Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Воспитание самостоятельности младших школьников в процессе проектно-исследовательской деятельности

Работа №118238

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

методика преподавания

Объем работы73
Год сдачи2022
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты воспитания самостоятельности младших школьников в процессе проектно-исследовательской деятельности 9
1.1 Психолого-педагогические исследования вопросов воспитания самостоятельности младших школьников 9
1.2 Условия организации проектно-исследовательской деятельности по воспитанию самостоятельности детей младшего школьного возраста 14
Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование процесса воспитания самостоятельности младших школьников в проектно-исследовательской деятельности 27
2.1 Диагностика уровня самостоятельности детей младшего школьного возраста 27
2.2 Разработка приёмов воспитания в проектно-исследовательской деятельности и реализация данных занятий в проектно-исследовательской деятельности младших школьников, направленных на воспитание самостоятельности младших школьников 35
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 45
Заключение 58
Список используемой литературы 61
Приложение А Методика «Диагностика параметров учебной самостоятельности младших школьников» 65
Приложение Б Методика «Самостоятельность» 68
Приложение В Методика «Экспертная оценка умений самостоятельной деятельности учащихся» 69
Приложение Г Методика «Тест на готовность к самостоятельной поисковой деятельности» 71

В настоящее время, люди, оказавшись на пороге нового этапа собственного развития, по-прежнему нуждаются в воспитанных личностях, которые бы обладали не только интеллектуальным развитием, но также были независимы, самостоятельны, умели принимать решения, обладали умением общаться, могли контролировать свои действия. Современным школьникам очень важно уметь быстро адаптироваться в ситуациях, которые, как правило, быстро изменяются. Школьникам очень важно уметь творчески решать возникающие проблемы, уметь самостоятельно добывать новые знания и умения в образовательном процессе, а также и на протяжении всей жизни.
Важной задачей, которая стоит перед современными школами, является подготовка учащихся к дальнейшей самостоятельной жизни. Сознательно приобретённые знания и умения, творческие навыки - это, в большинстве случаях, является результатом самостоятельного изучения материала, собственной познавательной деятельности школьника. По этой причине, очень важное место в школьном образовании отводится развитию самостоятельности учащихся младшего школьного возраста.
Начальной школе отводится важное место в решении данного рода задач. Начальное образование основано не только на том, чтоб развивать у учащихся знания, но также еще и на том, чтоб формировать и воспитывать в младших школьниках ключевые компетенции, которые, в свою очередь, считаются важным активом в школьном образовании и его развитии. Для того, чтобы осуществить реализацию компетентностного подхода, в начальной школе необходимо разработать такую стратегию организации деятельности учащихся младшего школьного возраста, в которой важная роль будет принадлежать познавательной активности школьников для достижения автономии.
Одной из важнейших задач современного начального образования является воспитание у обучающихся начальных классов таких качеств, как самостоятельность и инициативность. Ученик, к концу начальной школы должен «научиться ориентироваться в заданной ситуации, самостоятельно добывать необходимую информацию, уметь взаимодействовать с окружающими, уметь верно определять для себя задачи, выстраивать последовательность решения данных задач и, непосредственно, решать данные задачи. Иными словами, можно сказать, что важнейшей задачей начального образования является формирование у младших школьников универсальных учебных действий, на основе которых, школьники будут воспитывать в себе способность к саморазвитию» [13].
На сегодняшний день вводятся поправки в действующий ФГОС НОО. Так, с 1 сентября 2022 года, каждая школа, вне зависимости от того, в каком регионе она находится, должна будет обучать учащихся по единой программе. Несмотря на данные изменения, одной из ценностей, согласно ФГОС НОО, по-прежнему остаётся необходимость воспитания в учащихся начальной школы такого качества, как самостоятельность.
«Воспитание у учеников начальной школы такого качества, как самостоятельность, является залогом успешного обучения в основной школе. И развитие этого качества в будущем зависит от того, как закладываются основы самостоятельности в начальной школе» [17].
Одним из способов повышения мотивации и эффективности учебной деятельности является вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность на основе проектов. Среди различных направлений новых педагогических технологий главное место занимает проектно-исследовательская деятельность.
В своих работах вопрос развития самостоятельности в процессе проектной деятельности рассматривают: М.А. Ступницкая «Теоретические основы, организация и содержание проектной деятельности учащихся», А.Б. Воронцов «Материалы по новой форме учебной деятельности в начальной школе, методика проектных заданий в начальной школе), Н.В. Кашлева (включение проектной технологии в систему деятельности образовательного учреждения), Н.И. Чиркова, А.В. Лыфенко (развитие универсальных познавательных учебных действий посредством выполнения проектных заданий).
После того, как был проведён анализ исследований учёных, занимающихся изучением рассматриваемой темы, было выявлено противоречие: несмотря на то, что в исследованиях хорошо изучены теоретические аспекты проектно-исследовательской деятельности, её роль в образовательном процессе школьников, однако слабо изучены особенности воспитания у школьников такого качества как самостоятельность в процессе реализации проектно-исследовательской деятельности.
По этой причине, проблема воспитания самостоятельности у младших школьников в процессе проектно-исследовательской деятельности, на сегодняшней день, остаётся достаточно актуальной. В связи с этим, в число ключевых задач, которые стоят перед учителями начальных классов, входит поиск различных методов обучения младших школьников, которые будут способствовать воспитанию самостоятельности у учеников.
Цель исследования заключается в том, чтобы разработать и доказать эффективность приемов воспитания самостоятельности младших школьников в проектно-исследовательской деятельности.
Объект исследования - процесс воспитания самостоятельности младших школьников.
Предмет исследования - приёмы воспитания самостоятельности младших школьников в проектно-исследовательской деятельности, направленные на воспитание самостоятельности младших школьников
