Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ТРУДОМ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В СООТНОШЕНИИ С ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТЬЮ

Работа №118090

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы60
Год сдачи2019
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы удовлетворенности трудом военнослужащих в соотношении с профессиональной идентичностью 7
1.1 Понятие удовлетворенности трудом в отечественной и зарубежной литературе 7
1.2 Проблема профессиональной идентичности в психологических исследованиях 14
1.3 Психологические особенности военной службы 23
Выводы по первой главе 30
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей удовлетворенности трудом в соотношении с профессиональной идентичностью 31
2.1 Организация и методы исследования 31
2.2 Результаты исследования 33
Выводы по второй главе 50
Заключение 52
Список используемой литературы 55

Актуальность исследования связана, прежде всего, с социальными изменениями, происходящими в Вооружённых Силах России. В настоящее время контрактная армия представляет собой основу всей армии в целом, в связи с чем, процессы профессионального самоопределения и идентичности целесообразны для избравших для себя данную профессию, кроме этого, к отбору и переподготовке предъявляются различные требования в зависимости от необходимых компетенций. В связи с повышением престижности и статусности контрактной службы необходимо дополнить теоретические разработки в области удовлетворённости среди профессиональных военных.
Удовлетворённость трудом в различных сферах профессиональной деятельности и её изучение является актуальным исследовательским вопросом, так как она рассматривается с позиций различных теорий мотивации и подходов к определению самого понятия. С точки зрения военной психологии эффективность несения службы связана непосредственно с тем, насколько оправдываются профессиональные ожидания от деятельности, а также оттого, как сами военные характеризуют степень своей профессиональной самореализации. Достаточно широко исследуются вопросы влияния мотивационно-потребностной сферы (С.С. Соловьев, 2002, Е.В, Самаль, 2013, Е.И. Буданова, 2010), системы ценностных ориентаций (А.Ю. Василенко, 2012, Н.А. Правдивец, 2012) и других личностных характеристик (П.Д. Никитенко, 2007) на степень удовлетворенности трудом военнослужащих. Реализация этих факторов важна в качестве субъективных показателей удовлетворённости трудом. Однако отсутствуют эмпирические данные об удовлетворенности трудом военнослужащих с разным типом профессиональной идентичности.
Цель исследования: изучить особенности удовлетворенности трудом военнослужащих в соответствии с профессиональной идентичностью.
Объект исследования: удовлетворенность трудом.
Предмет исследования: особенности удовлетворенности трудом военнослужащих в соответствии с профессиональной идентичностью.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что военнослужащие, обладающие достигнутой идентичностью, в большей степени удовлетворены своей профессиональной деятельностью.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ исследований в отечественной и зарубежной психологии по проблемам удовлетворенности трудом, профессиональной идентичности.
2. Обосновать выбор методов исследования профессиональной идентичности и удовлетворенности трудом.
3. С помощью эмпирического исследования изучить особенности профессиональной идентичности военнослужащих
4. Провести сравнительный анализ удовлетворенности трудом военнослужащих в зависимости от профессиональной идентичности.
5. Сформулировать выводы о проделанной работе.
Теоретической основой исследования стали теоретические положения и ключевые принципы, сформулированный отечественными и зарубежными психологами по проблеме идентичности личности и профессиональной идентичности (Н.В. Антонова, Е.П. Ермолаева, Э.Ф. Зеер, Л.Н. Захарова, Э.Э. Сыманюк, Е.А. Климов, А.К. Маркова), а также концепции и подходы к проблеме удовлетворенности трудом (А. Файоль, Э. Мейо, А. Маслоу, Д. Мак-Грегор, Б.В. Ломов, Т.А. Китвель).
Методы исследования:
Для подтверждения гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методы:
1. Теоретический анализ исследований в отечественной и зарубежной психологии по проблемам удовлетворенности трудом, профессиональной идентичности.
2. Организационный метод: сравнительный (сравниваются особенности удовлетворенности трудом военнослужащих в зависимости от профессиональной идентичности и стажа работы).
Эмпирические методы: 1) опросник «Интегральная удовлетворенность трудом» (А.В. Батаршева); 2) «Якоря карьеры» методика диагностики ценностных ориентаций в карьере (Э. Шейн, адаптация В.А. Чикер, В.Э. Винокурова); 3) Методика изучения профессиональной идентичности (Л.Б. Шнейдер).
Методы математической обработки данных: анализ первичных статистик, сравнительный анализ. Математико-статистическая обработка данных проведена с помощью компьютерной программы SPSS 22.
Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось на базе войсковой части 38981, дислоцирующейся в г. Москва. Всего в исследовании приняли участие 50 военнослужащих со стажем службы от 1 до 15 лет.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы в процессе усовершенствования методов военно-психологического обучения и переподготовки профессиональных военнослужащих, в разработке способов комплектования и подбора военнослужащих на занимаемые должности, в дополнении существующих психокоррекционных методик и адаптации их для профессиональных военных, в составлении программ по индивидуальной работе.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время контрактная армия представляет собой основу всей армии в целом, в связи с чем процессы профессионального самоопределения и идентичности целесообразны для избравших для себя данную профессию, кроме этого, к отбору и переподготовке предъявляются различные требования в зависимости от необходимых компетенций. В связи с повышением престижности и статусности контрактной службы необходимо дополнить теоретические разработки в области удовлетворённости среди профессиональных военных.
В ходе изучения теоретического материала по проблеме тревожности в младшем школьном возрасте были проанализированы труды Н.В. Антоновой, Е.П. Ермолаевой, Л.Н. Захаровой, Э.Ф. Зеер, Э.Э Сыманюк, Е.А. Климова, А.К. Марковой, а также А. Файоль, Э. Мейо, А. Маслоу, Д. Мак-Грегор, Б.В. Ломова, Т.А. Китвель.
Исследование, направленное на выявление особенностей удовлетворенности трудом военнослужащих в соотношении с профессиональной идентичностью, проводилось на базе войсковой части 38981, дислоцирующейся в г. Москва. Всего в исследовании приняли участие 50военнослужащих со стажем службы от 1 до 15 лет.
Эмпирическое исследование проводилось согласно следующим этапам:
1. Подбор и обоснование выбора психодиагностических методик диагностики профессиональной идентичности и удовлетворенности трудом военнослужащих;
2. Изучение особенности профессиональной идентичности военнослужащих;
3. Провести сравнительный анализ удовлетворенности трудом у военнослужащих с разной профессиональной идентичностью;
4. Сформулировать выводы о проделанной работе.
На первом этапе исследования нами было выбраны следующие методики: 1) опросник «Интегральная удовлетворенность трудом» (А.В. Батаршева); 2) «Якоря карьеры» методика диагностики ценностных ориентаций в карьере (Э. Шейн, перевод и адаптация В.А. Чикер, В.Э. Винокурова); 3) Методика изучения профессиональной идентичности (Л.Б. Шнейдер).
В результате проведенного эмпирического исследования были получены следующие результаты:
Среди участников исследования преобладают военнослужащие с достигнутой профессиональной идентичностью. Данные военнослужащие характеризуются тем, что имеют сформированную и достаточно устойчивую ценностно-смысловую систему в профессиональной деятельности, имеют определенные личностно значимые установки и убеждения. Также, достаточно представлены в выборке исследования военнослужащие, обладающие псевдоидентичностью. Преждевременная идентичность была выявлена у 10% военнослужащих. В равной степени у военнослужащих, участвующих в исследовании, представлены диффузная идентичность и мораторий.
У военнослужащих наиболее выражены такие составляющие удовлетворенности трудом как «удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками», «предпочтения выполняемой работы высокому заработку», «профессиональная ответственность». Низкая степень выраженность у таких параметров удовлетворенности как «интерес к работе», «удовлетворенность достижениями в работе», «удовлетворенность условиями труда».
У военнослужащих в большей степени выражены такие карьерные ценностные ориентации как «менеджмент», «стабильность работы», «служение», «интеграция стилей жизни». В меньшей степени у военнослужащих выражены такие ценностные ориентации в карьере как «стабильность места жительства» и «автономия».
Сравнительный анализ позволил установить, что военные, обладающие достигнутой идентичностью и псевдоидентичностью проявляют больший интерес к своей профессиональной деятельности, ощущают рост своих профессиональных знаний и навыков, могут устанавливать благоприятные для службы отношениями с руководящим составом, чем военнослужащие с преждевременной, диффузной идентичностью и «мораторий». В целом, военнослужащие с достигнутой идентичностью и псевдоидентичностью имеют высокую степень удовлетворенности своим трудом.
Военнослужащие с достигнутой профессиональной идентичностью в большей степени стремятся быть мастерами своего дела, ценными для них являются успехи в профессиональной сфере, а также стремятся реализовывать свои личностные ценности в профессиональной жизни; у военнослужащих с псевдоидентичностью в большей степени выражена ценность менеджмента в карьере; стабильность работы, возможность прогнозирования ее развития и направления наиболее важны для военнослужащих с преждевременной профессиональной идентичностью.


