Реализация комплексного подхода к коррекции и развитии познавательной сферы у детей с задержкой психического развития
|
Введение 3
Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы реализации комплексного подхода к коррекции и развитию познавательной сферы у детей с задержкой психического развития 8
1.1 Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития 8
1.2 Характеристика познавательной сферы детей с задержкой психического развития среднего дошкольного возраста 18
1.3 Специфика психологической коррекции познавательного развития у детей с задержкой психического развития в условиях инклюзивного дошкольного образовательного учреждения 28
Глава 2 Разработка и реализация комплексного подхода к коррекции и развитию познавательной сферы у детей с задержкой психического развития 34
2.1 Организация и методы исследования 34
2.2 Результаты констатирующего этапа эксперимента 36
2.3 Реализация комплексного подхода к коррекции и
развитию познавательной сферы у детей с задержкой психического развития 45
2.4 Результаты контрольного этапа эксперимента 54
Заключение 69
Список используемой литературы 70
Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы реализации комплексного подхода к коррекции и развитию познавательной сферы у детей с задержкой психического развития 8
1.1 Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития 8
1.2 Характеристика познавательной сферы детей с задержкой психического развития среднего дошкольного возраста 18
1.3 Специфика психологической коррекции познавательного развития у детей с задержкой психического развития в условиях инклюзивного дошкольного образовательного учреждения 28
Глава 2 Разработка и реализация комплексного подхода к коррекции и развитию познавательной сферы у детей с задержкой психического развития 34
2.1 Организация и методы исследования 34
2.2 Результаты констатирующего этапа эксперимента 36
2.3 Реализация комплексного подхода к коррекции и
развитию познавательной сферы у детей с задержкой психического развития 45
2.4 Результаты контрольного этапа эксперимента 54
Заключение 69
Список используемой литературы 70
Актуальность исследования. Развитие личности каждого ребенка является главной задачей как современных образовательных учреждений, задачей семейного воспитания, так и ведущей задачей государства, закрепленной в Российской Федерации в приоритетном направлении национальной программы «Образование». Особое значение имеет раннее и своевременное выявление детей с трудностями в обучении, воспитании и развитии, а также создание для них всесторонних условий для посильного и своевременного развития и коррекции их нарушений вследствие дизонтогенеза. Для этого важно активизировать комплексное взаимодействие на всех уровнях: научном, медицинском, социальном, педагогическом и психологическом. Самую большую по численности группу с особенностями в развитии составляют дети с типом задержанного психического развития, центральной проблемой психики которых является не тотальные, а парциальные нарушения созревания мозга и замедленный темп развития психических процессов. Актуальной направленностью специальной психологии, педагогики и инклюзивного образования остаётся разработка специальных программ психолого -педагогического сопровождения,
основной целью которых является выявление и коррекция дисфункций и развитие основы интеллекта - психических процессов и их свойств до нормативного уровня у детей с задержанным развитием. Именно для этих детей важность приобретает принцип Л.С. Выготского о том, что обучение ведет за собой развитие, а также принцип своевременного и дифференцированного обучения, повышенного внимания к сензитивным периодам развития детской психики и важность целенаправленного и индивидуально выстроенного развития психических и высших психических функций.
Противоречие между важностью коррекционных подходов и недостаточнотью методически грамотной разработки комплексных программ и мероприятий коррекционно-развивающего обучения детей с задержкой психического развития с опорой на зону их актуального и ближайшего развития, с участием всех субъектов образовательного пространства, определяет важность и необходимость магистерского исследования по теме.
Цель исследования: разработать и реализовать комплексный подход к коррекции и развитию познавательной сферы у детей с задержкой психического развития.
Объект исследования: процесс развития познавательной сферы у детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: комплексный подход к коррекции и развитию познавательной сферы у детей с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие познавательной сферы у детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития будет эффективной при соблюдении следующих условий: 1) психологическое просвещение родителей как фактор, расширяющий их педагогическую и психологическую компетентность; 2) психологическое просвещение специалистов, участвующих в сопровождении данной категории; 3) индивидуальная и подгрупповая работа с детьми, направленная на развитие познавательной сферы с учётом индивидуальных особенностей проявления задержки психического развития; 4) взаимодействие всех специалистов дошкольной образовательной организации, осуществляющих сопровождение детей с задержкой психического развития.
