Введение 3
Глава 1 Теоретический анализ проблемы профессионального стресса и его роль в развитии синдрома профессионального выгорания в трудовой деятельности 9
1.1 Стресс как научная категория современной отечественной и зарубежной
психологии 9
1.2 Проблема профессионального стресса - условия и факторы его развития
в трудовой деятельности медицинских работников 19
1.3 Профессиональный стресс как источник профессионального выгорания
у медицинских работников 25
1.4 Анализ современных подходов к психологической профилактике
профессионального выгорания у медицинских работников 40
Выводы по первой главе 46
Глава 2 Экспериментальное изучение возможностей предупреждения профессионального выгорания медицинских работников 49
2.1 Организация и методы исследования 49
2.2 Эмпирическое изучение эмоционального состояния испытуемых
медицинских работников и анализ его специфики 51
2.3 Разработка и апробация программы предупреждения
профессионального выгорания медицинских работников 59
2.4 Анализ результатов апробации программы профилактики и
полученных данных исследования 69
Выводы по второй главе 83
Заключение 84
Список используемой литературы 86
Приложение А Рекомендации по профилактике выгорания
Актуальность исследования. В настоящее время проблема профессионального выгорания личности приобрела острую актуальность. Такие, присущие современности, характеристики трудовой деятельности, как увеличение объемов работ и индивидуальной нагрузки, темп, интенсивность, инновационность процесса профессиональной деятельности и готовность к изменениям, закономерным образом определяют повышение у человека физического и психоэмоционального напряжения, проявление стрессовых состояний и дистрессовых расстройств. Все это отражается не только на состоянии человека на физическом и психологическом уровне, но и провоцирует у него профессиональное выгорание в рамках трудовой деятельности.
Проблема выгорания была поднята в науке в 70-е гг. психологом Г. Фрейденбергом. Это явление трактовалось как «...нарастающее эмоциональное истощение, влекущее за собой личностные изменения в сфере общения с людьми (вплоть до развития глубоких когнитивных искажений)» [12]. Другим основоположником теории эмоционального выгорания выступает К. Маслач, определяющая выгорание как «синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к окружающим» [46].
В связи с высокой распространенностью синдрома профессионального выгорания и наносимым им значительным уроном в личностном и профессиональном становлении индивидов, проблема поиска результативных предупреждающих мер, которые помогают его избежать, обуславливает актуальность данной магистерской диссертации. Учитывая тот факт, что формирование профессионального выгорания учеными (В. В. Бойко, Н. Е. Водопьяновой, К. Маслач, В. Е. Орел, Т. И. Ронгинской) в обязательном порядке связывается с переживанием стрессовых ситуаций, можно предположить, что выраженные показатели профессионального стресса выступают одним из детерминантов, обуславливающих выгорание сотрудников.
Проблема исследования стрессов как в повседневной, так и профессиональной среде, достаточно разработана многими теоретиками и практиками как в сфере управления, так и сопутствующих дисциплин, например, профессиональной психологии. Основные проблемы, испытываемые врачами, выполняющими конкретные задачи, были объектом исследований у Е. Комарова, А. Чириковой. Психологию личности специалиста, в том числе и врачей, анализировали И. В. Грошев, Т. И. Заславская, Р. Козмецки, А. Г. Штейнберг, особенности формирования психологической безопасности в профессиональной среде представлены в исследованиях Л. В. Бабаевой, А. Е. Чириковой.
Медицинские профессии, как и другие профессии категории «человек- человек» сегодня определяются как особо стрессогенные. Такие выводы сделаны на основе специфики самой деятельности, специфики профессиональной подготовки, высокими этическими стандартами деятельности и моральной ответственностью за ее результат. Проблему стрессогенности подтверждает и анализ трудовой нагрузки и напряжённости медицинских работников, характеристикой которой является постоянное принятие решений по отношению к состоянию больного и к стратегии его лечения, организация конструктивного взаимодействия как с пациентом, так и с коллегами-другими участниками трудовой деятельности, высокая профессиональная компетентность и необходимость ее повышения и даже расширения профессиональных возможностей и пр. Помимо специфики профессиональной деятельности в плане стрессогенности следует учитывать также и социально-психологические феномены, такие как социальный статус и защищенность медицинских работников, мотивационные программы и оплата труда и прочие, актуально существующие в общественном устройстве. У медицинских работников, находящихся в условиях профессионального стресса, снижается способность конструктивно разрешать проблемные ситуации, адаптироваться к изменяющимся условиям и требованиям, и формируется общая деструктивность при взаимодействии личности и среды. Все это становится фактором развития различных расстройств и профессиональных деформаций, что выражается в первую очередь в профессиональном выгорании личности медработника.
