Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Реализация комплексного подхода к коррекции и развитии познавательной сферы у детей с задержкой психического развития

Работа №118268

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы77
Год сдачи2022
Стоимость4875 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
334
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы реализации комплексного подхода к коррекции и развитию познавательной сферы у детей с задержкой психического развития 8
1.1 Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития 8
1.2 Характеристика познавательной сферы детей с задержкой психического развития среднего дошкольного возраста 18
1.3 Специфика психологической коррекции познавательного развития у детей с задержкой психического развития в условиях инклюзивного дошкольного образовательного учреждения 28
Глава 2 Разработка и реализация комплексного подхода к коррекции и развитию познавательной сферы у детей с задержкой психического развития 34
2.1 Организация и методы исследования 34
2.2 Результаты констатирующего этапа эксперимента 36
2.3 Реализация комплексного подхода к коррекции и
развитию познавательной сферы у детей с задержкой психического развития 45
2.4 Результаты контрольного этапа эксперимента 54
Заключение 69
Список используемой литературы 70


Актуальность исследования. Развитие личности каждого ребенка является главной задачей как современных образовательных учреждений, задачей семейного воспитания, так и ведущей задачей государства, закрепленной в Российской Федерации в приоритетном направлении национальной программы «Образование». Особое значение имеет раннее и своевременное выявление детей с трудностями в обучении, воспитании и развитии, а также создание для них всесторонних условий для посильного и своевременного развития и коррекции их нарушений вследствие дизонтогенеза. Для этого важно активизировать комплексное взаимодействие на всех уровнях: научном, медицинском, социальном, педагогическом и психологическом. Самую большую по численности группу с особенностями в развитии составляют дети с типом задержанного психического развития, центральной проблемой психики которых является не тотальные, а парциальные нарушения созревания мозга и замедленный темп развития психических процессов. Актуальной направленностью специальной психологии, педагогики и инклюзивного образования остаётся разработка специальных программ психолого -педагогического сопровождения,
основной целью которых является выявление и коррекция дисфункций и развитие основы интеллекта - психических процессов и их свойств до нормативного уровня у детей с задержанным развитием. Именно для этих детей важность приобретает принцип Л.С. Выготского о том, что обучение ведет за собой развитие, а также принцип своевременного и дифференцированного обучения, повышенного внимания к сензитивным периодам развития детской психики и важность целенаправленного и индивидуально выстроенного развития психических и высших психических функций.
Противоречие между важностью коррекционных подходов и недостаточнотью методически грамотной разработки комплексных программ и мероприятий коррекционно-развивающего обучения детей с задержкой психического развития с опорой на зону их актуального и ближайшего развития, с участием всех субъектов образовательного пространства, определяет важность и необходимость магистерского исследования по теме.
Цель исследования: разработать и реализовать комплексный подход к коррекции и развитию познавательной сферы у детей с задержкой психического развития.
Объект исследования: процесс развития познавательной сферы у детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: комплексный подход к коррекции и развитию познавательной сферы у детей с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие познавательной сферы у детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития будет эффективной при соблюдении следующих условий: 1) психологическое просвещение родителей как фактор, расширяющий их педагогическую и психологическую компетентность; 2) психологическое просвещение специалистов, участвующих в сопровождении данной категории; 3) индивидуальная и подгрупповая работа с детьми, направленная на развитие познавательной сферы с учётом индивидуальных особенностей проявления задержки психического развития; 4) взаимодействие всех специалистов дошкольной образовательной организации, осуществляющих сопровождение детей с задержкой психического развития.
Для достижения поставленной цели исследования предусматривается решение следующих задач:
- провести анализ психологической литературы по проблеме психологических особенностей детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития, а также раскрыть характер их познавательной сферы;
- выбрать и обосновать диагностический инструментарий для
исследования данной проблемы;
- выявить уровень развития познавательной сферы у детей среднего возраста с задержкой психического развития;
- разработать и реализовать комплексный подход к коррекции и развитию познавательной сферы у детей с задержкой психического развития;
- провести контрольную диагностику и определить эффективность разработанной комплексной программы.