Для достижения поставленной цели исследования предусматривается решение следующих задач:
- провести анализ психологической литературы по проблеме психологических особенностей детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития, а также раскрыть характер их познавательной сферы;
- выбрать и обосновать диагностический инструментарий для
исследования данной проблемы;
- выявить уровень развития познавательной сферы у детей среднего возраста с задержкой психического развития;
- разработать и реализовать комплексный подход к коррекции и развитию познавательной сферы у детей с задержкой психического развития;
- провести контрольную диагностику и определить эффективность разработанной комплексной программы.
Для реализации поставленных задач разработана программа исследования, в рамках которой использовались следующие методы: теоретические методы (анализ и обобщение литературных источников по проблеме исследования); психодиагностические методы: 1) методика
Е.А. Стребелевой «Психолого-педагогическая диагностика познавательного развития детей дошкольного возраста» (5-6 лет); 2) «Запоминай-ка» - методики диагностики памяти; 3) «Новогодние гирлянды», «Чего не хватает?», «Что лишнее?» - методики диагностики мышления; 4) «Подарок», «Лабиринт», «Рукавичка» - методики диагностики внимания; методы математико-статистической обработки данных (критерий Манна-Уитни для связных выборок).
Экспериментальной базой исследования является государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области многопрофильный лицей № 16 города Жигулевска городского округа Жигулевск Самарской области структурное подразделение «детский сад «Вишенка». Всего в исследовании приняли участие 20 детей среднего дошкольного возраста (10 человек в экспериментальной и 10 человек в контрольной группах) и 10 родителей (родители детей экспериментальной группы).
Теоретико-методологической основой исследования стали работы отечественных и зарубежных психологов и педагогов, занимающихся изучением проблемы задержки психического развития у детей, работающих в области коррекционной педагогики и психологии - Л.С. Выготский, В.В. Лебединский, М.С. Повзнер, В.И. Лубовский, Л.В. Кузнецова, Т.В. Егорова, Н.Г. Поддубная, Н.Л. Белопольская, Е.А. Стребелева.
Научная достоверность результатов и обоснованность выводов исследования обеспечены использованием современной методологии научного познания; последовательной реализацией исходных теоретических положений и терминологического аппарата исследования, основанного на фундаментальных отечественных и зарубежных исследованиях в области философии, педагогики и психологии; использованием методов исследования, адекватных его задачам; репрезентативность выборки; применением методов математической статистики; всесторонней проверкой достоверности полученных результатов при их обсуждении на конференциях различного уровня.
Новизна исследования заключается в том, что разработана, апробирована и внедрена комплексная коррекционно-развивающая программа развития познавательной сферы у детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития, направленная на работу со всеми участниками образовательных отношений.
Личное участие автора исследования заключалось в разработке экспериментального плана, выборе методик для проведения эмпирической части, диагностической и психолого-развивающей работе с испытуемыми.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что были всесторонне выявлены особенности, причины, факторы и психолого-педагогические условия активизации психического развития детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Практическая значимость исследования заключаются в возможности использования как диагностический, так и коррекционно-развивающий, а также просвещенческий блоки в практической деятельности психологов дошкольных образовательных организаций, реализующих коррекционно-развивающие курсы в детьми с задержкой психического развития.
Апробация результатов исследования. Материалы диссертационного исследования были представлены автором на аттестации на кафедре «Дошкольная педагогика, прикладная психология».
Положения, выносимые на защиту
- условиями успешного обучения являются комплексность программ для всех субъектов образования, опора на психологическую диагностику и мониторинг актуального психического развития детей, передовой опыт коллег и специалистов, работающих с детьми с задержанным развитием;
- разработан комплекс мероприятий в виде программ психопросвещения для родителей и педагогов и коррекционно - развивающей программы для детей экспериментальной группы. После апробации программы были зафиксированы значимые различия в показателях памяти, мышления и внимания детей экспериментальной группы;
- развитие познавательной сферы у детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития эффективно при соблюдении следующих условий: психологическое просвещение родителей, психологическое просвещение педагогов, участвующих в сопровождении детей данной категории, проведение программы коррекционно-развивающей работы с детьми, направленной на развитие познавательной сферы с учётом индивидуальных особенностей проявления задержки психического развития, взаимодействие всех специалистов дошкольной образовательной организации.
Структура и объем магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы. Текст иллюстрирован таблицами и рисунками .