Следует отметить, что описанные условия не являются единственным фактором стресса и выгорания. Такие личностные параметры, как ценность и смысл деятельности, ее мотивы и цели, положительное принятие и чувство удовлетворенности (или его отсутствие), а также Я-концепция, мировоззрение личности и пр. могут самым серьезным образом сказаться на качестве жизни человека и стать фактором профессионального выгорания. То есть, сложность образования синдрома профессионального выгорания, подтвержденная научными исследованиями, требует серьезного анализа при определении причинности его развития. Это же имеет важное значение для профилактики и коррекции этих состояний.
Принятое сегодня в науке разделение причин выгорания на главные и непосредственные позволяет учитывать в практической ситуации не только их силу, но и приоритетную значимость в аспекте личностных свойств медицинского работника. И если непосредственными причинами могут служить конфликты, утомление, насыщенность и напряжённость деятельности и пр., то главными факторами-причинами становятся все же индивидуальные особенности личности в совокупности с содержанием сознания медицинского работника, которые играют доминирующую роль в развитии синдрома профессионального выгорания, так как именно личность принимает решение о «невыносимости» и невозможности для него и для имеющихся у него ресурсов стрессогенной ситуации.
В качестве профессионального стресса понимается комплексный, многогранный феномен, отображающий различные ответные реакции человека на тяжелые ситуации, проявляющиеся непредвиденно. Можно сказать, что в современной бизнес-среде стрессы характерны абсолютно для всех организаций, даже в компаниях с положительной социально - психологической обстановкой и развитой организационной культурой они имеют место быть, при этом основными факторами, обеспечивающими их появление, могут быть как специфика организованных процессов, так и сложности, проявляющиеся в межличностном общении как между сотрудниками, так и в сфере отношений «руководство» - подчиненный.
Противоречия:
1. между признанием того, что медицинские работники в силу специфики профессиональной деятельности находятся в стрессогенной ситуации, что приводит к профессиональному выгоранию и недостаточной разработанностью проблемы его предупреждения;
2. между высокой потребностью медицинских работников преодолевать профессиональные стрессовые ситуации и недостаточными условиями и владения способами для самостоятельного предупреждения и преодоления профессионального выгорания, а также отсутствие системы психологической поддержки медицинского персонала.
Объект исследования: профессиональное выгорание медицинских работников.
Предмет : предупреждение профессионального выгорания у медицинских работников с выраженными показателями профессионального стресса.
Цель: изучить возможности предупреждения профессионального выгорания за счет профилактики профессионального стресса.
Гипотеза: мы предполагаем, что программа, направленная на снижение уровня профессионального стресса медицинских работников, позволит предупредить их профессиональное выгорание.
Задачи:
1. Проанализировать научную теоретико-практическую литературу по
проблеме профессионального стресса и его профилактике.
2. Провести эмпирическое исследование профессионального стресса и профессионального выгорания у медицинских работников.
3. Разработать и апробировать программу предупреждения
профессионального выгорания медицинских работников.
4. Проанализировать полученные результаты.
В рамках диссертационной работы были использованы следующие методы:
- теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
- наблюдение;
- беседа;
- психодиагностические методы;
- математико-статистическая обработка эмпирических данных.
В качестве конкретных методик исследования были использованы:
- методика «Определение психического выгорания» А. А. Рукавишникова [25];
- «Методика исследования уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко [35];
- «Опросник профессионального выгорания МВТ» K. Маслач и С. Джексон в адаптации Н. Е. Водопьяновой [25].
- Методика «Диагностика уровня эмпатии», автор И. М. Юсупов [36];
- методика «Интегральная удовлетворенность трудом» [25].
Теоретико-методологической основой исследования явились научная концепция деятельности А. Н. Леонтьева, системно-деятельностный подход в исследовании развития личности А. Г. Асмолова, концепция психического здоровья Б. С. Братуся, концепция смысла в «возможностной» психологии личности Д. А. Леонтьева и др.
