угроза санитарно-эпидемиологических условий или других отрицательных последствий которые могут сказаться на обществе.
Каждая мера админстративнного принуждения имеет свои свойства, методы и закреплена правовым актом. К мерам админстративнного принуждения относится административное пресечение и административное наказание. Законодательством официально закреплены, следующие меры административного пресечения:
• меры пресечения в виде доставления;
• административное задержание;
• привод;
• досмотр/осмотр;
• отстранение от управление транспортным средством;
• освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;
• медицинское освидетельствование на состояние;
• изъятие вещей и документов;
• задержание транспортного средства, запрещение эксплуатации;
• залог за арестованное судно;
• арест товара, транспортных средств и иных вещей;
• временный запрет деятельности.
Что касается, мер административного наказания в главе 3 КоАП РФ приведены виды административного наказания. Административное наказание:
1) предупреждение;
2) административный штраф
3) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
4) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
5) административный арест;
6) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
7) дисквалификация;
8) административное приостановление деятельности;
9) обязательные работы;
10) административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения;
При осуществлении мер админстративнного принуждения, сотрудники правоохранительных органов должно в соответствии законом применять их и реагировать в соответствии с законом. Проверка законности данной деятельности, возложены на органы прокуратуры. В частности, при применении мер административного принуждения уполномоченными на то органами, должны нести ответственность за свои действия и должным образам относится к своим должностным полномочиям. В случае нарушения данных требований органы прокуратуры незамедлительно должны реагировать на незаконные действия сотрудников правоохранительных органов и применять надлежащие меры. Прокурор должен применить следящие формы реагирования: протест прокурора; представление прокурора; требование прокурора; постановление прокурора; предостережение о недопустимости нарушения закона.
Наряду с этим, выступает большое количество проблем, когда при применении мер админстративнного принуждения сотрудники правоохранительных органов нарушают права и свободы человека и гражданина. Задача прокурора является надлежащим образом предотвратить и пресечь данное нарушения, и вынести законное обоснованное решение по их устранению. Установить все факты и обстоятельства в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности. Прокурор обязан немедленно реагировать на выявленные нарушения политических, социальных и экономических прав и свобод в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, юридических лиц, требуют привлечения к ответственности должностных лиц, допустивших такие нарушения.
С целью обеспечение должного уровня по применению мер админстративнного принуждения необходимо реализовать комплексно-профилактические меры, направленные на эффективность деятельности по профилактики нарушений законности, в том числе необходимо усовершенствовать нормативно правовую базу и разработать примеры типовых ситуаций по применению мер админстративнного принуждения, для избежания повторных нарушений и эффективной деятельности сотрудников правоохранительных органов.
Обновленные системы правоприменения помогут уполномоченным сотрудником применять меры админстративнного принуждения избежать нарушений, а сотрудники прокуратуры обеспечат законное соблюдение прав и свобод гражданина при реализации данных мер. Данные системы наладят механизм применения и утвердят законность в сфере применения мер админстративнного реагирования и будут отражать эффективность деятельности правоохранительных органов. В этом случае, можно будет утверждать об обеспечении правового соответствия применяемых мер админстративнного принуждения в системе правового государства.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (изм. от 21.12.2021) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
3. Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (изм. от 01.09.2021) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 49 (часть I). Ст. 7020.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. 23.04.2018) // Собрание законодательства РФ. -2002. - №1 (Ч.1) – Ст. 1,2.
5. Гражданский процессуальный кодекс РФ: федеральный закон от 18.11.2002 № 138-ФЗ (ред. От 03.04.2018) // Собрание законодательства РФ. – 2001. - № 46.- Ст. 4532.
6. Уголовно-процессуальный кодекс РФ: федеральный закон от 18. 12. 2001 № 174-ФЗ (ред. от 23. 04. 2018) // Собрание законодательства РФ.- 2001. - № 52 (Ч.1) - Ст. 4921.