основной целью которых является выявление и коррекция дисфункций и развитие основы интеллекта - психических процессов и их свойств до нормативного уровня у детей с задержанным развитием. Именно для этих детей важность приобретает принцип Л.С. Выготского о том, что обучение ведет за собой развитие, а также принцип своевременного и дифференцированного обучения, повышенного внимания к сензитивным периодам развития детской психики и важность целенаправленного и индивидуально выстроенного развития психических и высших психических функций.
Противоречие между важностью коррекционных подходов и недостаточнотью методически грамотной разработки комплексных программ и мероприятий коррекционно-развивающего обучения детей с задержкой психического развития с опорой на зону их актуального и ближайшего развития, с участием всех субъектов образовательного пространства, определяет важность и необходимость магистерского исследования по теме.
Цель исследования: разработать и реализовать комплексный подход к коррекции и развитию познавательной сферы у детей с задержкой психического развития.
Объект исследования: процесс развития познавательной сферы у детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: комплексный подход к коррекции и развитию познавательной сферы у детей с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие познавательной сферы у детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития будет эффективной при соблюдении следующих условий: 1) психологическое просвещение родителей как фактор, расширяющий их педагогическую и психологическую компетентность; 2) психологическое просвещение специалистов, участвующих в сопровождении данной категории; 3) индивидуальная и подгрупповая работа с детьми, направленная на развитие познавательной сферы с учётом индивидуальных особенностей проявления задержки психического развития; 4) взаимодействие всех специалистов дошкольной образовательной организации, осуществляющих сопровождение детей с задержкой психического развития.
Для достижения поставленной цели исследования предусматривается решение следующих задач:
- провести анализ психологической литературы по проблеме психологических особенностей детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития, а также раскрыть характер их познавательной сферы;
- выбрать и обосновать диагностический инструментарий для
исследования данной проблемы;
- выявить уровень развития познавательной сферы у детей среднего возраста с задержкой психического развития;
- разработать и реализовать комплексный подход к коррекции и развитию познавательной сферы у детей с задержкой психического развития;
- провести контрольную диагностику и определить эффективность разработанной комплексной программы.
Для реализации поставленных задач разработана программа исследования, в рамках которой использовались следующие методы: теоретические методы (анализ и обобщение литературных источников по проблеме исследования); психодиагностические методы: 1) методика
Е.А. Стребелевой «Психолого-педагогическая диагностика познавательного развития детей дошкольного возраста» (5-6 лет); 2) «Запоминай-ка» - методики диагностики памяти; 3) «Новогодние гирлянды», «Чего не хватает?», «Что лишнее?» - методики диагностики мышления; 4) «Подарок», «Лабиринт», «Рукавичка» - методики диагностики внимания; методы математико-статистической обработки данных (критерий Манна-Уитни для связных выборок).
Экспериментальной базой исследования является государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области многопрофильный лицей № 16 города Жигулевска городского округа Жигулевск Самарской области структурное подразделение «детский сад «Вишенка». Всего в исследовании приняли участие 20 детей среднего дошкольного возраста (10 человек в экспериментальной и 10 человек в контрольной группах) и 10 родителей (родители детей экспериментальной группы).
Теоретико-методологической основой исследования стали работы отечественных и зарубежных психологов и педагогов, занимающихся изучением проблемы задержки психического развития у детей, работающих в области коррекционной педагогики и психологии - Л.С. Выготский, В.В. Лебединский, М.С. Повзнер, В.И. Лубовский, Л.В. Кузнецова, Т.В. Егорова, Н.Г. Поддубная, Н.Л. Белопольская, Е.А. Стребелева.
Научная достоверность результатов и обоснованность выводов исследования обеспечены использованием современной методологии научного познания; последовательной реализацией исходных теоретических положений и терминологического аппарата исследования, основанного на фундаментальных отечественных и зарубежных исследованиях в области философии, педагогики и психологии; использованием методов исследования, адекватных его задачам; репрезентативность выборки; применением методов математической статистики; всесторонней проверкой достоверности полученных результатов при их обсуждении на конференциях различного уровня.
Новизна исследования заключается в том, что разработана, апробирована и внедрена комплексная коррекционно-развивающая программа развития познавательной сферы у детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития, направленная на работу со всеми участниками образовательных отношений.