Также исследование опиралось на теорию стресса Г. Селье, психосоциальную концепцию стресса Л. Леви и концепция психологического источника стресса в аспекте стрессоустойчивости личности К. А. Абульхановой- Славской.
База экспериментального исследования - государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Ростовской области «Центр повышения квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием» г. Ростов-на-Дону (сокращенное наименование - ГБОУДПОРО «ЦПК»).
Научная новизна исследования состоит в систематизации и обобщении представлений о стрессе в современной отечественной и зарубежной психологии; в выявлении и уточнении условий и факторов развития профессионального стресса в трудовой деятельности медицинских работников; в изучении профессионального стресса как источника профессионального выгорания у медицинских работников; в анализе современных подходов психологической профилактики и предупреждения профессионального выгорания медицинских работников.
Теоретическая значимость работы заключается в расширении представлений о взаимодействии профессионального стресса и профессионального выгорания, а также о возможностях их предупреждения при своевременном определении эмоционального напряжения медицинских работников.
Практическая значимость работы заключается в разработке программы предупреждения профессионального выгорания через снижение уровня профессионального стресса, которая может использоваться в широкой профессиональной практике.
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, структурированных на параграфы, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Поступательное социально-экономическое развитие Российской Федерации представляется невозможным без постоянной поддержки и модернизации системы здравоохранения. Ведущим приоритетом отрасли выступает высокое качество предоставляемой населению медицинской помощи, а качество оказываемой помощи находится в прямой связи с профессиональной эффективностью медиков.
Профессиональное становление медицинского работника представляет собой процесс, с одной стороны, заключающийся в формировании необходимых для выполнения своих прямых обязанностей компетенций, с другой стороны, состоящий в развитии профессионально значимых личностных качеств. Первому направлению профессионального развития медицинских специалистов традиционно уделяется значительно больше внимания, чем второму направлению, что подтверждает и внедрение концепции непрерывного медицинского образования.
Однако, учитывая, что профессия врача относится к категории субъект- субъектных профессий, важно учитывать, что его профессиональная деятельность проходит в условиях высокого умственного и психоэмоционального напряжения, сопряжена с взаимодействием с пациентами, переживающими стресс, обусловленный заболеванием и процессом лечения, а потому эмоциональное состояние медицинских работников играет ничуть не меньшую роль в структуре их эффективности, чем развитые профессиональные компетенции.
По итогам выполнения исследования удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило теоретически обосновать, составить и экспериментально проверить программу предупреждения профессионального выгорания медицинских работников.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- был рассмотрен стресс как научная категория современной отечественной и зарубежной психологии;
- были изучены условия и факторы развития профессионального стресса в трудовой деятельности медицинских работников;
- был проанализирован профессиональный стресс как источник
профессионального выгорания у медицинских работников;
- был выполнен анализ современных подходов психологической профилактики и предупреждения профессионального выгорания медицинских работников;
- был определен уровень и специфика эмоционального состояния испытуемых медицинских работников;
- была разработана и апробирована программа предупреждения профессионального выгорания медицинских работников;
- был проведен анализ полученных данных исследования.
Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать истинность выдвинутой гипотезы исследования о том, что программа предупреждения профессионального выгорания медицинских работников обеспечит снижение профессионального выгорания сотрудников, а также повысит их удовлетворенность трудом.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме.
1. Аббабаков В. А. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. М.: Пере; СПб.: Речь, 2014.166 с.
2. Абрамов Ю. Б. Особенности эмоционального стресса у крыс в сигнальной и бессигнальной ситуациях // Стресс и его патологические механизмы: материалы Всесоюз. симпоз. Кишинев: Штиинца, 2013. С. 46-47.
3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания: 3-е издание. СПб. : Питер, 2016. 288 с.
4. Андреева Н. Ю. Особенности профессионального выгорания как нарушенной идентичности // Среднее профессиональное образование. 2019. № 9. С. 65-67.
5. Апчел В. Я. Стресс и стрессоустойчивость человека. СПб. : Воен. - мед. академия, 2019. 85 с.
6. Белоногова Е. Профессиональное выгорание // Здоровье детей. 2018. № 4. С. 24-25.