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что воспитание самостоятельности младших школьников возможно посредством включения детей в проектно-исследовательскую деятельность при реализации следующих приёмов воспитания:
• планирование по алгоритму, приемы рефлексии;
• беседа;
• приёмы работы с текстом.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогические исследования вопросов воспитания самостоятельности младших школьников.
2. Выявить уровень воспитанности самостоятельности у младших школьников.
3. Разработать приёмы воспитания самостоятельности младших школьников в проектно-исследовательской деятельности и реализовать данные приёмы в проектно-исследовательской деятельности младших школьников, направленных на воспитание самостоятельности младших школьников.
4. Провести анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Методы исследования: теоретические (анализ и синтез научной и учебной литературы по рассматриваемой теме исследования), эмпирические (тестирование младших школьников, педагогический эксперимент).
Новизна исследования состоит в том, что на основе анализа литературных источников, были разработаны приёмы по воспитанию самостоятельности у младших школьников в процессе проектно-исследовательской деятельности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные приёмы воспитания, направленные на воспитание самостоятельности младших школьников в процессе проектно-исследовательской деятельности, могут быть использованы педагогами начальной школы в практической деятельности для воспитания у детей младшего школьного возраста самостоятельности.
База исследования. Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе МБУ школа №74 г. Тольятти. В исследовании приняли участие учащиеся 3 «Б» класса в количестве 30 человек. Средний возраст участников эксперимента составил 9-10 лет.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из: введения, двух глав, включающих в себя 5 параграфов, заключения, списка используемой литературы и приложений.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты воспитания самостоятельности младших школьников в процессе проектно-исследовательской деятельности. В данной главе даётся определение таким понятиям, как «самостоятельность», «проектно-исследовательская деятельность». Также в данной главе рассмотрены условия использования на уроках проектно-исследовательской деятельности, которая будет способствовать воспитанию самостоятельности у обучающихся.
Во второй главе представлены результаты диагностики уровня самостоятельности детей младшего школьного возраста. Также в данной главе представлены приёмы воспитания самостоятельности школьников.
В заключении представлены основные результаты данного исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Младший школьный возраст является благоприятным периодом для воспитания самостоятельности, так как в этом возрасте у детей развиваются все сферы психики, повышается волевое поведение, улучшается саморегуляция, самоконтроль, формируются волевые и личностные качества.
Воспитание самостоятельности возможно в процессе организации реальной практической деятельности, значимой для данного возраста. Одним из таких видов деятельности является проектно-исследовательская деятельность.
«Проектно-исследовательская деятельность - это деятельность по проектированию самого исследования, которая предполагает постановку целей и задач, определение принципов выбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценку осуществимости исследования и определение необходимых ресурсов» [38, c. 85].
В практической части выпускной квалификационной работы с целью рассмотрения процесса воспитания самостоятельности младших школьников в проектно-исследовательской деятельности нами было проведено экспериментальное исследование.
Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе МБУ школа №74 г. Тольятти.
В исследовании приняли участие учащиеся 3 «Б» класса: мальчики и девочки в количестве 30 человек. Средний возраст участников эксперимента составил 9-10 лет.
Для диагностики уровня развития самостоятельности у детей младшего школьного возраста, принявших участие в нашем опытно-экспериментальном исследовании, были использованы следующие методики:
• диагностика параметров учебной самостоятельности младших школьников (по методике Н. В. Калининой);
• тест-диагностика уровня «Самостоятельности». Цель методики: диагностика уровня самостоятельности;
• экспертная оценка умений самостоятельной деятельности учащихся (на основе опросника Ч.Д. Спилбергера);
• тест на готовность к самостоятельной поисковой деятельности М.И. Лисиной.
По результатам проведения на констатирующем этапе опытно-экспериментального исследования всех 4-ёх методик у детей младшего школьного возраста преобладает низкий и средний уровень сформированности самостоятельности.
В связи с этим, на формирующем этапе нами были разработаны и реализованы приёмы воспитания младших школьников в проектно-исследовательской деятельности, направленных на воспитание самостоятельности младших школьников.
На формирующем этапе нами была организована работа по воспитанию самостоятельности в проектно-исследовательской деятельности. Основой организации работы стало тематическое планирование деятельности проекта. Мы разрабатывали проекты в рамках основных предметов: литературное чтение, окружающий мир, математика. Использовались различные типы проектов: исследовательские и творческие. Работа над каждым проектом имела определенные этапы, в рамках каждого из которых также решались задачи, связанные с развитием самостоятельности детей. Проекты помогли младшим школьникам найти собственные ассоциативные образы и заняться творчеством. Активное погружение, интерес, работа в группе, желание фантазировать и представлять результаты своего творчества повысили уровень самостоятельности. Проведение работы над каждым проектом в целях развития самостоятельности у младших школьников осуществлялось с учетом следующих приёмов воспитания:
• планирование по алгоритму, приемы рефлексии;
• беседа;
• приёмы работы с текстом.
После завершения работы была проведена повторная диагностика для оценки ее эффективности. На контрольном этапе опытно-экспериментального исследования нами были использованы те же 4 методики, что и при первичной диагностике.
Подводя итог проведённому опытно-экспериментальному исследованию, можно сделать вывод, что уровень самостоятельности у детей младшего школьного возраста после проведения нашего эксперимента стал значительно выше. Следовательно, мы можем говорить о том, что наша гипотеза нашла своё подтверждение. Так, воспитание самостоятельности младших школьников возможно посредством включения детей в проектно-исследовательскую деятельность при реализации следующих приёмов воспитания:
• планирование по алгоритму, приемы рефлексии;
• беседа;
• приёмы работы с текстом.


