Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста с ринолалией (Московский Социально-Педагогический Институт)

Работа №118218

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

логопедия

Объем работы34
Год сдачи2022
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
61
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретический анализ особенностей речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста с ринолалией
1.1. Общая характеристика понятия «ринолалия»
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста с ринолалией
Выводы по главе 1
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа с детьми младшего дошкольного возраста с ринолалией
2.1. Методы диагностики речи у детей младшего дошкольного возраста с ринолалией
2.2. Программа коррекционной работы речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста с ринолалией
Выводы по главе 2
Заключение
Список используемой литературы


Статистические исследования показывают, что в среднем на 1000 детей рождается один с врожденной расщелиной неба и губы. (Г.В. Гончаков, 2009) Однако в целом по России цифры значительно выше. Так, по состоянию на 2021 год число нарушений на 1000 родившихся детей в России было зафиксировано в среднем 11 случаев появления детей с данным видом внутриутробного развития.
В настоящее время в трудах отечественных и зарубежных ученых распространено объективное мнение, что ринолалия - это наиболее сложная клиническая форма речевой патологии. И это неудивительно, так как ринолалия - это нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленная некоторыми анатомическими и физологическими дефектами речевого аппарата. При ринолалии возникает назализованный тембр голоса, а артикуляция и фонация значительно отличаются от нормальных значений. Теоретическими аспектами возникновения ринолалии занимались такие видные ученые как А.Г. Ипполитова, З.Г. Нелюбова, Л.И. Вансовская, Г.Н. Соломатина, Е.А.Соболева, Т.В. Пятница и другие.
При коррекционной работе необходимо обладать специфическими знаниями при логопедическом воздействии на ребенка. Так, А.Г. Ипполитова предложила начинать занятия при открытой форме ринолалии еще до операционного периода.
Неблагоприятная тенденция к росту рождаемости детей с данным видом патологии сохраняется.
По ФГОС ДО от 17 октября 2013 г. № 1155 развитие речи у детей с ринолалией должно проводиться с учетом индивидуальных потребностей детей с ОВЗ, связанных с их жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования. Создаются специальные образовательные программы, применяются различные методы обучения, воспитания, приобретаются учебные пособия, дидактические материалы, технические средства. Педагогами и специалистами дошкольных образовательных учреждений проводятся индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия, организован комплексный подход, создается доступная среда.
Коррекционная работа с детьми с нарушением речи должна стимулировать моторное, сенсорное, перцептивное, речевое развитие ребенка, должна позволить постепенно, естественно пройти ступени речевого развития.
Нормативно-правовую базу данной курсовой работы составляют:
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ
• Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10;
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
• Приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
Объект исследования: особенности речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста с ринолалией.
Предмет исследования: педагогическая методика воздействия, направленная на устранение недостатков речи с врожденными анатомо-функциональными нарушениями, вызванными ринолалией.
Цель исследования: изучение эффективных методик преодоления нарушения речи при ринолалии.
Задачи исследования:
а) рассмотрение общей характеристики детей с ринолалией
б) анализ психолого-педагогической характеристики детей младшего дошкольного возраста с ринолалией.
в) изучение методик обследования речи у детей младшего дошкольного возраста с ринолалией.
г) изучение коррекционно-педагогических программ по коррекции ринолалии.
Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучив литературу по выбранной нами теме, мы убедились в актуальности нашей работы. В первой части работы, проведя теоретический анализ литературы мы рассмотрели особенности речевого развития, а также причины, влияющие на задержку речи у детей-ринолаликов. Сознание дефекта, реакция окружающих на речь вызывает у ребенка тяжелые переживания, что еще более усугубляет нарушения речи.
У детей, имеющих патологические особенности строения и деятельности речевого аппарата, присутствуют многообразные отклонения в развитии не только звуковой стороны речи, в разной степени страдают различные структурные компоненты речи. В устной речи отмечаются обедненность и аномальные условия протекания долингвистического развития детей с ринолалией. Речь таких детей в целом бывает малопонятной, лишенной интонационной выразительности, немодулированной. Обусловленность задержки развития речи у детей-ринолаликов различна: сужение социальных и речевых контактов из-за грубого нарушения артикуляции звуков, позднее ее начало, осложненность дефекта проявлениями дизартрии или алалии, снижение слуха и т. д.
Речь, как средство общения у детей появляется после того как предметно-действенные средства общения уже достаточно сложны и развиты. Контакты ребенка с ровесниками имеют основное значение для раскрытия его творческого, оригинального начала. Отсутствие ограничений и запретов старших способствует повышенной раскованности детей и их свободному самовыявлению. У детей-ринолаликов речь мало понятна окружающим, что ограничивает возможности речевого общения и часто приводит к изоляции детей, что мешает таким детям социализироваться в обществе.
Дети с ринолалией нуждается в комплексном воздействии логопеда, медиков и психологов. Работа по коррекции ринолалии направлена на исправление нарушений звукопроизношения и тембра голоса.
Логопедическая работа при ринолалии делится на дооперационную и послеоперационную. На дооперационном этапе проводится подготовка активности мягкого нёба, нормализация положения языка, усилении мышечной деятельности губ. Послеоперационная коррекция ринолалии включает постановку правильного звуко- и голосообразования путем активизации артикуляционной моторики, голосовой терапии, стимуляции небно-глоточных мышц, массажа рубцов нёба, развития фонационного дыхания.