7. Бодров В. А. Когнитивные процессы и психологический стресс // Психологический журнал. 2016. Т. 17. № 4. С. 64-74.
8. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.: Per Se, 2016. 523 с.
9. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М. : ИП РАН, 2015.12 8 с.
10. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб. : Питер, 2019. 105 с.
11. Бохан Т. Г. Системные детерминанты стрессоустойчивости в возрастном и этнопсихологическом контексте // Сибирский психологический журнал. 2017. №25. С. 180-185.
12. Брайт Д. Стресс. Теории, исследования, мифы: Секреты болезни цивилизации: 2-е междунар. изд. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2013. 352 с.
13. Васильев С. В. Синдром профессионального выгорания // Медицинская сестра. 2019. № 3. С. 30-32.
14. Водопьянова Н. Е. Профилактика и коррекция синдрома выгорания. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2016.160 с.
15. Водопьянова Н. Е. Профилактика и коррекция синдрома выгорания: методология, теория, практика. СПб.: Изд-во СПБГУ, 2011. 160 с.
16. Волобаев В. М. О феномене «выгорания» с позиции синдромного метода исследования // Психотерапия. 2018. № 7. С. 56-57.
17. Воробьева О. В. Стресс и расстройства адаптации // РМЖ. 2019. Т. 17. № 11 (350). С. 789-793.
18. Высоцкий В. И. Синдром «профессионального выгорания» // Педагогическая диагностика. 2016. № 6. С.110-120.
19. Грабе М. Синдром выгорания - болезнь нашего времени: почему люди выгорают и что можно против этого предпринять. СПб.: Речь, 2018. 96 с.
20. Гринберг Дж. Организационное поведение: от теории к практике. М.: Вершина, 2014. 878 с.
21. Дарвиш О. Б. Взаимосвязь профессиональных установок с синдромом «профессионального выгорания» // Педагогическое образование и наука. 2017. № 5. С. 11-14.
22. Дьяченко М. И. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: психологический аспект. Минск: Университетское, 2015. 208 с.
23. Ермакова Е. В. Изучение синдрома эмоционального выгорания как нарушения ценностно-смысловой сферы личности (теоретический аспект) // Культурно-историческая психология. 2015. № 1. С. 27-39.
24. Жалагина Т. А. Профессиональный стресс и профессиональная деформация личности. Тверь: Тверской гос. ун-т, 2015. 163 с.
25. Журавлев А. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте. М.: Изд-во Института психологии РАН, 2011. 512 с.
26. Завязкин О. В. Как избежать стресса. Донецк: Сталкер, 2019. 320 с.
27. Здоровцова А. О. Специфика профессионального выгорания у административного персонала учреждений социального обслуживания города Красноярска // Актуальные проблемы современного социального знания: материалы Всерос. научно-практич. конф. с междунар. уч. / под общ. ред. Л.Е. Ананьиной. Красноярск, 2017. С. 44-46.
28. Иванова И. В. Актуальность профилактики профессионального выгорания педагога в условиях модернизации образования // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Гуманитарные науки. 2017. Т. 1. № 10. С. 56-59.
29. Иванова Н. К. Профессиональное выгорание: формирование
практических умений и навыков по успешному преодолению стресса // Работник социальной службы: проф. науч.-практ. журн. 2019. № 3. С. 99-102.
30. Иванова Н. Л. Проблема профессиональных деформаций личности в современных исследованиях // Психология обучения. 2012. № 3. С. 4-15.
31. Изард К. Эмоции человека. М.: Директ-Медиа, 2018. 954 с.
32. Калмыкова О. Ю. Профилактика профессионального стресса в организации. Самара: Самарский гос. технический ун-т, 2012. 177 с.
33. Коновалова В. «Огнеопасная» работа: организационные симптомы и факторы профессионального выгорания // Кадровик. 2019. № 5. С. 58-63.
34. Копылова О. А. Профессиональный стресс и его влияние на психическое здоровье специалистов по социальной работе. Тверь: Тверской гос. ун-т, 2017. 102 с.
35. Корытова Г. С. Профессиональный стресс: психологическая защита и копинг в педагогической деятельности. Томск: ТГПУ, 2015. 451 с.