7. Уголовно-исполнительный кодекс РФ: федеральный закон от 08.01.1997 № 1- ФЗ (ред.20.12.2017) // Собрание законодательства РФ. – 1997.-№2.- Ст.198.
8. 8. О прокуратуре Российской Федерации: федеральный закон от 17. 01.1992 № 2202-I г. Москва (последняя редакция) // Собрание законодательства РФ.-1995.-№47.-Ст.4472.
9. Федеральный закон от 19.07.2011 № 247-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4595.
10. Указ Президента РФ от 14.10.2012 № 1377 (ред. от 22.12.2021) «О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 43. Ст. 5808.
11. Указ Президента РФ от 12.10.1992 № 1192 «О приватизации в органах внутренних дел Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. № 16. Ст. 1234.
12. Указ Президента РФ от 21.12.2016 № 699 (ред. от 22.12.2021) «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2016. № 52 (ч. V). Ст. 7614.
13. Указ Президента РФ от 23.05.2011 № 668 (ред. от 25.08.2021) «Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 22. Ст. 3154.
14. Приказ МВД России от 31.03.2021 № 181 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.04.2021 № 63298) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 29.04.2021.
15. Приказ МВД России от 21.12.2021 № 1083 «Об утверждении Типового положения об информационном центре территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=ShWMC1TSihsaiCVk1&cacheid=B0561EAB5E3EE25AC6FE345CB8326F8A&mode=splus&rnd=CrYRuQ&base=EXP&n=790400#iyANC1TCGe7nTggf1.
16. Приказ МВД России от 17.01.2006 № 19 (ред. от 28.12.2021) «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» (вместе с «Инструкцией о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений») // СПС КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=ShWMC1TSihsaiCVk1&cacheid=B0561EAB5E3EE25AC6FE345CB8326F8A&mode=splus&rnd=CrYRuQ&base=LAW&n=409783#VTjNC1TxrpGoMkpE.
17. Приказ МВД России от 17.10.2013 № 850 (ред. от 23.11.2021) «Об утверждении Регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 12.11.2013 № 30359) // Российская газета. 2013. № 262.
18. Закон РФ от 18.04.1991 № 1026-1 (ред. от 27.07.2010) «О милиции» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503 (утратил силу).
РАЗДЕЛ II ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Андреева, А.И., Зайцева, Е.С. История органов внутренних дел России: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп / А.И. Андреева, Е.С. Зайцева. Омск: Омская академия МВД России. 2017. 285 с.
2. Аникин, С.Б., Полякова, С.В. Институт полиции в зарубежных странах: исторические основы и современные концепции / С.Б. Аникин, С.В. Полякова // Вестник Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан. 2018. № 4 (53). С. 129-134.
3. Барышников, М.В. Отдельные аспекты гарантии правовой защиты сотрудника полиции (на примере административной ответственности за неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции) / М.В. Барышников // Международный журнал конституционного и государственного права. 2019. № 3. С. 29-31.
4. Белинская, М.П., Варенцова, Л.Ю., Орлов, Д.В., Соборнов, П.Е., Лушин, А.Н., Смирницкий А.Е. История органов внутренних дел России: учебное пособие / М.П. Белинская, Л.Ю. Варенцова, Д.В. Орлов, П.Е. Соборнов, А.Н. Лушин, А.Е. Смирницкий. Нижний Новгород: издательство Нижегородской академии МВД России. 2019. 167 с.
5. Боева, О.М. История органов внутренних дел как образовательный и воспитательный ресурс в педагогической деятельности / О.М. Боева // XVIII Пасхальные чтения. 2020. № 1. С. 136-140.
6. Виноградова, В.С. Правовой статус полиции в современной России: теоретико-инструментальный и сравнительный анализ: дисс. … канд. юрид. наук / В.С. Виноградова. Санкт-Петербург, 2014. 238 с.
7. Горелов, И.П. История органов внутренних дел 1718-1917: система работы с кадрами / И.П. Горелов // Профессиональное образование и наука. 2018. № 3 (4). С. 46-50.