Для реализации поставленных задач разработана программа исследования, в рамках которой использовались следующие методы: теоретические методы (анализ и обобщение литературных источников по проблеме исследования); психодиагностические методы: 1) методика
Е.А. Стребелевой «Психолого-педагогическая диагностика познавательного развития детей дошкольного возраста» (5-6 лет); 2) «Запоминай-ка» - методики диагностики памяти; 3) «Новогодние гирлянды», «Чего не хватает?», «Что лишнее?» - методики диагностики мышления; 4) «Подарок», «Лабиринт», «Рукавичка» - методики диагностики внимания; методы математико-статистической обработки данных (критерий Манна-Уитни для связных выборок).
Экспериментальной базой исследования является государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области многопрофильный лицей № 16 города Жигулевска городского округа Жигулевск Самарской области структурное подразделение «детский сад «Вишенка». Всего в исследовании приняли участие 20 детей среднего дошкольного возраста (10 человек в экспериментальной и 10 человек в контрольной группах) и 10 родителей (родители детей экспериментальной группы).
Теоретико-методологической основой исследования стали работы отечественных и зарубежных психологов и педагогов, занимающихся изучением проблемы задержки психического развития у детей, работающих в области коррекционной педагогики и психологии - Л.С. Выготский, В.В. Лебединский, М.С. Повзнер, В.И. Лубовский, Л.В. Кузнецова, Т.В. Егорова, Н.Г. Поддубная, Н.Л. Белопольская, Е.А. Стребелева.
Научная достоверность результатов и обоснованность выводов исследования обеспечены использованием современной методологии научного познания; последовательной реализацией исходных теоретических положений и терминологического аппарата исследования, основанного на фундаментальных отечественных и зарубежных исследованиях в области философии, педагогики и психологии; использованием методов исследования, адекватных его задачам; репрезентативность выборки; применением методов математической статистики; всесторонней проверкой достоверности полученных результатов при их обсуждении на конференциях различного уровня.
Новизна исследования заключается в том, что разработана, апробирована и внедрена комплексная коррекционно-развивающая программа развития познавательной сферы у детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития, направленная на работу со всеми участниками образовательных отношений.
Личное участие автора исследования заключалось в разработке экспериментального плана, выборе методик для проведения эмпирической части, диагностической и психолого-развивающей работе с испытуемыми.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что были всесторонне выявлены особенности, причины, факторы и психолого-педагогические условия активизации психического развития детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Практическая значимость исследования заключаются в возможности использования как диагностический, так и коррекционно-развивающий, а также просвещенческий блоки в практической деятельности психологов дошкольных образовательных организаций, реализующих коррекционно-развивающие курсы в детьми с задержкой психического развития.
Апробация результатов исследования. Материалы диссертационного исследования были представлены автором на аттестации на кафедре «Дошкольная педагогика, прикладная психология».
Положения, выносимые на защиту
- условиями успешного обучения являются комплексность программ для всех субъектов образования, опора на психологическую диагностику и мониторинг актуального психического развития детей, передовой опыт коллег и специалистов, работающих с детьми с задержанным развитием;
- разработан комплекс мероприятий в виде программ психопросвещения для родителей и педагогов и коррекционно - развивающей программы для детей экспериментальной группы. После апробации программы были зафиксированы значимые различия в показателях памяти, мышления и внимания детей экспериментальной группы;
- развитие познавательной сферы у детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития эффективно при соблюдении следующих условий: психологическое просвещение родителей, психологическое просвещение педагогов, участвующих в сопровождении детей данной категории, проведение программы коррекционно-развивающей работы с детьми, направленной на развитие познавательной сферы с учётом индивидуальных особенностей проявления задержки психического развития, взаимодействие всех специалистов дошкольной образовательной организации.
Структура и объем магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы. Текст иллюстрирован таблицами и рисунками .