Личное участие автора исследования заключалось в разработке экспериментального плана, выборе методик для проведения эмпирической части, диагностической и психолого-развивающей работе с испытуемыми.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что были всесторонне выявлены особенности, причины, факторы и психолого-педагогические условия активизации психического развития детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Практическая значимость исследования заключаются в возможности использования как диагностический, так и коррекционно-развивающий, а также просвещенческий блоки в практической деятельности психологов дошкольных образовательных организаций, реализующих коррекционно-развивающие курсы в детьми с задержкой психического развития.
Апробация результатов исследования. Материалы диссертационного исследования были представлены автором на аттестации на кафедре «Дошкольная педагогика, прикладная психология».
Положения, выносимые на защиту
- условиями успешного обучения являются комплексность программ для всех субъектов образования, опора на психологическую диагностику и мониторинг актуального психического развития детей, передовой опыт коллег и специалистов, работающих с детьми с задержанным развитием;
- разработан комплекс мероприятий в виде программ психопросвещения для родителей и педагогов и коррекционно - развивающей программы для детей экспериментальной группы. После апробации программы были зафиксированы значимые различия в показателях памяти, мышления и внимания детей экспериментальной группы;
- развитие познавательной сферы у детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития эффективно при соблюдении следующих условий: психологическое просвещение родителей, психологическое просвещение педагогов, участвующих в сопровождении детей данной категории, проведение программы коррекционно-развивающей работы с детьми, направленной на развитие познавательной сферы с учётом индивидуальных особенностей проявления задержки психического развития, взаимодействие всех специалистов дошкольной образовательной организации.
Структура и объем магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы. Текст иллюстрирован таблицами и рисунками .
Своевременное целенаправленное развитие детей с трудностями в обучении является главной задачей инклюзивного образования в Российской Федерации. Условиями успешного обучения являются комплексность программ для всех субъектов образования, опора на психологическую диагностику и мониторинг актуального психического развития детей, передовой опыт коллег и специалистов, работающих с детьми с задержанным развитием. В результате теоретического исследования было всесторонне выявлены особенности, причины, факторы и психолого-педагогические условия активизации психического развития детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Результаты констатирующего этапа эксперимента показали недостаточный уровень сформированности всех психических познавательных процессов у детей с задержкой психического развития, как в экспериментальной, так и в контрольной группах.
Разработанный комплекс мероприятий для всех участников образовательной среды в экспериментальной группе детей с задержкой психического развития содержал все психолого-педагогические условия деятельности. Среди этих условий на первый план выдвинулись психологическое просвещение в виде семинаров -практикумов для родителей, психологическое просвещение педагогов, участвующих в сопровождении детей данной категории, разработка и проведение программы коррекционно-развивающей работы с детьми, направленная на развитие познавательной сферы с учётом индивидуальных особенностей проявлений задержки психического развития.
Только такое целенаправленное взаимодействие всех специалистов дошкольных образовательных организаций, осуществляющих сопровождение детей с задержкой психического развития , может привести к успешной реализации и результативности обозначенной деятельности.
Результаты констатирующего этапа эксперимента показали недостаточный уровень сформированности всех психических познавательных процессов у детей с задержкой психического развития, как в экспериментальной, так и в контрольной группах.
Разработанный комплекс мероприятий для всех участников образовательной среды в экспериментальной группе детей с задержкой психического развития содержал все психолого-педагогические условия деятельности. Среди этих условий на первый план выдвинулись психологическое просвещение в виде семинаров -практикумов для родителей, психологическое просвещение педагогов, участвующих в сопровождении детей данной категории, разработка и проведение программы коррекционно-развивающей работы с детьми, направленная на развитие познавательной сферы с учётом индивидуальных особенностей проявлений задержки психического развития.
Только такое целенаправленное взаимодействие всех специалистов дошкольных образовательных организаций, осуществляющих сопровождение детей с задержкой психического развития , может привести к успешной реализации и результативности обозначенной деятельности.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КОРРЕКЦИИ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая коррекция произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2024 - Психологическая программа коррекции тревожности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ДЕТЕЙ С
ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 5710 р. Год сдачи: 2017 - Мотивация познавательной активности у дошкольников с задержкой
психического развития на занятиях по развитию речи
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Реализация личностно ориентированного подхода к детям дошкольного возраста с задержкой психического развития при формировании у них любознательности
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2019 - Работа специального психолога по оптимизации межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2019 - Психологическая коррекция произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2024 - Игра как средство оптимизации процесса социальной адаптации детей
с задержкой психического развития дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2016