1. Адрианова С. А. Использование метода проектов в обучении школьников // Технология (Основа). 2018. № 10. С. 6-8.
2. Антоненко В. У. Применение проектной технологии в школьном обучении: эволюция метода проектов. // Вестник КГУ. 2016. №9. С. 21-27.
3. Бабанский Ю. К. Педагогика: Учебник для вузов. - М.: Просвещение, 1983. 345с.
4. Баимбетова Л. Р. Новые методы обучения // 12-летнее образование. 2019. №10. С. 4-9.
5. Белокосова Е. Е. Формирование самостоятельности у младших школьников // В сборнике: Проблема процесса саморазвития и самоорганизации в психологии и педагогике. 2018. С. 27-29.
6. Боева Л. Л. Проектное развитие // Библиополе. 2018. № 3. С. 35­41.
7. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные труды /Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Педагогика-Пресс, 2001. 352с.
8. Быстрова Т. В. Особенности самостоятельности младших школьников в учебной деятельности // Формирование младшего школьника как субъекта учебной деятельности: межвузовский сб. науч. тр. Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 2017. С. 52-64.
9. Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития. Вопросы психологии. 1992. 295 с.
10. Горностаева З. Я. Проблема самостоятельной познавательной деятельности // Открытая школа. 2018. №2. С. 38-42.
11. Гурина И. А., Шпак О. В. Проблема развития познавательной самостоятельности как качества личности в отечественной // Современные проблемы науки и образования. 2014. №5.
12. Данилов М. А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения. - М.: Просвещение, 2018. 82 с.
13. Деревянко И. А. От проекта к проекту - путем самостоятельного поиска знаний // Директор школы. 2019. №5. С. 69-75.
14. Долян Е. И. Исследовательская деятельность младших школьников как средство их интеллектуально-творческого развития // Начальная школа: плюс до и после. 2019. №11. С. 33-37.
15. Дубова М. В. Организация проектной деятельности младших школьников с позиции компетентностного подхода // Начальная школа: плюс до и после. 2020. №1. С. 62-68.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