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Своевременное целенаправленное развитие детей с трудностями в обучении является главной задачей инклюзивного образования в Российской Федерации. Условиями успешного обучения являются комплексность программ для всех субъектов образования, опора на психологическую диагностику и мониторинг актуального психического развития детей, передовой опыт коллег и специалистов, работающих с детьми с задержанным развитием. В результате теоретического исследования было всесторонне выявлены особенности, причины, факторы и психолого-педагогические условия активизации психического развития детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Результаты констатирующего этапа эксперимента показали недостаточный уровень сформированности всех психических познавательных процессов у детей с задержкой психического развития, как в экспериментальной, так и в контрольной группах.
Разработанный комплекс мероприятий для всех участников образовательной среды в экспериментальной группе детей с задержкой психического развития содержал все психолого-педагогические условия деятельности. Среди этих условий на первый план выдвинулись психологическое просвещение в виде семинаров -практикумов для родителей, психологическое просвещение педагогов, участвующих в сопровождении детей данной категории, разработка и проведение программы коррекционно-развивающей работы с детьми, направленная на развитие познавательной сферы с учётом индивидуальных особенностей проявлений задержки психического развития.
Только такое целенаправленное взаимодействие всех специалистов дошкольных образовательных организаций, осуществляющих сопровождение детей с задержкой психического развития , может привести к успешной реализации и результативности обозначенной деятельности.



1. Алехина С. А. Особые образовательные потребности как
категория инклюзивного образования // URL: http://www.firo.ru/wp-
content/uploads/2015/09/Alehina.pdf (дата обращения: 02.11.2018).
2. Алехина С. А. Деятельность руководителя образовательной организации при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство: методические рекомендации для руководителей образовательных организаций. М. : ГБОУ ВПО МГППУ, 2014. 147 с.
3. Алехина С. А. Золотое сечение: психологическая канва инклюзии. М. : 2015. 18 с.
4. Алехина С. А. Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции. М. : МГППУ, 2015. 528 с.
5. Алехина С. А. Организация образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду. М. : МГППУ, 2014. 203 с.
6. Алехина С. А. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. М. : МГППУ, 2012. 92 с.
7. Ауппе И. М. Сопровождение педагогов в процессе инклюзивного образования // Справочник педагога-психолога № 4. М., 2014. С.4.
8. Афонькина Ю. А. Технология комплексного психолого-педагогического и социального сопровождения ребенка дошкольного возраста. Мурманск, 2010. 8 с.
9. Баряева Л. Б. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. СПб., 2014. 386 с.
10. Безруких М. М. «Портрет» будущего первоклассника //
Дошкольное воспитание. 2003. №4. С. 70.
11. Белопольская Н. Л. Клиническая характеристика детей с
задержкой психического развития. М. : Прогресс, 2018. 248 с.
12. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М. : Совершенство, 1998. 289 с.
13. Большой психологический. М. : АСТ, 2009. 633 с.
14. Борякова Н. Ю. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития // Коррекционная педагогика. 2003. № 2. С. 29-36.
15. Борякова Н. Ю. Психолого-педагогическое изучение детей с ЗПР // Коррекционная педагогика. 2003. №2. С. 33- 43.
16. Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. М. : Гном-Пресс, 2002. 64 с.
17. Варга А. Я., Столин В. В. Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы. М. : МГУ, 1988. 128 с.
18. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии / под ред. И.М. Бгажноковой. М., Гуманитар.изд.центр «ВЛАДОС», 2010.
19. Выготский Л. С. Память и ее развитие в детском. М. : Наука. 1979. 367 с.
20. Выготский Л. С. Развитие детской памяти // Собрание сочинений в шести томах. Т.2. М. : Наука, 1982. 317 с.
21. Гонеев А. Д. Основы коррекционной педагогики. М. : Издательский центр «Академия», 2002. 272 с.
22. Государственная программа РФ «Доступная среда» на 2011-2020 годы», утв. постановлением Правительства РФ от 1.12.2015 г. № 1297. 2014. 164 с.
23. Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013 - 2020 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 295. М., 2014. С.155.
24. Гущина Г. Н. Педагогическое сопровождение развития субъектности обучающегося. М., 2012. № 2. С. 50-57.
25. Дети с ЗПР / Под ред. Власовой Т.А. М. : Просвещение, 1984. С. 47.
26. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / под ред. С.Г. Шевченко. М. : Наука. 2001. 172 с.
27. Дурова Н. В. Ступеньки к познанию. СПб. : ДЕТСТВО ПРЕСС, 2003. 56 с.
28. Инклюзивная практика в дошкольном образовании / Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. М. : Мозаика-синтез, 2011.
29. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья. М. : Гуманитарный изд. центр Владос, 2011. 167 с.
30. Инклюзивное образование: нормативно-правовое и ресурсное обеспечение образовательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Семинар-совещание ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования». Екатеринбург, 2017.
31. Инклюзивное образование: опыт, проблемы, перспективы
[Электронный ресурс]: URL: http: //www.amgpgu.ru/ upload/ iblock/ eb8/serebrenikova_yu_v_inkly uzivnoe_obrazovanie_opyt_problemy_
perspektivy.pdf (дата обращения: 02.11.2021).
32. Карашвили Е. А. Медико-психологическая служба в ДОУ. М. : ТЦ Сфера, 2007. 25 с.
33. Кодермятов Р. Э. К проблеме психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса // Молодой ученый. 2015. №11. С. 1738-1740. URL: https://moluch.ru/archive/91/20080/(дата обращения: 02.11.2021).
34. Козырева О. А. Особенности и специфика образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья // Журнал «Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики». 2014. URL: http ://www.nautehjournal.ru/ index.php/ru/--gn14-09/1297-a (дата обращения: 04.11.2021).
35. Лапшин В. А. Основы дефектологии. М. : Просвещение, 1991. 143 с.
36. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. М. : Просвещение, 1968. 251 с.
37. Лубовский В. И. Психологическая наука и образование // журнал psyedu.ru. 2013. URL: http://psyedu.ru/files/articles/3989/pdf_version.pdf(дата обращения: 04.11.2021).
38. Лятифова Л. В. Адаптированная образовательная программа начального и основного общего образования [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2014. URL: https://moluch.ru/archive/78/13543/(дата обращения: 10.11.2021).
39. Малофеев Н. И. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2009. № 9.
40. Малофеев Н. Н., Маркович М. М., Шматко Н. Д. Совместное воспитание и обучение - закономерный этап развития системы образования // Управление ДОУ. 2010. №6. С.8-22.
41. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2008.
42. Назарова Н. М. Специальная педагогика . М. : Издательский центр «Академия», 2004. 400 с.
43. Неваров А. А. К истории становления отечественной коррекционной педагогики // Молодой ученый. 2010. URL: https://moluch.ru/archive/15/1457/(дата обращения: 10.11.2021).
44. Никандров В. В. Неэмпирические методы психологии / В. В. Никандров. СПб. : Речь, 2003. 53 с.
45. Нищева Н. В. Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2016. 240 с.
46. Письмо Минобрнауки РФ от 18.04.2008 N АФ-150/06 «О
создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами», 2008.
47. Поддубная Н. Г. Своеобразие процессов непроизвольной памяти у первоклассников с ЗПР // Дефектология. №4. 1980.
48. Практические семинары и тренинги для педагогов // авт.-сост. Е.В. Шитова. Волгоград : Учитель, 2009.
49. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования // URL: http: //www.firo.ru/wpcontent /uploads/2014/02/ POOP.DO. pdf (дата обращения: 01.11.2018).
50. Прочухаева М. М. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. М. : Школьная книга, 2010. 240 с.
51. Ратнер Ф. Л. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей. М., ВЛАДОС, 2006.
52. Саввиди М. И. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья / URL: https:// scienceforum.ru /2015/article/2015015439 (дата обращения: 02.11.2021).