8. Демин, А.А. Государственная служба Российской Федерации: учебное пособие / А.А. Демин. М., 2009. 156 с.
9. Добробаба, М.Б. Проблема поиска фактических оснований дисциплинарной ответственности государственных служащих / М.Б. Добробаба // Административное и муниципальное право. 2013. № 6. С. 631-640.
10. Долгих, И.П. Административная ответственность сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации: проблемы и перспективы / И.П. Долгих // Российское полицейское право. 2014. № 2. С. 203-206.
11. Жирякова, Е.В., Рвачев, О.В. Антикоррупционная политика ФРГ / Е.В. Жирякова, О.В. Рвачев // Социальная общность, общество и социум: исторический аспект и современные реалии. 2017. № 1. С. 138-144.
12. Жуйкова, Т.Н., Ткаченко, В.И. Проблемно-ориентированный подход в деятельности полиции: опыт зарубежных стран (США, Норвегия, Швеция) / Т.Н. Жуйкова, В.И. Ткаченко // Российская полиция: три века служения Отечеству. 2018. № 1. С. 1746-1750.
13. Закопырин, В.Н. Административная ответственность сотрудников полиции: состояние и перспективы. / В.Н. Закопырин // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права. 2019. № 1. С. 649-653.
14. Игнатенкова, К.Е. Дозволение как способ правового регулирования: дисс. … канд. юрид. наук / К.Е. Игнатенкова. Саратов, 2006. 299 с.
15. Исеев, Б.Д. Историко-правовой анализ становления и развития полиции России и ее деятельность по профилактике преступлений в ХVII-XIX веках: дисс. … канд. юрид. наук / Б.Д. Исеев. Санкт-Петербург, 2004. 289 с.
16. Камасова, А.Г. Сотрудники органов внутренних дел как специальные субъекты административной ответственности / А.Г. Камасова // Вестник экономической безопасности. 2016. №3. С. 42-46.
17. Кононенко, И.Л. Об особенностях административной ответственности лиц, имеющих специальные звания сотрудников органов внутренних дел / И.Л. Кононенко // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2014. № 23. С. 191-195.
18. Корякин, В.М. Применение оружия, специальных средств и физической силы военнослужащими при выполнении служебных задач по обеспечению законности и правопорядка / В.М. Корякин // Право в Вооружённых Силах. 2016. № 3 (225). С. 27.
19. Кулик, О.В. Баланс прав и служебных обязанностей сотрудника органов внутренних дел: законодательное регулирование и практическая реализация / О.В. Кулик // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2021. № 1 (89). С. 178-185.
20. Малолеткина, Н.С. Теоретические и практические вопросы административной ответственности сотрудников правоохранительных органов / Н.С. Малолеткина // Административная деятельность правоохранительных органов Российской Федерации и зарубежных стран. 2019. № 1. С. 208-212.
21. Мартынов, Г.Н., Селивоненко, О.Г. Адаптация зарубежного опыта антикоррупционной деятельности в российской административной системе / Г.Н. Мартынов, О.Г. Селивоненко // Современные тенденции в науке, технике, образовании. 2018. № 2. С. 190-193.
22. Мишин, Д.А., Литвиненко, А.Ю. Административная ответственность сотрудников полиции / Д.А. Мишин, А.Ю. Литвиненко // Образование и наука в современных реалиях. 2019. № 1. С. 258-260.
23. Ненароков, С.В. Развитие правового статуса сотрудника полиции: история и современность / С.В. Ненароков // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2017. № 2 (28). С. 42-47.
24. Некрытый, В.В. История органов внутренних дел дальнего востока России в исследованиях и библиографии / В.В. Некрытый // Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества. 2019. № 1. С. 200-207.
25. Несмелов, П.В., Болдарев, В.А., Хазов, Е.Н. Правовые основания применения силовых методов сотрудниками полиции против преступников и правонарушителей при охране и защите прав и свобод человека / П.В. Несмелов, В.А. Болдарев, Е.Н. Хазов // Международный журнал конституционного и государственного права. 2017. № 3. С. 15.