36. Кошелев А. Н. Синдром «белого воротничка», или профилактика «профессионального выгорания». М.: ГроссМедиа : РОСБУХ, 2018. 240 с.
37. Кошелев А. Н. Синдром «белого воротничка», или профилактика «эмоционального выгорания». М.: ГроссМедиа : РОСБУХ, 2018. 240 с.
38. Кукулите Т. Г. Характеристика синдрома и факторов, влияющих на эмоциональное выгорание педагогов // Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. 2019. № 3 (67). С. 45-49.
39. Куликов Л. В. Стресс и стрессоустойчивость личности // Теоретические и прикладные вопросы психологии / ред. А. А. Крылова. СПб., 2015. Вып. 1. Ч. 1. С. 123-132.
40. Куприянов Р. В. Профессиональный стресс в деятельности специалиста социальной сферы: теория и практика. Казань: КГТУ, 2019. 131 с.
41. Лазарус Р. С. Эмоция как процесс защиты // Психология эмоций: хрестоматия / В. Вилюнас. СПб.: Питер, 2014. С. 210-223.
42. Леонова А. Б. Психопрофилактика стрессов. М.: Изд-во Московского университета, 2019. 121 с.
43. Любченко П. Н. Профилактика и купирование профессионального стресса // Клиническая медицина. 2017. Т. 85. № 9. С. 22-27.
44. Мальцева Н. В. Исследование синдрома психического выгорания в
связи с индивидуальными и личностными свойствами учителей // Актуальные проблемы профессионального развития педагогов в условиях модернизации образования: материалы межрегион, науч.-практ. конф. педагогических
работников в образовательных учреждениях. Тюмень, 2015. С. 86-90.
45. Марищук В. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. СПб.: Сентябрь, 2011. 260 с.
46. Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб.: Питер, 2020. - 522 с.
47. Мезенцева Е. М. Теоретический и методологический анализ подходов к изучению профессионального стресса в психологии // Альманах современной науки и образования. 2016. № 11 (113). С. 83-85.
48. Мельников В. И. Психология стресса в профессиональной деятельности. Новосибирск: Изд-во СГУПС, 2018. 72 с.
49. Митева И. Ю. Курс управления стрессом. М.; Ростов на Д: Март, 2015. 285 с.
50. Митина Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2013. 400 с.
51. Михайлова О. Б. Долой профессиональное выгорание, или как жить долго и счастливо на работе // Секретарское дело. 2017. № 11. С. 6-12.
52. Мочаев С. А. Стрессоустойчивость личности: как ее обрести // Народное образование. 2011. № 8. С. 261-265.
53. Назарова С. Супервизия как средство предотвращения профессиональной деформации специалистов // Социальная педагогика. 2017. №
2. С. 115-120.
54. Накусов С. Гореть, но не сгорать // Спорт в школе. 2011. № 2. С. 10-12.
55. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. 2011. №
1. С. 90-101.
56. Осухова Н. Профилактика профессионального выгорания //
Школьный психолог. 2016. № 16. С. 16-32.
57. Палий О. Н. Как уберечь своих сотрудников от выгорания // Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология. - 2018. № 1. С. 7-10.
58. Панькина М. Гореть и.... сгорать // Психология для руководителя. 2019. № 10. С. 72-73.
59. Полунина О. В. Увлеченность работой и профессиональное выгорание: особенности взаимосвязей // Психологический журнал / ред. А.Л. Журавлев. 2019. Т. 30. № 1. С. 73-85.
60. Полякова О. Б. Burnout - гореть или выгорать // Мир образования - образование в мире. 2010. № 2. С. 148-158.
61. Профессиональный стресс и стрессоустойчивость специалистов
экстремального профиля деятельности. Архангельск: Северный
государственный медицинский университет, 2017. 160 с.
62. Психологические перегрузки сотрудников: методы борьбы/ сост. М. Турик // Справочник по управлению персоналом. 2012. № 6. С. 122-125.
63. Пугачева М. Л. Профессиональное выгорание: многое зависит от руководителя // Директор школы. 2017. № 3. С. 41-45.
64. Ронгинская Т. И. Специфика синдрома выгорания в профессиях с высоким уровнем стресса // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология и педагогика. 2016. № 2. С. 107-121.
65. Руденский Е. В. Психология стресса. Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2017. 220 с.