1. Адлер, А. Понять природу человека [Текст] / А. Адлер. - СПб.: Академический проект, 1997. - 256 с.
2. Адамчук, В.В. Экономика и социология труда [Текст] / В. В. Адамчук. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 407 с.
3. Андреева, И. Н. Психология управления [Текст]/ И. Н. Андреева. - Новополоцк: ПГУ, 2007. - 228 с.
4. Антонова, Н.В. Проблема личностной идентификации в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии [Текст] / Н.В. Антонова // Вопросы психологии. - 1999. - № 2.
5. Аргайл, М. Психология счастья [Текст] / М. Аргайл. - М.: Прогресс, 1990. - 336 с.
6. Арзамаскин, Ю.Н. Морально-психологическое обеспечение в вооруженных силах России [Текст] / Ю.Н. Арзамаскин, Л.А. Бублик. - М.: ВУ, 2002.
7. Безносов, С.П. Профессиональная деформация личности [Текст] / С.П. Безносов. - СПб.: Речь, 2004. - 235 с.
8. Богдан, Н.Н., Технология карьеры [Текст] / Н.Н. Богдан. - Владивосток: ВГУЭС, 2003. - 156 с.
9. Борисова, Е.М. Индивидуальность и профессия [Текст] / Е.М. Борисова. - М.: Знание, 1991. - 80с.
10. Бублик Л.А. Морально-психологическое обеспечение деятельности частей и подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации [Текст] / Л.А. Бублик. - М.: ГАВС, 1994.
11. Бюссинг, А. Мотивация и удовлетворенность [Текст] // Управление человеческими ресурсами / Под ред. М. Пула, М. Уорнера. - СПб.: Питер, 2002. - 792 с.
12. Вечерин, А.В. Субъективные факторы удовлетворенности трудом сотрудников организаций [Текст] / А. В. Вечерин // Психология. Т. 8. - 2011. • № 2. - С. 96-111.
13. Герцберг, Ф. Структурирование организаций [Текст] / Ф. Герцберг. - М.: Мысль, 2010. - 373 с.
14. Герчиков, В.И. Мотивация, стимулирование и оплата труда персонала [Текст] / В.И. Герчиков. - М.: ГУ Высшая школа экономики, 2008. • С. 110-112.
15. Егоршин, А.П. Управление персоналом [Текст] / А.П. Егоршин. - 3-е изд. - Н. Новгород: НИМБ, 2007. - 720 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