53. Самсонова Е. В. Инклюзивное образование // Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. М. : Центр «Школьная книга», 2010. 240 с.
54. Самсонова Е. В. Организация образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду // сборник методических рекомендаций / под ред. Е.В. Самсоновой; отв. ред. С.В. Алехина. М. : МГППУ, 2014. 203 с.
55. Самсонова Е. В. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе // Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под. ред. Е.В. Самсоновой. М. : МГППУ, 2012. 84 с.
56. Семаго Н. Я. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики / Под общ. ред. С.В. Алехиной, М.М. Семаго. М. : МГППУ, 2012. 156 с.
57. Семаго Н. Я. Специальные образовательные условия инклюзивной школы // «Первое сентября». М., 2014. С. 38.
58. Скибицкий Э. Г. Комплексный подход как методологическая основа разработки дидактического обеспечения образовательного процесса в ВУЗЕ // Менеджмент и образование, 2016. № 1. С.149- 150.
59. Соловьева С. В. Индивидуальная образовательная программа в образовательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // материалы обл. науч.- практ. конференции 12 февраля 2008 г / Екатеринбург : ИРРО, 2008. С. 280 - 283.
60. Соловьева С. В. Проектирование индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья. Екатеринбург : ИРО, 2011. 140 с.
61. Соловьева С. В. Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья // материалы Всеросс. конф. «Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы» / С. В. Соловьева. Самара : «Современные образовательные технологии», 2010. С. 125-132.
62. Соловьева С. В. Программно-методическое обеспечение индивидуального сопровождения ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья // Материалы Международной научно-практической конференции 2-4 июня 2011 г. / под ред. М.Н. Дементьевой, О.С. Ушаковой, Е.В. Савушкиной; Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. Рязань, 2011. С. 325 - 328.
63. Солодянкина О. В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. М., АРКТИ, 2007.
64. Стрекалова Г. А. Особенности наглядного мышления у дошкольников с ЗПР // Дефектология. №1. 1987.
65. Стрекалова Т. А. Особенности логического мышления дошкольника с ЗПР//Дефектология. №4. 1982.
66. Ульенкова У. В. Шестилетние дети с ЗПР. М. : Педагогика, 1990. С. 68.
67. ФГОС дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования").
68. Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2015 г. № 497. [Электронный ресурс] // URL:http://base.garant.ru/71044750/.
69. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155. М. : СФЕРА, 2015. 21 с.
70. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ. М., 2018. 48с. (дата
обращения: 01.11.2018).
71. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" М. : СФЕРА, 2015. 144 с.
72. Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. М., 2000. С.234-250.
73. Шестакова Е. Ю. Создание специальных образовательных условий для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи / Е.Ю. Шестакова, учитель-дефектолог ГБУ НСО «ОЦДК», Л.В. Марголина, учитель-логопед ГБУ НСО «ОЦДК», О.И. Волосач, учитель-логопед ГБУ НСО «ОЦДК». Новосибирск, 2016. 79 с.
74. Шипицына Л. М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. СПб. : «Речь», 2003. 240 с.
75. Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога. Ростов : Феникс, 2011. 300 с.
76. Jonathan H. Turner Face-to-Face: Toward A Sociological Theory of Interpersonal Behavior // Stanford, CA: Stanford University Press, 2012. 271 p.
77. Kilmann R.H., Thomas K. W. Developing a Forced-Choice Measure of Conflict-Handling Behaviour: The "MODE" Instrument // Educational and Psychological Measurement. 2007. №. 2. P. 309-325.
78. Krisberg L. Sociology of Social Conflict. New Jersey: Prentice Hall, 2013. 300 p.
79. Thomas K.W, Kilmann R.H. Thomas-Kilmann Conflict Mode Instrument, 2004. URL: http: //www.umt.edu/mansfield/twowayexchange/Thomas Kilman Conflict Styles.pdf.
80. Mortimer J. How TV violence hits kids // Education digest, 1994, V.60, № 2. -P. 16-19


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