66. Рукавишников А. А. Личностные детерминанты и организационные факторы генезиса психического выгорания у педагогов: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.03. М., 2013. 177 с.
67. Рутман Э. М. Как преодолеть стресс. М.: АСТ, 2018. 160 с.
68. Савельев Д. В. Медицина: профессиональные стрессы,
производственные конфликты и рекомендации по их разрешению. СПб.: НПЦ ПСН, 2018. 261 с.
69. Самоукина Н. В. Психология профессиональной деятельности. СПб.: Питер, 2014. 224 с.
70. Сандомирский М. Е. Защита от стресса. Физиологически ориентированный подход к решению психологических проблем (метод РЕТРИ). М.: Изд-во Института психотерапии, 2011. 336 с.
71. Селье Г. Стресс без дистресса // Юридическая психология: хрестоматия / авт.-сост. В. В. Романов. М.: Юрайт, 2019. С. 122-133.
72. Сидоров П. И. Синдром профессионального выгорания.
Архангельск: Изд-во СГМУ, 2017. 176 с.
73. Смирнова С. А. Профессиональный стресс врача терапевта участкового в аспекте организации деятельности. Оренбург: Пресса, 2015. 261 с.
74. Субботин С. В. Устойчивость к психическому стрессу как характеристики метаиндивидуальности учителя: дис. ... канд. психол. Наук. Пермь, 2019. 152 с.
75. Суворова В. В. Психофизиология стресса. М.: Педагогика, 2017. 208 с.
76. Тарасов Е. А. Как победить стресс. М.: Айрис Пресс, 2012. 352 с.
77. Тимофеев М. Правила борьбы с «выгоранием» // Справочник по управлению персоналом, 2017. № 8. С. 70-72.
78. Уколова М. А. Место стресса в адаптационной деятельности организма // Стресс и его патогенетические механизмы: материалы Всесоюз. симпоз. Кишинев: Штиинца, 2018. С. 39-11.
79. Управляем стрессом. М.: Книги «Искателя», 2012. 255 с.
80. Факторы риска и профилактика профессионального стресса и выгорания. Ростов-н/Д.: Фонд науки и образования, 2019. 113 с.
81. Филиппченкова С. И. Профессиональный стресс и социально-психологическая адаптация специалиста в изменяющихся условиях профессиональной деятельности: 1-е изд. - Тверь: Тверской гос. технический ун¬т, 2019. 119 с.
82. Фонталова Н. С. Психологический стресс и его проявления в профессиональной деятельности. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2010. 67 с.
83. Фонтана, Д. Как справиться со стрессом. М.: Педагогика-Пресс, 2015. 351 с.
84. Цыган В. Н. Адаптация при стрессе и ее значение в развитии посттравматического стресса // Проблемы реабилитации. 2020. № 1. C. 79-87.
85. Черепанова Е. М. Психологический стресс. М.: Академия, 2017. 96 с.
86. Чистякова С. А. Что делать, если вы заметили первые признаки выгорания? // Директор школы. 2010. № 4. С. 51-54.
87. Что делать, если вы заметили первые признаки выгорания? // Социальная работа. 2015. № 2. С. 31-33.
88. Чуркина, Ю. А. Профессиональное выгорание в разнотипных профессиях // Психология и современный мир: мат междунар. науч.конференции (Архангельск, 23 апреля 2019 г). Архангельск: ПГУ, 2019. Вып. 2. Ч. 1. С. 215¬217.
89. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. СПб.: Питер, 2016. 255 с.
90. Эмоциональное выгорание медицинских работников как предпосылка астенизации и психосоматических патологий // Вестник Санкт- Петербургского университета. Медицина. 2019. № 3. С. 57-71.
91. Berglas S. Reclaiming the fire: how successful people overcome burnout. New York : Random House, 2001. 241 p.
92. Han B.-C. The burnout society. Stanford: Stanford Briefs, 2015. 68 p.
93. McIntyre T. M. Educator stress: an occupational health perspective. Cham: Springer, 2017. 511 p.
94. Rankin J. G. First aid for teacher burnout: how you can find peace and success. New York: Routledge, 2017. 194 p.
95. Sharma R. R Executive burnout: Eastern and Western concepts, models and approaches for mitigation. Bingley: Emerald Publishing, 2016. 400 p.