26. Полякова, С.В. Институт полиции в России: опыт истории и современность / С.В. Полякова // Символ науки. 2018. № 1-3. С. 166-170.
27. Пономарева, Е.В. Правовой статус сотрудника органов внутренних дел России / Е.В. Пономарева // Аграрное и земельное право. 2018. № 1 (157). С. 100-102.
28. Рогожкина, Е.А. Производство по дисциплинарным делам в органах внутренних дел Российской Федерации: дисс. … канд. юрид. наук / Е.а. Рогожкина. Санкт-Петербург, 2017. 267 с.
29. Румянцев, Н.В. Российская полиция: историко-правовой анализ / Н.В. Румянцев // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 1. С. 126-130.
30. Синельников, И.Ю. История органов внутренних дел: учебное пособие / И.Ю. Синельников. Рязань: издательство Рязанского филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, 2020. 171 с.
31. Смирнов, К.С. Зарубежный опыт организации и функционирования полиции: теоретико-правовой анализ / К.С. Смирнов // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2017. № 3 (22). С. 120-128.
32. Соборнов, П.Е. История органов внутренних дел: учебное пособие / П.Е. Соборнов. М.: Директ-Медиа, 2020. 305 с.
33. Студеникина, М.С. Административная ответственность должностных лиц / М.С. Студеникина // Закон. 1998. № 9. С. 26-31.
34. Толдиев, А.Б. К вопросу обеспечения личной безопасности сотрудников МВД России / А.Б. Толдиев // Теория и практика общественного развития. 2016. №3. С. 125-128.
35. Триль, С.А. Правовая оценка действий сотрудников полиции, совершаемых при реализации права на необходимую оборону / С.А. Триль // Молодой ученый. 2016. № 9 (113). С. 894-898.
36. Усанов, Д.О. Полиция в механизме реализации прав и свобод в современных зарубежных странах / Д.О. Усанов // Полицейская деятельность. 2017. № 1. С. 29-39.
37. Шоров, Р.З., Васильев, А.М. О роли участковых уполномоченных полиции / Р.З. Шоров, А.М. Васильев // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 11-2 (50). С. 152-154.
38. Шумский, В.В., Лащенко, Р.А. Историко-правовые аспекты развития института участковых уполномоченных полиции в Российской Федерации / В.В. Шумский, Р.А. Лащенко // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2019. № 3. С. 35-40.
39. Яковлев, К.Л., Яковлева, Е.И., Яковлева, О.Н. Государственно-правовые основы организации правоохранительных органов зарубежных стран: монография / К.Л. Яковлев, Е.И. Яковлева, О.Н. Яковлева. М.: ИНФРА-М., 2019. 239 с.
40. Яковлева, Е.В. Некоторые аспекты социально-правовой защищенности сотрудников полиции / Е.В. Яковлева // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 78-3. С. 166-169.
РАЗДЕЛ III. ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. Временное положение о полицейских управлениях в 46 губерниях Электронная система Урядник. URL: http://uryadnik.ru/dokumenty (дата обращения: 11.01.2022).
2. Закон Великобритании о борьбе с взяточничеством 2010 г. Transeuropean Centre of Commerce and Finance. London, 2011. Законодательство Великобритании. URL: http://www.oecd.org/daf/anti-ribery/ConvCombatBribery_ENG.pdf (дата обращения: 01.03.2022).
3. Закон КНР о народной полиции от 28 февраля 1995 года. Информационный портал «Бизнес в КНР». URL: https://asia-business.ru/law/law1/lawsystem/police/ (дата обращения: 01.03.2022).
4. Административные правонарушения. Показатели по отдельным видам административных правонарушений, предусмотренных ст. 19.3 КоАП РФ. Судебная статистика РФ. URL: http://stat.xn----7sbqk8achja.xn--p1ai/stats/adm/t/31/s/1 (дата обращения: 22.03.2022).