1.Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей / Е.С. Алмазова; под общ. ред. Г.В. Чиркиной. - М: Айрис-пресс, 2005. - 151 с.
2. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста / Е.Ф. Архипова. - М.:АСТ: Астрель, 2007. - 222 с.
3. Борозинец Н.М. Логопедические технологии: Учебно-методическое пособие / Н.М. Борозинец, Т.С. Шеховцова. - Ставрополь: СГПИ, 2009. - 224 с.
4. Вакуленко Л.С. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей / Л.С. Вакуленко. - СПб.: Детство-пресс, 2002. - 128 с.
5. Дикман К.Д. Логопедическая работа по развитию голоса у детей с риноланией / К.Д. Дикман // Логопедия сегодня. - 2008. - №2. - 46-52 с.
6. Егорова О.А. Проблемы речевого развития дошкольников / О.А. Егорова // Дети с проблемами в развитии. - 2004 -. №8. -. 25-29 с.
7. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса при ринолалии у детей и подростков: Книга для логопеда / И.И. Ермакова. - М. Просвещение, 1996. - 143 с.
8. Зайцева Л.А. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция: учеб. пособие / Л.А. Зайцева и др. - Мн.: БГПУ, 2006. - 74 с.
9. Ипполитова А.Г. Логопедические занятия при ринолалии в дооперационном периоде / А.Г. Ипполитова // Логопедия. - 2003. - 32-35 с.
10. Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия: Учеб. пособие / А.Г. Ипполитова; под ред. О.Н. Усановой. - М.: Просвещение, 1983. - 95 с.
11. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Владос, 2004. - 704 с.
12. Нищева Н.В. Организация коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада / Н.В. Нищева. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. - 120 с.
13. Орлова О.С. Нарушения голоса у детей: учеб. -метод. пособие / О.С. Орлова. - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2005. - 125 с.
14. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Под ред. Т.В. Волосовец. - М.: Академия, 2002. - 200 с.
15. Поваляева М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. - М.: Феникс, 2003. - 448 с.
16. Понятийно-терминологический словарь логопеда: Учеб. пособие. / Ред. В.И. Селиверстов. - М.: Академический Проект, 2004. - 480 с.
17. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи / авт.-сост. Г.В. Чиркина М.: Просвещение, 2008. - 33 с.
18. Пятница Т.В. Логопедия в таблицах и схемах / Т.В. Пятница. - Минск: Аверсэв, 2009. - 173 с.
19. Ринолалия: Учебное пособие / авт.-сост. Е.Е. Васильева. - Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2007. - 63 с.
20. Соболева Е.А. Ринолалия: общие сведения о ринолалии; классификация врожденных расщелин губы и неба; причины, механизмы, формы ринолалии и др. / Е.А. Соболева. - М: Высшая школа, 2006. - 128 с.
21. Соломатина Г.Н. Устранение открытой ринолалии у детей: методы обследования и коррекции. Примерные конспекты индивидуальных занятий / Г.Н. Соломатина, В.М. Водолацкий. - М.: Сфера, 2005. - 160 c.
22. Хватцев М.Е. Логопедия / М.Е. Хватцев. - М.: Изд-во АСТ, 2002. - 258 с.
23. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов. / Под ред. Г.В. Чиркиной. - М.: АРКТИ, 2008. - 240 с


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